Развитие семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи
торой (основной) этап.

Цель данного этапа работы заключалась в формировании у дошкольников с ОНР (II уровень) умения понимать и адекватно использовать предикативные лексемы в структуре многословного высказывания.

В начале обучающего эксперимента детям предлагались упражнения, направленные на усвоение предикативных связей в высказываниях различной длины (от 3 слов до 8 и более): субъект - действие (предикат) - объект (Девочка рисует цветок). Далее отрабатывались следующие модели высказываний: субъект - действие (предикат) - объект - орудие действия (Мальчики пилили дрова пилой); с "двойной предикативностью" (Бабушка сидит в кресле и смотрит телевизор); с двумя антонимическими предикативными лексемами (Тане грустно, а Олегу весело); сложносочинённые конструкции, состоящие из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую (Лена ушла в школу, а Коля пришёл из школы). Предикативные связи усваивались дошкольниками посредством пиктографического кода и стимулирующих вопросов логопеда. Высказывания, включающие сложные предикативные связи, изучались дошкольниками в более поздние сроки (при переходе со второго уровня речевого развития на третий). Логопедическая коррекция на этом этапе предполагала ввод пиктограмм и идеограмм как вспомогательного средства, постепенно количество визуальных опор сокращалось. Усвоенные дошкольниками фразы с различными типами предикативных связей включались в небольшие по объему тексты.

Второй основной этап включал четыре комплекса упражнений.

Задачей первого комплекса упражнений было овладение детьми парадигматическими и синтагматическими связями в структуре многословного высказывания. Актуализированные антонимы и синонимы вводились в многословные конструкции. Упражнения на подбор антонимов и синонимов применялись как средство уточнения предиката и формирования парадигматических связей. При работе над синонимами внимание детей акцентировалось на том, что близкие по смыслу лексемы обозначались одной и той же пиктограммой (идеограммой). Работа над синтагматическими связями происходила за счёт расширения высказывания.

Задача второго комплекса упражнений предусматривала усвоение деривационных отношений и грамматических категорий в структуре высказываний различной длины. Отработанные на предыдущем этапе грамматические модели включались в многословные высказывания с опорой на пиктографический код.

Задача третьего комплекса упражнений предполагала включение высказываний различной длины в диалог, что способствовало созданию мотивации к расширению многословного высказывания. На данной стадии формирования предикативной лексики дошкольников знакомили с различными типами диалогов и структурой реплик в диалоге, обучали варьированию их в зависимости от ситуации и реакции собеседника. Развитие диалога происходило по восходящей линии - от небольших диалогов, состоящих из 3-4 парных реплик, к более сложным по содержанию и объёму.

Задачей четвёртого комплекса упражнений было включение высказываний различной длины в связную монологическую речь.

Дошкольники учились воспроизводить небольшие рассказы, определять предикаты и устанавливать их последовательность в тексте. В работе над текстом пиктографическая запись помогала дошкольникам избегать пропусков лексем, строить свой рассказ в соответствии с предложенной программой. Если дети справлялись с заданием, то пиктограммы и идеограммы не применялись или использовались частично. Постепенно дети ориентировались только на символы подлежащего, сказуемого и второстепенных членов и самостоятельно составляли фразу.

Согласно цели основного этапа использование приёмов и упражнений: применение пиктографического кода с постепенным сворачиванием количества зрительных опор и выходом на самостоятельную речь; разыгрывание диалога по ролям; дополнение реплик диалога; составление многословных высказываний по "рассыпанным" пиктограммам и идеограммам, графической схеме; составление высказываний по ситуации позволило детям адекватно и точно употреблять предикативные лексемы в самостоятельных высказываниях различной длины.

Предложенная последовательность работы прослеживалась при изучении всех лексико-тематических циклов. В рамках каждого цикла дошкольники знакомились с 10-15 пиктограммами и идеограммами (в процессе обучения детям было предложено 60 символов).

Специальные приёмы, внедрённые на занятиях с дошкольниками с ОНР, были направлены на обеспечение прочной связи между значением слова, его моторным воспроизведением и кинестетическим образом, формирование речевых кинестезий. Особое внимание в работе с детьми с ОНР уделялось осмыслению связи между значением слова и звуковой формой знака; чёткому проговариванию лексем с опорой на пиктографическую запись.

3.2 Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На контрольном этапе эксперимента эффективность коррекционного воздействия устанавливалась в ходе исследования глагольных, именных, адъективных, наречных предикатов; сопоставительного изучения предикативных связей и предикативной структуры в высказываниях различной длины.

Для сопоставления результатов и выявления эффективности экспериментального обучения была сформирована подгруппа-2, в которую вошли дети с ОНР (II уровень). Так, подгруппа-1 и подгруппа-2 по возрастным показателям были однородными.

В начале учебного года стартовые показатели у дошкольников обеих групп были одинаковыми. В конце обучающего эксперимента результаты испытуемых подгруппы-1 оказались значительно выше, в отличие от детей подгруппы-2. У всех детей обеих подгрупп после обучающего эксперимента отмечалась позитивная динамика в формировании предикативной лексики (см. диаграмму 3 и 4).

Диаграмма 3

Сравнительная характеристика особенностей импрессивной стороны предикативной лексики дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Результаты 1-го констатирующего Результаты 2-го среза после

среза формирующего эксперимента

Подгруппа-1

Подгруппа-2

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

Диаграмма 4

Сравнительная характеристика особенностей экспрессивной стороны предикативной лексики дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Результаты 1-го констатирующего Результаты 2-го среза после среза формирующего эксперимента

Подгруппа-1

Подгруппа-2

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

В конце учебного года дети обеих групп достигли верхней границы второго уровня речевого развития.

Следует отметить, что более высокие показатели уровня сформированности семантического компонента предикативной лексики в подгруппе-1 объясняются систематической работой с использованием занятий, направленных на активизацию именных, глагольных, адъективных и наречных предикатов, усвоение парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений между ними в высказываниях различной длины.

Сравнительный анализ данных в начале и в конце экспериментального обучения с достаточной степенью достоверности позволил сделать общий вывод об эффективности предлагаемых занятий по формированию семантического компонента предикативной лексики у детей с ОНР (II уровень).

Выводы

Полученные данные в ходе исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1. Выраженные нарушения в организации семантического компонента лексики у дошкольников с ОНР различного генеза объясняются трудностями процесса выбора слов, реализации операций номинации и предикации, общей незрелостью парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений. У дошкольников с ОНР формирование изучаемой лексики осуществляется в значительно более поздние сроки и имеет качественные отличия по сравнению с нормой.

2. Разработанная экспериментальная серия занятий с применением специфических визуальных опор, направленная на адекватное понимание и употребление предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различной длины способствовала формированию предикации, совершенствованию коммуникативных умений и навыков у детей с ОНР.

3. В процессе коррекционно-логопедического обучения у всех дошкольников прослеживались значительные количественные и качественные изменения состояния семантического компонента предикативной лексики, что выражалось в следующем: тенденции усвоения парадигматических (ассоциативных), синтагматических (предикативных) связей и деривационных отношений; положительной динамике развития семантического компонента в структуре значения предикатов; сокращении числа ответов с использованием жестов, случайных реакций, однокоренных замен, отказов; расширении длины высказывания; воспроизведении текстового сообщения.

4. Анализ высказываний различной длины, проведённый в рамках контрольного эксперимента и направленный на выявление эффективности предложенной нами экспериментальной методики, подтвердил, что в результате коррекционно-логопедического обучения у детей с ОНР (II уровень) отмечалось значительное расширение объёма предикативной лексики, что сокращало сроки перехода на более высокий уровень речевого развития.

В результате проведённого коррекционного обучения детей с ОНР (II уровень) произошло усвоение предикативных единиц, осуществлено их введение в структуру высказываний различной длины. Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная логопедическая работа по формированию семантического компонента предикативной лексики у детей с ОНР (II уровень) различного генеза позволила качественно и количественно изменить их словарный запас.

Заключение

Исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые категории, ведущее место среди которых занимает анализ семантико-синтаксических конструкций.

Проведенное в дипломной работе исследование позволило достичь поставленной цели, реализовать задачи и сформулировать следующие выводы:

1. Ведущим компонентом в семантическом строе речи является смысл (значение, зависящее от контекста). Предикаты-смыслы взаимодействуют друг с другом, так что предшествующие смыслы содержатся в последующих и их изменяют.

В настоящее время исследователи детской речи считают, что овладение семантически мотивированными понятиями агента действия, действия или состояния, объекта действия и др., соотносящимися с категориями грамматики Дж. Филмора, предшествует овладению формально-логическим синтаксисом. Исследователями доказано, что этап смыслового синтаксиса предшествует этапу семантического синтаксиса.

Обобщение полученных данных позволяет сформулировать основные причины нарушений формирования лексической системности у детей с ОНР, которые возникают на различных этапах восприятия, обработки, хранения и извлечения семантической информации. Трудности формирования полноценного семантического компонента у детей с ОНР связаны с кодовыми переходами (зрительный-акустический-семантический), осуществляемыми оперативной памятью. В свою очередь недостатки обработки вербальной информации на этапе промежуточного хранилища (оперативной памяти) приводят к неправильному группированию на основе определенных признаков слов в семантической памяти, неточному или искаженному установлению смысловых связей между ними. Другими словами, качественное несовершенство семантических полей объясняется, прежде всего, ошибками категоризации при усвоении лексических единиц. К ошибкам реализационного (внешнего) уровня приводит и ослабленный контроль, который не выполняет функцию фильтрования (отбрасывания) неадекватных или случайных ассоциаций.

Основной задачей работы над семантическим компонентом следует считать формирование в языковом сознании ребенка полноценных семантических полей. Это в настоящий момент провозглашается многими специалистами в области патологии речи, с успехом применяющими психолингвистический подход в своей работе: Р.И. Лалаевой, Н.Ю. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Л.Б. Халиловой, С.Н. Шаховской и мн. др. Именно их серьезные наработки, имеющие глубокое научное обоснование, позволили выделить в логопедической работе по формированию лексической системности два основных направления: накопление лексических единиц; целенаправленное формирование у ребенка системы семантических значений (упорядочивание языковых единиц).

Развитие семантического компонента лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности. Работа над семантическим компонентом неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы. При формировании словаря особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова. Словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций. Именно аналитико-синтетическая работа со словом формирует его как языковой знак.

2. Использование психолингвистического подхода при сравнительном исследовании семантического компонента у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием позволило выявить у них как общие, так и специфические особенности формирования предикативной лексики.

Были выявлены выраженные нарушения в организации семантического компонента лексики у дошкольников с ОНР. Это объясняется трудностями процесса выбора слов, реализации операций номинации и предикации, общей незрелостью парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений. У дошкольников с ОНР формирование изучаемой лексики осуществляется в значительно более поздние сроки и имеет качественные отличия по сравнению с нормой.

На основании вышеперечисленного были определены основные задачи, конкретное содержание коррекционно-развивающей работы по формированию семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выбраны наиболее оптимальные методы и способы логопедического воздействия.

Была разработана экспериментальная серия занятий с применением специфических визуальных опор, направленная на адекватное понимание и употребление предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различной длины способствовала формированию предикации, совершенствованию коммуникативных умений и навыков у детей с ОНР.

В процессе коррекционно-логопедического обучения у всех дошкольников были выявлены значительные количественные и качественные изменения состояния предикативной лексики, что выражалось в следующем: тенденции усвоения парадигматических (ассоциативных), синтагматических (предикативных) связей и деривационных отношений; положительной динамике развития лексико-семантического компонента в структуре значения предикатов; сокращении числа ответов с использованием жестов, случайных реакций, однокоренных замен, отказов; расширении длины высказывания; воспроизведении текстового сообщения.

В результате контрольного эксперимента, направленного на выявление эффективности предложенной нами экспериментальной методики, было выявлено, что в результате коррекционно-логопедического обучения у детей с ОНР (II уровень) отмечалось значительное расширение объёма предикативной лексики, что сокращало сроки перехода на более высокий уровень речевого развития.

3. В результате проведённого коррекционного обучения детей с ОНР (II уровень) произошло усвоение предикативных единиц, осуществлено их введение в структуру высказываний различной длины. Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная логопедическая работа по формированию предикативной лексики у детей с ОНР (II уровень) различного генеза позволила качественно и количественно изменить их словарный запас.

Проведённое исследование имеет перспективы развития в плане продолжения изучения семантического компонента предикативной лексики у дошкольников с ОНР (II уровень), а также дальнейшей разработки и совершенствования методики, направленной на формирование семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список изученной литературы

1. Андриевская В.В. Особенности словесных ассоциаций как фактор построения предложений // Исследования языка и речи: Уч. записки МГПИИЯ, 1971.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед институтов. - М.: Просвещение, 1981.

3. Воробьева В.К., Даскалова Е.С. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ имени В.И. Ленина, 1983.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. - М., 2001.

5. Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

6. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - № 4. - 1994.

7. Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. - М.: АРКТИ, 2004.

8. Грибова О.Е. Реализация принципа деятельного подхода в процессе логопедического исследования // Дефектология. - 2004. - № 2.

9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., Педагогика, 1985.

10. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушения речи у дошкольников. - М. Педагогика, 1971.

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. - М.: Наука, 2003.

12. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005.

13. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. - М.: Линка-Пресс, 1994.

14. Карпова С.П., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М.: Издательство московского университета, 1978.

15. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

16. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. - 1985. - № 2.

17. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991.

18. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. - М., Наука, 1982.

19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. - СПб., 1999.

20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Спб.: Изд-во "СОЮЗ", 2001.

21. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., Педагогика, 1968.

22. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.4-е изд., испр. М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2005.

23. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М. Наука,, 1969.

25. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред.В.Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990.

26. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин - тов/Л. с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред.Л.С. Волковой - книга 1. - М.: ВЛАДОС, 2003.

27. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2003.

28. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., Наука, 1975.

29. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.

30. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М. Педагогика, 2001.

31. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов - на - Дону: "Феникс", 2002.

32. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред.Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997.

33. Развитие речи дошкольника / Под ред.О.С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990.

34. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред.О.С. Ушаковой. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003.

35. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Педагогика, 1976.

36. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. - М., 1982.

37. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2004. - № 5.

38. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. - М.: "Просвещение", 1977.

39. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.

40. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. - Институт языкознания РАН, 1999.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать