Развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

Развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

Содержание

Введение

1. Теоретические основы развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

1.1 Понятие, виды и сущность внимания

1.2 Психологические особенности развития школьников

1.3 Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников

2. Развитие внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

2.1 Методологические основы развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

2.2 Организация педагогического эксперимента по развитию внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

2.3 Развитие внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие школьников, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Школы призваны создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития школьников и осуществить его подготовку к школе.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Школьники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимание школьника отражает его интересы по отношению к занятиям.

Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой, так и сложной. Проблема внимания -- одна из сложных проблем в педагогике. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимание рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание) т.е. как фактор, который способствует только избирательному протеканию приема и переработки различной информации.

Другая трактовка внимания представлена в книге "общая психология" С.Л. Рубинштейна, где внимание рассматривается как фактор, который обеспечивает протекание всех познавательных процессов. Таким образом, сфера действия внимания расширяется до познавательных процессов в целом. "Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка, внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира".

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, таким как память, мышление, восприятие или воображение, но оно есть главное условие осуществления познавательных функций. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Это есть направленность, настроенность и сосредоточенность психической деятельности. От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, его понимание, быстрое усвоение знаний и дисциплина во время учебных занятий. Умение быть внимательным имеет значение в развитии личности.

Исторически сложившаяся система школьного образования подчинена задаче усвоения умений и навыков. Развитие внимания у старших школьников в рамках такой системы рассматривается, как важнейшая предпосылка успешности обучения. Ученик может быть талантливым, но имея рассеянное внимание, он всегда будет иметь пробелы в знаниях.

Актуальность исследования, заключается в том, что сегодня рекомендации и методики для педагогов по развитию внимания относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации развития внимания у старших школьников, хотя на сегодняшний день для успешного обучения необходимо чтобы старшеклассники на уроках были особо внимательны.

Объектом исследования является внимание старших школьников.

Предметом исследования является развитие внимания у старших школьников в процессе изучения темы графический редактор.

Целью исследования является определение методов и возможностей развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2) определить основные методы и условия, способствующие развитию внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор.

3) разработать методическую систему упражнений развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор.

4) дать оценку эффективности предложенной методики посредством педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования: уровень внимания, а значит и успеваемость у старших школьников будет выше, если в процессе изучения темы графический редактор строить урок по модульному принципу, т.е. выбирая разделы из разных учебников. Это сделает урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повысит уровень внимания, успеваемость и будет способствовать развитию интереса у учащихся к учебной деятельности.

Методы исследования включают: аналитический и педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и итоговый; в который в свою очередь входят методики: наблюдения, опроса, тестирования, обработка и интерпретация результатов.

База исследования: МОУ средняя школа № 12, старшие школьники, ученики 9-го класса, в количестве 17 человек. Опытно-эксперементальная работа проводилась с полного согласия старших школьников.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы могут применяться при разработке методических пособий по развитию внимания, познавательных и творческих способностей у старших школьников не только на уроках информатики, но и при изучении других предметов.

Выпускная квалификационная работа представлена на 93 с., состоит из введения, двух глав, заключения, 4 приложения, 6 рисунков, библиографический список содержит 57 источников литературы.

1. Теоретические основы развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

1.1 Понятие, виды и сущность внимания

Внимание -- это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте. Оно дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы нервничаем, переживаем и беспокоимся, очень сложно заставить себя сконцентрироваться. Нам бывает гораздо легче сосредоточиться, если мозг находится в спокойном эмоциональном состоянии и ничем посторонним не занят.

Выготский в рамках культурно исторической теории высших психических функций занимался анализом внимания как высшей психической функции. По мысли Л.С. Выготского, в одном из своих ранних экспериментальных исследований "Развитие высших форм внимания в детском возрасте" писал: "Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, в том положении, что корни этой формы поведения надо искать не внутри, а вне личности ребенка. Решающее значение для внимания имеет овладение указательным жестом и словом как указанием, таким образом внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием." [ 3 ]

Приведенное высказывание со всей ясностью показывает, что никакого собственно натурального внимания нет, если не считать таковым безусловную ориентировочную реакцию. Внимание с самого начала формируется как специфически человеческая психическая деятельность под влиянием общения, воспитания. [4]

Понимание процессов и явлений внимания как особых свойств процесса восприятия внимания высказывает А.Н.Леонтьев: "Я думаю все-таки, что полнее, ближе и точнее эти своеобразные явления охватываются общим учением о восприятии, о перцептивной деятельности". [39]

Разрабатывая эту идею, Ю.Б.Гиппенрейтер вслед за А.Н.Леонтьевым формулирует предположение о непосредственной связи эффектов внимания и их проявления в сознании со структурой и динамикой деятельности. Суммируя взгляды А.Н.Леонтьева на проблему внимания, Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает: "Внимание не имеет самостоятельной сущности. Оно присутствует во всякой деятельности. Только через анализ структуры деятельности мы можем понять природу внимания и проникнуть в его свойства" Более того, "у внимания нет самостоятельных свойств. Все, что мы описываем как свойства внимания, по существу есть лишь различные свойства деятельности" [8, с.62, 63].

В статье "К проблеме внимания" П.Я. Гальперин высказывает следующее: "Когда внимание отрицают вместе с другими психическими функциями, это не затрагивает его в частности. Когда же внимание отождествляют с другими психическими явлениями, то в этом уже проступают реальные трудности проблемы внимания, невозможность его выделения. В основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен). У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности [7, с.118].

Другая трактовка внимания представлена в книге "общая психология" С.Л. Рубинштейна, где внимание рассматривается как фактор, который обеспечивает протекание всех познавательных процессов.

Внимание - важная сторона познавательной деятельности. Педагогу необходимо знать особенности его формирования. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, отвлекаемостью и рассеянностью. Эти особенности можно использовать в качестве показателей внимания у старших школьников. При развитии внимания большое значение имеет учет их психологических особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. [8,с.115].

Причины непроизвольного внимания можно разделить на три группы. К первой группе причин относятся:

- сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание;

- качество раздражителя, т.е его новизна, необычность, под "новизной" понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

Ко второй группе причин относятся

- раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище [8,с.123].

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Под направленностью следует понимать избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов [8, с. 196].

То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не неопосредованное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью [8, с.185].

Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, то есть соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) конкурирующих воздействий. Выделяется функция удержания (сокращения в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

Свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое воспринимают одновременно. Объединенные по смыслу объект воспринимаются в большем количестве, чем не объединённые. У взрослого человека объём внимания равен 4-6 объектам [8, с.226].

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течении некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью [8, с. 233].

В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - значительно большей устойчивостью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты во взаимосвязях, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности [8, с.240].

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. Основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который мог делать одновременно семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно [8,с.242].

Распределение внимания, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке [8, с. 246].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать