Развитие зрительного восприятия у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир"

Развитие зрительного восприятия у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир"

81

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и методики начального образования

Дипломная работа

на тему: Развитие зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир»

Благовещенск 2010

Аннотация

Дипломная работа содержит 89 с., введение, две главы, заключение,9 рисунков, 6 таблицы, библиографический список содержит 47 источников литературы, 6 приложений.

Зрительное восприятие, средства, развитие окружающий мир, младшие школьники, особенности, методы.

В данной работе рассматриваются: теоретические аспекты развития зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир». Требования и особенности применяемые к средствам по развитию зрительного восприятия. Психолого-педагогические особенности младших школьников. Проведена экспериментальная работа. Даны соответствующие выводы и рекомендации родителям и учителям начальных классов.

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая и психолого-педагогическая литература, электронный ресурс, публикации в специализированных периодических изданиях.

Содержание

Введение

1. Теоретический аспект проблемы развития зрительного восприятие средствами предмета окружающий мир

1.1 Понятие и значение зрительного восприятия в развитии у младших школьников

1.2 Возрастные психолого-педагогические и физиологические индивидуальные особенности зрительного восприятия у младших школьников

1.3 Требования и особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия младших школьников

2. Развитие зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

2.1 Методологические основы развития зрительного о восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию зрительного восприятия средствами предмета окружающий мир

2.3 Оценка эффективности комплекса занятий направленных на развитие зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир»

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

В настоящее время в условиях обновление современного образования, средней школы огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего на развитие способностей учащихся. В связи с этим встает вопрос об обеспечении школы развивающими методиками.

Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития - вооружать младших школьников осознанными, прочными знаниями, всесторонне их развивая.

Развитие зрительного восприятия младших школьников - одна из наиболее актуальных проблем развивающего обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания -- всестороннего и гармонического развития личности.

Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики .

Л.А. Венгер [9,с.7] дает следующее определение зрительному развитию младших школьников - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение зрительного восприятия младшем школьном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

А.В. Запорожец [14,с.69] подчеркивает, что успешность обучения младших школьников в школе в значительной мере зависит от уровня его зрительного восприятия. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент умственного воспитания младших школьников и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения различными видами деятельности.

Л.П. Григорьева [10,с.18] утверждает, что недостаточное зрительное развитие младших школьников приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения в школе.

Хорошо известно, что именно зрительное восприятие являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох педагогики. В русской педагогике вопросами зрительного восприятия занималась Е. И. Тихеева, опыт Монтессори для практики использовала Ю.И. Фаусек. Отечественные педагоги также внесли вклад в решение проблем развития зрительного восприятия: дидактические разработки Ф. Н. Блехер, системы дидактических материалов Б. И. Хачапуридзе и др.

Исследования, проведенные рядом авторов, свидетельствуют об эффективности целенаправленного и систематического развития зрительного восприятия у младших школьников, посредством обучения их перцептивным приемам для выполнения конкретной деятельности.

Однако анализ психологической литературы показывает, что до сих пор не уделяется достаточного внимания развитию зрительного восприятия, с позиции овладения ребенком новыми способами действия, которые позволили бы ему использовать свое восприятие для успешного выполнения учебной деятельности. Несмотря на ценность научных трудов, вопросы зрительного воспитания редко освещаются в современных исследованиях, в связи с этим сложилось противоречие между необходимостью развивать зрительное восприятие младших школьников, как фундамент умственного воспитания и отсутствием методологических разработок по развитию зрительного восприятия.

В связи с этим становится очевидной актуальность исследования средств предметного развития зрительного восприятия, которые могли бы обеспечить усвоение необходимого объема информации и развитие способностей зрительного восприятия.

Актуальность данного исследования определяется противоречием между необходимостью развивать зрительное восприятие младших школьников, как фундамент умственного воспитания и отсутствием методологических разработок по развитию зрительного восприятия и тем, что в пределах зрительного восприятия подготавливается, переход от восприятия к мышлению и формируется определенная основа, необходимая для последующего интеллектуального развития младшего школьника.

Цель исследования: процесс развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир, которое предусматривает достижение главной цели воспитания -- всестороннего и гармонического развития личности младшего школьника.

Объект исследования: зрительное восприятие

Предмет исследования: процесс развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир

Задачи исследования:

1) проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) выявить психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

3) определить методы для развития зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир;

4) разработать и реализовать комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

5) дать оценку эффективности предложенного комплекса занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

Гипотеза исследования: развитие зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» будет успешным если:

- будут учтены психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

- использованы разнообразные средства предмета окружающий мир по развитию зрительного восприятия младших школьников

- работа по развитию зрительного восприятия будет проводиться систематически и всеми участниками воспитательного процесса.

Методы исследования:

1) анализ научной и психолого-педагогической литературы;

2) наблюдения;

3) тестирование;

4) эксперимент;

5) математическая обработка результатов и интерпретация

База исследования: Средняя школа МОУ № 14, г. Благовещенск. В исследовании принимали участие младшие школьники, ученики 2-го класса, 12 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что впервые разработаны модифицированные методики обследования зрительного восприятия младших школьников, методы развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир, разработаны конкретные способы продуктивного развития способностей зрительного восприятия младших школьников. Методика развивающего эксперимента может быть использованы учителями в школьной практике для развития зрительного восприятия у младших школьников любого школьного возраста, а так же для более эффективной организации учителем собственной педагогической деятельности; преподавателями педучилищ и вузов при создании спецкурсов и спецсеминаров.

1 Теоретический аспект проблемы развития зрительного восприятие средствами предмета окружающий мир

1.1 Понятие и значение зрительного восприятия в развитии у младших школьников

Зрительное восприятие у младших школьников - это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Значение зрительного восприятия в младшем школьном возрасте трудно переоценить.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори и др., а также известные представители отечественной педагогики: и психологии Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова и др. справедливо считали, что зрительное восприятие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [6,с.31].

Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное зрительное восприятие.

В школе младшие школьники на уроках окружающий мир знакомятся с явлениями природы, начинают осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. В домашних и индивидуальных заданиях младшие школьники используют зарисовки, лепку из пластилина, различные подделки, аппликации и т.д. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, младшие школьник должны достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения [26, с.125].

Младшие школьники выясняют взаимоотношения частей в пространстве и соотносят свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет зрительное восприятие при начертании букв [26, с.125].

Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что младшие школьники не могут воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой [28,с.75].

Но дело не только в том, что низкий уровень зрительного восприятия резко снижает возможность успешного обучения младших школьников. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду обеспечивающих успехи художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают зрительные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и другие внешние свойства предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне зрительного восприятия, достигаемом в ранние периоды детства [28,с.75].

Значение зрительного восприятия у младших школьников для их будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой школьного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов зрительного восприятия на различных предметах, в том числе и средствами предмета окружающий мир. Главное направление зрительного восприятия должно состоять в вооружении младших школьников зрительной или сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в школьную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения сенсорной культуры достаточно систематически упражнять органы чувств младшего школьника в различении формы, цвета, величины и другие свойства предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие младшего школьника коренным образом отличается от развития детенышей животных. Младший школьник развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Зрительное восприятие младшего школьника - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей)[1,c.28].

Младшие школьники в жизни сталкиваются с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, младшие школьники, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимают все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь зрительное восприятие - последовательное планомерное ознакомление младших школьников с сенсорной культурой человечества [28, с.33].

Большое значение в развитии зрительного восприятия имеет формирование у младших школьников представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками младшего школьного возраста и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ[24, с.3].

Воспитание сенсорной культуры младших школьников в области восприятия формы, величины и цвета, составляет основное содержание зрительного восприятия. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности [10, с.36].

Зрительное восприятие включает все виды и формы общения у младших школьников с внешним миром. Поэтому зрительное восприятие составляет неотъемлемую часть любой содержательной деятельности младших школьников, организуемой в школе, оно входит в любые формы воспитательно-образовательной работы с ними. Разумеется, в каждой из сторон общего воспитания зрительное должно быть педагогически правильно организовано, должно достаточно точно учитывать их особенности и задачи. Например, в области эстетического воспитания очень большое значение имеет формирование зрительной основы изобразительной деятельности младших школьников - овладение свойствами формы в лепке, рисовании [10, с.39].

До настоящего времени в педагогике зрительное восприятие выделяется как особый процесс, как отдельная дидактическая задача. Вместе с тем в продуктивной деятельности, такой, как игра, пение, рисование, речь, конструирование и др., зрительные процессы остаются недостаточно организованными, задачи зачастую даже и не ставятся.

Все это вовсе не означает, что зрительное восприятие выделяется из общей системы воспитания. Оно может осуществляться и как специально организованный процесс, если направлено на решение сенсорных воспитательных задач. Организация зрительного восприятия внутри содержательной деятельности формирует у младших школьников именно обобщенную ориентировочную деятельность.

Исследования, раскрывают большие возможности правильной организации чувственного опыта у младших школьников в процессе содержательной деятельности. Это не только обогащает деятельность, но и делает целенаправленным сенсорный опыт у младших школьников.

Оценивая роль зрительного восприятия в психическом развитии, следует учитывать их значение не только для усвоения определенных знаний и умений, но и для формирования индивидуальных способностей у младших школьников. Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную основу. Например, тонкое мышечное чувство и точный глазомер составляют основу многих «практических» способностей; развитое зрительное восприятие форм и красок является необходимым компонентом изобразительных способностей и т. д. Поэтому развитие зрительного восприятия имеет очень большое значение для всего последующего развития у младших школьников.

Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Так же у младших школьников недостаточное зрительное восприятие приводит к выраженному нарушению коммуникативных функций [36].

Таким образом, зрительное восприятие необходимо во всех видах физического и умственного труда. Учитывать закономерности потенциальных возможностей младшего школьника каждого возрастного периода это теория зрительного восприятия. Она предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса зрительного восприятия (двигательные умения и навыки, правильно и точно воспринимать цвета, формы и другие свойства окружающей действительности.), усвоение которой обеспечивает младшим школьникам необходимый уровень подготовленности для дальнейшего успешного обучения в школе. Вместе с тем необходим учет возрастных особенностей и возможностей младшего школьника каждого периода его жизни. В каждом возрасте перед зрительным воспитанием стоят свои задачи, и формируется определенное звено сенсорной культуры.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать