Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

73

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Факультет дефектологический

Специальность 050714 (031700.00)

«олигофренопедагогика», с доп.

специальностью 050715 (031800)

«Логопедия»

Кафедра специальных методик и

русского языка

Выпускная квалификационная работа

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Выполнила:

студентка V курса

Бороздина Татьяна Викторовна

Научный руководитель:

Кандидат филологических наук

доцент СМ и РЯ

Летапурс Татьяна Васильевна

Курск 2005

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей 7
    • 1.1. Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста. 7
    • 1.2. Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников. 13
      • Краткие выводы 21
  • 2. Методика развития связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида 22
    • 2.1. Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида 22
    • 2.2. Особенности обучения чтению в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида. 28
    • 2.3. Методика обучения чтению и её роль в организации учебно-воспитательного процесса на уроках чтения в старших классах 31
    • 2.4. Методы и приёмы развития связной письменной речи в старших классах на уроках чтения. 33
    • 2.5. Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения. 36
      • 2.5.1. Работа на письменным планом содержания рассказа Л.Н. Толстого «После бала» 36
      • 2.5.2. Исследование уровня развития связной письменной речи учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и анализ результатов исследования 46
      • 2.5.3. Характеристика уроков по развитию связной письменной речи в 9 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида 55
      • Урок № 1 55
      • Урок № 2 60
  • Заключение 63
  • Список литературы 67
  • Приложение 70
Введение

В настоящее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования, она необходима в настоящее время, потому что происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования важно уделить достаточное место развитию речи молодого поколения, особенно письменной речи. В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно сущест-вовать не может: письменная речь используется и в государственной дея-тельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, наконец, личной жизни человека.

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что напи-сано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для со-циальной адаптации человека вообще, а для выпускника специальной (коррекционной) школы 8 вида особенно.

Несмотря на степень разработанности проблемы и накопленную теоретическую базу, проблема остается актуальной, что и обусловило выбор темы.

Процесс становления и развития связной письменной речи у умственно отсталых детей изучали И.Е. Синица, С.П. Тищенко, Ж. Симон, РЛ. Креймер, М.Р. Львов и другие. В их работах признается важность создания у учащихся мотивации ус-воения письменной речи.

Н.И. Жинкин говорил о том, что «письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посред-ство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном про-изнесении высказывания перед записью, либо в виде внутреннего проговаривания) на графический буквенный код». По сравнению с устной ре-чью письменная речь более абстрактна, поскольку видимого контакта с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического со-провождения (мимики, жестов и т.д.), то есть тех факторов, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она не имеет. Именно поэтому развитие связной письменной речи жизненно необходимо у детей с нарушением интеллектуального развития.

В ходе изучения специальной литературы было установлено, что выраженные дефекты речи имеют 40-60% детей с нарушением интеллек-та. Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них ока-зываются несформированными в той или иной степени все операции ре-чевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потреб-ности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличе-ние полученного результата с предварительным замыслом, его соответст-вие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с на-рушением интеллекта являются стойкими.

Актуальность работы. Данная тема мало изучена и практически не имеет отражение в специальной методической литературе. Существует множество научных трудов по развитию связной письменной речи, но практически нет рекомендаций по развитию письменной речи у детей с нарушением интеллектуального развития.

Целью работы является анализ способов и методов развития связной письменной речи на уроках чтения у умственно отсталых школьников, разработка системы заданий и упражнений на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Объект - методика чтения и развития речи у умственно отсталых школьников старших классов.

Предметом нашего исследования является развитие связной пись-менной речи у учащихся старших классов.

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

· Проанализировать особенности развития речи у умственно отсталых детей;

· Выявить специфику и необходимость развития связной письменной речи;

· Изучить формирование связной письменной речи у учащихся старших классов в процессе работы над сочинением-описанием, характеристикой литературного героя;

· Описать результаты практической работы по развитию связной письменной речи при изучении конкретных литературных произведений на уроках чтения в старших классах.

Основными методами работы были:

1. изучение и анализ психолого-педагогической, методической филологической литературы по избранной теме;

2. наблюдение за процессом обучения школьников на уроках чтения в специальной коррекционной школе 8 вида;

3. обобщение опыта учителей специальной (коррекционной) школы 8 вида;

4. изучение психолого-педагогической документации, характеризующей здоровье и развитие учащихся; анализ упражнений и заданий, выполненных учащимися.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, включающего дидактические материалы, использованные в ходе обучающего эксперимента.

1. Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей

1.1. Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития Далее в тексте учащиеся с нарушением интеллектуального развития будут обозначены сочетанием «учащиеся с НИР» старшего возраста.

Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необ-ратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга [1,c.117].

В данном определении четко выделяются два взаимосвязан-ных диагностических критерия: психолого-педагогический (стой-кое нарушение познавательной деятельности) и клинический (ор-ганическое поражение головного мозга). Отсутствие одного из названных критериев приведет к неправильному, ошибочному по-ниманию сущности умственной отсталости.

Умственная отсталость не является обозначением какого-то конкретного заболевания. Это нарушение интеллектуальной дея-тельности, а возникает оно на фоне пораженной нервной системы.

Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхождении умственной отсталости принадлежит генетическим факторам. Многочисленными и разнообразными изменениями в генетическом аппарате (мутациями) обусловлено примерно ѕ всех случаев недоразвития познавательной сферы у детей [37,c.98].

Мутации могут быть хромосомными и генными. Наиболе распространенной и хорошо известной хромосомной формой олигофрении является болезнь Дауна, встречающаяся у 9-10% всех умственно отсталых детей. При хромосомных формах олигофрении чаще всего наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.

В современной психиатрической и психолого-педагогической литературе к умственной отсталости относят два состояния нару-шения интеллекта: олигофрению и деменцию. Вычленение их в картине слабоумия дает возможность ответить на такие вопросы: когда возникает умственная отсталость, какие особенности психи-ческого развития выявляются при олигофрении и деменции, какие признаки являются отличительными и общими.

Олигофрения -- стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (эмбриональ-ном, дородовом, природовом, послеродовом до возраста 1,5--2 го-да).

Психологическая характеристика олигофрении сводится к не-обратимому общему психическому недоразвитию с преобладани-ем ведущего интеллектуального дефекта--слабости аналитико-синтетической деятельности, несформированности абстрактно-логи-ческого мышления. Клиническая характеристика исключает нали-чие текущего болезненного процесса в нервной системе [1,c.118].

Дебильность--относительно легкая степень недоразвития ин-теллекта. Умственно отсталые дети в степени дебильности явля-ются основным контингентом специальной (коррекционной) школы 8 вида. Они усваи-вают на доступной им уровне определенный круг знаний по об-щеобразовательным предметам, овладевают несложной профес-сией, могут приспособиться к общественно полезной деятельности. В специальной (коррекционной) школе 8 вида для учащихся в степени дебильности организуются простейшие, но разнообразные по содержа-нию виды игры, учебы, труда. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно-логическом мышлении. У детей, страдающих дебильностью, фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов). При обучении счету такие дети с трудом усваивают понятие количественного содержания чисел, смысл условных знаков; они не понимают содержания задач, последова-тельность действий при решении примеров. Память умственно от-сталых школьников характеризуется небольшим объемом запоми-наемого материала, некачественным воспроизведением. В связи с тем что у дебилов мышление носит конкретный, наглядно-дейст-венный характер, нарушена способность к отвлечению, обобще-нию, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. С интеллектуальным недоразвитием у таких детей тесно сочета-ется незрелость эмоциональной сферы и личности в целом: некри-тичность суждений, отсутствие инициативы и любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий [1,c.119].

Коррекционная система обучения и воспитания детей в сте-пени дебильности значительно продвигает их развитие. Можно сказать, что социальный прогноз этой формы слабоумия благо-приятен. Обучение в специальной школе способствует усвоению определенного круга знаний, получению трудовых навыков и практической ориентировки, что дает возможность выпускникам в целом успешно адаптироваться к социальной среде.

Клиническая картина дефектов развития познавательной сферы складывается из особенностей имеющихся у детей психопатологических, неврологических и соматических симптомов. Те формы, при которых отмечаются четко очерченные специфические соматические проявления, позволяющие установить нозологический диагноз на основании клинических данных, и те, при которых нозологическую форму болезни можно установить при помощи современных методов специальных лабораторных исследований, называют дифференцированными формами умственной отсталости.

Неосложнённые формы умственной отсталости характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Интеллектуальный дефект у этих детей, так же как и у всех умственно отсталых, проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленостью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Нередко при неплохой способности к механическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом. Для запоминания нового материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами. Тем не менее дети с неосложненной умственой отсталостью характеризуются обычно довольно устойчивой работоспособностью и более или менее удовлетворительной продуктивностью [25,c.41].

Уровень недоразвития речи у большинства детей с неосложненной умственной отсталостью соответствует степени их интеллектуального дефекта. У них отсутствуют локальные речевые расстройства, но всегда имеется общее недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, упрощенным построением фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием. Наряду с этим у некоторых детей можно наблюдать внешне хороший уровень развития речи с кажущимся богатством словарного запаса, правильным построением фраз, выразительными интонациями. Однако, уже при первом обследовании становится ясно, что внешне правильные фразы представляют собой заученные речевые штампы [25,c.87].

Недоразвитие моторики проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки двигательной формулы действия. Кроме того, у большинства умственно отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы. Поэтому велика важность занятий физкультуры для таких детей.

Выраженных нарушений поведения у детей с неосложненной умственной отсталостью обычно не наблюдается. При адекватном воспитании дети с легким интеллектуальным дефектом без особого труда осваивают правильные формы поведения и в некоторой степени могут контролировать свои поступки.

Общее недоразвитие личности характерно для всех детей с общим психическим недоразвитием.

Таким образом, при неосложненных формах умственной отсталости педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.

Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения[15,c.74].

Специальная (коррекционная) школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи - дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества - честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей[34,c.117].

Уже в школьный период жизни болезненные процессы, имевшие место в мозгу ребенка-олигофрена, прекращаются. Ребенок становится практически здоровым, способным к психическому развитию. Однако развитие это осуществляется аномально, поскольку биологическая его основа патологична.

Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям [11,c.103].

Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу [21,c.124]

Таким образом, под умственной отсталостью следует понимать стойкое необ-ратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. От случая отсталости школьника в первую очередь будет зависеть и выбор соответствующей методики работы над письменной речью.

1.2. Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников.

Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом [24,c.428].

Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция).

Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь (импрессивная речь) всегда преобладает над активной (экспрессивной) речью. У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется достаточно ярко.

Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю.

Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуются при непосредственном общении друг с другом. Б зависимости от конкретных условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи, протекающей в форме беседы, разговора между двумя или несколькими участниками, человек ставит вопрос и отвечает на них, высказывает замечания, одобрения или возражения [24,c.371].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать