Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством
p align="left">Согласно теориям, связанным с именами Л. С. Выготского, С. Л, Рубинштейна, А. И. Леонтьева, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, А. Г. Лурия, А. В. Запорожца и других авторов, на основе движения и определенных видов практической деятельности формируются процессы восприятия, которые имеют активный характер и являются познавательными. Постепенно с их развитием появляются психологические предпосылки для освоения более сложных видов практической деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию более высокой ступени восприятия.

У ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности формирование всех видов восприятия может быть нарушено на самых ранних этапах его развития. Причиной являются такие факторы, как нарушение моторного аппарата глаз, недоразвитие статокинетических рефлексов, способствующее ограничению полей зрения у таких детей. Известно, что развитие полей зрения тесно связано с формированием произвольного внимания и всех видов восприятия, том числе и пространственного. У детей с ДЦП при недостаточности предметных действий недостаточно развито предметного восприятие, а предметные действия невозможны без развития и совершенствования общей моторики. Кроме того, двигательная недостаточность препятствует не только нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но и мешает формированию зрительно-моторных связей. Известно, что движение, а также практическая деятельность имеет огромное значение в развитии ряда высших корковых функций, особенно пространственных. Этим объясняются часто наблюдаемые пространственные нарушения у детей с ДЦП.

Многие дети с церебральными параличами испытывают затруднения в восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин, у них трудно формируются понятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в усвоении письма, чтения, счета. Больной ребенок часто не способен различить, обозначить и дифференцировать свои пальцы, не замечая при этом своей несостоятельности.

Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха. Нарушения эмоционально- волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей. Наиболее часто наблюдаются диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что интеллектуальное достаточное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. У ребенка формируется иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности т.к. ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания. Кроме того, частые явления при этом заболевании - недостатки в развитии речи, а это нарушает коммуникативность, обобщающие и регулирующие функции речи.

Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. Все сказанное выше указывает на специфические условия интеллектуального развития детей, страдающих церебральным параличом.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с церебральным параличом, такие как К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Н. В. Симонова, Э.С. Калижнюк, И. И. Мамайчук, И. Ю.Левченко, Г.В.Кузнецова, считают, что условия воспитания больного ребенка играют важнейшую роль в патогенезе психических нарушений. При условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия возможна положительная динамика в развитии ребенка с ДЦП. В работах М.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова и др. отмечается, что успешное освоение изобразительной деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие; расширяются представления об окружающем мире; параллельно с этим происходит формирование пространственных представлений. Одновременно в процессе усвоения детьми ряда графических и живописных умений и навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук, что положительно влияет на развитие речи и совершенствование коммуникативных навыков.

Это следует учитывать при обучении детей, страдающих различными формами церебрального паралича и прогностически благоприятных в развитии. Среди основных направлений коррекционно-развивающей работы следует выделить занятия, направленные на формирование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения, игры. В связи с этим изобразительное искусство выступает как творческий процесс, посредством которого активизируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных аспектов психики ребенка.

Таким образом, можно сделать выводы:

1. Детский церебральный паралич - тяжелое заболевание, связанное с поражением центральной нервной системы. К основному проявлению заболевания - двигательным нарушениям - часто присоединяются различной степени выраженности нарушения психики, речи, зрения, слуха. Двигательные нарушения при ДЦП существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.

2. Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. При определенном коррекционном и педагогическом воздействии эти нарушения могут быть обратимыми, поэтому изобразительная деятельность и художественный труд представляют широкую возможность для работы в этом направлении. В процессе усвоения детьми ряда графических умений совершенствуется тонкая моторика рук, что положительно влияет на развитие речи и формирование коммуникативных навыков.

1.2 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, способствуют совершенствованию коммуникативных навыков а также развивает мелкую моторику рук.

Начиная рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, ребенок сталкивается с новой проблемой - воспринятое надо изобразить, перенести на бумагу, глину. В одних случаях ребенок, создавая изображение, непосредственно воздействует руками на материал (лепка, обрывание бумаги), в других - с помощью предметов-орудий (карандаша, кисти, ножниц). Во всех случаях нужно владеть каким-то минимумом технических навыков обращения как с инструментом, так и с материалом. Формирование изобразительных движений в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации включает обучение умениям правильно держать эти инструменты и правильно пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества и характера линий, мазков, форм. Овладение техникой изобразительной деятельности, необходимой для создания изображения, связано с сенсомоторным развитием ребенка. Производя то или иное движение в рисовании, лепке или аппликации, ребенок испытывает мышечнодвигательные ощущения: он чувствует положение карандаша в руке, силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу давления на комок глины при раскатывании. Одновременно происходит и зрительное восприятие.

У детей, страдающих ДЦП, процесс формирования изобразительных навыков происходит иначе. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются не только нарушением тонуса мышц, наличием насильственных движений - гиперкинезов, но и неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают наличие дизметрий, что проявляется в виде неточности движений рук. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений. Подавление деятельности кинестетического анализатора затрудняет выработку тех условнорефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственного тела, чувство позы и тонкая моторика.

Среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия. У группы детей, прогностически благоприятных, нарушения развития носят обратимый характер при активном и комплексном воздействии на основные компоненты дефекта развития. В наиболее общем виде основные принципы деятельности специалистов с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С. Выготским и в работе ведущих дефектологов и психологов страны, в частности К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Р.Д. Бабенковой, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецовой. В то же время до сих пор они недостаточно конкретны, не воплощены в реально действующие технологии и не определяют методическое обеспечение для коррекционной деятельности.

Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей, страдающих различными формами церебрального паралича - занятия, направленные на формирование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения, игры. В связи с этим изобразительная деятельность выступает как творческий процесс, посредством которого активизируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных аспектов психики ребенка.

Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительным искусством, поскольку эта область открывает перед детьми с ограниченными возможностями очень много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды изобразительности показывают многообразие средств для реализации задуманного. Ребенок получает возможность выразить в рисунке, поделке, аппликации свой внутренний мир, мысли, настроение, мечты. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше исполнить свою работу, а параллельно с этим происходит совершенствование движений кисти и пальцев.

Однако продукция их творчества весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не используется в развивающей и корригирующей системе обучения и воспитании детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии, характерными для ДЦП. Следует тщательно продумать, как построить процесс обучения таких детей основам изобразительной деятельности, чтобы добиться оптимальных результатов.

Специальной программы по занятиям изобразительной деятельностью с детьми, страдающих ДЦП, не существует, поэтому в работе приходиться опираться в основном на программы Т.С. Комаровой и Г.С. Швайко и методические разработки Н.В. Дубровской, адаптируя их согласно возможностям детей. И.А. Грошенков обозначил основные направления коррекционно-воспитательной работы по изобразительной деятельности для детей с ограниченными возможностями:

-воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;

-учить указывать на называемый воспитателем признак, называть предметы и их изображения;

-формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности;

-формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;

-развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию

Т.С. Комарова в программе «Изобразительная деятельность в детском саду» руководствуется тем, что основная цель обучения этой деятельности - развитие образного, эстетического восприятия действительности, формирование умения отразить предметы и явления окружающей жизни, выразить свое отношение к изображаемому. Для этого необходимо знакомить детей с предметами и явлениями окружающей действительности; формировать обобщенные технические навыки и умения, а также способы изображения; развивать умение составлять узоры, украшать предметы; создавать выразительные образы; решать творческие задачи.

Т.С. Комарова считает, что необходимо обеспечить эстетическое восприятие и понимание детьми того содержания, которое предстоит отразить. Поэтому выбор тематики рисунков ориентирован на то, что вызвало у них эмоциональный интерес, о чем сложились отчетливые представления (игрушки, предметы, происходящие события, явления). С этой целью широко применяется информационно - рецептивный метод (другое название - объяснительно - иллюстративный). Он заключается в проведении наблюдения, обследования детьми предметов, игрушек, готовых построек, передаваемых в изображении, организация рассматривания картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах и явлениях. В процессе обследования предмета подробно и детально обсуждается форма, цвет, проводится сравнения; затем переходят к планированию последовательности работы. Наблюдение также предусматривает активное обсуждение объектов, подробное словесное описание, выделение существенных признаков.

Знакомство с новыми приемами изображения также происходит при помощи информационно - рецептивного метода. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки, способами создания изображения, им эти способы нужно показать и объяснить. К примеру, обследуется предмет, называется его форма, предмет обводится по контуру, затем эти движения воспроизводятся руками в воздухе. Параллельно активизируется детский опыт, дети учатся, воспринимая те или иные сведения, соотносить их с ранее усвоенными, устанавливать взаимосвязь нового с уже известно.

Особенностью программы Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» является предлагаемая автором методика работы, при которой изобразительные занятия объединяются в циклы на основе единой тематики, общности персонажей, сходства способов изображения или одного и того же вида народно - прикладного искусства. В одни циклы входят занятия всех видов изобразительной деятельности (лепка, рисование и аппликация), в другие - какого-либо одного или двух видов. Кроме занятий, в циклы входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и программными задачами:

1. Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.

2. Развивать познавательную активность детей.

3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Преимущество данной методики в том, что дети, изображая однородные предметы на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения. После нескольких занятий цикла на определенную тему у детей формируются обобщенные представления об однородных предметах - о форме, строении, способах изображения, что позволяет ему самостоятельно изображать любые сходные по форме объекты.

В учено-методическом пособии Н.В. Дубровской все знания и изобразительные приемы систематизированы по теме природы и цвета. Автор считает, что дети едва ли не с первых дней жизни очень ярко ощущают взаимосвязь с природой. Разработанная Н.В. Дубровской система направлена на формирование художественных навыков и умений, развитие творческих способностей детей в области цвета, графики и композиции на основе «природных» изображений.

Выполнение детьми творческих заданий способствует появлению ассоциаций, которые находят свое воплощение в рисунке, аппликации, конструировании. И очень важно показать возможные варианты решения той или иной темы, художественного образа. Например, тема «Одуванчики» в разных возрастных группах находит различное решение: аппликация в технике «рваная» и «мятая» бумага; составление изображения из готовых форм с дорисовкой; коллаж из журнальных вырезок и пуговиц; либо рисование и аппликация по контуру ладошки; либо рисование акварельными красками в технике «по сырому», а также мозаика из цветной, бархатной бумаги. Предлагаемая Н.В. Дубровской система занятий предлагает вариативные решения, которые позволяют не только развивать интерес к искусству, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.

Если рассматривать задачи изобразительного искусства с точки зрения развития мелкой моторики у детей с ДЦП, то следует выделить:

- собственно работу над мышцами кистей рук и пальцев;

- развитие тактильных ощущений;

-совершенствование зрительно-двигательной координации.

Организация работы над развитием тонкой моторики на занятиях изобразительным искусством происходит по трем приоритетным направлениям:

1. Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: нормализация тонуса рук, развитие чувства равновесия, координации, согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пальчиковым играм).

2. Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).

3. Формирование захвата, то есть умения дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.

Формирование захвата проходит следующие стадии: сначала формируется ладонный захват (ладонно-пальцевый), затем щепоть, в последнюю очередь формируется пинцетный захват и его промежуточные формы.

Развитие ладонного захвата, когда ребенок берет предмет, подгребая его пальцами к ладони, на уроках рисования происходит в два этапа: сначала ребенок держит мелок, фломастер или толстый карандаш в кулачке, наискосок ладони. Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча.

На второй ступени формирования ладонного захвата ребенок захватывает мелок, противопоставляя большой палец («грабельки»). Рабочий конец направлен вверх. Это удобно при рисовании на вертикальной поверхности.

Ладонно-пальцевый захват, когда предмет лежит в ладони наискосок,
а рабочий конец зажат между средним, указательным и большим пальцами. Этот прием используется при рисовании на вертикальной поверхности.

Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами. Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к захвату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью. В это время ребенок начинает рисовать кисточкой способом примакивания и касания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать