Развитие российской системы образования
p align="left">- достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;

- развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;

- обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;

- стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;

- нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

- последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;

- обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

- создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;

- расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;

- создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;

- поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;

- предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений на условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

2.3 Значение региональных органов власти в модернизации образования

Регионы играют значительную роль в инновационном развитии образования, поскольку: · реальная реформа не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходить из одинакового набора задач, средств, темпов ее осуществления; · успешное проведение реформы возможно только при сочетании разнообразия конкретных подходов в отдельных регионах и единых принципов реформы; · чрезвычайно важное значение имеет образовательное законотворчество субъектов Федерации, которое является как фактором обогащения общефедерального законодательства об образовании, так и действенным инструментом развития образования в регионах.

Сегодня, когда основы федерального и регионального законодательства во всех сферах общественной жизни приведены в соответствие, образовательное законотворчество регионов призвано решать три основные задачи:

1) восполнение пробелов законодательства применительно к образовательным потребностям регионов в пределах установленного разграничения полномочий;

2) экономическая и социальная поддержка образовательных систем регионов и отдельных образовательных учреждений;

3) опережающая постановка и решение задач инновационного развития образования в регионах.

Поскольку реальные условия образовательной жизни регионов чрезвычайно многообразны, нет необходимости разрабатывать какую-либо единую модель законодательства образования для всех субъектов Федерации. Однако есть очевидная необходимость координационной и консультационной работы на федеральном и региональном уровнях в вопросах регионального образовательного законотворчества.

Только при активном участии регионов в реформе образования возможно увидеть, поддержать и распространить наиболее ценные содержательные инициативы лучших учителей школ, преподавателей вузов. Только такие инициативы позволят сделать реформы реально инновационными, поднять качество образования на новый уровень.

Вместе с тем исторически сложились и продолжают сохраняться диспропорции в экономическом положении регионов, а равно и в образовательном потенциале, ведущие к «географическому» неравенству их образовательных возможностей. Это требует приоритетной поддержки образования в депрессивных регионах и выравнивания образовательного потенциала субъектов Российской Федерации. 

Значение инновационной деятельности в сфере образования трудно переоценить. Система общего и профессионального образования обеспечивает Государство самым важным и ценным ресурсом - квалифицированными специалистами, способными быстро и качественно решать поставленные перед ними задачи.

Развитие глобальной экономики неизбежно влечет за собой увеличение требований к специалистам в самых разных сферах, что, соотвественно, вынуждает учебные заведения адаптироваться к новым условиям. Сохранить неизменно высокое качество подготовки специалистов помогает следование новейшим тенденциям в образовательной деятельности.

Инновации в образовании - это не только внедрение компьютерных технологий, это и обновленные методики преподавания, и современные подходы к работе с обучаемыми, и адаптация к требованиям промышленности.

Инновационная деятельность в любом учебном заведении сопряжена с множеством трудностей и одной из серьезных проблем является слабая теоретическая база. Отсутствие или недостаточность готовых методик и наработанного опыта вынуждает учебные заведения самостоятельно заниматься разработкой инновационных программ вместо применения уже отработанных решений.

Глава 3. Пример внедрения инноваций в образование на примере Новосибирской области

3.1 Механизм внедрения инноваций на уровне муниципальных образований

Инновационное развитие образования Новосибирской области реализуется через инициативы учредителей образовательных учреждений и структуры их государственно-общественного управления, направленные на создание образовательных сред на территориях их деятельности.

Механизм точечного сетевого внедрения инноваций на уровне муниципальных образований подразумевает, что заявки на участие в инновационной деятельности подаются исключительно муниципальными органами власти или структурами государственно-общественного управления образованием как гарантами осуществления инновационных проектов и создания единой образовательной среды в Новосибирской области. В рамках одной заявки (возможно участие нескольких заявителей) может быть представлено создание не менее двух взаимодействующих системных образовательных комплексов.

Механизм точечного сетевого внедрения инноваций создает благоприятные условия для развития принципов стратегического инвестирования и проектирования инновационного развития. Особые условия создаются для реализации принципа открытости образования и общественного участия. В рамках рассматриваемого механизма данный принцип реализуется через инициативное развитие общественно-гражданских форм управления образовательными учреждениями разных уровней, формирования региональной и муниципальных образовательных политик, участия в оценке качества образования.

К формам общественно-гражданского участия в управлении образованием можно отнести:

- советы участников образовательного процесса и советы образовательных учреждений;

- советы выпускников образовательных учреждений;

- попечительские советы и фонды образовательных учреждений;

- муниципальные организации и региональную ассоциацию учителей и преподавателей;

- региональную ассоциацию руководителей образования;

- фонды развития образования в муниципальных образованиях и в Новосибирской области, а также:

- общественную палату Новосибирской области;

- ассоциации работодателей и др.

Именно государственно-общественные структуры управления образованием и определения образовательной политики обеспечивают широкое социальное взаимодействие, развивают сетевое сотрудничество образовательных учреждений разного уровня, типов и видов, их согласованное партнерство с другими объединениями граждан, проживающих или активно осуществляющих свою деятельность на территории, где формируется и развивается образовательная среда.

3.2 Механизм привлечения инвестиций в образование

Общественное участие в управлении образованием и процессах определения образовательной политики является наиболее действенным механизмом привлечения в образование инвестиций за счет:

- создания эффективных социально-экономических отношений между различными субъектами рынка образовательных услуг:

образовательными учреждениями разных уровней, разного типа и вида;

родителями, государственными и муниципальными организациями и учреждениями, а также рынком труда как основными заказчиками качества образования и подготовки специалистов;

- бизнес-инкубаторами, консалтинговыми фирмами и др.;

- развития фондов, создаваемых попечительскими советами и советами выпускников образовательных учреждений;

- создания и развития системы региональной и муниципальной поддержки образовательного кредитования как эффективного инструмента повышения доступности, прежде всего, системы профессионального образования.

Проект, как организационная форма инновационного развития образования Новосибирской области, в полной мере соотносится с отказом от сметного финансирования образовательных учреждений и переходом к механизму долгосрочного нормативного финансирования потребителя образовательных услуг.

Нормативное финансирование объективно приведет к инновационным процессам в образовании, к которым можно отнести:

- создание прогрессивных методик расчета нормативного финансирования по разным уровням образования, типам и видам образовательных учреждений;

- разработку законодательной и нормативной базы, повышающей финансово-экономическую самостоятельность и ответственность образовательных учреждений за качество образовательных услуг;

- разработку механизмов многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений;

- обеспечение разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений разных уровней через разработку соответствующей нормативно-правовой базы;

- формирование мотивации работников образования, образовательных учреждений, органов управления образованием к инновационному развитию.

При реализации Концепции инновационного развития образования Новосибирской области могут возникнуть риски, связанные:

- с недооценкой принципа управления по результатам;

- с неадекватной со стороны системы образования интерпретацией выбранных принципов и направлений инновационного развития образования;

- с инертностью законодателя в вопросах изменения существующих в настоящее время подходов к предоставлению финансово-экономической самостоятельности образовательным учреждениям;

- с неготовностью системы образования к реализации Концепции инновационного развития образования в Новосибирской области;

- со слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики.

3.3 Оценка эффективности инновационного развития образования

Концепция инновационного развития образования Новосибирской области предлагает современные подходы к оценке качества и эффективности образования. В соответствии с такими подходами система оценки в большей степени опирается на качественные критерии и показатели, основные из которых ориентируются на долгосрочные эффекты, а их оценка отсрочена во времени в проявлениях и измерениях.

Качественные долгосрочные эффекты реализации Концепции инновационного развития образования Новосибирской области можно разделить на две группы.

Первая - это длящиеся эффекты в инновационной работе образовательных учреждений и органов управления образованием. К ним относятся:

- диагностируемые решения поставленных задач и достижение цели инновационного развития образовательных учреждений или системы образования в муниципальном образовании;

- долгосрочное и подтвержденное бюджетами планирование инновационных процессов, осуществляемых образовательными учреждениями или органами управления образованием;

- длительность инициативного участия педагогических коллективов образовательных учреждений и специалистов органов управления образованием в инновационной деятельности;

- устойчивое позитивное отношение участников образовательного процесса к инновационному развитию образования;

- наличие конкуренции в рамках участия в образовательных процессах среди партнеров образовательных учреждений или органа управления образованием;

- пролонгация партнерами предложений об участии в мероприятиях и программах, планируемых в рамках инновационного развития образования, включая региональные, национальные и международные и др.

Ко второй группе необходимо отнести эффекты, связанные с долговременной поддержкой инновационной деятельности образовательного учреждения и органа управления образованием со стороны общества. Среди них:

- постоянное увеличение предложений партнерства в адрес образовательного учреждения или органа управления образованием;

- создание новых инновационных проектов на территории муниципального образования;

- постоянный интерес педагогических работников к участию в курсах повышения квалификации, тренингах, инновационных семинарах, творческих исследованиях, в том числе и на основе внесения личного взноса участника, на добровольческой или безвозмездной основе;

- диагностируемое внедрение инновационных образовательных технологий;

- активное лоббирование общественностью и партнерами в различных учреждениях и организациях интересов инновационной деятельности образовательного учреждения или органа управления образованием;

- долговременное присутствие в бюджетах региона и муниципальных образований статей о финансировании инновационных образовательных проектов и мероприятий, предлагаемых органами управления образования и образовательными учреждениями;

- соотношение в бюджетах всех уровней доли расходов на текущее содержание и функционирование системы образования и доли расходов на инновационные образовательные социально значимые программы и проекты;

- соотношение доли бюджетных расходов на образование с долей привлеченных средств на развитие образования и др.

Система количественных индикаторов эффективности инновационного развития образования Новосибирской области соотносится с системой целевых индикаторов и показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и Программы социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года.

3.4 Управление инновационным развитием образования

Основным принципом управления инновационным развитием образования Новосибирской области является управление по результатам, т.е. управление, направленное на достижение измеряемых результатов, соотносимых с показателями направлений социально-экономического развития Новосибирской области.

Для реализации положений данной Концепции и в соответствии с основными направлениями Программы стратегического социально-экономического развития Новосибирской области разрабатывается Целевая межведомственная программа развития образования Новосибирской области. Государственным заказчиком данной программы является Администрация Новосибирской области.

В целях привлечения общественности к управлению Целевой межведомственной программой государственным заказчиком создается Общественно-государственный Совет по разработке и реализации Целевой межведомственной программы развития образования Новосибирской области. В его состав входят депутаты Областного Совета, представители науки и специалисты в области образования, представители предпринимательского сообщества, общественных и политических объединений, а также представители государственного заказчика. Положение об Общественно-государственном совете и его состав утверждаются губернатором Новосибирской области. Для выполнения контрольно-рекомендательных функций в рамках реализации Целевой межведомственной программы подобные советы могут создаваться на уровне муниципальных образований и городских округов области.

Для текущего управления инновационными процессами в рамках Целевой межведомственной программы в Департаменте образования Новосибирской области создается структурное подразделение инновационного развития.

Мероприятия по методическому, организационно-техническому и экспертному сопровождению Целевой межведомственной программы, а также общественный контроль над ходом ее выполнения осуществляются за счет средств, выделяемых на ее реализацию.

Заключение

Оценивая прошедшие 20 лет реформ формирования российского образования, следует подчеркнуть, что за это время был осуществлен переход от советской школы, интегрированной в мировое образовательное пространство, отвечающей принципам гуманистическое, открытости, ориентации на качество, закладывающей основы общества знаний. Произошла смена основ образовательной политики, стало возможным многоканальное финансирование образования, сложился рынок образовательных услуг. Однако коренная перестройка системы образования отличается сложностью, болезненностью, глубокими противоречиями. На протяжении рассматриваемого периода наблюдалась борьба двух тенденций. С одной стороны - технократический подход к модернизации образования, основанный на автократизме, понимании образования как условия обеспечения государственного благополучия, с другой - гуманистический, восходящий к свободному образованию, высшей ценностью которого является личностное развитие.

В настоящее время определяющим в процессе модернизации становится стремление к оптимизации управления образованием, к использованию рыночных механизмов как фактора саморазвития образования, установления баланса между различными источниками его финансирования. По сути, усилия реформаторов направлены на создание управляемого рынка, формирование культуры рыночных отношений в образовании. Несомненные достижения в области модернизации не отменяют серьезных и пока не нашедших решения проблем. В частности, стремление активно использовать европейский опыт приводит к игнорированию национальных традиций. Нельзя забывать, что механическое перенесение заимствованных моделей приводит к негативным последствиям. Необходимо вернуться к традиции общественного обсуждения процессов реформирования, активно привлекать к разработке путей модернизации научные институты. Кроме того, нужно признать, что постоянное выдвижение новых задач, не всегда согласующихся с предшествующими, нарушение преемственности в государственной образовательной политике наносит большой Вред стабильности в образовании, не позволяет глубоко осмыслять и анализировать достижения и недостатки реформ.

В России в процессе реализации "Концепции модернизации российского образования" наибольшее продвижение было сделано в Решении задач по обновлению общего среднего образования. Концентрация усилий па данном направлении объяснялась тем. что общее образование, будучи опорой всей образовательной системы и самым , массовым ее компонентом, являлось вместе с тем наименее эффективным. Его содержание было оторванным от современных потребностей страны и в то же время крайне перегруженным. Это приводило к снижению общего образовательного уровня выпускников, резкому ухудшению здоровья детей, т.е. к прогрессирующему истощению генофонда нации.

Среди первоочередных задач, которые, как представляется, стоят перед отечественной высшей школой, можно выделить две. Первая - это интенсификация работы по принятию образовательных моделей, которые согласовывались бы с «болонскими» принципами и отвечали национальным традициям и интересам России. Вторая - это построение целостной системы обеспечения качества. В работе даются рекомендации по реализации этих и других задач модернизации российской высшей школы.

Несмотря на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

Список использованной литературы

1. Атаян А.Т. Перспективы: вопросы образования. [Текст] / А.Т. Атаян - Париж: ЮНЕСКО, 1991, 21-117 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика. [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - СПб: «Питер», 2004

3. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. [Текст] / А.Д. Жуков, Н.М. Канаев - Москва, ЭКМОС, 2000

4. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия. [Текст] / А.П. Лиферов - М., 1997

5. Невежина М.М. Педагогика. [Текст] / М.М.Невежина, Н.В. Пушкарёва, Е.В. Шарохина - М., «Риор», 2005

6. Москва, Кремль Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml

7. Н.А. Савченко, Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84210

8. Н.А. Савченко, Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Электронный ресурс] // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84211

9. О.А. Береснева, Концепция инновационного развития образования Новосибирской области [Электронный ресурс] // http://www.websib.ru/develop/page.php?article=87

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать