Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих принципов решения целого класса задач, в основе которых лежат неизвестные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия у школьников исходного минимума знаний или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить детей с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем надо помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не наводить, не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной. Поставив проблему, учитель должен дать школьникам самим попытаться ее решить на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что этих знаний для достижения цели явно недостает, а затем принять участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию. Он ограничивается критикой ложных ходов мысли при попытках школьников найти решение.
Наиболее эффективное средство для создания проблемных ситуаций - использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача.
Задачи-проблемы ставят ученика в условия неопределенности, и возникновение ошибок здесь вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит внимание школьников на них и добьется понимания тех причин, которые породили ошибки, и способов их преодоления,
Основной путь к открытию нового для человека способа решения проблем - "анализ через синтез". Он предполагает включение содержащихся в условии задачи основных и выводимых из них промежуточных данных во все новые и новые системы связей, благодаря чему в них выявляются не выделенные ранее свойства, отношения, раскрываются возможности их использования для достижения цели [9.33].
Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.
Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем. Это неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся и требует от ребенка выведения такого уровня, на основе имеющегося, которым он еще обладал, то есть решение творческой задачи.
1.3 Условия, благоприятствующие развитию творческих способностей на кружковых занятиях по вышивке
Овладение искусством художественной обработки ткани предполагает использование в процессе обучения традиции этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, дети осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения. Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения декоративно прикладного искусства способствует развитию их художественного творчества. Методика формирования художественного опыта основана на творческих принципах самого искусства.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка, как один из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком; её красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.
Изменение социокультурной среды ставит новые задачи дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей разного возраста, создание оптимальных условий для развития творческой личности ребенка, его адаптации в современной жизни.
Для успешного развития творческих способностей в общеобразовательных школах учителя декоративно-прикладного искусства проводит с детьми большую внеклассную и внешкольную работу.
Внеклассная работа по декоративному искусству это проведение бесед, лекций, докладов, руководство кружкам и факультативам, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий и музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукции произведений мастеров декоративно-прикладного искусства детских работ), оформление школы к различным праздникам.
Внеклассная работа ставит те же задачи, что и классные занятия. Важнейшей задачей всех видов внеклассной работы с детьми по декоративно-прикладному искусству является творческое развитие учащихся, расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности.
Основными формами внеклассной работы с детьми являются кружки, факультативные занятия по изобразительному и декоративному искусству.
В школьной практике широкое распространение получили кружки рисунка, графики, композиции, декоративно-прикладного искусства, оформительского искусства.
Основная задача кружков по декоративному искусству развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства. Формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни народа.
Как правило, в кружке одновременно занимаются 12-15 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количеством на уроке декоративно-прикладного искусства дает возможность педагогу больше объяснить каждому школьнику правила рисования, перспективы и т.д.
Большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время - 3-6 часов, тогда как на уроке изобразительного искусства длительный рисунок выполняется в течении 2-3 часов.
Особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:
Воспитать у учащихся эмоционально-эстетичекое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;
Развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;
Научить грамотно передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов;
Сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;
Воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе - оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;
Научить анализу произведений искусства.
Важных видом занятий в кружковых являются ознакомление учащихся с выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства. В отличии от аналогичного вида занятий на уроках в кружке педагог имеет возможность более подробно рассказать о демонстрируемом произведении, о творческом пути художника, шире привлечь для сравнения произведения мастеров.
Условия работы в кружках позволяют широко знакомить учащихся с произведениями художественных народных промыслов, с национальными особенностями культуры народов. Большой опыт работы накоплен в Москве, Санкт-Петербурге, Горьком, а так же в Армянской, Грузинской, Латвийской, Литовской, Украинской, Эстонской республиках.
Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.
1.4 Вывод по главе I
Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая вышитая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.
Глава II. «Опытно-практическая часть»
2.1 Описание работы кружка и характеристика базы практики
Для того чтобы определить уровень развития творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке, я посетила несколько занятий кружка по вышивки во Дворце пионеров.
Руководителем кружка является Иванова Наталья Михайловна. Она является заслуженным работником образования. Опыт работы 25 лет.
В кружке занимаются 11 детей, возраста от 11- 13 лет.
Работы кружковцев и их руководителя часто участвуют на городских и республиканских выставках, конкурсах. На конкурсе «Город - мечта» кружок выставил работу Степановой Анастасии. С этой поделкой они заняли 4 место. Также кружок участвует каждый год в конкурсе «Котавася», дети выполняют забавных котят и не раз занимали призовые места.
Тема, посещенных мною занятий «Город в ожидании лета». Дети выполняли коллективную работу. Задание рассчитано на три занятие. Каждый ребенок выполнял отдельный элемент, который в последствии они с помощью техники аппликации нашивали на общий фон. Была поставлена следующая цель: выполнить коллективную работу показывающая жизнь города весной. На основе поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
Обучить особенностям весеннего пейзажа;
Воспитать трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность, самостоятельность;
Развить творческие способности, умение тонко чувствовать природу, коллективизм, композиционные навыки;
Занятие 1.
Подготовка к занятию была начата своевременно. У детей ярко была выражена активность, они очень заинтересовались предстоящей деятельности. Наталья Михайловна показала детям наглядность, в которой были представлены множество разнообразных техник выполнения: простая гладь, плоская гладь, русская гладь, россыпь, «дырочки», настил, стлань, счетная гладь. Преподаватель распределил задания, учитывая возможности каждого. Сначала дети составляли композицию. Так как нужно было показать город, то в композиции обязательно должен быть экстерьер. Здесь детям выдалась замечательная возможность дать волю своим фантазиям. Они придумывали забавные формы домов, машин и клумб, необычные деревья, оригинальные улочки. Руководитель следил за ходом работы, оказывал индивидуальную помощь.
Занятие 2.
Дети приступают к самостоятельному выбору материала и техники выполнения. Они советовались и подбирали наиболее лучший вариант, на котором ему легче было работать.
Выбор материала и техники остался позади. Ребята приступили к выполнению задания. Наталья Михайловна помогала индивидуально. На этом занятии была выполнена основная часть работы.
Занятие 3.
Ребята доделывали свои работы.
Затем предстояло собрать все выполненные работы воедино, на общий фон. Каждый предлагал свое мнение, Наталья Михайловна вносила поправки.
Дети очень хвалили свою коллективно выполненную работу. Они получили огромное удовольствие и удовлетворение от своей деятельности.
2.2 Анализ развития творческих способностей на кружковых занятиях по вышивке
Во многом и в различной мере зависит от нравственного облика преподавателя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и ребятам, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.
Наталья Михайловна, преподаватель с большим опытом работы. Она умеет находить общий язык с каждым. Выслушивает мнения детей, направляет их в «правильное русло», в споре умело избегает конфликтные ситуации.
Для успешного развития творческих способностей не мало важную роль играет наглядность. На кружковом занятии применялись следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов; условие изображения.
Наталья Михайловна руководила восприятием показываемого учащимся, направляла их внимание на главные и существенные стороны объекта, не перегружала наглядными пособиями, использовала их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели. На занятии предстояло показать несколько пособий, дети рассматривали их по мере надобности, а не все сразу.
С помощью наглядностей Наталья Михайловна широко опиралась на чувственно-практический опыт детей, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов. Наглядность обеспечила яркое эмоциональное запоминание детьми живых образов, возбудило детское воображение, творческую фантазию, стремление к глубокому познанию вещей, явлений. Поэтому Толстой признавал почти единственно правомерными средствами наглядности сами реальные предметы, окружающую ребенка действительность и пополнение впечатлений о ней через повседневное наблюдение в быту, труде, детских играх, прогулках, и, конечно же, целенаправленно, через школьные опыты, эксперименты, экскурсии [7.45].
Постепенное усложнение видов и способов применения - одно из обязательных условий развивающей наглядности. Это прежде всего сочетание накапливаемых учеником представлений реальной действительности со словом учителя и речью, воображением самого ученика.
Наталья Михайловна знакомит ребят только с той наглядностью, которая дает возможность выработать у них новые восприятия, продвинуться в развитии творческих способностей. В противном же случае дети не были бы активными, и на занятии господствовала бы скука.
При отборе видов труда преподаватель учитывал интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую воспитательную работу играет строгое выполнение детьми техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т.д.
Посещенные мной занятия, были правильно организованны, что способствовало развитию творческих способностей. Цель и задачи, поставленные перед детьми, были достигнуты.
2.3 Методические рекомендации по проведению кружковой работы по вышивке
В старину детей приобщали к вышивке с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно вышивали небольшие работы, например, декоративно украшали платки. К 10-12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14-15 годам наиболее талантливые могли на основе народных традиций создавать узоры или элементы узоров, владея практически всеми техниками.
Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена. Дети при желании и при хорошем объяснении усваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Сегодня педагоги ручного и обслуживающего труда сталкиваются с другой проблемой - развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках пальцев» (В. Сухомлинский).
Учащиеся приходят на кружок с очень слабыми руками, не умеют правильно держать ножницы и практически не выполняют даже простейших рукодельных работ, но бывают и приятные исключения. В группе, как правило, лишь 3-5 человек владеют элементарными навыками ручной работы. Все это накладывает свой отпечаток на занятия рукоделием в целом и вышивкой в частности. Педагог на уроках труда может сформировать у учащихся представления о той или иной технике работы. Более углубленное обучение следует выносить на кружковые занятия. Количество обучающихся в группе составляет 10-15 человек.
Все изделия по способу выполнения можно разделить на такие группы или разделы:
- рисование узоров в полосе;
- простейшие и контурные швы;
- тамбурный шов;
- гладь;
Изделия расположены по принципу «от простого к сложному» с учетом психомоторного развития учащихся. Последовательность изучения различных способов подчиняется определенной логике. Многое зависит от психофизических особенностей группы в целом и каждого учащегося отдельно. При планировании занятий необходимо помнить об этом.
Из-за неодинаковой подготовленности детей и разнообразия способов работы вышивкой невозможно предложить готовое планирование занятий. В группах есть дети с более высоким психомоторным развитием. Чтобы их искусственно не тормозить, им можно давать индивидуальные задания, но только в русле того, что делают другие учащиеся. Излишняя индивидуализация на занятиях вредна.
Педагог доводит до сведения родителей, что следует приобрести для занятий.
Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Во-первых, учащиеся в силу своих возрастных особенностей не могут и не должны выполнять упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема необходимо подбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.
Во-вторых, при подготовке к занятию особенно необходимо учитывать такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей дети стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому надо так подбирать изделие и величину материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех детей оно было бы готово.
В-третьих, необходимо учитывать то, что для детей игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, которые можно использовать в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание детьми технологических приемов происходит быстрее.
В-четвертых, учитывая психологические особенности учащихся и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, можно для них подбирать более сложные изделия.
В целом занятия по вышивке строятся по схеме уроков трудового обучения. Но есть и достаточно серьезные отличия. Необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу вышивкой. Поэтому можно представить структуру занятия следующим образом:
1. Организационная часть (примерно 2-3 минуты).
Объявление темы;
Организация рабочего места.
Теоретическая часть (в зависимости от возраста и темы 10-18 минут).
Беседа или рассказ по теме (3-7 минут);
Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут);
Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут, при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени).
3. Физкультминутка.
4. Практическая часть (23-33 минут).
Работа по графическим схемам, изображенным на доске или розданным на парты (10-15 минут).
5. Физкультминутка или гимнастика для глаз.
6. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут).
7. Заключительная часть(6-8 минут).
Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше (2-3 минуты)
Оценивание работы: ребенку следует сначала показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочеты, подсказывая способы их устранения.
Уборка рабочих мест (1-2 минуты).
Необходимо учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Наибольшая ее продолжительность должна быть на вводном занятии, при знакомстве с темой или конкретным изделием. Место физкультминутки зависит от продолжительности 1-й и 2-й частей занятия. Если продолжительность составляет 18-20 минут, то перед практической частью следует провести физкультминутку, дети могут снять усталость с мышц спины и шеи, начать практическую часть отдохнувшими. Если же 1-я и 2-я часть занятия длились всего 10-15 минут, то можно сразу перейти к практической части, а после 10-15 минут работы вышивкой провести физкультминутку в сочетании с гимнастикой для глаз. Гимнастика для глаз обязательно проводится в середине практической работы, через 10-15 минут после ее начала.
Руководитель должен подобрать комплекс упражнений для глаз и проводить его на занятиях вышивкой. Менять комплекс на каждом занятии не рекомендуется, так как на его освоение детьми уйдет много времени. Упражнения должны быть подобраны с учетом необходимости расслабления разных групп мышц.
Мы считаем, разработанные нами рекомендации способствуют воспитанию, развитию творческих способностей с помощью индивидуальной и коллективной деятельности детей.
2.4 Вывод по главе II
Во II главе была описана работа кружка во Дворце пионеров и характеристика базы практики. В кружке занимаются дети от 11 до 13 лет. Их работы занимают призовые места в городских и республиканских конкурсах. Таким образом, это является стимулом для детей в их творческих работах по вышивке. Дети получают удовольствие от своих работ.
Так же были разработаны методические рекомендации по проведению кружковой работы по вышивке. В этих рекомендациях мы предлагаем наиболее эффективные методы проведения занятий по вышивке для успешного развития творческих способностей, усвоения теоретических знаний и практических умений.
Заключение
При написании курсовой работы мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и специальную литературу. Выявили сущность понятий «способности» и «творческие способности». Так же определили условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на кружковых занятиях по вышивке. Апробировали современные технологии обучению вышивке на практике во Дворце пионеров.
Кружковые занятия по вышивке ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.
Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения вышитого изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
Опытно-практическая часть курсовой работы показывает, что одним из эффективных средств формирования индивидуальных особенностей у детей являются кружковые занятия по вышивке. В процессе которых, тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в кружке по вышивке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду к творчеству. Поэтому мы считаем, что гипотеза нашей курсовой работы доказана, поставленные задачи решены.
Список литература
1. Ананьев, Б. Т. Человек на предмет познания / Избр. психол. труды. - М. : Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.
2. Асадуллин, P. M. ; Взаимодействие учебной и педагогической деятельности студентов в образовательном процессе. / Образование и наука : Известия Уральского научно - образовательного центра РАО. - Екатеренбург : - 1999. - № 2. - 218 с.
3. Асадуллин, P. M. ; Интегративно - модульная технология формирования личности учителя как субъекта профессиональной деятельности. - Уфа : БГПИ, 2000. - 264 с.
4. Асломов, А. Г. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа. - М. : Издательство МГУ, 1990. - 367 с.
5. Ахияров, К. Ш. Изучение, обобщение и распространения передового опыта школ по трудовому воспитанию учащихся. / Учитель Башкирии. -1979. - № 5 - 154с.
6. Ахияров, К. Ш., Правдин, Ю. П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения : Учебное пособие / Башк. пед. инст, Бирский пед. институт. - Уфа, 1988. - 79 с.
7. Боголюбов, В. И. Педагогическая технология. Эволюции понятия. / Со -ветская педагогика. - 1991. - № 9. - 128 с.
8. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. - М. : Просвещение,1973.-288с.;ил. 9. Выготский, Л. С. Психология искусства. - М. : Педагогика, 1987 - 345 с.
10. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства : книга для учителя. - М. : Просвещение, 1991. - 159 с.
11. Воробьёв, Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. - М. : Просвещение, 1991. - 284 с.
12. Денпров, Э. Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. / Педагогика. 1996 № 5. - 431 с.
13. Загвязинекий, В. И. Педагогическое творчество учителя. - М. : Педагогика, 1987. - 159 с.
14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М. : Просвещение, 1986. - 397 с.
15. Ильина, Е. Н. Искусство общения. / Педагогический поиск. - М., 1989. -223 с.
16. Ильин, Т. В. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике. / Современная Педагогика. - М. : 1971. - № 9. - 381 с.
17. Кан - Калик, В. А., Никандров, В. Д. Педагогическое творчество. - М. : Педагогика, 1990. - 144 с.
18. Коменский, Л. А. Избранные педагогические сочинения [В 2 - х то-мах] / Под ред. А. И. Пискунова и др. - М. : Педагогика, 1982. Т. 1. - 656 с. Т. 2. -576 с.
19. Курина, В. А. Методологические основы неприрывной технологической подготовки в системе «семья - школа - ВУЗ» Самара, 2000 - 76 с.
20. Макаренко, А. С. Сочинение : в 7 томах. - М. : Издательство Академии пед. наук. Т. 5. Общие вопросы теории педагогики. - 1958. - 558 с.
21. Маркова, А. К. Психология труда учителя: - М. : Просвещение, 1993. - 190 с.
22. Молотобарова, О. С. Учите детей вышивать : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития , детство , отрочество : учебник для студентов вузов. - 6-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
24. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших учебных заведений, в 3 кн. Кн. 2 Психология образования : - 3 изд. / Р. С. Немов - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
25. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый, В. И. Журавлев, М. Л. Портнов, Л. Ф. Спирин, М. Г. Тайчинов, Н. Е. Щуркова, А. Ф. Меняев, В. В. Воронов, Л. П. Крившенко, Ю. Б. Зотов, А. А. Елизарова, Л. П. Ашихмина, И. В. Крупина, З. К. Шнекендорф ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 604 с.
26. Радченко, И. В. Педагогическое творчество учителя / Нapодное образование. 1985. - № 7. - с. 78 - 82.
27. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1. - 288 с.
28. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 2. - 256 с.
29. Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.). - М.: Просвещение.,1971. - 432 с.
30. Филатов Ф. Р. Общая психология : справочник. Ростов-на-Дону : Феникс,2005. - 448 с.
31. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе : пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с., ил.,16 л. вкл.
Страницы: 1, 2