Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах
Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах
Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах
- Содержание
- 1. Категориальный анализ мыслительной деятельности, её общая системная характеристика
- 1.1 Психологическая теория деятельности
- 1.2 Категориальный анализ
- 1.3 Мыслительная деятельность как составляющая познавательной деятельности
- 2. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах
- 2.1 Активная мыслительная деятельность учащихся как основа усвоения знаний
- 2.2 Методы и приёмы
- 2.3 Игра как форма урока, использование приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся во время игры
Введение"В деятельности человек раскрывает своё особенное место в мире и утверждает себя в нём как существо общественное. Поэтому ответить на вопрос "Что такое человеческая деятельность?" - значит выяснить, что представляет собой сам человек".
Некоторое время назад проблематика деятельности и деятельностного подхода в различных науках, в том числе и в педагогике и в психологии, была весьма популярна. Разные варианты этого подхода разрабатывались такими выдающимися философами, как М.К.Мамардашвили, Г.С.Батищев, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин. Интенсивно изучались в эти годы проблемы общей структуры деятельности, предпринимались попытки представить её как систему (Каган М.С., Кветной М.С.), исследовались отдельные аспекты деятельности (Буева Л.П.). Много философских, социологических, психологических и педагогических исследований были посвящены различным видам деятельности. Между тем в настоящее время деятельностная тематика утратила былую популярность, в адрес деятельностного подхода выдвигается ряд обвинений, в частности, в пагубном антропоцентризме, "узости" теории деятельности. Но ведь можно и иное понимание деятельности. Взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе участников, коллективная деятельность может дать новый толчок для развития деятельностного подхода в разработке теорий различных наук.
Деятельность как философская категория является "сквозной" для разных отраслей наук, в том числе и для психологии. Психологическая теория деятельности, составной частью которой является и мыслительная деятельность, служит основой для ряда теоретических и экспериментальных разработок в области педагогики, ряда её концепций. Неслучайным является и тот факт, что выдающиеся психологи, такие, как С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, занимались изучением отдельных аспектов данной категории. В общей теории учения (основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными) сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. В трудах этих учёных большое значение уделяется процессу учения, развития, который основывается на принципах единства психики и деятельности.
И всё же не все проблемы мыслительной деятельности, анализ её сущности и структуры получили всестороннее раскрытие в научной психологической и педагогической литературе: требуется внести ясность в определении мыслительной деятельности, нет системных теоретических трудов о развитии мыслительной деятельности учащихся на уроках филологического цикла, недостаточно полно представлены практические приёмы, формы и способы активизации мыслительной деятельности на уроках литературы.
1.
Категориальный анализ
мыслительной
деятельности, её общая системная характеристика
1.1
Психологическая теория деятельности
В настоящее время существует мнение о том, что в психологии обращение к проблеме деятельности было вынужденной формой приспособления к официальной идеологии, что все интересные результаты, полученные в рамках этого подхода, могут быть интерпретированы иначе, что современные науки о человеке должны искать другую методологию. В цели нашей работы не входит подробный анализ психологической теории деятельности, однако на некоторых моментах данной проблемы остановиться всё же следует в связи с тем, что педагогика и психология связаны теснейшим образом, и говорить об активизации мыслительной деятельности учащихся, не затронув психологический аспект просто невозможно. Основоположник психологической теории деятельности С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев, развивший эту теорию, считали, что деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям. Сознание есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. А.Н.Леонтьев писал: "Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащённости она кристаллизируется в продукте. Осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание". Новый же этап разработки психологической теории деятельности был намечен в последних работах В.В.Давыдова, посвящённых коллективной деятельности. Он показал, что коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия; взаимодействие её участников может быть понято и как коммуникация. Л.Выготский писал о том, что процессы, совершающиеся между индивидами, участвующими в процессе речевого общения, становятся процессами "внутри" индивидуума, преобразуясь соответственным образом. Вслед за ним Давыдов рассматривает интериоризацию как способ индивидуального присвоения форм коллективной деятельности. Действия, включённые во взаимодействия с действиями другого человека, предполагают субъектно-субъектные отношения.Здесь отчётливо видна связь с современными требованиями к организации учебного процесса, в основу которых должны ложиться субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником.Таким образом, мы видим, что обращение к проблеме активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках является не только теоретически оправданным, но и актуальным для сегодняшнего времени1.2
Категориальный анализ
Как уже говорилось выше, понятие "деятельность" охватывает и биологическую жизнедеятельность человека, и его социокультурный, и духовный уровень.В общей психологии представлена своя модель действий, в которой они рассматриваются как процессы, подчинённые осознаваемой потребности и цели. Социология рассматривает действия как социальные факты, в которых объективируются человеческие способности, система целей, потребностей и ценностей посредством которых осуществляется процесс включения деятельности индивидов в общественную практику.Для того чтобы в полной мере выявить характеристику категории мыслительной деятельности, необходимо соотнести её с другими.Схема, предложенная Каганом, с нашей точки зрения, наиболее полно раскрывает место категории деятельности (в целом) в сопоставлении с другими категориями.Человеческая деятельность, при рассмотрении её в развитии, предстаёт перед нами как двухуровневая биосоциальная система, превращающаяся благодаря изменениям и в филогенезе и онтогенезе из жизнедеятельности живых существ в социокультурную деятельность человека как общественного существа. Деятельность человека возникает, меняется и совершенствуется вместе с духовным развитием человека, с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она постоянно изменяет.Деятельность имеет различные формы и виды. Способ производства людьми своей материальной жизни, являясь основой деятельности, обладает спецификой, подчиняется своим особым законам и осуществляется при различном соотношении стихийного и сознательного в общественных субъектах. В зависимости от целей, которые преследует субъект, выделяют преобразовательную и познавательную деятельностиМы в нашей работе остановимся на познавательной деятельности, а именно на мыслительной деятельности и её развитии, поэтому остановимся на нижеследующих определениях.Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.1.3
Мыслительная деятельность как составляющая п
ознавательн
ой
деятельност
и
"Если деятельность субъекта не затрагивает реального бытия объекта или изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть". Познавательной можно назвать такую деятельность, в которой активность субъекта, направленная на объект, не изменяет его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. "Познавательный образ является активным отражением окружающего мира в сознании человека". Любой объект познания выступает в качестве системы определённой сложности, поэтому познание предполагает отражение его целостности, структуры.Познавательная деятельность имеет своими объектами природу, общество, человека и саму познающую личность. Познание выступает на трёх уровнях: перцептивное познание (чувственно данное), повседневное познание (здравый смысл) и научное познание. Чувственные данные первичны в смысле данности, очевидности, они выражают исходный контакт человека с реальностью. "Познавательная гипотеза… превращает "сырые" чувственные данные в материал, из которого строится образ действия". Практическое познание неотрывно от практической деятельности и сохраняет свои результаты в обыденном сознании людей в виде их жизненной мудрости или практического опыта.Что касается типологии познавательной деятельности, связанной с тем, кто осуществляет функцию её субъекта, то очевидно наличие индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, не только в форме самопознания, но и в различных областях науки, в том числе и в педагогике.Познавательная деятельность имеет свои разновидности. В сфере познания мы встречаемся с деятельностью производящей и потребляющей, одна из которых даёт новые знания, другая же потребляет их, т.е. усваивает новые знания; потребление и производство имеют здесь, безусловно, духовный характер. Различие между продуктивной и репродуктивной деятельностью проявляется как различие между исследовательской, приводящей к открытию новых законов бытия, и деятельностью, которая "тиражирует", репродуцирует научные открытия, придавая им форму, доступную для массового восприятия. Безусловно, данная классификация имеет условный характер, так как "присвоение" знаний может быть также и продуктивным.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что мыслительная деятельность - это процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему к получению её результата. Мыслительная деятельность предполагает активную конструктивную деятельность по переструктуированию исходных данных, их расчленение, синтез и дополнение.
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах
2.1
Активная мыслительная деятельность учащихся как основа усвоения знаний
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. В новой "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) "знания" определяются следующим образом: "…проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков". Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей. С учетом вышесказанного перед учителем стоит несколько задач:А) перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;Б) преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащихся;В) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию, применению знаний в знакомых и новых условиях, творческой переработке усвоенных знаний, оценке самим учеником полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития. И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:· уровень различения (или распознавания) предмета;· уровень его запоминания;· уровень понимания;· уровень применения.Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации.
|
Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько) | |
Уровень усвоения | Название уровня | Характеристика уровня | |
0 (нулевой) | Понимание | Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости | |
I | Узнавание | Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие) | |
II | Воспроизведение | Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной | |
III | Применение | Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное | |
IV | Творчество | Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством | |
|
Мы видим, что высшим уровнем усвоения учебной информации является творчество, которое невозможно сформировать, не используя на уроках приёмы активизации мыслительной деятельности.2.2
Методы
и
приёмы
Прежде, чем мы остановимся на определённых формах и приёмах активизации мыслительной деятельности, следует затронуть вопрос о методах преподавании литературы, т.к. данный вопрос является общим по отношению к формам и приёмам работы на уроке.Слово "метод" означает путь, способ познания, систему правил и подходов к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления. "Метод обучения (в педагогике) - это способ совместной работы педагога и учащихся при овладении знаниями в ходе учебного процесса". Другими словами, метод - способ достижения какой-либо учебной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения учебных знаний. Наиболее утвердившийся в методике литературы можно считать классификацию Н.И.Кудряшёва, разработанную на основе предложений М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера с учётом своеобразия литературы как учебного предмета. Существует несколько классификаций в зависимости от её основы: по источникам передачи и характеру восприятия информации (С.И.Петровский), по дидактическим задачам (М.А.Данилов) и др. В зависимости от характера познавательной деятельности можно выделить следующие методы. "Это методы: творческого чтения, эвристический, исследовательский (проблемно-поисковый) и репродуктивный". Рассмотрим в рамках данных методов последовательно отдельные приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах."Метод творческого чтения…наиболее специфичен для преподавания литературы как искусства; его назначение - развитие художественного восприятия, эстетических переживаний, глубокого проникновения в мир художественных образов; это метод, особенно способствующий развитию воображения учащихся, их образного мышления, стимулированию их художественного творчества". На тех уроках, когда школьников надо ввести в мир художественных образов, вчувствоваться в них, метод творческого чтения в разных его приёмах формирует читателя, который со-творит вместе с писателем. (Бахтин М.М.) Однако не всегда известные приёмы в рамках данного метода (выразительное чтение учителя, учащихся, прослушивание записи в исполнении актёров и др.) обеспечивают активизацию мыслительной деятельности. Необходим предварительный настрой ученика на восприятие художественного произведения, "…установление ассоциативной связи между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта". Интерес и внимание школьников достигается сообщениями о биографии поэта, о истории создания произведения, введение учащихся в те жизненные условия, в которых создавалось произведение. Необходимым условием подлинно творческого восприятия художественного произведения является предварительно заданный учителем вопрос или задание. Так, например, перед чтением поэмы А.Блока "Двенадцать" (11 класс) уместным будет следующее задание:1. Ответьте на вопросы:- Что видит, слышит и ощущает автор в данной главе?- Как он относится к тому, о чём он рассказывает? Обоснуйте своё мнение.- Какие ассоциации (с произведениями литературы, музыки, живописи) возникают у вас при прослушивании?- Как вы представляете то, что вы слышите? Какая цветовая гамма преобладает в данном отрывке?2. Нарисуйте воображаемую (или действительную) иллюстрацию к данной главе. Если желаете, объясните свой рисунок.Интерпретация сопряжена с переводом текста на другой язык, с его перекодировкой (если воспользоваться термином структурализма). Интерпретация - это избирательное и в то же время творческое овладение художественным произведением. При этом деятельность интерпретатора связана с его духовной и мысленной активностью.Стимулирует мыслительную активность учащихся перед выразительным чтением и такой приём, как сравнение с последующим творческим заданием. Так, например, при изучении лирики в 10 классе возможно такое задание:1. Послушайте песню "Вечерний звон".- Какие чувства вызывает у Вас эта песня?- Какие образы встают перед мысленным взором?2. Рассмотрите репродукцию картины Левитана И.И. "Вечерний звон".- Что связывает картину и песню?- Такой ли образ Вы представляли себе при прослушивании песни? Объясните своё мнение.3. Прочитайте выразительно стихотворение Я.Полонского "Вечерний звон".- Сделайте анализ художественных особенностей стихотворения, обратите особое внимание на ритмику, сделайте выводы.- Почему именно это стихотворение нашло своё отражение в живописи и музыке?- Подумайте, есть ли общее в этих произведениях искусства? Что именно?- Возможно ли вообще сопоставление разных видов искусства?- Какой вид искусства лично Вам ближе?Напишите сочинение на тему "Мои впечатления от "Вечернего звона"…" (или сформулируйте тему самостоятельно) или отразите свои впечатления в рисунке.В монографии Н.И. Кудряшёва подробно разобран такой приём активизации художественного восприятия произведения, как сопоставление отдельных произведений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, Ф. Тютчева и Пушкина, Г.Гейне и М.Ю. Лермонтова. Различные формы использования данного приёма мы можем увидеть в трудах Т.И. Богомоловой. При изучении современной поэзии в 11 классе нами в том числе сопоставляются следующие стихотворения:Слово учителя, лекция на уроке в рамках репродуктивного метода , безусловно, положительно воздействует на восприятие школьниками произведений художественной литературы."…Духовное богатство и разнообразие талантов, самобытность, оригинальность каждого из деятелей литературы и искусства должно войти в сознание, в духовную жизнь учащихся, обогащать их личные переживания, влиять на поступки".В целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке можно перед началом лекции ставить проблемный вопрос, на который школьники ответят в конце урока. Так, например, при изучении творчества Н.В.Гоголя (9 класс) можно задать следующий вопрос: "Почему произведения Н.В. Гоголя стали основой многих кинокартин?" Активизирует деятельность учащихся на уроке и творческое задание: сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока, подберите эпиграф к уроку, подберите стихотворение.Метод проблемного вопроса "…содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, но очевидно разрешаемого для учеников…" За последнее время вышло немало работ, специально посвящённых проблемным вопросам и заданиям по литературе, наметилась их типология. В рамках нашей работы мы не будем останавливаться на анализе данного метода, укажем лишь некоторые возможные примеры его применения на уроках литературы.Сущность эвристического метода заключается в целенаправленном руководстве познавательной деятельностью учащихся в процессе изучения ими литературного произведения, выяснения того или иного литературного понятия, постижения закономерностей литературного процесса; с помощью этого метода вопросы или задания учителя последовательно, логично ведут школьников к конкретным выводам индуктивным или дедуктивным путём. Здесь немаловажную роль играет "Диалог учителя и ученика как равных собеседников, диалог ученика с учеником, внутренний диалог ученика с самим собой". На уроках возможно, даже желательно сочетание данного метода с другими.Использование данного метода для активизации мыслительной деятельности учащихся возможно при проведении уроков по анализу того или иного произведения. (См. урок на тему "Образ поэта в русской классической поэзии (А.С.Пушкин и М.И.Цветаева)" 11 класс в статье С.В. Рыжовой.)"Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует черты творческой деятельности. В-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности... В-четвёртых, исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания". Тематика семинаров может быть разнообразна, может отражать разные аспекты литературы.В рамках данного метода проводятся уроки-семинары, уроки-исследования, учащиеся готовят сообщения, доклады. Семинарские занятия организуются два-три раза в год, их необходимо тщательно подготовить по содержанию и методике. Темы семинарских занятий объявляются заранее. Так, например, в 11 классе проводится обобщающий семинар с самостоятельным анализом нового материала "Тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы сороковых-девяностых годов". Приводим план проведения семинара:1.1. Вопросы для обсуждения.А) Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Охарактеризуйте каждый из них.Б) Характеристика литературных произведений о Великой Отечественной войне сороковых-пятидесятых годов.1.2. Исследования учащихся:ь Поэты сороковых-пятидесятых годов о войне.ь Анализ стихотворения К.Симонова "Жди меня"ь Реализм и романтизм в прозаических произведениях о войне.ь Роман А.Фадеева "Молодая гвардия" как романтическое произведение.ь Суровая правда войны в повести К.Симонова "Дни и ночи".2.1. Вопросы для обсуждения.А) Что явилось причиной нового этапа в развитии литературы о войне в пятидесятых-семидесятых годах?Б) Что является мерой ценностей человека на войне?2.2. Исследования учащихся:ь Подвиг главного героя рассказа М.Шолохова "Судьба человека". Основные особенности жанра военной повести пятидесятых-семидесятых годов.3.1. Вопросы для обсуждения.А) Специфика произведений семидесятых-девяностых годов о Великой Отечественной войне.Б) Какие приёмы используются писателями для раскрытия характеров и душевных движений героев в условиях фронтовой жизни?В) Чем отличаются повести В.Быкова от других произведений о Великой Отечественной войне?3.2. Исследования учащихся:ь Повесть В.Быкова "Карьер" как произведение экзинстенционализма.ь Русский национальный характер в романе Г.Владимирова "Генерал и его армия".Урок "Поэтические течения в русской литературе начала 20 века" (11 класс) можно построить из сообщений учащихся:ь Индивидуализм и эстетизм поэзии Валерия Яковлевича Брюсова.ь Противоречивость творчества Фёдора Сологуба.ь Пессимизм и философские раздумья в творчестве Зинаиды Гиппиус.ь Своеобразие творчества Андрея белого.ь Камерность лирики Иннокентия Анненского.ь Мистические обобщения в творчестве Максимилиана Волошина.ь Романтический герой лирики Николая Гумилёва.ь Культурные ценности человечества, их значение в поэзии Осипа Мандельштама.ь Музыкальность стиха и ирония в стихотворениях Игоря северянина.ь Художественное новаторство стихотворений Велимира Хлебникова.В рамках данного урока возможен и такой приём, как "защита" проекта обложки книги стихотворений того или иного поэта.Возможен и такой приём, как творческий доклад:ь Любимые цвета в творчестве …ь Диалог о любви М.Цветаевой и А.Ахматовой.ь Опишите мечты "маленького человека".ь Опишите свои десять вечеров и добавьте, какими бы Вы их хотели бы видеть.ь Придумайте интересные упражнения к уроку.Задача докладчика и выступающего на уроке состоит в том, чтобы убедить слушателей, доказать свои основные положения. Семинары, доклады, сообщения - это школа самостоятельной мысли, чёткости речи, школа общественных выступлений. Такие формы работы развивают учащихся, формируют навыки, требующиеся для дальнейшего продолжения образования.2.3
Игра как ф
орм
а
урок
а,
использование приёмов активизации мы
слительной деятельности учащихся
во время игры
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, она - самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Концептуальные положения игровых форм обучения:ь Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).ь В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.ь Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в воображаемую обстановку и ощущают себя частью изучаемого литературного процесса или произведения.ь Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).ь Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках литературы и усиливает желание изучать предмет.ь В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.ь В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Так, например, при изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" возможно использование такого приёма, как суд над Раскольниковым. Учащиеся заранее получают задания, распределяют роли. Ребята учатся вживаться в заданный образ, учатся видеть в героях живых людей с их чувствами и мыслями.III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. На уроках литературы можно использовать "литературное лото", "назови произведение на тему", "третий лишний" и др. Возможно использование "блиц-опроса", где первый ученик задаёт вопрос второму, второй - третьему и т.д. Время на ответ исчисляется в секундах, учитель имеет право снять вопрос, если он не соответствует теме или некорректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блиц-опросе. Можно начинать урок с понятийной разминки, которая проводится следующим образом: на доске пишутся слова, нужно объяснить их смысл; даны понятия, необходимо назвать слова.IV группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Такие приёмы работы, как "издание сборника …", "защита макета обложки книги того или иного произведения, автора", "подбор иллюстраций", "издание иллюстраций к …" ставит учащихся на место людей творческих профессий, развивает их творческое воображение.V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.
Литература1. Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986г.2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991г.