Педагогические функции урока (лекции)
p align="center"> 3. Методические основы проведения лекции

Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны к критике просчетов педагога.

Поэтому, входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно оказывая на слушателей продуманное психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самого начала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной деятельности.

Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить, что внимание - это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.

Если студент по какой-то причине не расслышал или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи.

Преподаватель должен своевременно сделать перерыв в лекции. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции.

Особое внимание следует уделить требованиям к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила к тому, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы. Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. - 2002. - №1.

Первая внимательно слушает лектора, анализирует информацию и делает конспективные записи. Это самый лучший способ осмысливания и фиксации лекционного материала.

Вторая - почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.

Третья - внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей памятью, на которую они и делают основную ставку.

Четвертая - ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.

Формирование культуры ведения лекционных записей - важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументи-рованной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению. Там же.

Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения - не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.

Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели, чтобы избежать ее декларативности и неопределенности в изложении материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981

Основная часть лекции. Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период «глубокого» внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации. Там же.

Загрузка внимания студентов на лекции зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты у каждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации.

Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения Более подробно см.: Герасимов В.П. Использование научно-технических средств преподавания в юридических вузах. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976 (подробнее см. работу В.П. Герасимова).

Для повышения познавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов: Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. - 2002. - №1

· постановка перед студентами вопросов - риторических или требующих реального ответа;

· включение в лекцию элементов беседы;

· предложение сформулировать те или иные положения или определения;

· разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

· использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.

Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.

Тщательно надо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.

Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

4. Критерии оценивания лекции

В связи с динамично развивающейся ситуацией в вузовском образовании, предъявляются все новые требования к проведению лекционных курсов. Коротко охарактеризуем их, выделяя 5 групп критериев. Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. - 2002. - №1

1. Научно-содержательный критерий: доказательство, убедительность изложения, научная глубина содержания, оптимальное сочетание теоретического и практического материала, логика, последовательность изложения.

2. Научно-методический критерий: учет и уровень подготовки студентов, активизация познавательных способностей, организация самостоятельной работы, проблемное построение лекции, использование диалога.

3.  Организационный критерий: четкий план и структура лекции, условия конспектирования, условия работы в аудитории.

4. Критерий риторического мастерства преподавателя: литературная грамотность изложения, оптимальный темп, свободный, демократический стиль общения, контакт с аудиторией.

5. Эмоционально-мотивационный критерий: эмоциональное воздействие, создание атмосферы доверия, педагогическое сотрудничество студента и преподавателя.

4.1. Оценка качества постановки вузовской лекции

Необходимость оценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив лекцию, может:

· сам дать оценку своей лекции с целью их дальнейшей работы по её совершенствованию;

· провести «самосертификацию» перед открытой лекцией, посещением лекции заведующим кафедрой, комиссией;

· выявить причины падения (провалов) интереса у студентов на лекции (шум, невнимательность и т.д.), прочность и качество усвояемого материала, эффективность воспитательных мероприятий и т.д.;

· проверить, всё ли сделано для повышения познавательной активности и т.д.

Сложность и многогранность задач, стоящих перед высшей школой, требует создания объективной, последовательной и эффективной оценки и контроля качества обучения, которая не только бы отслеживала результаты образовательной деятельности вуза, но и активно влияла на качество ее функционирования. Все проблемы рассогласования решаются, если в основу оценки положить принципы разработки лекции (или установки). В противном случае создание «принципов», которые лишь декларируются, как это сейчас происходит, неоправданно.

Т.А. Бусыгина Более подробно о методике см: Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. О принципах разработки вузовской лекции // «О Вы, которых ожидает Отечество». Вып. 5.- Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - С. 39-44. а так же: Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». - 2004. - №9. - с 54. разработала методику оценки лекции. Методика содержит 50 показателей: Бланк оценки см.в Приложении к настоящей работе.

· принцип научности содержания (3 показателя);

· принцип доступности изложения (6 показателей);

· принцип убедительности изложения содержания (3, и через доверие к профессионализму - 6),

· принцип ответственности (общей - 4, за организацию на лекции студенческого интереса - рационального труда - «внимания-понимания» - 10, активизации и задействования различных видов памяти - 4, за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления - 5);

· принцип приоритета общечеловеческих ценностей перед профессиональными (4).

Очевидно, что данное деление условно, но оно удобно для классификации.

Заключение

Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.

Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.

Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.

Опишем подробнее эти функции.

Лекция обязана нести эмоционально-психологическую нагрузку. Это означает предельную эмоциональную реакцию лектора и аудитории. В противном случае лекция будет неинтересной, скучной и неэффективной.

Лекция должна возбуждать интерес к читаемому предмету. Лекция должна активизировать полемику, диспуты, раздумья, желание узнать больше о преподаваемой науке.

Лекция должна реализовывать систематизирующую функцию. Преподаватель должен не только давать конкретную информацию по предмету, но и обучать студента методологии получения информации, объяснять внутреннюю логику науки, давать четкую систему знаний.

Лекция должна быть предельно прикладной. Теоретические познания необходимо иллюстрировать практическим материалом, с которым студент сталкивается, либо может столкнуться.

Лекция должна выполнять функцию трансляции определенной культуры. Культуры речи, изложения собственных размышлений, поведения и общения.

Список использованной литературы

1. Берулава М.Н. Современная лекция в вузе. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 10 с.

2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер,2000. 304 с.

3. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. О принципах разработки вузовской лекции // «О Вы, которых ожидает Отечество». Вып. 5.- Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - С. 39-44.

4. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». - 2004. - №9. - с 54.

5. Галесник Л.С. О методике чтения лекций. - В сб.: Вопросы методики преподавания в юридических вузах. - Свердловск, 1960.

6. Герасимов В.П. Использование научно-технических средств преподавания в юридических вузах. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976

7. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

8. Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979. - 89 с.

9. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983.

10. Касимов Р.Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: (Метод. рекомендации) / Р. Я. Касимов. - М., 1981. - 21с.

11. Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. - 2002. - №1.

12. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.

14. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.

15. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.- 150 с.

Приложение. Бланк оценки качества постановки вузовской лекции

Принцип (установка) подготовки лекции

№ показателя

Показатель выполнения принципа

Балл: 1/0

Научности содержания

1

Лекция соответствует современному состоянию науки об изучаемом предмете

2

Лекция содержит анализ методологии достижений, поисков данной науки и динамики её развития в ближайшие годы

3

Насыщена необходимым и достаточным математическим аппаратом

Доступности изложения

4

Все новые термины и понятия разъясняются

5

Наглядные пособия используются регулярно

6

Соблюдаются правила направленности изложения от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому

7

Соблюдается принцип взвешенности подбора фактов в лекции (разумное, целенаправленное соотношение негативных и позитивных фактов)

8

Подбираются факты злободневные и близкие к реальной жизни

Убедительности изложения

9

Доска в процессе лекции заполняется эстетично

Убедительность изложения содержания лекции

10

Преподаватель свободно совершает лекцию без опорных материалов (не читает с текста, конспекта и т.п., а только сверяется с ними)

11

Знания проводятся не только через ум студента, но и «через сердце», сопровождаются яркими чувственными эмоциями: удивлением, недоверием, радостью, оскорблением или возвышением чувств собственного достоинства, патриотизма и т.д.

12

Вербальные средства (голос) поведения преподавателя в аудитории подкрепляются отрепетированными невербальными - жестами, мимикой, паузами и др.

Убедительность лекции через доверие к профессионализму и личностным качествам преподавателя (направленность его на «объект-субъектные» или «субъект-субъектные» отношения):

13

Преподаватель проявляет педагогический такт: отсутствуют моменты агрессивности, проявления высокомерия

14

Преподаватель сам убеждён в том, что говорит на лекции и ярко этот доказывает аргументами и поступками

15

Чувствует смену настроения аудитории и уверенно управляет этим процессом, устанавливая с ней контакт

16

Имеет представительный внешний вид

17

Использует авторитетные источники информации

Систематичность

18

Через весь курс «красной нитью» проходит руководящая, основная идея, или сверхзадача курса

19

Все части изучаемого материала взаимосвязаны

20

Изученный материал обобщается, выделяются и оформляются главные мысли и выводы

21

Культивируется стройность изложения материала по содержа-нию и внешней форме его подачи, изложение осуществляется без отклонений от плана, осуществляется рубрикация курса, темы, вопроса

22

Используются систематизирующие и обобщающие таблицы

Ответственность

23

Освещение определённой темы (проблемы) носит законченный характер

Установка на общую ответственность

24

Степень знания «своего» предмета (высокая - низкая)

25

Знание особенностей будущей профессии студентов

26

Отношение к профессии преподавателя как к обязанности (любовь к профессии)

27

Ведётся учёт времени на лекции

Ответственность за организацию на лекции студенческого интереса - рационального труда - «внимания-понимания» - задействования различных видов памяти

28

Манера входа преподавателя в аудиторию и первая его фраза переключают внимание студентов на деловой лад

29

Используются методические приёмы для повышения мотивации к изучению темы (актуальность, связь с потребностями, с реальной жизнью и практикой будущей профессии)

30

Создаются проблемные ситуации

31

Излагается материал, которого нет в основном учебнике

32

Вместо «рекомендованных» списков литературы на выполнение СРС объясняются принципы их поиска

33

Преподаватель требует вести запись лекции, обучает студентов методике ведения записи лекции и контролирует выполнение этого требования

34

Преподаватель оказывает студентам помощь в ведении записи: меняет темп, делает паузы и т.д.

35

Используются приёмы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, шуток, экскурсов в историю, в биографии творцов науки и т.д.

36

Число крупных блоков информации, освещаемых на лекции, находится в диапазоне 7 2

37

В лекции есть «лишние» факты, создающие информационный фон вокруг числа 7 2

Осуществляется активизация работы памяти за счёт:

38

Установления ассоциаций

39

Повторения, установки на длительность запоминания, выделения опорных пунктов для запоминания

40

Использования мнемотехнических приёмов

41

Проектируется и реализуется эмоциональная кривая лекции за счёт чередования заинтересованности - эмоционального подъёма - пассивности - заинтересованности… (7 2) цикла

Ответственность за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления:

42

Осуществляется критический анализ различных точек зрения на отдельные научные положения лекции, показывается борьба гипотез и направлений

43

Квалифицированно проводится связь с другими курсами (межпредметные связи)

44

Указывается на связь с предыдущими и последующими темами курса (внутрипредметные связи)

45

Используются приёмы эвристической беседы: рассмотрение вопроса с разных сторон, постановка и разбор парадоксов, использование приемов сравнения и аналогий, варьирование задачи, переформулировка вопроса, предложение выдвигать гипотезы, опора на собственные исследования и случаи из практики своей работы, связь с новыми поисками в науке, показ «белых пятен», использование художественной литературы, исправление чьих-либо логических, фактических и прочих ошибок

Приоритет общечеловеческих ценностей

46

На лекции проводится линия на целостное воспритяие мира

47

На лекции проводится линия на приоритет общечеловеческих ценностей (жизни, здоровья, красоты, любви, истины, добра и др.) перед технократическими и профессиональными

На лекции проводится линия важности формирования не только концептуального интеллекта, но и интеллекта социального:

48

Ответственности каждого за жизнь и здоровье окружающих, за качество техно-генных действий, качество новых машин, технологий, т.е. за их человеко-природо-совместимость

49

Умение жить в социуме (среди людей), то есть умение правильно оценивать жизненные обстоятельства и действовать в соответствии с ними

50

Лекция, кроме когнитивного, содержит нравственный компонент, когда параллельно с научным мышлением воспитывается совесть («способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности на основе социально значимых норм»)

Общая сумма баллов

Посещаемость лекции студентами

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать