Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности
азличные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей [23, c. 49].

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

2.2 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству

Научный интерес к народному искусству как средству воспитания в отечественной педагогике особенно возрос в последние два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания.

Ученые справедливо отмечает, что рост числа и расширение числа историко-педагогических исследований по народной проблематике, происш
едшие в последние десятилетия, - одно из крупнейших завоеван историко-педагогической науки. Значение этих исследований трудно переоценить. Только с их помощью может быть раскрыта вся сложность и многоплановость процесса развития отечественной школы и педагогики в органическом единстве общероссийских, национальных и региональных проявлений этого

В последнее время появились публикации и кандидатские диссертации, в которых отразились прогрессивные тенденции методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства.

Диссертационные работы 90-х годов отражают разные уровни адаптирования достижений педагогической теории и достижений искусствоведения в содержании эстетического воспитания и обучения. Важно отметить, что исследования касаются основных звеньев системы эстетического воспитания и обучения детей и подростков.

Так, кандидатская диссертация С.В. Максимова "Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5 - 7 лет" посвящена определению значения и места детской изобразительной деятельности с использованием образцов русского народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания в детском саду [30, c. 15].

При разработке проблем преемственности изобразительной деятельности детей детского сада и младших школьников данное исследование может быть полезным для определения дальнейших путей наиболее эффективного педагогического воздействия на развитие детского творчества под влиянием народного прикладного искусства.

Методике преподавания декоративного рисования на материале народного искусства в начальных классах посвящено несколько диссертаций (Р. Хасанов, Я.А. Савзонов, Л.Н. Любарская, В.С. Белова).

В исследовании Р. Хасанова и Я.А. Савзонова на материале народного искусства Узбекистана и Таджикистана апробирована последовательность заданий, посвященных изучению специфики восточного орнамента в декоративной работе с младшими школьниками [27, c. 7].

В диссертации Л.Н. Любарской "Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством" на материале украинской народной росписи показан процесс формирования способностей к эстетическому освоению действительности и потребностей к продуктивной эстетической деятельности через развитие чувства декоративности у школьников I - III классов [29, c. 19].

Исследование Б.С. Белова "Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов (декоративное рисование применительно к факультетам педагогики и методики начального обучения)" направлено на решение важной проблемы - выявления путей более успешного решения педагогической задачи улучшения эстетического воспитания и образования учителя начальных классов для руководства изобразительной деятельности детей.

Важно, что в работе Б.С. Белова с этой целью показаны эффективные способы решения изобразительных задач по декоративно-прикладному искусству с широким привлечением народного искусства Марийской республики, способствующие активизации изобразительной деятельности в целом.

В кандидатской диссертации Д.Г. Пилипенко "Исследовании эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в детском саду" находят отражение некоторые положения о значении народного искусства в эстетическом воспитании и обучении дошкольников при определении автором примерной систематизации отдельных видов декоративно-художественной деятельности детей старшей и младшей группы.

2.3 Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством

Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в местах традиционных художественных промыслов, нацелено на овладение детьми основ художественного ремесла. В практике знакомства в детских садах такого типа есть прекрасные примеры решения обозначенных целей. Например, опыт детского сада селения Кубачи в реализации системы учебно-творческих работ на занятиях художественного труда по овладению мастерством художественной обработки металла. Коллектив воспитателей в своей работе опирается на комплекс методических материалов: апробированную программу занятий художественным трудом, альбомы, книги, таблицы, посвященные истории кубачинского искусства. Воспитательная работа не ограничивается рамками занятий. Ценить и уважать труд народного мастера учат здесь в повседневной жизни. Опыт народной педагогики кубачинцев, когда на протяжении многих веков в каждой семье отец передавал секреты обработки дорогих материалов сыну, нашел современную трансформацию в эстетическом и трудовом воспитании дошкольников [23, c. 72].

Активный поиск программного содержания уроков художественного труда ведут воспитатели детских садов на базе предприятий художественных промыслов Горьковской области. Благодаря совместным усилиям работников системы дошкольного воспитания в детских садах области изучение основ народной художественной росписи по дереву осуществляется с помощью народных мастеров с фабрик "Хохломский художник" (село Семино) и "Хохломская роспись" (г. Семенов), мастеров промыслов росписи по дереву в Полхове-Майдане и Городце [19, c. 30].

В осмыслении эстетического содержания воспитания на занятиях по труду в детских садах на базе предприятий народных художественных промыслов большую помощь воспитателям оказывают труды сотрудников ВНИИ художественной промышленности. Например, двухтомник «Основы художественного ремесла». Сотрудники института художественной промышленности разрабатывают серию программ уроков художественного труда с учетом специфики традиционной техники народного творчества, сложившихся художественных школ мастерства.

Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе уроков декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.

Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства в детских садах Российской Федерации позволяет говорить о многочисленных примерах реализации воспитателями эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров. Например, воспитатели старших групп г. Костромы и области увлеченно работают с детьми над темами, связанными с народной художественной росписью и резьбой по дереву. С этой целью происходит знакомство не только с памятниками деревянного зодчества родного края, но и широко привлекается искусство народных мастеров соседних областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Горьковской. Благодаря педагогическому мастерству небольшие беседы на занятиях декоративного рисования превращаются в серию увлекательных путешествий в страну красоты и добра, созданную руками народных мастеров [21, c. 24].

В детских садах Загорска Московской области - центре по производству традиционной деревянной русской игрушки - воспитатели разнообразно проводят занятия с опорой на искусство русской игрушки. Много воспитательных возможностей открывается перед детским садом по пропаганде русского народного искусства в совместной работе с сотрудниками Загорского государственного музея-заповедника.

Неисчерпаемое богатство художественных идей таит в себе изучение народного костюма, и, как свидетельствует практика, особенно перспективны два направления в разработке этой темы. Изучение истории народного костюма родного края и интерпретация мотивов в иллюстрации преданий, исторических событий края, создание сувениров. Такой подход отражен в работе воспитателей-специалистов детских садов г. Павлово Горьковской области. Другая трактовка темы связана с изучением действующего центра народных художественных промыслов, продукция которого связана с использованием народных эстетических традиций в современном костюме. Такую работу ведут воспитатели-специалисты в г. Павловском Посаде Московской области, где производятся знаменитые набивные павловские платки, шали, набивные шерстяные платки [21, c. 60].

Глава 3. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности

3.1 Исследование творческих способностей дошкольников

ДОУ № 40

В исследовании приняли участие 15 детей обоих полов из старшей группы ДОУ № 40 г. Томска. Возраст испытуемых - 5 - 6 лет. Группа детей прошла первоначальное тестирование, а потом занималась по разработанной нами программе. В конце было проведено повторное тестирование.

Нами была использована следующая методика по определению творческого развития у детей.

Детям была прочитана русская народная сказка «Заячья избушка». Затем было предложено детям сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку.

Процедура проведения

Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю интересную сказку. Она называется «Заячья избушка». Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».

Техника проведения: У каждого ребенка подготовлены все необходимые материалы для выполнения задания. После прочтения сказки и разбора эпизодов дети приступают к работе. Время работы 30 минут.

Сказку читают детям два раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.

Критерии оценки

Оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими, как О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, М.Ф. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др., изучавшими воображение [13, с. 19]. За основу ими были взяты следующие показатели:

* соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения;

* полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части);

* правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе);

* адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества;

* эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.

В соответствии с данными критериями специалистами выделены качественные уровни состояния творческого воображения, которые характеризуют раскрытие содержания текста в рисунках.

0 уровень (очень низкий) - воссозданные образы не соответствуют образам произведения;

1 уровень (низкий) - изображены отдельные предметы или персонажи без взаимосвязи;

2 уровень (средний) - воссоздан отдельный эпизод;

3 уровень (высокий) - воссоздана неполная композиция (пропущены звенья);

4 уровень (очень высокий) - воссоздана полная композиция сюжета, есть элементы творчества.

Все дети данной группы были протестированы по этой методике. В результате был выявлен уровень состояния творческого воображения у детей на начальном этапе эксперимента. Все результаты были систематизированы и представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1

Уровень состояния творческого воображения в начале эксперимента

Имя ребенка

Уровень состояния творческого воображения

1

Света Г.

низкий

2

Слава З.

низкий

3

Маша Л.

высокий

4

Катя Б.

низкий

5

Вася С.

очень низкий

6

Дима П.

средний

7

Лена Ж.

средний

8

Вова Ш.

средний

9

Женя Е.

высокий

10

Тимур Т.

низкий

11

Эля Л.

средний

12

Даша Л.

очень низкий

13

Игорь П.

низкий

14

Лена К.

низкий

15

Гриша Г.

очень низкий

3.2 Программа развития творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

Построение новой системы учебно-творческих заданий на основе народного декоративного искусства мы рассматриваем как построение части системы занятий по изобразительному искусству в детском саду в целом. Систему изучения изобразительного искусства, как и всякую методическую систему
, характеризуют ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.

Ведущая цель, поставленная обществом перед нашим предметом - достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего, развития личности каждого ребенка. В учебно-воспитательном процессе на занятиях по декоративному рисованию решение столь важной государственной задачи мы видим в реализации системы учебно-творческих заданий на материале народного декоративного искусства. Такая система должна служить раскрытию духовных сил ребенка, быть эффективной для эстетического развития личности дошкольника, активизировать декоративное творчество ребят.

Социальный заказ современного общества должен отразиться на содержании преподавания декоративного рисования средствами народного декоративно-прикладного искусства. С этой целью нами учитывались единство содержательной и процессуальной сторон обучения с точки зрения дидактики, разработка современного состояния преподавания изобразительного искусства в детском саду. Это дало нам основание определить следующие ведущие факторы для построения системы учебно-творческих заданий:

- системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования;

- системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей;

- дифференцирование методов, приемов педагогического руководства, методов стимулирования как процессом эстетического познания, так и декоративной работой детей;

- учет оценки уровней эстетической воспитанности по результатам, достигнутым детьми в декоративной работе.

Учет названных методологических предпосылок в построении системы учебно-творческих заданий позволил нам выделить существенные стороны учебно-воспитательного процесса на уровне: виды декоративной работы детей; ведущие эстетические знания и формы эстетического познания; межпредметные и внутрипредметные связи; объем графических умений и навыков.

Опираясь в изучении народного искусства на реализацию важнейших дидактических принципов, мы стремились к обобщению методических приемов, определению места и значения художественного анализа произведений народного искусства на занятиях декоративного рисования, а также к разработке критериев уровней эстетической воспитанности детей, имея в виду конечной целью эффективное творческое развитие личности дошкольника.

Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) детей на материале народного декоративно-прикладного искусства, причем разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия мастеров Севера, вышитые изделия из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. В работе с детьми углубляются и систематизируются эстетические познания дошкольников на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина, с народной набойкой, народной гравюрой - лубком.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать