Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра

Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра

42

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 3
  • Глава 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром 5
  • Глава 2. Развитие образной речи старших дошкольников 9
    • 2.1. Развитие образной речи на основе произведений 9
    • 2.2. Развитие образной речи на основе фольклорного жанра 16
  • Глава 3. Методика проведения занятий по развитию образной речи в старшей группе 36
  • Заключение 40
  • Список использованной литературы 42
    • Приложение 1 44
Введение

Художественная литература и фольклор -- важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Лите-ратура и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и пере-оцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что забо-тило, радовало и тревожило русских людей, чем они занима-лись, как, трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня -- значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание -- жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Роль художественной литературы во всестороннем вос-питании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками -- в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович

Для решения задач всестороннего воспитания детей сред-ствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художе-ственных произведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам, разработанным на основе об-щих положений эстетики. Литературное произведение дол-жно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проблема художественного чтения и рассказывания детям с достаточной полнотой раскрыта Е.А. Флериной. В разработке этого вопроса она опиралась на длительную исследовательскую работу в области детской книги.

В работах педагогов рассматривают-ся разные стороны методики художественного чтения: методика ознакомления с поэзией и заучивания стихов и басен (Л.Я. Панкратова), влияние иллюстрации на пони-мание литературного произведения (Т.А. Репина).

Важным качеством речи является выразительность. Ли-нии развития выразительной речи рассмотрены С.Л. Ру-бинштейном. Педагогический аспект этой проблемы осве-щен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить эле-менты выразительных средств. Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования.

Целью данной работы является анализ развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.

Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:

- раскрыть основные задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром;

- показать особенности развития образной речи на основе произведений;

- показать особенности развития образной речи на основе фольклорного жанра;

- показать основные приемы развития образной речи в старшей группе.

Глава 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром

Искусство слова отражает действительность через художест-венные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку позна-вать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе-ственные произведения, раскрывая внутренний мир героев, застав-ляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведения-ми для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвя-занных задач нравственного, умственного, эстетического воспи-тания.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4--5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного вос-приятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справед-ливости Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе-ева, В.И. Яшина. -- М.: Издательский центр «Акаде-мия», 1999. - С.139.

.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в общест-ве. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с те-ми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рас-сказы, сказки, а к концу дошкольного возраста -- перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышле-ния затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, по-словицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. за-ведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - c.209.

.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные разли-чия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть един-ство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, исполь-зованные другими поэтами.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.

В настоящее время в педагогике для определения речевой дея-тельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направлен-ность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с вос-приятием литературных произведений и их исполнением, вклю-чающая развитие начальных форм словесного творчества (приду-мывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произ-ведений детской художественной литературы. Обеспечить усвое-ние ребенком содержания произведений, правильное их понима-ние -- важная задача.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литера-турное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ре-бенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенка формируют также некоторые эле-ментарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок дол-жен уметь определить основных героев (о ком говорится в произ-ведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и поче-му); определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наи-зусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть--уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задач -- формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, раз-вивать их творческие способности.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение орга-низованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, вни-мательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе об-щих положений разработаны тре-бования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям.

В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представ-лены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки наро-дов России и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномер-но распределен по кварталам учебного года с учетом воспитатель-но-образовательной работы, которая проводится на каждом вре-менном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчер-пывают его.

Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знако-мились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу пре-дыдущей группы и наметить материал для повторения.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образователь-ной ролью в жизни всего народа.

Глава 2. Развитие образной речи старших дошкольников

2.1. Развитие образной речи на основе произведений

В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно услож-няются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к ге-роям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.

Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, ин-тонации, соответствующие характеру произведения, пережива-ниям героев. Примерные планы занятий даны в Приложении 1.

Сказки. В соответствии с программой в течение года воспитан-ников знакомят с двенадцатью сказками. В их числе русские на-родные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина
Светлова Г. О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - с. 87.

; сказки народов мира «Фея» (французская). «Три поросенка» (английская), «У солнышка в гостях» (словац-кая), а также авторские: «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студен-тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло-гия».-- 2-е изд.-- М.: Просвещение, 1981.--с.98.

.

Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффектив-ными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на прие-мы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в об-разный строй и язык сказки.

Приемы первой группы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охаракте-ризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

-- Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? -- спрашивает педагог.

-- Хитрая, умная, жестокая,-- говорят дети.

-- И только-то? -- удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопроси-тельной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заклю-чена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мох-натый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспи-татель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персо-нажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» -- добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. - с.58.

.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности дан-ного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошколь-ников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачи-тывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим -- с волшебной яблоней.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушивать-ся и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие кар-тинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.) Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студен-тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло-гия».-- 2-е изд.-- М.: Просвещение, 1981.-- с. 99.

.

В свободное от занятий время дошкольникам предлагают на-рисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бу-маги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает луч-шие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Само-дельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.

Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пере-сказывают описания природы, поступки героя, которые им особен-но запомнились.

3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отры-вок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно пред-ложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется инте-реснее (подробнее) ?»

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обо-гащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны--сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказ-ки «Крылатый, мохнатый да масленый» -- со слов «сядут за стол -- не нахвалятся» и др.

Стихотворения и рассказы. В старшей группе для чтения де-тям программа рекомендует 17 поэтических произведений и 25 рассказов (т.е. 1--2 произведения в неделю). Небольшие по объему и простые по содержанию произведения читают вне заня-тий, например, рассказы «На горке» Н. Носова, «На лесной полян-ке» Г. Скребецкого, «Медвежонок» Е. Чарушина, «Цветы» Э. Шима; стихотворения «Веревочка» А. Барто, «Неумейка» Я. Акима, «Чудо» Л. Квитко, «Мальчик поте-рялся» З. Александровой.

Можно объединять на одном занятии 2 произведения, ориен-тируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа «Тороп-ливый ножик» Е. Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствием слушают стихотворение «Неумейка» Я. Акима. После заучивания «Песенки весенних минут» В. Берестова хорошо воспринимается дошкольниками стихотворение «Веревочка» А. Барто Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе-ева, В.И. Яшина. -- М.: Издательский центр «Акаде-мия», 1999. - С.170.

.

Беседы по содержанию рассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказ-кам.

Рассмотрим приемы, которые могут быть рекомендованы для подготовительной работы:

1. Воспитатель показывает детям портрет писателя, предлагает вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опорой на наглядность). Такое вступление целесообразно делать на заня-тиях по произведениям В. Маяковского, К. Чуковского, С. Мар-шака, А. Барто, З. Александровой, Е. Благининой, П. Воронько. Оно даст ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других созданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее.

1. Воспитатель рассказывает детям о действительных собы-тиях, фактах, которые нашли отражение в данном художествен-ном произведении. Тогда авторский текст приобретает для ребенка значимость и весомость.

3. Педагог выясняет, какие представления имеются у детей о профессии, описанной в рассказе (стихотворении). А после прочтения интересуется, что нового для себя они узнали об этой профессии (например, о службе милиционера-регулировщика -- рассказ «Едет, спешит мальчик» М. Коршунова).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях