Разработка электронного учебника по теме "Моделирование лифа"

Разработка электронного учебника по теме "Моделирование лифа"

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт технологий сервиса и дизайна

Кафедра технологии швейного производства и методики

профессионального обучения

Утверждаю:

Зав. Кафедрой ТШП и МПО

_________

«___»____________ 2007

Курсовая работа

Разработка материалов в помощь преподавателю и студентам по дисциплине «Моделирование одежды» для специальности 050501 - Профессиональное обучение (Дизайн)

По дисциплине «Методика профессионального обучения»

Студент: ___________

Дата защиты:_______________

Оценка: ___________________

Подпись членов комиссии:

________________

Абакан 2007

Содержание

Введение

I. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов

1.1 Принцип внедрения информационных технологий в учебный процесс ВУЗа.

1.2 Роль и место информационных технологий в обучении.

1.3 Требования, предъявляемые к электронному учебнику

II. Разработка и обоснование выбора фрагмента электронного учебника в помощь преподавателю и студентам по дисциплине «Моделирование одежды»

2.1 Анализ учебно-программной документации и ее методическое обеспечение по дисциплине «Моделирование одежды»

2.2 Подбор дидактического материала для разработки фрагмента электронного учебника по теме «Моделирование лифа» дисциплине «Моделирование одежды»

2.3 Структура и содержание фрагмента электронного учебника по теме «Моделирование лифа» дисциплине «Моделирование одежды»

Заключение

Список используемых источников

Введение

В современной динамично развивающейся отечественной системе профессионального образования, в условиях непрерывного увеличения потока информации все более значимыми становятся процессы информатизации и компьютеризации. Новые информационные технологии обеспечивают реализацию новых подходов к обучению, предоставляют обучающимся новые средства и методы поиска и управления знаниями.

При разработке новых средств обучения необходимо помнить, что реализация процесса обучения не может проходить без использования наглядных учебных пособий.

В настоящее время значение использования в образовании и обучении мультимедиа возрастает. Так как знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, подвержены быстрым изменением, поэтому методики, основой существования которых технических средств обучения, должны по своему содержанию быть весьма гибким.

Мультимедиа - быстро развивающаяся информационная технология, отличительными признаками которой являются:

· Интеграция в одном программном продукте различных видов информации;

· Работа в режиме реального времени;

· Новый уровень интегративного общения «человек - компьютер».

В настоящее время широко применяются информационные технологии, которые помогают шире передать материал, поэтому разработка электронного учебника актуальна для данной дисциплины «Моделирование одежды». [9. 86с.]

От сюда вытекает проблема, на сколько эффективно будет изучение студентами темы «Моделирование лифа» по дисциплине «Моделирование одежды» если применить в обучении фрагмент электронного учебника по данной теме.

Объектом исследования является электронный учебник по дисциплине «Моделирование одежды».

Предметом исследования является разработка фрагмента электронного по теме «Моделирование лифа» дисциплины «Моделирование одежды» для специальности 050501 - Профессиональное обучение (Дизайн).

Цель исследования: разработать фрагмент электронного учебника по теме «Моделирование лифа» дисциплины «Моделирование одежды» для специальности 050501 - Профессиональное обучение (Дизайн).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать рабочую программу по дисциплине «Моделирование одежды», с целью выявления умений и навыков, которыми должен овладеть студент ;

2. Выявить требования, предъявляемые к содержанию и оформлению электронного учебника;

3. Подбор материала для разработки фрагмента электронного учебника по теме «Моделирование лифа»;

4. Определить структуру электронного учебника;

5. Разработать фрагмент электронного учебника по теме «Моделирование лифа» и рекомендации по его использованию на занятиях дисциплины «Моделирование одежды».

I. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов

Компьютер можно использовать на всех этапах материала: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний. Он может выступать как в роли учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, так и игровой среды.

Информационные технологии позволяют создавать электронные средства обучения, интегрирующие свойства практически всех традиционных средств, использовать, корректировать и сохранять опыт, содержащий в информационных средах, обмениваться им, минимизировать расходы на обучения. [4. 29c.]

1.1 Принцип внедрения информационных технологий

в учебный процесс ВУЗа

В условиях гуманизации образования формирования индивидуальности будущего педагога становится важнейшей целью профессиональной подготовки. Необходимо создать студенту условия для самореализации самовоспитания и саморазвития. И, прежде всего это становится возможным в процессе обучения, где известны цели деятельности и пути их достижения, из которых учащийся выбирает то, что наиболее соответствует его индивидуальности [10.5с.].

Необходимость использования информационных технологий в профессиональном образовании диктует несколькими обстоятельствами. К ним прежде всего следует отнести фундаментальные изменения XXв., поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технология. Приоритетное развитие призваны получить информационные технологии, играющие роль катализатора как научно-технического, так и социально-экономического развития общества. Использование компьютерных сетей, электронных образовательных сред предполагает выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных предметных дисциплинах, так и в междисциплинарном пространстве профессионального процесса, включающего и научно-исследовательскую работу студентов. Все это осуществляется при наличии учебно-методического комплекса, который включает в себя:

- современные учебники (обычного и электронного издания);

- аудио- и видеозаписи по отдельным разделам учебной дисциплины;

- рабочие тетради;

- компьютерные обучающие программы;

- электронные и текстовые учебно-методические пособия;

- компьютерные программы для выполнения лабораторных, курсовых и дипломных проектов, научно-исследовательских работ;

- наглядные учебные пособия и альбомы, выполненные на электронных носителях информации;

- электронный справочный материал в виде образовательных баз данных;

- контрольно-измерительные системы на основе компьютерных программ по дисциплинам и специальностям;

- методику контроля промежуточных и итоговых знаний на основе компьютерных тестирующий программ;

- системы мониторинга образовательного процесса по всем дисциплинам и специальностям учебного заведения.

Также существуют дидактические требования к современным учебно-методическим комплексам, которые должны:

- обеспечивать каждому студенту возможность обучения по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивы, склонности и другие качества;

- оптимизировать содержание учебной дисциплины, сохраняя и обогащая набор знаний, включенных в федеральные и региональные компоненты;

- оптимизировать соотношение теоретической и практический подготовки будущих специалистов, интенсифицировать процесс обучения;

- реализовать концепцию непрерывного образования;

- активизировать экспериментальную и научно-исследовательскую деятельность студентов и преподавателей;

- сокращать психическую и физиологическую нагрузку студентов. [15.39с.].

«Трудности могут быть преодолены путем разработки учебно-методических комплексов, обеспечения приоритетности разработки стратегии и идеологии применения информационных технологий в образовании на основе сочетания с традиционными педагогическими подходами» [31.8с.].

Можно отметить что, продуманные учебно-методические комплексы, с точки зрения дидактических требований, могут поднять эффективность учебной деятельности в высших учебных заведениях на основе информационных и традиционных педагогических технологий, которые не должны противоречить друг другу.

Необходимо сказать, что на сегодняшний день уже нет никакого сомнения, что наступивший информационный век российского общества будет веком компьютеризации и профессиональных знаний, следовательно, система образования должна будет решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой современных конкурентно-способных специалистов на основе информационных и коммуникационных технологий обучения [16.37с.].

1.2 Роль и место информационных технологий в обучении

В современном обучении прежние традиции не утратили своего объективного значения. Главное назначение традиционного обучения - вооружить учащихся системой научных знаний, прочными умениями и навыками, с помощью которых они могут не только получать новые знания, но и активно пользоваться ими в личной и общественной практики.

Из теории педагогики известно, какое большое значение имеют принципы обучения, такие, как наглядность, научность, сознательность и активность, прочное усвоение знаний, систематическое обучения. Однако в традиционном обучении главную роль играет искусство и мастерство самого педагога в использовании таких методов обучения, которые эффективно воздействуют на учащихся [30.7с.].

Использование информационных технологий в учебном процессе требует особых подходов в образовании. Для того, чтобы преподаватель смог объясним студентам нужный материал с помощью информационных технологий, ему необходимо пройти нужные курсы по изучению компьютерных программ.

Концептуальными особенностями применения компьютерного обучения являются:

- принцип адаптивности - приспособление материала к индивидуальным особенностям каждого обучаемого;

- управляемость - в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения;

- неограниченность обучения - содержание, интерпретация и приложения могут быть как угодно велики [33.14с.].

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний. Он может выступать как в роли учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, так игровой среды.

Компьютерная программа - это необходимая часть дидактического материала, используемого для интенсификации процесса обучения иностранными языками [33.14с.].

Актуальность разработки и внедрение электронных учебников, структура которых пока не устоялась, обусловлена: недостатком традиционных учебников, ориентированных на определенную профессию или производственную технологию, соответствующих конкретному образовательному стандарту, образовательной программе; достаточно затратным обеспечением учебного процесса материалами, инструментами, приспособлениями; необходимостью совершенствование методики обучения, подходов к профподготовке [4.29с.].

1.3 Требования, предъявляемые к электронному учебнику

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть «электронный учебник», какие функции должны быть.

Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличие от обычного учебника? В.А. Скакун дает следующее понятие электронного учебника:

«Электронный учебник - это комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине.» [29.155с.]

Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам электронного учебника можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

Электронный вариант учебника вмещает в себя и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественное системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствует повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

Традиционное построение электронного учебника: предъявление учебного материала, практика, тестирование. [ 36.24с. ]

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представляет собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий;

2. Каждый фрагмент наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций;

4. На иллюстрациях, представляющие сложные модели и устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, планы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом);

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области;

6. Видеоинформация или анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. Видео клипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной схеме;

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

В режиме работы электронного учебника можно выделит три основных режима:

1. обучение без проверки;

2. обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

3. тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использовать гипертекстовые технологии.

«Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексе имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагмент, звук».[34.35с.]

II. Разработка и обоснование выбора фрагмента электронного учебника в помощь преподавателю и студентам по дисциплине

«Моделирование одежды»

2.1 Анализ учебно-программной документации и методического обеспечения по дисциплине «Моделирование одежды»

В Энциклопедии профессионального обучения дается следующее понятие учебно-программной документации:

Учебно-программная документация - это совокупность нормативных документов, определяющих цели и содержание образования и обучения по конкретной профессии (специальности).

К учебно-программной документации относятся профессиональные характеристики профессий, учебные планы, учебные программы, тесты и другая документация [34.179с.].

В методическом пособии В.А.Скакуна «Методика профессионального обучения в схемах и таблицах» представлено следующее определение учебно-методической документации.

Учебно-методическая документация - это совокупность документов, обеспечивающая осуществление конструирования, планирования, выбора и применения по конкретному предмету, обуславливающее их развитие и совершенствование.

Анализ учебно-программной документации является одной из основных видов деятельности педагога, проводимой с целью проектирования учебного процесса. В учебном процессе результаты анализа учебно-программной документации необходимо учитывать при составлении педагогом планирующей документации при подготовке к занятию.

При проведении занятий преподаватель руководствует государственным образовательным стандартом по специальности, учебным планом, учебной программой.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать