Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников
p align="left">В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия “профориентация”. Так, Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко[39] дали следующие определение: «Профессиональная ориентация учащихся -- это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности»[39, c. 198].

«Профессиональная ориентация как экономический процесс -- это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества» - писал А.В. Соловьёв[4]. Общим для всех вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией ими понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах.

Государственная и практическая значимость этой проблемы подчёркнута Президентом РФ В.В. Путиным в «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005»[51].

1.2 Теоретические аспекты профессиональной ориентации старших школьников

Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

Итак, профориентация - это “научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества”[39 c. 45]. Профориентация должна представлять собой единство практики и междисциплинарной теории. При этом важное значение имеет теория: именно в ней преломляются те или иные идеи, которые затем помогают превратить практическую работу в научно-практическую. Теория не появляется, как правило, вместе с самой деятельностью. Чтобы сформулировать теорию, необходимо совершенствовать практику профориентации. В профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.

“Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом”[39, c.47].

Теорию профориентации можно определить следующим образом: “ Это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности”[38, c.48].

Это определение сравнительно простое и общее. Оно хотя и полезно для вхождения в мир теории, но с точки зрения научной строгости, неизбежной при определении теории любой деятельности, более глубокое определение понятия следующее: “Теория профориентации - это форма научной организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях двух процессов - профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и ориентирования ее на те профессии, по которым ощущается общественная потребность в кадрах»[39, c. 48].

Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важных задач - собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез. Последние также составляют важную часть теории. Например, в каждом районе (регионе) могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися.

Важный компонент теории профориентации - определенные закономерности. Поиск их служит общей целью научной деятельности. Познание закономерностей - это, в конечном счете, то самое главное, ради чего обычно и предпринимаются научные исследования. Найденные закономерности обычно выражаются с помощью понятийного аппарата и специфического языка науки, отличающегося большей точностью, выразительностью, большими возможностями стыкования профориентации с понятиями других наук и в том числе с математикой.

Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов профориентации завершена: предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей всем требованиям[33].

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров[33].

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающихся) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы[28]:

Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.

Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников - это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.

Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.

Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.

Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода.

Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы.

Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

1.3 Диагностика личности школьника в социально-педагогической поддержке профессионального самоопределения

Профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у школьников социальнозначимых внутренних (психических) регуляторов поведения и деятельности: воспитание уважительного отношения к различным видам труда; становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Всё это определяет воспитывающий, развивающий подход к личности школьника с целью его подготовки к осознаному выбору профессии.

Это проблема комплексная, многоаспектная, включающая социальные, экономические, психологические, педагогические, медико-физиологические аспекты, которые действуют одновременно и взаимосвязано[11].

В результате социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям, требованиям к работникам, где и как эти профессии можно освоить[21].

Особую ценность для учащихся представляют сведения о том, как проявляются профессиональное мастерство и творчество, в чём заключается профессиональная этика специалиста, какие моральные качества ему необходимы. Чтобы представление о профессии было объективным, необходимо ознакомление подростков с её трудностями, а также с тенденциями развития в будущем. Им необходимо знать также о медицинских противопоказаниях к той или иной профессии.

Социальный педагог или психолог поручают школьникам собрать необходимую информацию:

- общие сведения о профессии;

- характеристика процесса труда;

- санитарно-гигиенические условия труда;

- психофизиологические требования профессии к человеку;

- получение специальной подготовки, экономическая и правовая стороны профессиональной деятельности[28].

Одним из важных компонентов поддержки в профессиональном самоопределении является предварительная профессиональная диагностика (обследовании учащихся в целях профессиональной ориентации).

Содержание работы по предварительной диагностике школьника заключается во всестороннем изучении его личности, т.е. изучении его интересов, способностей, склонностей, профессиональных намерений, индивидуальных свойств нервной системы.

Эффективность работы социального педагога по профдиагностике во многом зависит от активности школьников в определении своего жизненного пути. Выбор профессии подростком должен основываться как на знании своих стремлений, психофизиологических особенностей, так и на понимании своего места как квалифицированного специалиста на современном производстве.

К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья[27].

Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.

Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно назвать такие ценности, представляющие для него значимость:

- самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде -- быть полезным обществу;

- авторитет в трудовом коллективе;

- признание родных, знакомых, друзей;

- самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;

- применение свои знаний, умений, способностей;

- творческий характер труда;

- стать мастером своего дела;

- романтика трудовой деятельности;

- материально-практические, утилитарные ценности -- хороший заработок;

- должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности[17].

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

- общая мотивировка;

- романтика профессий;

- мотивы познавательного характера;

- мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;

- ссылка на пример;

- немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

- мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

- мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;

- мотивация неуверенная, неаргументированная;

- никак не аргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это, в свою очередь, даёт возможность выяснить направленность личности на ценности.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.

1. Интерес -- это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате восприятия каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое - заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.

2. Склонности -- это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся

3. Способности -- это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не водятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности[17].

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

Характер человека представляет собой не случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Учёт особенностей темперамента в профессиональной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек-дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например, оператора, диспетчера, лётчика и т.д.[42]

«Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для характеристики его как исполнителя определённых видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора производственного процесса в различных областях физического и умственного труда»[37, c.89].

Для изучения личности школьника в целях последующей профориентации можно использовать такие методы, как:

1. Наблюдение.

2. Анализ документов и результатов деятельности.

3. Анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах в семье.

4. Анкетирование.

5. Беседы, интервью. Для них должна быть разработана тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так и с учителями, классными руководителями, директорами школ, родителями и т.д.

6. Педагогический эксперимент.

7. Метод обобщения независимых характеристик. Суть этого метода заключается в том, что учителя, работающие в том или ином классе, дают свою характеристику школьникам. С этой целью можно привлечь и других лиц: родителей, одноклассников, школьного врача и т.д. После этого социальный педагог обобщает полученные им независимые характеристики. Более глубоко и разносторонне изучить личность школьника можно, используя несколько методов. Затем полученные данные следует обобщить. В результате получится целостная системная сумма знаний об ученике. Диагностический аспект профориентации тесно взаимосвязан с воспитательным.

1.4 Структура и социально-педагогические технологии поддержки старших школьников в профессиональном самоопределении

Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессиональной деятельности способствуют успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии. В свою очередь, успех профессионального самоопределения обучающихся зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии. Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий в рамках старших классах в общеобразовательных учреждениях.

Однако изучение нормативно-правовых и научно-методических материалов, обеспечивающих допрофессиональную подготовку учащихся, показывает, что существующие подходы к организации и осуществлению деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении учащихся недостаточно эффективны[37]. Несмотря на высокий уровень разработанности теории профессиональной ориентации, сложившаяся практика профориентации не обеспечивает в полной мере устойчивую мотивацию обучающихся к выбранной профессиональной деятельности и их последующую успешную адаптацию в профессиональной среде.

Это обусловливает необходимость определения сущности, структуры и содержания социально-педагогической деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии, поиска новых подходов к решению проблем, возникающих у них в период формирования профессиональных намерений, требует разработки новых форм и технологий профессиональной ориентации школьников, которые обеспечивали бы эффективное социально-педагогическое руководство в их профессиональном самоопределении[42].

Содержание социально-педагогического сопровождения подростка в профессиональном самоопределении связанно с решением следующими задачами:

1) проведение информационной работы;

2) обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута;

3) выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора;

4) определение готовности к самостоятельному выбору профиля обучения;

5) определение реальной проблемы личностно-профессионального самоопределения;

6) изучение индивидуально-психологических особенностей личности;

7) изучение мира профессий;

8) определение психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;

9) коррекция психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;

10) коррекция выбора[42].

Для решения данных задач применяется широкий спектр средств социально-педагогического сопровождения старшеклассников.

Проблемы профессионального самоопределения всесторонне изучены в исследованиях Е.А.Климова[17], Н.С.Пряжникова[33] и др. Ими выявлено, «что сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»[34, c. 128]

Целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Достижение данной цели предполагает взаимодействие двух сторон -- самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего, формирующего готовность и способность к адекватному выбору на любом этапе жизненного пути.

Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения предполагает наличие ценностно-нравственной основы самоопределения; знание о выбираемых целях; представление об основных внешних препятствиях на пути к намеченным целям; знание путей и способов преодоления внешних и внутренних препятствий.

Личный профессиональный план представляет собой основу для самоопределяющейся личности, позволяет выделять особенности профессионального самоопределения, а также дает возможность определять содержание деятельности специалистов, оказывающих помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения.

Таким образом, успешное решение проблем профессионального самоопределения учащихся предполагает сформированность у школьника:

внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (адекватный выбор жизненного пути, в том числе профессионального);

готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (мотивация к избранной деятельности).

Это способствует адекватному выбору профессии обучающимися, их устойчивой мотивации к избранной профессиональной деятельности и повышению качества профильной допрофессиональной подготовки, что, в свою очередь, должно обеспечивать в последующем успешную адаптацию молодых специалистов в профессиональной среде[42].

Поскольку профессиональное самоопределение является сложноорганизованной комплексной деятельностью, предполагающей взаимодействие самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего его, успешное решение проблем профессионального самоопределения зависит от того, как будет организована помощь учащимся в период формирования у них профессиональных намерений, каково ее содержание.

Для достижения наибольшей эффективности комплекс необходимых профориентационных мероприятий в общеобразовательном учреждении должен осуществляться через специально организованную социально-педагогическую деятельность с учащимися.

«Сущность социально-педагогической деятельности заключается в том, что она является способом оптимизации процесса социализации на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды, при этом конкретное содержание определяется рядом параметров: объектом, на который она направлена, сферой приложения и социальными функциями»[28, c. 35]

«Социально-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределении представляет собой вид деятельности, направленный на оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду. Под профессионально-ролевой адаптацией понимается усвоение правил, норм, требований, предъявляемых профессиональной средой к человеку, что обусловливает его приспособление к этой среде в соответствии с его потребностями, интересами, мотивами»[28, c. 36].

Определяя социально-педагогическую деятельность в профессиональном самоопределении старшеклассников как систему, необходимо назвать ее структурные элементы.

Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, на кого она направлена, для кого она специально организована), цели (к чему она стремится), содержания, функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается цель). Деятельность всегда осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности.

Исходя из того, что одной из задач социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении старшеклассников является организация социально-педагогической поддержки со стороны специалистов, в качестве основных субъектов обозначенной деятельности выделяются: социальный педагог, психолог (педагог-психолог), учителя, родители[4].

Объектом являются учащиеся старших классов. Представляя учащихся в качестве объекта, необходимо сделать оговорку: так определено только в смысле направленности деятельности (цель: способствовать успешному профессиональному самоопределению учащихся для успешной адаптации в профессиональной среде). В процессе же деятельности у специалистов с учащимися складываются субъект-субъектные отношения, предполагающие равенство и активность самоопределяющихся, то есть учащиеся являются одновременно и субъектом и объектом деятельности.

Содержание социально-педагогической деятельности предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду профессиональной деятельности.

С учетом специфики деятельности субъектов в профессиональном самоопределении учащихся старших классов могут быть выделены следующие их функции:

· функции социального педагога -- прогностическая, дидактическая, организационная, посредническая;

· функции психолога -- диагностическая, прогностическая, коррекционная, дидактическая, посредническая;

· функции учителя -- дидактическая и прогностическая;

· функции родителей -- организационная и прогностическая.

К средствам относятся все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. В качестве средств социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении учащихся старших классов можно выделить:

· пространственно-временные ресурсы;

· кадровые ресурсы;

· программно-методическое обеспечение;

· нормативно-правовую базу;

· материальные ресурсы.

Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала консультируют с помощью различных методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдаёт клиенту рекомендацию, в лучшем случае - несколько вариантов таких рекомендаций. Социально-педагогическая поддержка школьников в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов[45].

Система социально-педагогического сопровождения представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.

1. Диагностический компонент - основа для постановки цели и задач. Диагностика проводится с применением следующих методов: тестирование, анкетирование, интерпретация педагогической ситуации (совместно с психологом), обращение к педагогам или психологу ребенка, родителям, классному руководителю.

2. Организационный - выбор средств социально-педагогического сопровождения. На организационном этапе осуществляется подбор команды, определение средств и форм работы.

3. Деятельностный - собственно реализация социально-педагогического сопровождения, которая может осуществляться на основе следующих подходов: указание (педагог самостоятельно принимает решение о том, что необходимо клиенту), соглашение (условия согласовываются с клиентом, обозначая цель и организационные моменты) и согласие (социальный педагог соглашается с предложенной клиентом схемой, но такая форма работы малоэффективна).

4. Аналитический - анализ и коррекция деятельности [31].

Предварительный этап -- ещё до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профориентационную гипотезу -- определить проблему и наметить пути её решения.

1. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим: особенностей данного учащегося (в чём он сам видит проблему), условия консультирования (насколько они помогают решать проблему учащегося), самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику). На первом этапе важно не столько “исследовать” учащегося, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особенное значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале - максимальная доброжелательность; далее - доброжелательность и конструктивность; в завершение консультации - доброжелательность и оптимальное настроение.

2. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.

3. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения[17].

Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:

1. Информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т.п.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать