Педгогические основы контроля и оценки деятельности младших школьников
p align="left">Надо было видеть с каким воодушевлением было принято мое предложение все классом. Меня особенно интересовало, как отнесется к выполнению задания Володя Б. Этот ученик пришел в класс со слабой подготовкой и под разными предлогами нередко пропускал уроки. На это раз он проявил необычный интерес к тому, о чем говорилось в классе, о чем-то сосредоточенно думал. Оживленное коллективное обсуждение предстоящей самостоятельной работы растопило Володино равнодушие.

На перемене после урока Володя вдруг подошел ко мне (чего раньше никогда небывало) и с некоторым смущением спросил: «А можно я опишу лошадь?” я ответил, что конечно, можно. “А можно я сделаю к следующему уроку работу на черновике, а Вы посмотрите и укажите на мои ошибки?» я ответил согласием. Меня заинтересовало, почему именно лошадь захотел описать Володя. Выяснилось что мальчик любит животных, особенно лошадей. Он живет недалеко от ипподрома и частенько помогает его работникам ухаживать за лошадьми.

Каков был результат выполнения домашнего задания? Большинству учащихся пришлось по два, а то и по три раза переделывать работу, а Володе Б даже четыре раза. В конечном счете все учащиеся получили отличную оценку. Получил ее и Володя. Когда наступила очередь Володи, он принес дневник и стесняясь, положил его на мой стол. Я ярко поставил крупную «пятерку». Мальчик бережно взял дневник и пошел, сияя, на свое место. Да, ему было от чего сиять: ведь он впервые увидел в своем дневнике «пятерку» за самостоятельно выполненную работу. Сев на свое место, он положил дневник на парту, трижды осторожно промакнул «пятерку», посмотрел на нее еще раз, аккуратно закрыл дневник и оставил его на парте. С этого времени Володя больше не был неуспевающим учеником.

Конечно, ни один описанный прием сделал Володю успевающим. Многое пришлось продумать, применить на деле, чтобы эпизодический интерес к письменной работе превратить в познавательный интерес к учебному труду. Ученик, несколько раз выполняя одну работу на собственном опыте убедился что может сделать ее значительно лучше, что в начале казалось ему невозможным. Ученик как бы открывает в самом себе творческие силы, он радуется, видя свой успех и стремится к нему вновь.

Уважительными причинами, повлекшими за собой получение неудовлетворительной отметки, надо считать болезнь ученика, какой-либо эпизодический случай в семье, помешавший ученику удовлетворительно выполнить домашнее задание; отсутствие учебного пособия или возникшие перед учеником трудности в учебном труде, которые он смог самостоятельно преодолеть; недостаточный контроль со стороны родителей за режимом для школьника; условия, мешающие или не позволяющие учиться и т.д.

В таких случаях выставлять неудовлетворительную отметку школьнику за плохой ответ или слабую работу нет никакого смысла более того, делать это вредно т.к. отметка не станет стимулом к повышению успеваемости. Наоборот, она будет только травмировать ученика и может зародить у него неприязнь к учению, к школе. Полезно также совместно с родителями подумать о том, как устранить причины мешающие ребенку успешно учиться,

Нельзя травмировать школьника неудовлетворительными отметками, если он не успевает, по не зависящим от него причинам, как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных педагогических требования к ним и как можно меньше формализма - вот что требуется от каждого учителя.

Тематический (периодический) контроль

Выявление и оценка знаний и умений учащихся усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель - установить насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, знаков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится как правило после изучения логически завершенной части учебного материала - темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса. Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенно тему, то это тематический контроль. Его задача - проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний тесно связанную с проблемным обучением.

Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля

Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку.

При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые«отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.

Возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Тематический орфографический учет знаний и умений учащихся

Средством оценки качества орфографической подготовки учащихся младших классов является диктант, хотя в школьной практике используют также списывание и орфографический разбор. Это позволяет учителю с одной стороны, определить степень освоения учебного материала, с другой - оценить избранный путь преподавания того или иного раздела правописания.

Вместе с тем при подобном подходе важная информация об овладении орфографией поступает к обучающему с некоторым опозданием, носит по преимуществу контрольный характер и не может являться объективным показателем сформированности у учащегося конкретных орфографических учений. В повседневной работе мало учитывается этап работы по конкретной теме, не прослеживается влияние изучения орфографической теории (правил) на практику письма. Зачастую трудно бывает понять, чем является для ученика грамотное письмо: результатом обучения умению применять полученные теоретические сведения на практике или следствие развитого чувства, языка. В таком случае индивидуальные различия и возможности школьников, а также перспектива роста их грамотности оказываются без должного внимания учителя.

В этой связи важной представляется организация обучающей тематической проверки знаний и умений учащихся, при которой оценивается сформированность различных компонентов знаний и умений у каждого учащегося класса. Тем самым у учителя складывается объективная картина освоения учебного материала уже в процессе изучения конкретной орфографической темы. Тематический орфографический учет позволяет эффективно планировать изучение каждого раздела правописания, при необходимости своевременно вносит коррективы в содержание и выбор формы проведения каждого урока, регулировать дозировку различных типов упражнения в соответствии с индивидуальными достижениями учащихся, организовывать дифференцированный подход к обучению.

В настоящей статье содержатся рекомендации к проведению тематического орфографического учета в I-II классах, где основу программы составляют две важные и сложные темы: “Правописание парных звонких и глухих согласных” и “безударные гласные в корне слова”. Эффективность их усвоения находится в прямой зависимости от прочности владения знаниями и умениями в области звуков речи и состава слова. Готовность младших школьников к изучению орфографии определяет подготовительный учет.

Подготовительный учет осуществляется в процессе изучения раздела “Звуки” и “Буквы” Учащимся предлагаются задания общего порядка, слуховые и зрительные.

Задание 1. Цель: проверить сформированность умения различать гласные и согласные звуки.

а) На какие две группы можно разделить все звуки речи? Чем различаются гласные и согласные? Приведите примеры.

б) Послушайте слова. Поднимите красную карточку, если первый звук в услышанном слове гласный.

в) Прочитайте слова. Разложите их в два столбика; начинающиеся с гласной и начинающиеся с согласной.

Задание 2. Цель: Проверить сформированность умения различать ударные и безударные гласные.

а) Спишите слова и расставьте знак ударения.

б) Спишите слова в два столбика: с ударением на первом слоге и с ударением на втором.

в) выборочный диктант. Запишите слова в два столбика: с ударением на первом слоге и с ударением на втором.

Задание 3. Цель: Проверить сформированность умения различать твердые и мягкие согласные.

а) Назовите по порядку звуки в словах (на выбор учителя)

б) Послушайте слова. Поднимите зеленую карточку, если первый звук в слове мягкий, синюю - если звук твердый.

в) Рассмотрите картинки. Назовите предметы, изображенные на них. Запишите слова в два столбика: начинающиеся с твердого звука - в первый с мягкого звука - во второй.

г) Прочитайте слова. Запишите только те, в которых все согласные твердые: мыши, лыжи, сом, окунь, карась.

Задание 4. Цель: Проверить сформированность умения различать звонкие и глухие согласные.

а) Дайте характеристику согласным звукам в словах (на выбор).

б) Рассмотрите картинки. Назовите предметы, изображенные на них. Запишите слова в два столбика: начинающиеся со звонкого - в первый, с глухого - во второй.

в) Прочитайте слова. Отложите те, которые начинаются со звонкого согласного.

Задание 5. Цель: Проверить сформированность умения различать родственные слова.

К выделенному слову припишите из слов, данных в скобках, только родственные слова -

вода … (водитель, водяной, подводник, водичка)

вес… (вести, весить, весы, весовой, известие),

ряд… (рядовой, нарядный, рядок).

Знания и умения в области звуков речи требуют практического освоения учащимися совершенно иначе идет изучение орфографии. Работа над орфографическим материалом требует обращения к специальным правилам с целью проверки написания, По мнению Д.Н. Богоявленского, знание правил является необходимым условием успешного формирования орфографического навыка.«Все искусство обучения орфографии … состоит именно в том, чтобы наилучшим образом подвести учащихся к орфографическому правилу, точно и ясно объяснить его, научить применять правило к конкретным случаям написания».

На этапе изучения конкретных орфографических тем применяют ориентировочный учет. Он помогает учителю определить:

применяют ли ученики на письме конкретные правила,

насколько полно владеет обучаемый правилом,

в какой мере устанавливаются связи с другими учебными материалами.

Проще всего предложить детям выучить формулировку правила наизусть и проверить результат. Однако нужно учесть, что знание формулировок может быть результатом механического заучивания. Ученик же должен понять правило как в целом, так и в составных его частях.

Любое орфографическое правило содержит в себе, с одной стороны, указание на объект правила (безударные гласные в корне слова надо проверять),с другой - указание на то, как надо проверять написание (изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы безударный гласный стал ударным). В соответствии с этим разработаны две группы заданий. Первая рассчитана на выявление у учащихся умения выделять объект орфографического правила, вторая на определение того, как ученик действует по правилу.

Работа с объектом орфографического правила

Сам объект орфографического правила, а им служат орфограммы различных видов, - явление весьма сложное, содержащее, как минимум, две стороны: фонетическую (безударность гласных, парность согласных по звонкости- глухости) и морфологическую (безударные в корне, приставке, суффиксе, окончании). Это обусловлено основным принципом русской орфографии -фонемно - морфологическим. Значить для полноценного выделения объекта правила нужно не только указать фонетический признак орфограммы (безударные гласные), но и морфологически ее конкретизировать:

безударные гласные в корне слова;

безударные надежные окончания имен существительных и прилагательных;

безударные личные окончания глаголов;

парные звонкие и глухие согласные в приставках.

Между тем в школьной практике при изучении конкретных орфограмм внимание обучаемых обычно не обращается на орфограммы других видов и фонетические связи между различными видами орфограмм не устанавливаются. В таком случае например, правописание безударных гласных в корне оказывается в значительной мере изолированным от правописания безударных окончаний, кроме того, далеко не всегда сами учителя добиваются уточнения морфемной принадлежности орфограммы, без чего невозможно пользоваться правилами правописания: безударность в корне проверяется способом изменения слова или подбора однокоренных слов, а безударность надежных окончаний проверяется ударением, путем подбора слова с теми же грамматическими показателями(купался в ванне - - е, т. как купался в реке, 1 склонение, предложный падеж)Таким образом проверка умения выделять объект орфографического правила включает в себя задания двух видов.

Первый вид задания: Цель: Проверить сформированность умения давать полноценную квалификацию орфограммы.

Прочитайте:

Подбежал к калитке, отпилил сухую ветку от березки. Написание подчеркнутых букв надо проверять. Почему?

Задание второго вида: Направлены на проверку умения находить объект орфографического правила и предполагают работу как с отдельными словами так и со связными текстами.

1. Орфограммы безударных гласных в корне слова.

а) Прочитайте слова. Написание каких букв надо проверять? Почему?

Река, весной, большой, вечерний, мясной, ледяной, закричали.

б) Послушайте слова. Что нужно проверять при их написании?

Вяжу, скрипел, вечерний, озеро, почернели.

в) Прочитайте текст. Написание каких слов надо проверять?

Сосна

Митя посадил маленькую сосенку. Мальчик часто поливал ее водой. Возле сосны зеленела трава. По утрам на траве блестела роса (14 орфограмм)

г) Послушайте рассказ. Написание каких слов нужно проверять?

Катя и Маша

Пошла Катя за грибами. Она взяла Машу. Маша была мала. На пути

была речка. Катя взяла Машу к себе на спину. Сняла чулки и пошла

по воде. Катя несла Машу. (9 орфограмм) (По Л. Н. Толстому)

2. Орфограммы парных звонких и глухих согласных

а) Прочитайте слова. Написание каких букв нужно проверять?

Мед, шалаш, сторож, указка, краска, бумажка.

б) Послушайте слова. Что нужно проверять при их написании?

Клюв, лебедь, коляска, пирожки, шкаф.

в) Прочитайте текст. Написание каких слов нужно проверять?

Поход

Ребята пошли в поход. У костра готовили обед. Дежурные достали ложки. Ели вкусный суп. После обеда сидели на травке. Глеб рассказал интересную сказку. Потом друг другу загадывали загадки (9 орфограмм).

г) Послушайте рассказ. Написание каких слов нужно проверять?

Зимой

Наступила зима. Утром бывает сильный мороз. Часто падает снег.

У дома большой сугроб, снег занес все дорожки. Дети надели теплые

шубки и шапки. Они весело играют в снежки (8 орфограмм).

Неумение школьников обнаружить в слове орфограмму как «точку» применения специального правила является реальной предпосылкой орфографической ошибки. Не зная, что следует проверять ученик привыкает писать по произношению. Обусловлено это явление прежде всего недоработками методики. Явление прежде всего недоработками методики. Во-первых, очевидна зависимость усвоения орфографии от степени овладения учеником, минимумом фонетических знаний и умений (постановка ударения, распознавание ударных и безударных гласных и т.п.) Во-вторых, в неполных учебниках недостаточно представлены упражнения на нахождение объектов орфографических правил. Действительно, наиболее распространенное упражнение - списать, вставляя пропущенные буквы, где орфограмма уже задана авторами учебников. В - третьих, наблюдения уроков русского языка и выборочный анализ поурочных планов у разных учителей показывают, что в угоду увеличения количества написанных за урок слов в повседневной практике почти полностью отсутствует указанная работа.

В этой связи для обучения нахождению объекта орфографического правила как наиболее эффективные можно рекомендовать следующие упражнения:

а) Объясните, почему в текстах упражнений пропущены определенные буквы.

б) Прослушайте текст. Посчитайте сколько слов нуждаются в проверке. Объясните, какие и почему.

в) Спишите текст, пропуская буквы, нуждающиеся в проверке.

г) Запишите текст. В сомнительных для себя случаях вместо букв оставляйте пробел (Письмо С «дырками»)

Действие по орфографическому правилу

Когда говорят о действиях по орфографическому правилу, имеют в виду прежде всего алгоритмы - отработку языковых операций в определенном порядке. Однако основные трудности владения правилами состоят не столько в последовательности действий, сколько в их содержательной стороне. Как установлено Л. И. Айдаровой. Орфографические трудности рождаются главным образом в плоскости семантических отношений между проверяемым и проверочными словами, они определены отсутствием связи между грамматическими значениями и выражением их отдельными морфемами слова. Действительно младший школьник зачастую не осознает слова садовник и сад однокоренными(сад - это деревья, а садовник - это человек). В начальной школе традиционно отрабатываются два способа проверки: изменение того же слова и подбор однокоренного слова. И хотя практическим умением образовывать новые формы и слова учащиеся владеют, они не умеют делать это произвольно по специальному заданию».

В процессе экспериментальной работы Н,С, Рождественский доказал большое значение выделения и составления групп однокоренных слов. Он рекомендует как можно раньше развивать у школьников элементарное осознание родства между словами.

«Важно подбирать роды однокоренных слов так, чтобы каждый ряд начинался с опорного слова (затем оно будет осознаваться как проверочное, контрольное) опираясь на которое ученики могли бы правильно писать все слова данного ряда или группы». Подробную работу следует начинать уже с периода обучения грамоте.

Не менее важно чтобы дети сознательно действовали, выбирая способы проверки и соблюдая все необходимые и достаточные условия проверки - смысловые и фонетические (гласный становится ударным; после согласного гласный или сонорный).

Задание 1. Цель: Проверить умение различать способы проверки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать