Развитие сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством Ю.А. Васнецова
p align="left">Мы считаем, что наиболее ярким и выразительным станет влияние взаимосвязи слухозрительных представлений на восприятие книжной иллюстрации, так как, для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен зрительно шаг за шагом проследить, рассматривая соответствующую картинку, что дает полное представление детям, основанное на целостном восприятии сюжета литературного произведения, и способствует воплощению изображения в рисунках детей.

Таким образом, развитие сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста формируется за счет образного видения ребенка - умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от книжной иллюстрации .

1.2 Специфика средств художественной выразительности в работах художников иллюстраторов в иллюстрациях к детской книге

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя - один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге - главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.

Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника - удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.

Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок - это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей - новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.

Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это - основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.

Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.

Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.

Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.

Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны - от книжки - игрушки, книжки - образа, книжки - ширмы до книжки - тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).

Особый характер оформления - его наглядность, стройность, занимательность - отличает книжную графику для детей.

1.3 Знания, умения и навыки, необходимые детям при композиционном построении рисунка

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия -- один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую -- с просветами).

Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски -- гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).

Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности. Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в передаче окраски предмета, в соблюдении правильных пропорций и пр. Естественно, что обучение детей дошкольного возраста должно ограничиваться решением лишь наиболее простых изобразительных задач. Однако ребенок непрерывно растет и развивается, его способности формируются под воздействием воспитания и обучения, и задача педагога -- заботиться о подведении детей ко все более правдивому отображению действительности.

Для достижения сходства рисунка с тем, что стремится передать ребенок, в изображении должны быть отражены форма предмета, его величина, строение, цвет, положение в пространстве. Основным свойством, позволяющим установить сходство изображаемых предметов с действительными, является форма. Передачей этого свойства дети овладевают постепенно.

Требования к точности передачи формы от одной возрастной группы к другой усложняются. Прежде всего дети учатся изображать предметы округлой и прямоугольной формы. При этом они еще не отличают предметов круглой формы от предметов удлиненно-округлых, овальных, а прямоугольных от квадратных, т. е. они передают форму приблизительно.

Первые изображения упрощены, обобщены. Это определяется слабостью аналитического восприятия, а также ограниченностью движений рук. Детям проще передать предметы, близкие по форме к геометрическим фигурам -- кругу, квадрату, прямоугольнику, геометрическим телам -- шару, кубу, цилиндру. Так, например, мячик имеет форму шара, яблоко тоже по форме близко к нему, лопатка по форме напоминает прямоугольник. Все это предметы, состоящие из одной части и небольшого количества деталей (черенок у яблока, палочка у флажка). В их оценке может применяться лишь первоначальный критерий -- узнавание предмета. Для этого должны наличествовать основные части и приблизительно правильно изображенная форма -- округлая, прямоугольная и пр.

Далее знакомство с формами и умение передавать их в рисунке расширяются. Дети приобретают умение различать большее количество форм, а также определять разницу пропорций: лепить и рисовать предметы более узкие и широкие, более длинные и короткие. Предметы, которые предлагается изображать детям, значительно отличаются по форме от простых геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), и дети передают это отличие.

Одним из важных средств реалистического, выразительного изображения является передача величинных отношений частей в предмете и их частей между собой. Этому дети учатся, начиная со второй младшей группы, различая вначале только большой и маленький. В последующих группах это умение все более и более усложняется: от детей уже требуется передача отношений частей по величине, соотношение по величине разных изображений в сюжетах, композициях, в рисунке. Решение этой задачи связано с развитием движений рук ребенка, глазомера, координации движений руки и глаза в процессе создания изображения.

Педагогу следует помнить, что передача двух разных по величине предметов: большого и маленького -- удается без особого труда, правда, это касается простых одночастных предметов. Сложнее передать тонкие градации: большой, маленький, еще меньше. Здесь требуется более точное движение и пристальный зрительный контроль за движением руки. Еще труднее передать пропорциональные отношения -- насколько один предмет больше другого. Это доступно лишь детям старшего дошкольного возраста. Подбирая соответствующую тематику детских работ и организуя восприятие величинных отношений, воспитатель постепенно вооружает детей умением отражать эти отношения в рисунках.

Уже в программе второй младшей группы имеется требование научить детей вычленять составные части предмета и передавать их в лепке, рисунке и аппликации. Таким образом, дети подводятся к передаче строения предмета. Части в предмете могут быть одинаковыми и разными по величине, по форме; они расположены известным образом по отношению друг к другу -- одни выше, другие под ними и т. д.

Вначале надо выбирать для изображения предметы, наиболее простые как по общей форме, так и по форме частей, по окраске, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями. Относительная простота и сложность предмета для изображения зависят также от характера расположения частей, от строения предмета: части могут быть расположены в простом чередовании, симметрично или в сложном чередовании, несимметрично.

Чтобы дети могли передать строение предмета из нескольких частей, надо их знакомить с обозначением пространственных отношений -- выше, ниже, внизу, слева и т. д.

Первые изображения цветка, дерева, которые могут дать дети, подчеркнуто симметричны: ветки дерева отходят от ствола вправо и влево на одинаковом расстоянии, у цветка лепестки равномерно расположены вокруг середины, а листья в правильном чередовании -- по стеблю. От упрощенной передачи формы и строения предметов дети постепенно переводятся к более точной и полной, к изображению характерных различий предметов по форме и строению.

Дети дошкольного возраста могут передать форму предмета в рисунке лишь плоско, изображая его с какой-либо одной стороны. Так, у дома рисуется передняя стена и вид крыши спереди; стул, стол рисуются так, как они видны сбоку. Существенным является такой выбор положения предмета по отношению к рисующему, в котором можно его изобразить наиболее полно и правильно без объема, плоско. При таком способе изображения неизбежно допускается некоторая условность в расположении частей. Когда мы смотрим, например, на комнатное растение в горшке, то видим, что одни ветки и листья находятся за другими и частично ими загорожены. При плоскостном изображении загораживание одних частей другими не передается, так как все части изображаются в одной плоскости, а не в пространстве. Без передачи пропорций, т. е. правильного отношения частей в предмете по величине, форме и положению, не может быть правдивого изображения. Определение отношений дается детям дошкольного возраста с большим трудом. Эту способность следует развивать постепенно, с первых шагов обучения изобразительной деятельности.

Передача характерной формы и строения требует выражения пропорциональных отношений и внутри каждой части, и в строении предмета в целом. Такое требование выдвигается в программе для детей после 5 лет. При изображении предметов, состоящих из нескольких частей, необходима более сложная аналитическая работа мысли -- сравнение, сопоставление, учет относительной величины частей, установление различия их формы, окраски. Эта способность развивается у детей дошкольного возраста постепенно.

В отношении формы и строения предметов мы ведем детей от передачи основного, определяющего к передаче деталей, от обобщенного изображения к более расчлененному, к передаче признаков, характеризующих видовые и индивидуальные свойства предметов.

Цвет, в особенности сильный, интенсивный, возбуждает положительные чувства детей, радует их. Но многие дети без специального побуждения не используют цветового разнообразия материалов: они могут весь рисунок выполнить карандашом или краской одного цвета. По предложению взрослого они охотно берут карандаш другого цвета, однако вновь взятым карандашом могут рисовать до конца, не меняя его. Лишь постепенно под воздействием педагога дети начинают замечать цветовое богатство окружающего их мира, у них появляется желание передать это в рисунке.

Начиная со второй младшей группы в программе ставится задача учить детей передавать цвет как признак предмета. В первую очередь это цвет природных предметов и явлений, имеющий относительное постоянство. Так, рисуя елочку, дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличает ее от всех лиственных деревьев зимой. Изображая зимнюю картинку, дети передают белый цвет снега, вылепленных из него комочков, снеговика.

Но множество других предметов не имеет одного характерного для них цвета: таковы дома, машины, корабли. Цветы, бабочки, птицы могут быть разнообразной расцветки. Только постепенно дети знакомятся с различными видами растений и животных и узнают их характерную окраску. Рисунки и аппликации детей подготовительной к школе группы уже не только радостны и ярки по цвету, но и реалистичны: по расцветке угадывается в них березка, тюльпан, василек, синичка, снегирь. Цвет используется и как средство выразительности. Уже начиная с 3 лет, дети знакомятся с некоторыми оттенками цвета: синий -- голубой, красный -- розовый. Постепенно эти знания расширяются, дети узнают большое количество оттенков. В подготовительной группе детей учат самих составлять оттенки цвета и получать новые цвета, смешивая краски.

Дети узнают также, что цвет предметов может изменяться в зависимости от изменения условий: незрелая ягода зеленая, а зрелая -- красная; весенняя листва светло-зеленая, летняя - густо-зеленая; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у некоторых, как у клена, приобретают все оттенки: от светло-желтого до темно-красного; небо изменяет цвет в зависимости от погоды, при заходе солнца, так же меняется цвет воды в озере, в реке, в море. Человек по своему желанию меняет цвет предметов, которые он создает: заново покрасили дом или забор, сделали ремонт в помещении детского сада, постелили ковровую дорожку другого цвета. Дети отмечают все эти изменения в окружающей обстановке.

Так постепенно обогащаются цветовые представления детей, и это находит отражение в их изобразительной деятельности. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует не только знания форм и цветов, но и соотнесения их с общепринятыми эталонами формы (геометрические фигуры) и цвета (цветовой спектр). Дети, не умея отличить квадрат от треугольника и назвать их, не могут определить форму предмета и назвать ее. Не зная названий цветов и оттенков, не умея различать их, дети не могут определить и цвет предмета, его окраску.

Программа рекомендует учить детей в рисунках выражать связное содержание, передавать события жизни, картины природы, эпизоды из знакомых книг. В такой рисунок должны входить изображения отдельных предметов, определенным образом связанные между собой.

В рисунках изображения располагаются на листе бумаги таким образом, чтобы смотрящему было ясно, какое это событие или какая картина природы. На плоском листе бумаги надо найти место для персонажей и предметов, включенных в одно событие. Малыши не в состоянии решить этих задач и понятно для всех выразить задуманное содержание. Они применяют в рисовании те же приемы, что и в лепке, в постройке: рисуют изображения предметов по всему листу, зачеркивают или рисуют вторично, когда надо, чтобы персонаж переместился. Лист бумаги играет ту же роль, что стол и дощечка при лепке. Рисунок, выполняемый таким образом, представляет собой следы игры, проведенной в процессе рисования, и после ее окончания часто непонятен. Но на первых порах такой рисунок удовлетворяет малыша.

В программе выдвигаются определенные требования к расположению изображений в рисунке. Обучая детей передаче связного содержания воспитатель прежде всего устанавливает постоянные пространственные отношения: низ, верх, правую, левую сторону рисунка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать