Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал

Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Факультет: ХТФ ЗДО

Кафедра профессиональной педагогики и психологии при ЦППКП

Курсовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЕМЬИ, ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Руководитель:

Кизесова И.В.

Разработал:

Студент (ка) группы 0305

Алексеева Е.А.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал

1.1. Семья. Функции семьи

1.2. Педагогическая культура семьи

1.3. Воспитательный потенциал семьи как элемент педагогической культуры общества

Глава 2 Влияние педагогической культуры семьи и её воспитательного потенциала на формирование личности ребенка и его социализацию

2.1 Определение воспитательного потенциала семей, участвовавших в исследовании

2.2 Определение особенностей формирования личности и социализации детей в исследуемых семьях

2.3 Сравнительный анализ

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Процесс воспитания осуществляется с помощью методов воспитания, под которыми понимаются конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с воспитателем (родителем, педагогом) и миром. При этом средствами воспитания являются объекты и явления, предметы окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры.

Сущность методов воспитания состоит в духовной деятельности по осмыслению жизни; формировании нравственной позиции субъекта; проживании социально-ценностных отношений; предметной деятельности и общении; приобретении навыков и привычек; развитии мотивации, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции.

Главные методы воспитания в семье - это пример, совместные с родителями занятия, беседы, поддержка ребенка в делах, в решении проблем, вовлечение его в различные виды деятельности в семье и вне нее.

Осуществляя воспитание, семья формирует личность ребенка в зависимости от своего культурного, социального и духовного уровня.

Развитие интеллекта и творческих особенностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, от их семейных отношений.

Целью настоящей курсовой работы является исследование проблемы педагогической культуры семьи и её воспитательного потенциала.

Задачи:

1) исследовать психолого-педагогическую литературу для раскрытия понятий: семья, семейное воспитание, воспитание в семье;

2) провести теоретический анализ понятия «культура семьи» в психолого-педагогическом аспекте;

3) проанализировать семью через понятие «воспитательный потенциал семьи» как элемент культуры общества;

4) провести анкетирование родителей для анализа воспитательного потенциала конкретной семьи;

5) провести анкетирование детей с целью определения особенностей формирования личности и их социализации в конкретной семье;

6) выполнить сравнительный анализ результатов анкетирования;

7) сделать вывод на основании сравнительного анализа о влиянии воспитательного потенциала семьи на формирование личности ребенка и его социализацию.

Объектом данного исследования является воспитательный потенциал семьи. Субъектом исследования является семья.

Гипотеза исследования: воспитательный потенциал семьи оказывает большое влияние на процесс формирования и социализацию личности ребёнка как элемент трансляции социокультурного опыта от поколения к поколению.

Глава 1 Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плохое, все, чем характерна его семья.

Семья определяется как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.

В семье проходит процесс первичной или ранней социализации ребенка. Социализация личности (ребенка) в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

Степень и благотворность воздействия семьи на ребенка определяется её педагогической культурой и воспитательным потенциалом.

1.1 Семья. Функции семьи

Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей.

Новейшие источники трактуют понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). ( Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002, с.257).

У современной семьи можно выделить восемь основных функций, каждая из которых имеет свой воспитательнообразовательный аспект. При этом на различных культурноисторических ступенях, в разных культурах он проявляется по-разному.

Репродуктивная функция семьи направлена на естественное воспроизводство населения и имеет целью удовлетворение потребности семьи в детях. Поскольку представления о размерах семьи человек, как правило, формирует по образу и подобию отчего дома, мы можем выделить педагогическую культуру семьи, ориентированную на многодетность, и педагогическую культуру семьи, не ориентированную или даже исключающую многодетность.

Культурная функция направлена на создание в семье определенной культурной атмосферы в целях формирования молодого поколения. В этой сфере также можно встретить как демократическую, так и авторитарную педагогическую культуру. Первая предоставляет членам семьи (и прежде всего детям) достаточную свободу культурного выбора. Вторая жестко навязывает культурные представления. При этом неважно, в какой форме осуществляется диктат как запрет или как принуждение.

Хозяйственно-бытовая функция направлена на ведение совместного хозяйства. Выделяют следующие типы педагогической культуры семьи по отношению к хозяйственно-бытовой сфере ее жизни: предписывающий, допускающий и исключающий участие в ней подрастающего поколения.

Производственная функция направлена на экономическую поддержку семьи, возмещение недостающих товаров, продуктов и услуг. В современных условиях эта функция связана и тесно переплетается с хозяйственно-бытовой.

Экономическая функция семьи представляет собой ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности личности. Семья участвует в личном и общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Экономическая функция семьи направлена на экономическую помощь несовершеннолетним и нетрудоспособным членам семьи. В реализации экономической функции педагогическая культура тесно связана с национальными традициями и весьма вариативна. Так, в современном российском обществе экономическая помощь родителей нередко продолжается и после того, как их дети вступают в самостоятельную жизнь или даже обзаводятся собственными семьями. Экономический аспект педагогической культуры семьи позволяет выделить в ней два типа: пролонгировано-опекающий и автономистский.

Сексуальная функция семьи направлена на удовлетворение и контроль сексуальных потребностей членов общества. Педагогическая культура этой стороны семейной жизни у разных народов также довольно вариативна и определяется в основном моралью, религиозными убеждениями, политической идеологией. Применительно к этой сфере жизнедеятельности семьи выделяют как минимум две разновидности педагогической культуры семьи: сексуальную и антисексуальную.

Социально-психологическая функция семьи направлена на взаимную поддержку членов общества, эмоциональную стабилизацию индивидов. Она предполагает взаимопомощь внутри семьи, основанную на любви и дружбе. Выделяют педагогическую культуру семьи ориентированную, и не ориентированную на поддержку престарелых сородичей.

Все большее значение придается коммуникативной функции семьи, и связанной с ней эмоционально-психологической функцией. Эти функции создают психологический климат в семье, удовлетворяют потребность в общении и подготавливают ребенка к вхождению в другие человеческие коллективы, корректируя правила общения с ровесниками и взрослыми.

В реализации коммуникативной функции особое значение имеет внутрисемейное общение. Это общение обусловливает многоаспектность семейных отношений (экономические, ценностные, нравственно-родственные, психологически-эмоциональные, половые); их естественность, постоянство, сердечность, глубокую интимность; направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи; своеобразие восприятия этих воздействий семьей.

Функция первичной социализации (воспитание детей) представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Прежде всего, это родители, ближайшие родственники, ровесники, а так же кормилицы и няни. Целью первичной социализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в доверии, послушании, желании делать им приятное и доброе. Эффективным приемом (педагогической практикой) первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях.

Воспитательная функция (семейное воспитание)- это процесс взаимодействия родителей и детей, характеризующийся рядом условий: общей позицией, семейной и педагогической культурой родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения, взаимодействия с ребенком.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Общая педагогическая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка, что должно означать заботу о ребенке и любовь к нему, оказание ему помощи и поддержки. Родители несут ответственность за воспитание детей перед обществом, законом, а также перед собой, своей совестью и детьми. Они должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их.

Семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. Характерной особенностью воспитательного влияния семьи на детей является его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

1.2 Педагогическая культура семьи

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - малая часть культуры.

Культура - это, прежде всего, характерный для данного человека (общества), образ мыслей и действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро - культурные ценности, регулируют взаимоотношения людей, это факторы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах.

Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

Культура вообще определяется как сложное многокомпонентное явление, связанное со всем многообразием жизни и деятельности человека.

Слово культура (от лат.- "cultura") известно со времени Цицерона. В переводе с латинского оно означает возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание, образование, развитие, почитание.

В данном контексте слово культура означает все созданное, неприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.

Культура семьи обусловлена историческим процессом преобразования естественных начал жизни искусственными средствами для удовлетворения нужд ближайших родственников и этноса, мегаполиса и государства, институтов глобальной экономики. Важнейшую роль среди этих процессов играет обусловленность деятельности семьи опытом духовно-исторического общения, пониманием исторических текстов, знакомством с памятниками культуры быта, техники, науки, религии и искусства, с биографиями значимых персон и собственной родословной, укорененностью в традициях этноса, конфессий, мегаполиса, а также духом глобальных модернизаций и инноваций. Культура семьи определяется пятью основными признаками.

Первый признак культуры семьи - признак историзма духовного опыта. В классификационном плане по признаку историзма можно выделить три типа семей. Первый: традиционная и современная. Второй: по месту жительства, по этнической принадлежности и по конфессиональной ориентации. Третий: по культурно-эпохальным критериям.

Традиционные семьи -- это семьи приоритетные: либо патриархальная, либо матриархальная, либо детоцентристская. В советское время преобладал последний детоцентристский тип семьи. Для современного типа семьи более свойственны сотрудничество и паритетность. С точки зрения социальных психологов, сотрудничество представляет собой идеальный тип отношений, так как предполагает взаимное понимание и поддержку.

По месту жительства культура семьи может быть представлена укладом деревенским, провинциальным и мегаполисным.

Вторым важнейшим признаком культуры семьи служит избирательность. Представляется, что в этом плане семьи могут быть классифицированы как либеральные и консервативные. Для либеральных свойственна ориентация на творчество, универсальность труда, инновационные знания, игротехнику. Для консервативных -- приверженность традициям, классические знания, ориентация на трудовую специализацию.

Третьим важнейшим признаком является способность семьи к упорядочиванию разных сфер жизни. Эта способность возникает там, где возможным становится соотнесение разных картин мира: супругов, детей, родственников. Виды семей по этому признаку высокопорядочные и малопорядочные.

Четвертым признаком является символизм и семантика семьи. Культура является ненаследуемой генетически картиной мира. Она дает человеку нечто, чего нет в генетике. Это символы, знаки, и значения, образующие семиотическое пространство в жизни семьи. С данной точки зрения, семьи могут быть классифицированы как высокообразованные и низкообразованные, высокомобильные и низкомобильные.

Пятым признаком культуры семьи (признак аксиологизма) служат ее ценностные ориентации.

Можно выделить три вида ценностей -- физические, духовные и материальные. Суть физических ценностей состоит в раскрытии с помощью семиотических средств природных способностей членов семьи. Эти ценности проявляются в культуре валеологической, эротической, экологической, психологической. По этому признаку семьи могут быть классифицированы как антропологически активные и антропологически пассивные.

Духовные ценности вытекают из физических и обращены на создание среды обитания человека в виде системы правил и прецедентов -- моральных, правовых, интеллектуальных, эстетических, религиозных. Данные ценности находят воплощение в культуре сакральной и секулярной, образовательной и рефлексивной, коммуникативной и художественно-эстетической, правовой и моральной, технической и гуманитарной. По этому основанию семьи можно классифицировать как высокодуховные и малодуховные.

Материальные ценности связаны с обработкой материалов природы средствами техники для создания искусственной среды обитания человека. Это культура быта, жилища, одежды, утвари, домашней техники, культура труда, дизайна и эстетической среды обитания. По отношению к материальным ценностям в культуре семьи можно выделить такие виды как материально богатые и материально бедные.

Семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее воздействие определяется, прежде всего, всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.

Педагогическая культура - это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект-субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать