Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста
p align="left">При овладении композицией сюжетного рисунка важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамики отдельных поз, деталей [5].

При изображении пейзажа все эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит.

Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям (старшим дошкольникам), однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

Основные задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку:

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.

5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);

б) учить изображать в рисунке главное, то есть те предметы и элементы, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, деталей (со средней, но в основном в старших группах).

6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

8. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) и замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита и др.

9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, то есть формировать способность художественного творческого, восприятия рисунков.

Таким образом, задачи сюжетного рисования не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач. Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознания ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника.

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

1. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях, развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания,

2. Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.

В основе всех методов -- специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой.

В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны). Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).

Искусствоведческое занятие.

Структура искусствоведческого занятия может быть примерно такой:

1. Вводная часть.

Здесь воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Найди ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).

2. Основная часть.

Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержание произведения. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно.

После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний.

3. Заключительная часть.

В этой части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания, дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.

Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры. Например, как это делает ребенок: «Мне кажется, что здесь стояли высокие сосны. Они были дремучие, лохматые, тянулись вверх. У одних стволы темные, а у других - светлые, как на картине Шишкина, которую мы уже видели. Между ними гулял ветер, сосны скрипели, как будто сердились. Но вот приехал грузовик, привез людей с пилами, и они стали пилить сосны. Все сразу изменилось. Грузовики рычали, пилы звенели. Одну сосну отвезли для встречи Нового года в детский сад, а из остальных построили красивые дома, чтобы людям радостно жилось. ( Шишкин И. «Корабельная роща»).

Глава 2. Занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развитие навыков пейзажного рисования

2.1 Диагностика представление о пейзаже детей старшего дошкольного возраста (констатирующее исследование)

Исследование проводилось на базе ДОУ №19 г.Саянска, в старшей группе №1. Всего было обследовано 10 детей.

В ДОУ №19 имеется изостудия, где дети занимаются по подгруппам (14 человек). Изостудия оформлена в светлые тона, имеются репродукции картин (А.К.Саврасов «Грачи прилетели», В.Н.Бакшеев «Голубая весна», И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», В.Васнецов «Аленушка» и др.), народные игрушки по мотивам филимоновской, каргопольской, дымковской росписи. Для работы с детьми имеется необходимое оборудование и материалы: акварель, гуашь, наборы кистей, масленые мелки, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага.

Целью констатирующего этапа стало выявление навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Для изучения уровня формирования навыков пейзажного рисования мы использовали следующие методики:

Методика 1. « Диагностика уровня представлений о пейзажном рисовании». Цель: выявить у детей уровень представлений о пейзажном рисовании.

Методика 2. « Диагностика уровня навыков пейзажного рисования». Цель: выявить у детей уровень навыков пейзажного рисования.

Было проведено анкетирование для родителей. Цель: выяснить из ответов родителей, какое внимание уделяется пейзажному рисованию в кругу семьи.

Методика 1.

Беседа с детьми проводилась индивидуально.

Инструкция: ребенку предлагалось рассмотреть картину И.И.Шишкина «Перед грозой» (приложение №1), и ответить на ряд вопросов:

1. Сюжетно композиционный центр, выделение главного в пейзажах:

a) Про что художник хотел рассказать в этой картине? Что здесь самое главное?

b) Как он выделил главное?

c) Почему именно это художник выделил в картине?

2. Линия горизонта:

a) Покажи, где на картине небо сходится с землей?

b) Чего в картине больше: земли или неба?

c) Почему художник в этой картине написал больше неба (земли)?

3. Многоплановость:

a) Какие предметы в картине написаны далеко?

b) Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это?

c) Какие предметы написаны в картине ближе, чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие?

4. Формат:

a) Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?

b) Почему именно так художник положил лист?

В ходе беседы ребенка побуждали отвечать как можно более полно и развернуто.

Полученные данные заносились в протокол по ходу обследования (приложение №2).

Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:

1. Отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично;

2. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина;

3. Что хотел показать художник, написав эту картину.

Основываясь на этих показателях, мы вывели три уровня:

· Высокий уровень - отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину;

· Средний уровень - отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения;

· Низкий уровень - затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.

После беседы, ответы каждого ребенка анализировались отдельно и заносились в таблицу (приложение №3).

Исходя из полученных результатов было определенно, что 5 детей (50%) имеют низкий уровень; 5 детей (50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось. Хотя дети пытались ответить более полно на поставленные вопросы, но не имея достаточно знаний не смогли этого сделать. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни

высокий

средний

низкий

Процентный показатель (%)

-

50%

50%

Количество

детей 10

-

5

5

Методика 2.

Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

Ход обследования: детям предлагалось нарисовать пейзаж на тему «Весенний лес».

Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:

1. Зарисовывает всю поверхность листа;

2. Прорисовывает линию горизонта;

3. Изображает деревья разные по размеру.

На основании выше перечисленных показателей мы выявили следующие уровни:

· Высокий уровень - зарисовывает всю поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья разные по размеру и на разном уровне;

· Средний уровень - частично зарисовывает поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья одинаковые по размеру на разном уровне;

· Низкий уровень - недостаточно зарисовывает поверхность листа, не прорисовывает линию горизонта, деревья изображает на одном уровне.

После занятия работы детей (приложение №4) анализировались отдельно и заносились в таблицу (приложение №5).

Исходя из полученных результатов было определенно, что 5 детей (50%)имеют низкий уровень; 5 детей(50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось.

Таблица 2.

Уровни

высокий

средний

низкий

Процентный показатель (%)

-

50%

50%

Количество

детей 10

-

5

5

Таким образом исходя из полученных результатов обследования детей в целом, можно сделать вывод, что развитие навыков пейзажного рисования находится на среднем и низком уровне. Одной из причин этого является то, что в программе «Детство», по которой работает ДОУ №19 не отводится достаточно часов, и поэтому не осуществляется систематической работы в этом направлении.

Анкетирование для родителей.

Инструкция: Было составлено восемь вопросов:

1. Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?

2. Разговариваете ли Вы с ребенком о красоте природы?

3. Рисуете ли Вы вместе с ребенком природу?

4. Знакомите ли Вы ребенка с различными художниками и репродукциями?

5. Ходите ли Вы с ребенком на выставки?

6. Обсуждаете ли Вы с ребенком, увиденное после выставки?

7. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду больше внимания уделялось изобразительному искусству?

8. Как Вы считаете, нужны ли знания о изобразительном искусстве для развития вашего ребенка?

На них предлагалось ответить родителям «да» или «нет» (приложение №6).

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что родители хотят чтобы изобразительной деятельности уделялось больше внимания, что знания о изобразительном искусстве для развития ребенка нужны. Но сами не в достаточной степени уделяют должного внимания, не интересуются изобразительным искусством, не знакомят детей с художниками и репродукциями, не ходят на выставки.

2.2 Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования (формирующее исследование)

Итоги констатирующего эксперимента позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях для детей старшего дошкольного возраста.

Для этого, в рамках формирующего эксперимента, были поставлены следующие задачи:

1. Разработать и апробировать систему занятий, способствующих развитию навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

2. Написать консультацию для родителей.

На формирующем эксперименте мы попытались выстроить систему работы по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

Реализация содержания системы работы по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях по изобразительной деятельности предусматривала несколько этапов.

Подготовительный (ориентировочный) этап - планирование видов занятий по развитию навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Основной этап - систематизация знаний и представлений о развитии навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Закрепляющий этап - закрепление представлений о развитии навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленных задач нами была изучена литература таких авторов как Н.А.Курочкина, Р.М.Чумичева, в которой представлены планы-конспекты занятий. Проанализировав планы-конспекты занятий мы разработали перспективный план. И апробировали на практике их влияние на развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы провели искусствоведческие занятия (приложение №7):

§ Рассматривание репродукции картин В.Н.Бакшеева «Голубая весна» и К.Ф.Юона «Мартовское солнце».

Перед проведением занятия я провела предварительную работу.

На занятиях по развитию речи познакомила детей с поэтическими произведениями, в которых описывается картина ранней весны. На прогулках понаблюдали, как подтаивает снег, образуются проталинки, обратили внимание на цвет неба, снега, воды, земли. Подобрала иллюстрации, изображающие раннюю весну, сделала в групповой комнате выставку этих иллюстраций и репродукций с картин. Побеседовала с детьми о том, как художники изобразили раннюю весну. Обратила их внимание на то, что на деревьях нет зелени, земля еще в снегу, трава не выросла. Спросила детей, каких цветов еще нет в природе (зеленого, желтого, розового, красного). Объяснила, что эти цвета будут, когда зазеленеют деревья, появятся цветы, трава.

§ Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И.И.Левитан.

Перед проведением занятия я провела предварительную работу.

На занятии по ознакомлению с окружающим миром я рассказала детям о весеннем разливе рек. Уточнила, что это явление называется «половодье». Полая вода - значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются от льда и выходят из своих берегов. Прочитала стихотворение А. Коринфинского:

Подошла, невзначай подступила

Полых вод неоглядная сила,-

Набежала из талых снегов

С обогретых весною бугров.

Рассматривали разные иллюстрации с весенними пейзажами. Чтение стихотворений о весне Ф. Тютчева, И. Бунина, А. Пушкина. На мое предложение выучить одно из стихотворений дети ответили положительными эмоциями.

§ Рассматривание картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Перед проведением занятия я провела предварительную работу:

Я прочитала детям рассказ С. Городецкого «Как птицы учились строить гнезда». Закрепила знания детей о птицах, какие птицы прилетают к нам с приходом весны. Сходили на экскурсию в парк, к грачевнику. Наблюдали за птицами на участке детского сада. Рассматривали с детьми иллюстрации о весне. Загадывала загадки, на которые дети дружно отвечали.

Прочитала стихотворение В.Мусатова:

Весною на деревьях

Построена деревня.

Как ветер начинается,

Деревья все качаются.

Качаются деревья-

Качается деревня.

И сотни голосов

В тревоге за птенцов

Взлетают над деревней.

Качаются деревья,

Качается деревня.

Не сдуло бы грачат.

Кричат они, кричат…

Шумит , роняя перья,

Крикливая деревня.

§ Рассматривание и сравнение картин «Березовая роща» И.И.Левитана и А.И.Куинджи.

Перед проведением занятия я провела предварительную работу.

На занятии по ознакомлению с окружающим миром я познакомила детей со знаками обозначающими явления природы в разное время года (дождь, иней, гроза, снегопад, листопад). И закрепила знания детей в игре «Отбери знаки соответствующие лету». На прогулках наблюдали как с приходом тепла меняется природа. Становится теплее, зеленеет трава, набухают почки на деревьях, увеличился световой день. Читали произведения В. Бианки связывая их с различными наблюдениями в природе. На занятиях по развитию речи составляли рассказы из личного опыта наблюдений «Расскажи о лете». Разучили с детьми стихотворение Ф. Тютчева:

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

§ Рассматривание и сравнение репродукций картин художников И.И.Левитан «Золотая осень» и И.С.Остроухов «Золотая осень».

Перед проведением занятия я провела предварительную работу.

Я прочитала детям произведение А. Твардовского «Лес осенью». И мы вместе с детьми вспомнили, какое изменение в природе происходит в это время года. На занятии по развитию речи составляли описательный рассказ по картине «Золотая осень». Подобрали иллюстрации с изображением осеннего пейзажа. Побеседовали с детьми о том, как художники изобразили осень. Какие цвета красок использовали в своих картинах. Прочитала стихотворение И. Бунина «Листопад»

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...

Работы детей прилагаются (приложение №8).

Для родителей была написана консультация «Приобщение детей к живописи» и помещена в родительский уголок (приложение №9).

2.3 Контрольный эксперимент по выявлению занятий на развитие навыков пейзажного рисования

Чтобы определить эффективность проделанной нами работы по развитию навыков пейзажного рисования и получить объективные данные о результативности, мы провели контрольный эксперимент. Он дал возможность выявить изменения в уровне развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста, происшедшие в результате специально организованных занятий, сравнить вновь полученные результаты с данными констатирующего этапа. Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам. Участвовало так же десять детей. Полученные данные по методике 1 заносились в протокол (приложение №10) и таблицу (приложение №11), полученные данные по методике 2 - рисунки детей (приложение №12) и таблица (приложение №13). После проведенной работы мы получили следующие данные: у 4 детей (40%) высокий уровень развития пейзажного рисования, у 6 детей (60%) средний уровень.

Таблица 3

Уровни

Экспер.

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Констатирующий

-

5

5

10

Контрольный

4

6

-

10

Таблица 4 Динамика изменений уровня развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста

Уровень развития навыков пейзажного рисования

Результаты констатирующего эксперимента (%)

Результаты контрольного эксперимента (%)

Низкий уровень

50%

-

Средний уровень

50%

60%

Высокий уровень

-

40%

По результатам констатирующего и контрольного эксперимента мы составили диаграммы рис.1, рис.2.

Рис.1 констатирующий эксперимент

Рис.2 контрольный эксперимент

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что используемые нами занятия дали развивающий эффект. Достаточно высокий результат показали дети, которые были на среднем уровне и значительные результаты показали те, кто находился на низком уровне.

Проведя контрольный эксперимент, мы пришли к такому выводу, что уровень развития навыков пейзажного рисования в старшей группе №1 ДОУ№19 достаточно повысился, о чем позволяет судить наша вторая диагностика.

На основе теоретического анализа современного состояния проблемы исследования, а также реализации экспериментальной работы, обеспечивающей развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста и результаты контрольного эксперимента, подтверждающих ее эффективность можно выделить следующие:

· в содержании образовательного процесса ДОУ, в повседневной жизни детей дошкольного возраста, необходимо вводить разнообразные формы, методы и приемы, способствующие развитию у старших дошкольников навыков пейзажного рисования;

· деятельность воспитателя должна быть направлена на создание условий, включающие в себя планирование работы по развитию навыков пейзажного рисования не только в рамках познавательных занятий, но и в повседневной жизни (экскурсии, выставки, индивидуальная работа, развлечения).

Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности методики, способствующей развитию навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста на занятиях, что и подтверждает нашу гипотезу.

Заключение

Нашей главной целью было выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что занятия являются одним из важнейших компонентов этого вида деятельности. Мы выяснили, что занятия по изобразительной деятельности являются предпосылкой для дальнейшего развития навыков пейзажного рисования в целом, т.е. занятия по изобразительной деятельности являются зоной ближайшего развития для навыков пейзажного рисования. От сюда вытекает, что если систематически использовать занятия, у детей повысятся знания в пейзажном рисовании.

Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.

В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста.

1. Доступность содержания пейзажной живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту.

2. Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.

3. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывает само содержание изображения.

4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм).

Впервые обучение пейзажному рисованию начинают в старшем дошкольном возрасте. К этому времени дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет и изображено какое-то действие.

В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года. Дети овладевают умениями не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу.

Для подтверждения верности нашей гипотезы, мы проанализировали планы-конспекты занятий и апробировали на практике их влияние на развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы мы смогли выявить эффективность наших занятий для группы детей, состоящих из 10 человек, мы провели диагностическое исследование в виде беседы, перед апробированием нашего комплекса и после него.

Анализ результатов показал, что развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста группа №1 ДОУ №19 после проведения занятий повысился. Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение.

После того, как мы получили положительные результаты и пришли к выводу, что на сегодняшний день остается необходимым не останавливаться и продолжать работу по следующим на правлениям:

· необходимо проводить занятия по развитию навыков пейзажного рисования в системе и последовательно;

· проводить наблюдения на прогулке за изменениями в природе для обогащения представлений и эстетического восприятия детей;

· выводить детей на экскурсии и выставки, знакомить с работами художников-пейзажистов;

· организовывать работу с родителями

Литература

1. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М., 2001

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,2001

3. Гомозова С.А. Использование художественного слова// Дошкольное воспитание. - 1980. №3.

4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. - М., 2002

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000

6. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М., 1996

7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1990

8. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М., 1985

9. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1981

10. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1985

11. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 2006

12. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. - С.-П., 2000

13. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А., и др. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». - С.-П., 1996

14. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству, - М., 2005

15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. / Под редакцией Комаровой Т.С. - М., 1991

16. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. / Под редакцией Сакулиной Н.П. - М., 1966

17. Некрасова-Каратаева О. О природе детского рисования. - М., 2005

18. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М., 2005

19. Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005

20. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 2006

21. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. - М., 1992

22. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. / Под редакцией Дубровской Е.А., Козловой С.А. - М., 2002

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать