Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества

Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества

Курсовая работа

Тема: Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества.

Орск 2008

ВВЕДЕНИЕ

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.

Основными признаками деструктивных социальных трансформаций явились повышение уровня социальной энтропии, возникновение кризисов поведения (девиантное, деликвентное, протестное, депрессии), рост агрессии. /Махмудова Н.Г., Медведев И.П., Саблина Н.А., Стефаненко Т.Г., Хо-рошилова Е.П., Чеккуева З.Н., Шалин В.В., Шидакова Ф.М., Шиянов Е.Н./. Обозначенные проблемы могут и должны решаться в нескольких плоскостях. С одной стороны, это общегосударственные меры политического и социально-экономического характера, а с другой стороны, это меры педагогические, образовательные, которые помогут решить интолерантные проблемы. (вставить из той работы)

При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу, своей противоречивостью, повышенной сложностью связей и отношений, особенностями передачи духовных ценностей и моделей конструктивного взаимодействия с миром.

Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны,
его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.

Российская гуманистическая культура, как показало наше исследование, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован как в государственных масштабах, так и в педагогическом процессе. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Конфликты, усугубленные проблемами нищеты, усилили темпы миграции, увеличили число беженцев и мигрантов, ищущих работу в тех странах и регионах, которые некогда были монокультурными. Школьные классы становятся микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих школ это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или кросскультурному взаимопониманию нужно учить. Примирению необходимо учить. Одной из задач, поэтому становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения интолерантной ситуации или конфликта, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования толерантности. Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного образовательного процесса в школе и семье:

- между потребностями общества и государства в формировании толерантных личностей и недостаточной реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития толерантности у младших школьников;

- между потенциальными воспитательными возможностями начальной школы и семьи в преодолении интолерантного поведения и недостаточной теоретической и практической разработанностью технологий её формирования;

- между темпами совершенствования новых востребованных технологий и готовностью школы, семьи к внедрению их в свою деятельность.

Следует отметить, что в последние годы проблема толерантности изучается в сфере негативных положений, как психологами, так и педагогами (агрессия, жестокость, девиации, деструктивность).

Значимость и актуальность нашей работы мы видим в том, что исследуется относительно слабо изученная позитивная сторона поиска педагогических условий формирования толерантности. Здесь уместно сослаться на В.В.Макаева, который считает, что в исследовании проблем теории и практики поликультурного и толерантного образования и воспитания возможен и необходим методологический подход с позиции гармонизации и гуманизации человеческих отношений, а не только с позиций разрешения противоречий.

Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы в этом направлении обусловили выбор темы данного исследования.

Тема данного исследования: «Формирование толерантности у младших школьников».

С учетом указанных противоречий и методологических подходов обозначена проблема исследования: каковы педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста?

Цель исследования - решение проблемы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста является целью исследования.

Объект исследования - воспитание толерантности у младших школьников в школе и семье.

Предмет исследования - педагогические условия, влияющие на эффективность формирования толерантности у младших школьников.

Гипотезой исследования явились следующие положения -
процесс формирования толерантности у младших школьников будет более эффективным, если:

- разработана система развития толерантности, обеспечивающая возможности овладения необходимыми целями, задачами, принципами, знаниями, умениями толерантного характера;

- организация процесса толерантного воспитания направлена не только на активизацию учебно-познавательной работы, но и на создание
условий для включения младших школьников в различные виды социально-значимой деятельности в школе и семье;

- педагогические условия формирования толерантности будут включать в себя познавательный, личностный и коммуникативный блоки.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме формирования толерантности у младших школьников.

2. Определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов толерантности младших школьников.

3. Разработать уровни сформированности толерантности у младших школьников.

4. Определить уровни толерантности у младших школьников.

5. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность педагогических условий формирования толерантности у младших школьников.

Теоретической основой исследования послужили работы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.Н. Поддьякова в области теории общения и деятельности, также труды Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкого, В.А. Сластенина, рассматривающих концепции личностно-ориентированного образования; работы Ю.К. Бабанского, С.П. Баранова, П.И. Пидкасистого, К.Д. Ушинского по теории учебной деятельности; теоретико-эмпирические исследования Ш.А. Амоношвилли, Е.В. Бондаревской, А.С. Белкина посвященные теории педагогического взаимодействия; работы Р.Г. Апресян, А.Г. Асмолова, Р. Бетти, И.Г. Пчелинцевой, в которых раскрываются теоретические подходы к определению понятия толерантности.

Для решения исследовательских задач были использованы различные методы:

- теоретические (изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников);

- методы математической статистики;

- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;

- эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, метод экспертных оценок, , опытно-экспериментальная работа);

- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

Теоретическая значимость результатов исследования:

- разработана и теоретически аргументирована модель системы развития толерантности в образовательной среде (обучение, внеклассная работа, семейное воспитание);

- разработаны критерии и показатели уровней развития толерантности у младших школьников;

- уточнен категориальный аппарат процесса формирования толерантности у младших школьников, определены ее основные компоненты;

- уточнено толкование понятий "толерантность", "воспитание толерантности";

- обозначены черты толерантности (целесообразность, значимость, полезность, необходимость, нормативность).

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе средней школы № 50 г. Орска среди учащихся 3 «А» класса (кл. рук-ль Сергеева С.В.) и 3 «В» класса (кл. рук-ль Семенова Л.Т.).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, теоретическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы проблемы толерантности в отечественной и зарубежной педагогике» анализируются и рассматриваются понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики
содержится и раскрыт процесс генезиса и развитие идеи толерантности в истории образования, выделены педагогические условия формирования толерантности у младших школьников.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование формирования толерантности у младших школьников» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, анализируются и обосновываются условия для формирования толерантности, доказывается целесообразность выбранного подхода к формированию толерантности у младших школьников.

В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.

Общий объем курсовой работы 45 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы, рисунки. Список литературы включает 20 наименований.

Приложение содержит тематический план кружка «Я»

На защиту выносятся следующие положения:

Путем разработки системы развития толерантности и организации процесса толерантного воспитания были определены и теоретически обоснованы понятие, структура и качественные характеристики компонентов толерантности. Тем самым созданы условия для формирования толерантности у младших школьников.

Опытно-экспериментальным путем была выявлена эффективность

педагогических условий формирования толерантности у младших школьников, тем самым доказав эффективность разработанной системы занятий, способствующих развитию толерантности у младших школьников.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

1.1.Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования

Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности не является абсолютно новой. И возникновение ее связывают с поисками альтернативы явления талиона: «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу». Талион (лат. talio - возмездие, равное по силе преступлению) вошел в историю развития нравов и нравственного воспитания, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости, а во-вторых, как исторически первая форма легитимного насилия. Это был древний обычай, регулировавший взаимоотношения в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербном, точно соответствующим нанесенному вреду. Примерно в тот же период возникает одно из первых древних нормативных требований, которое можно рассматривать как противовес талиону «золотое правило нравственности»: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, правило, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «золотое правило» закрепился с конца I века.

Первые упоминания о «золотом правиле» содержатся в Махабхарате, в изречениях Будды, трудах Конфуция, Гомера, Геродота. Новый Завет отвергает все формы насилия не только над человеком, но и над живым существом вообще. Буддизм безоговорочно осуждает насилие, зло, лицемерие, человеконенавистничество. В Коране «Золотое правило» не зафиксировано. В Библии «золотое правило» упоминается в ветхозаветной книге Товита и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди. В Евангелии прямо подчеркивается необходимость дискуссии с Талионом: «Вы слышали, что сказано: око за око, а зуб за зуб». «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». И далее - дискуссия еще с одним положением Талиона: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Исходя из этого, внимание нас, педагогов, должно быть, обращено на степень представленности в культурах разных народов таких показателей, как уступчивость, компромиссность, а с другой стороны, на стремление к независимости, готовности пойти на риск, агрессивность. В.С.Кукушин указывает, что этническая общность выбирает ту или иную практику воспитания в зависимости от качеств, необходимых для выживания человека в данной культуре, формирование которых в значительной степени зависит от жизни людей во взрослой жизни: «среди членов земледельческих и скотоводческих общин, прежде всего, требуются и ценятся добросовестность, ответственность, заботливость, а для обществ кочевников, охотников, собирателей необходимы независимость, самостоятельность, готовность пойти на риск, агрессивность. Соответственно в этих обществах выбирается разный тип воспитания, формируются и закрепляются из поколения в поколение определенные черты национального характера».

Если анализировать русскую культуру, к которой принадлежит и Москва, то она складывалась как земледельческая, требовавшая совместных трудовых усилий людей в условиях суровой природы, поэтому детей воспитывали так, чтобы у них росла вера не столько в собственные силы, сколько в совместные усилия и помощь членов группы, стремление к послушанию и коллективизму. Во всех культурах, в том числе и в русской, признается «золотое правило», которое и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона, расставляет акценты на отношении человека к себе через его отношение к другим. Понимается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности, т.е. не разрушают связей с другими людьми, а открывают перспективу сотрудничества с ними. Для этого человеку необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а другого поставить на свое собственное место.

Сравнительные исследования канадского ученого У.Ламберта особенностей воспитания в 11 странах показали, что жесткость и требовательность родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а от их социального положения. Во всех странах родители рабочие были склонны к большей требовательности, чем представители среднего класса, что по-видимому является функциональным для воспитания послушания у будущих наемных работников. В странах, где преобладают нуклеарные семьи (США, Мексика, Германия) дети чаще проявляли дружественные формы поведения, усваивали товарищеские нормы, редко были агрессивными. И наоборот, в культурах с множеством социальных ролей и иерархической структурой, где даже родственники часто выступают в роли конкурентов, у детей воспитывается дух соперничества, умение добиваться помощи для достижения своих целей, эгоистическая доминантность, конкурентность.

Так, в Индии, Кении, Японии, где сохранились традиции большой семьи, в которой интересы родственников могли и не совпадать и требовалась авторитетность для сохранения порядка в семье, дети проявляли агрессию по отношению друг к другу: делали замечания, скандалили при достижении целей, нападали, стремились командовать младшими братьями и сестрами. В простых культурах (Филиппины, Мексика) чаще предлагается детьми помощь и поддержка друг другу, проявляется заботливость, родственная или соседская взаимопомощь. Правда, есть отдельные исследования, доказывающие этнические причины, приводящие к агрессивному поведению. При изучении межэтнической или внутриэтнической агрессии, доказывает, что при поощрении межэтническая агрессивность поднимает общий уровень агрессивности всего этноса и увеличивает число людей, которые обладают психологической готовностью перейти от враждебности к агрессии. Подобные исследования свидетельствуют о том, что толерантность и агрессия все же часто идут рядом, но выступают антиподами друг другу; что проявления того или иного поведения по критерию толерантности часто в тех или иных культурах или у тех или иных этносов неодинаковы.

1.2.Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики

Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее - Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать