Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе
p align="left">Существует высший этап познания, когда на основе высокоразвитого абстрактного мышления формируется обобщённое представление об окружающем мире. Обучение переходит на новый уровень, что влечет за собой повышение познавательного интереса и образованности. Главными факторами в этот момент становятся мотиву учения.

Мотивы учения - существенная сторона процесса обучения. Мотивация учения или познания может быть положительная, нейтральная, негативная или сочетать эти стороны.

Положительными мотивами со стороны ученика могут быть: стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность и уважение взрослых, подражание любимым учителям. Главная задача состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы. На этом этапе перед учителем стоит вопрос: «какой способ мотивации необходим для данного ученика, в данный период его развития».

Нейтральных к обучению мотивов в жизни учеников может быть достаточно много: игры со сверстниками, интерес к кинофильмам и телепередачам, изготовление поделок, хобби. Данный вид мотивации влияет на общее развитие познавательной деятельности. Задача преподавателя состоит в том, чтобы, во-первых, знать эти нейтральные по отношению к процессу обучения мотивы, во-вторых, воздействовать на эти мотивы, стремясь сделать их положительными, помогающими учёбе и самой учебной деятельности, а главное развитию познавательного интереса.

Достаточно много мотивов, которые тормозят учение, отрицательно влияют на развитие познавательного интереса в образовательном процессе. Среди них преимущественное место занимают полное отсутствие желания и неумение учиться, неумение организовывать свой учебный труд, недостаточные знания, недисциплинированность, отрицательное влияние приятелей и семейной обстановки, недостаток здоровья, а иногда даже плохое качество работы учителя.

Основой развития и формирования положительных мотивов учения является учебная деятельность, развитие познавательных интересов в обучении. В средних классах школы, и особенно в начальных, главную роль играет учитель. Дети ещё недостаточно опытны, чтобы руководить собой, перевоспитывать себя. Учитель, владеющий педагогическим мастерством, хорошо понимающий общие интересы класса, индивидуальные особенности и склонности учащихся, находит методы и приёмы активизации познавательной деятельности. Он умело связывает содержание материала с личным опытом учащихся, что активно способствует развитию познавательного интереса. Детям становится ближе, понятнее, интереснее содержание урока. Формирование проблемных ситуаций на занятии придаёт интерес, занимательность учебному занятию, поднимает уровень развития и приобщенности к делу.

Значительно повышает желание к познанию интересные практические занятия, экскурсии, активное участие во внеклассной и внешкольной работе. Также роль учителя состоит в том, чтобы создать систему, гармонию интересов, стремлений и желаний, связанных со школой. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика: учебное пособие, 79-81

Разобрав мотивы к развитию познания самого ученика, можно понять, что большую роль в увеличении знаний играет преподаватель. Он может по- казать учащимся ту тенденцию развития, которая более оптимально подходит для их уровня знаний и будет наиболее совершенной для них. Вопрос только стоит в том, как учителю подобрать эту тенденцию для своего воспитанника? И это самая сложная задача. Баранов С.П. показывает нам стороны, которые рассматривает преподаватель для мотивизации:

· уровень уже имеющихся знаний;

· физические способности;

· положение среди сверстников и членов семьи;

· психические способности;

· активность в социуме;

· активность в обучении;

· воспитанность;

· подражаемость другим;

· успеваемость;

· хобби;

· предпочтения. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика: учебное пособие, 85

Рассмотрев все эти стороны в совокупности, преподаватель может предъявить ученику сильную (со стороны мотивации) систему по развитию познавательного интереса в образовательном процессе. После того, как учитель будет совершать индивидуальный подход, заметно улучшится успеваемость в группе и повысится познавательный интерес.

1.3 СТРУКТУРА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ

Важнейшими составляющими учения как деятельности являются её содержание и форма. Содержание деятельности учения, и в первую очередь её предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика, имеет объективно-субъективную природу. Предмет, действительность, чувственность в обучении - это не просто объекты или формы созерцания, а чувственно-человеческая, субъективная познавательная практика. В деятельности обучающегося отражаются предметный материальный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой деятельности - преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности.

Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях.

Структура учебной деятельности с точки зрения её состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты. Специфической особенностью учения является его ориентированность и организованность в направлении овладения учащимися способами деятельности, начиная с процесса её конструирования. Познавательные действия являются первичными в процессе усвоения. В ходе выполнения работы учащийся должен представить себе объект деятельности, конечную и промежуточную цели. Краевский В.В., Меняев А.Ф. и др. Педагогическое общество России, 184-186Тем самым ученик проявляет свою познавательную деятельность на практике, что способствует его развитию. В процессе учения он проявляет свою самостоятельность и структурность своей работы. За счет структурности появляются новые умения и навыки, что влияет на познавательный интерес.

1.4 АКТИВНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе учебной деятельности школьника большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов более эффективно при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Активные методы обучения -- это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 55-57

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения, стимулирующие познавательную активность:

* принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

* достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

* самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

В данный период времени распространена классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

· Словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово);

· Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

· Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия; а также проявляют собственную заинтересованность).

В данный момент нас интересует вопрос о практических методах, потому что они близко связаны с развитием познавательного интереса учащихся. Эти методы включают в себя упражнения, лабораторные и практические работы. Рувинский Л.И., Канн-Калик В.А. и др. Введение в специальность, 156

Упражнения. Они по своему характеру разделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

Устные упражнения. Способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, диалогической активности.

Письменные упражнения. Используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении.

Графические упражнения. Помогают учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения, повышают творческий потенциал.

Учебно-трудовые упражнения. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Способствуют трудовому воспитанию и повышению интереса к получению новых знаний. Краевский В.В. И, Меняев А.Ф. и др. Педагогическое общество России, 263-272

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда

требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

В своей деятельности преподаватель обязан помогать учащимся в образовательном процессе активными и практическими методами. Учитель должен показать положительные стороны обучения и передать необходимые знания для осознания этого учеником. Выбор активных и практических методов необходимо выбирать в зависимости от возможностей и способностей учащихся. Для развития мышления и повышения познавательного интереса больше подходят практические методы, т. к. они развивают творческую сторону ученика.

Глава 2. Опыт развития познавательного интереса

2.1 ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗУЕМОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для того, чтобы применять полученные знания по данной теме на практике необходимо перед этим провести собственные исследования. На основе исследований можно будет сделать вывод об эффективности приобретенных знаний. В практической части исследуемой мною темы я провела собственное исследование, которое помогло мне узнать каких вопросов и действий необходимо касаться для полноценного развития познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе.

Для своих исследований я использовала «опросник». Я составила ряд вопросов, которые меня интересуют как исследователя. В опроснике использовались следующие вопросы:

· По вашему мнению, в современной школе достаточно много внимания уделяется развитию познавательного интереса у учащихся? Почему?

· Какие плюсы и минусы вы наблюдаете в образовательной системе по отношению к данной теме?

· Предложите свои пути решения проблемы развития познавательного интереса.

В роли опрашиваемых были студенты, обучающиеся по специальности «учитель информатики», и преподаватели ГОУ СПО ОПК. Сопоставив их ответы, я сделала выводы, которые изложу в этой главе.

В основе моего исследования были вопросы, по которым учащиеся и преподаватели излагали свои мысли. Главным и по-моему мнению самым интересным вопросом был «Какие плюсы и минусы вы наблюдаете в образовательной системе по отношению к данной теме?» Этот вопрос раскрывает внутреннее строение образовательной системы, все плюсы и минусы в ней, разносторонность обучения, проявление интереса к знаниям, выявление творческих способностей учащихся, отношения между субъектами образования, проявление инициативы его улучшения, общие закономерности развития познавательного интереса с точки зрения учеников и учителей.

Основная задача опросника:

· Выявить мнение учащихся и преподавателей по вопросу развития познавательного интереса в образовательном процессе

· Выявить творческое развитие учащихся и учителей

· Рассмотреть положительные и отрицательные стороны в образовательной системе по отношению к данной теме

· Рассмотреть причины недостаточного познавательного интереса и творческого развития учащихся и преподавателей

· Рассмотреть нововведения, которые хотели бы видеть учащиеся и преподаватели в системе образования

В результате исследования было выявлено, что у каждого из учащихся и преподавателей проявляется разносторонность мнений по данному вопросу. Это связано с многоуровневым развитием отдельного субъекта. У каждого из них разный творческий потенциал, уровень образованности и степени заинтересованности в обучении.

В моем опросе приняли участие:

1) Шувалов И.Н. Учащийся ГОУ СПО ОПК;

2) Иванова М.А. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

3) Лысачева А.В. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

4) Соловьев А.С. Учащийся ГОУ СПО ОПК;

5) Константинова Е.В. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

6) Чуева И.А. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

7) Владимирова А.А. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

8) Иванова Т.И. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

9) Бондаренко Л.И. Учащийся ГОУ СПО ОПК;

10) Некрашевич С.В. Учащаяся ГОУ СПО ОПК;

11) Гордиенко С.А. Преподаватель ГОУ СПО ОПК;

12) Матвеева Н.Н. Преподаватель ГОУ СПО ОПК;

13) Смирнова В.Г. Преподаватель ГОУ СПО ОПК.

При ответах на вопросы данного «опросника» учащиеся и преподаватели излагали свои мысли по поводу рассматриваемого вопроса «Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе» (см. Приложение 1). Исследование и подведение результатов опроса я рассмотрю в следующем параграфе (2.2.)

2.2 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ПРАКТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ

В нашей системе образования предусмотрено непосредственное развитие интереса к познанию у учащихся преподавателем. В каждом образовательном учреждении используются «свои» методы и формы развития учеников. Также, оценка и восприятие этой системы у каждого разное.

При исследовании с помощью «опросника» я выявила, что мнения о развитии познавательного интереса разные. Например, Некрашевич С.В., Бондаренко Л.И., Иванова Т.И., Чуева И.А., Иванова М.А. (учащиеся) считают, в современном образовательном учреждении достаточно много внимания уделяется развитию познавательного интереса. Процитирую мнение одной из опрашиваемых учениц: «...Школы стараются и делают все возможное для удобства школьников». Из этого мнения следует, что учреждения пытаются внедрить новые технологии, создать уютную атмосферу для активизации познавательного процесса. Главная затея развития интереса -- это самостоятельное проявление стремления к развитию у учащихся. Доказательством того, что развитие все-таки происходит заложено в следующем мнении: «...в наше время много детей интересующихся и проявляющих желание узнавать больше, поэтому заинтересованы в этом». Из этой мысли выявляется самостоятельность познавательного интереса учащихся и их стремление к знаниям. Также преподаватель математики Гордиенко С.А.. считает, что «уделяется много внимания, но пока неэффективно».

Но существуют и другие мнения. Например, Владимирова А.А., Константинова Е.В., Соловьев А.С., Лысачева А.В. (учащиеся) считают, что на развитие познавательного интереса уделяется мало внимания. Учащийся Соловьев А.С. выражает свой взгляд на данную тему так: «...самостоятельной работы, которая способствует развитию познавательного интереса мало». Также мнение одного из опрашиваемых состоит в следующем: «...Из года в год изучается одно и то же, но не всем это интересно. Большинству это просто надо, этого требуют учителя». В этой фразе и есть главная причина рассматриваемого мною вопроса. В этот момент хочется задать вопрос: А как преподать неинтересный материал детям, чтобы хоть немного заинтересовать их? Решение этого вопроса раскрывают сами ученики и преподаватели при ответе на вопрос «опросника»: «Предложите свои пути решения проблемы развития познавательного интереса». На этом этапе опроса можно заметить:

· как учащиеся и преподаватели относятся к развитию познавательного интереса;

· заинтересованность в его развитии;

· прилагаемые усилия для решения данного вопроса.

Теперь переходим к рассмотрению конкретных мнений и их оценке.

Меня очень заинтересовал ответ Лысачевой А.В. Ее предложение звучит так: «В первую очередь проводить разъяснительные беседы, с целью выявления интересов детей, их увлечений...

По мнению большинства включать их в образовательный процесс, включать игры, дополнительные интересные занятия». В этом изречении выявляется главное решение проблемы, точнее первый этап к разрешению рассматриваемого вопроса. Я полностью согласна, что для развития познавательного интереса чрезвычайно важно знать как общие интересы учащихся, так и индивидуальные. Выявить на практике их нетрудно. Достаточно провести тест (см. Приложение 2), в котором будут рассматриваться различные варианты деятельности, или провести групповые игры, выявляющие активность и интересы учащихся. Из них сделать выводы о творческом потенциале и познавательной активности детей. Рассмотрим пример, когда на практике применяется в виде деятельности игра. Можно взять урок английского языка: учитель дает на уроке теоретические знания, начинает опрашивать учащихся по изученной теме. Ученики не заинтересованы в творческом подходе к ответу. Но когда учитель говорит, что проведет опрос в виде игры и разделяет детей по группам, то сразу выявляется заинтересованность в познании нового материала, т. к. ответы уже будут на уровне соревнований. Соревнования -- это сильный стимулятор активности учеников, влекущий за собой проявление личностных качеств учащегося и развитие его познавательной деятельности. Из этого можно сделать вывод, что важно создавать условия конкуренции.

Также интересный ответ был у А.С. Соловьева. Сравнивая его взгляд на данный вопрос и Лысачевой А.В., явно видно, что их мнения полностью расходятся. Александр Соловьев выразил свое предложение так: «...использование методов обучения, опираясь на передовой педагогический опыт». Из этой мнения можно сделать вывод, что главным в решении проблемы развития познавательного интереса является все-таки опыт педагога. Это второй этап для устранения рассматриваемого вопроса. Всем известно, что без опыта очень тяжело установить взаимосвязь, взаимоуважение между учеником и учителем, но со временем любой преподаватель находит решение этой проблемы. После налаживания связи между субъектами начинается изучение способностей и предрасположенностей в интересах. Далее происходит осмысление полученной информации и применение методов для развития познавательного интереса. И уже за счет опытности учителя происходит внедрение новых методов образования, с откорректированными по общему интересу группы.

Я считаю, что достаточно правильное решение у Бондаренко Л.И. Этот учащийся предложил решение данного вопроса так: «Как можно больше использовать наглядные пособия, смотреть развивающие фильмы, устраивать экскурсии, викторины». Очень важно использовать наглядные материалы. Это помогает заинтересовать ученика в изучении предмета, т. к. ощущение предмета дает больше информации и желание узнать о чем-то, чем теоретические знания об этом же объекте изучения. Рассмотрим на примере урока биологии. К примеру, изучается тема «клетка и ее состав». Преподаватель дает лекцию по данному курсу. Ученики «вяло» записывают материал. Некоторым это интересно, некоторым нет. И как только учитель говорит, что сейчас рассмотрим клетку в микроскоп, у учащихся происходит «оживление», у них проявляется познавательный интерес. Это наглядный пример применения наглядных пособий и материалов на уроке. Любой преподаватель из своего опыта делает вывод, что применение такого вида работы намного эффективнее, т. к. заинтересовывает детей. Остальные мнения учащихся либо не выражают основного решения проблемы, либо очень похожи на уже рассмотренные. Если расценивать мнения преподавателей, то наиболее интересным мне показалось предложение Гордиенко С.А. Ее мысль состоит в следующем: «Больше коллективной деятельности; больше творческого общения; разнооб- разить систему занятий... ; больше общения во внеурочное время». В этом изречении раскрыта главное решение проблемы развития познавательного интереса. Фраза «больше коллективной деятельности» подразумевает под собой то, что при таком виде деятельности выявляются умение учеников работать в коллективе, творческие способности отдельных обучающихся, познавательный интерес и стремление к личностному развитию. На практике главным является подборка типов и видов деятельности, в которых будут заинтересованы дети. Разнообразие системы урока влечет за собой интерес со стороны обучаемых к данному предмету. По мнению С.А. Гордиенко, на занятии должны присутствовать такие элементы, как :

· конкурсы;

· поучающие фильмы;

· соревнования;

· тесты;

· «шуточные» минуты.

Для примера рассмотрим урок географии. Преподаватель рассказывает ученикам о морях и океанах Земли. Не всем это интересно, и учитель прибегает к способу подачи этой же информации в виде поучительного фильма. Детей намного больше заинтересует просмотр фильма, чем устный рассказ. В фильме заложена та же информация, но в форме, которая более интересна и близка к жизни. У учеников проявляется желание узнать больше по данной теме. Учителю становится проще работать с учениками, которые заинтересованы в предмете.

На практике явно видно, что монотонность урока не прибавляет интереса к предмету, а даже наоборот. Введение разнообразия очень важно и для учеников, и для самого учителя.

У каждого из учащихся и преподавателей сложилось свое мнение по данному вопросу, и пути решения такой сложной проблемы у всех разные. Но очень важно, что почти все заинтересовались в данной теме, которая очень актуальна в современном мире.

Самыми активными и близкими к разгадке «как развить познавательный интерес», по моему мнению, оказались С.А. Гордиенко,

Л.И. Бондаренко, А.С. Соловьев, А.В. Лысачева. Их предложения по поводу данного вопроса оказались наиболее существенными и возможными для применения на практике. Проанализировав их ответы, можно составить список наиболее важных методов, для развития познавательной активности:

· больше коллективной деятельности;

· разнообразие системы урока;

· проведение бесед для выявления интересов учащихся;

· использование наглядных пособий и материалов;

· просмотр развивающих фильмов;

· организации экскурсий и викторин;

· внедрение новых технологий в процесс обучения;

· использование уже имеющегося педагогического опыта.

Если соблюдать все перечисленные пункты, то можно максимально увеличить уровень познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе.

«Опросник» показал нам не только какие пути решения исследуемого вопроса могут быть, но и отношение субъектов обучения к нахождению этих путей и их реализации.

Заключение

Познавательный процесс является важным фактором учения и в то же время это жизненно-необходимый фактор становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности ученика. Он сильно влияет на формирование личности и обеспечивается определенными условиями:

· Сила, глубина, устойчивость развития интереса;

· Многосторонность характера ученика;

· Многосторонность интересов личности;

· Взаимодействие познавательного интереса с другими мотивами;

· Связь развития с перспективами и жизненными планами.

Познавательный интерес к предметам формируется в начальной школе, поэтому нельзя упустить момент и не сосредоточить ребенка на будущее. Чтобы процесс развития личности проходил правильно необходимо направлять ученика в верное направление и подбирать методы стимулирования по его возможностям. Для начала достаточно заинтересовать ребенка, а далее развивать его самостоятельность и ответственность за самого себя. Это основа для полноценного развития познавательного интереса у учащегося в образовательном процессе.

Рассматриваемый мною вопрос чрезвычайно важен в современном мире и требует постоянных доработок, введение каких-либо новшеств, постоянную работу преподавателя над методами и способами подачи информации. В настоящее время основы по развитию познавательного интереса немного изменились, выявляется изменение в отношениях между субъектами образования, что влечет за собой и перемены по отношению к образованию. Сейчас сложнее заинтересовать ученика в получении новых знаний. Великие и всем известные преподаватели (А.С. Макаренко, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, С.Т. Шацкий и другие) исследовали данный вопрос и давали предложения по их решению. Современные методы отличаются от «старых». В этом можно убедиться на практике. В образовательных учреждениях есть преподаватели, которые придерживаются «старых» порядков. И на их предметах выявляется неэффективность обучения, меньший интерес к предмету. В собственном исследовании данной проблемы я использовала «Опросник». В нем обучающиеся и преподаватели раскрыли свою точку зрения и способы решения этого вопроса. Из моего опроса явно следует, что большинство опрашиваемых сошлись на одном мнении: в современной школе необходимо больше коллективной деятельности, внедрение новых технологий , разнообразие системы урока. Очень важную роль играет выявление индивидуальных способностей учащегося и умение работать в коллективе. После этого преподаватель подбирает форму проведения урока, опроса и оценивания. Также важно уметь наказывать и поощрять учеников, т. к. это является положительным стимулом к познанию нового.

Что касается мотивации ученика, то преподаватель всегда должен следить за своими действиями, т. к. она может быть не только положительной, но и отрицательной. Мотивы ученик создает для себя сам, а учитель просто помогает их поддерживать и развивать.

Очень важными в процессе обучения являются методы обучения. Я рассмотрела активные и практические методы. По моему мнению, они являются наиболее значимыми при поиске решения проблемы. В них заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет развития познавательной активности.

Огромную роль играют отношения субъект-субъект, при которых происходит взаимодействие и взаимовоздействия учителя и ученика. Это очень важно, т. к. данные действия помогают обеим сторонам лучше понять друг друга, а потом помочь проявить лучшие качества. Узнав качества ученика, преподаватель выбирает стратегию их развития. При этом поднимается уровень развития познавательного интереса и самой личности в целом.

Рассмотрев теоретическое обоснование «великих учителей», я получила новые знания по данной теме, которые помогли мне ответить на интересующие меня вопросы. Далее, на основе этих знаний, я сделала практическое обоснование. В итоге я получила ответы на заданные мной вопросы, которые помогли разобраться в вопросе «развития познавательного интереса», а также предложить пути решения этой проблемы.

Список литературы

1. Краевский В.В., Меняев А.Ф., Полонский В.М., Пидкасистый П.И., Щуркова Н.Е. Педагогика. - М., Педагогическое общество России, 2005

2. Рувинский Л.И., Канн-Калик В.А., Гришин Д.М. Введение в специальность. - М., Просвещение, 1988

3. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008

4. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. - М., Просвещение, 1981

5. http://festival.1september.ru/articles/504826/ Опыт учителя информатики Таракановой С.А.

6. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения.-- СПб, Питер, 2002

7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., Просвещение, 1988

8. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./ Под редакцией Г.И. Щукиной.-- М., Просвещение, 1988

9. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.-- М., Просвещение, 1985

10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-- М., Просвещение, 1985

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать