Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Проведенное исследование показало, что ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.
Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.
Библиография
1 Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. -- М.: Академия, 2000.
2 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. -- СПб.: Питер, 2000.
3 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, 1997.
4 Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. -- Фрунзе, 1990.
5 Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. -- Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000.
6 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1972.
7 Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Педагогика, 1985
8 Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
9 Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. -- М.: ИОСО РАО, 2000.
10 Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
11 Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
12 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - Москва - Воронеж, 1997.
13 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. - С.31.
14 Лук А.Н. Психология творчества. -- М.: Наука, 1988.
15 Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1991.
16 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -- М., 1972.
17 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. -- М.: ВЛАДОС, 2000.
18 Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993.
19 Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
20 Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. -- М.: Изд. дом «Восток», 2001.
21 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -- М.: Педагогика, 1990
22 Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. -- Магнитогорск, 1991.
23 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -- М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
24 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. -- СПб.: Питер, 2001.
25 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. -- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.
26 Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. - М. - Воронеж, 1998.
Приложение 1Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста | Ведущая деятельность | Новообразования младшего школьного возраста | |
> в системе отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом; > в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье); > ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам; > взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских; > преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия. | Ведущая деятельность -- учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлек-сии, оценки то-го, «чем я был» и «чем я стал». | Новообразования: 1. формирование теоретического мышления; 2. рефлексия как осознание своих собственных изменений; 3. способность к планированию. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: про-исходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, начинает осознавать особую мнемическую задачу и отделяет эту задачу от всякой другой. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоми-нания. В области восприятия происходит переход от непроиз-вольного восприятия дошколь-ника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Проис-ходит также развитие волевых процессов. |
Тематические серии | Содержание творческих заданий | Типы заданий | Возможности учебных предметов | |
“Театральная” | Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки | Познание | Художественный труд | |
“Бионика” | Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники | Создание | Окружающий мир | |
“Винни-Пух решает вслух” | Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Рода-ри, Л. Кэррола, А.А. Ми-лна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некра-сова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй | Создание | Обучение грамоте | |
“Технический мир” | Изучение и создание различных технических объектов | Познание | Обучение грамоте ОБЖ | |
“Природный мир” | Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений | Познание | Обучение грамоте | |
“Организм человека” | Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями | Познание | Окружающий мир ОБЖ | |
“Головоломки” | Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов | Создание | Математика | |
“Признаки” | Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположе-ния в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений | Познание | Математика | |
“Космос” | Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправно-стей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости | Создание | Обучение грамоте | |
“Страна несделанных дел” | Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний | Преобразование | Окружающий мир | |
“Бесприродный технический мир” | Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными | Преобразование | Художественный труд | |
“Фантастические сюжеты” | Решение проблем героев фантастических произве-дений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантасти-ческих сюжетов | Познание | Обучение грамоте | |
“Да-Нетки” | Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов | Познание | Математика | |
“Безопасность” | Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) | Создание | Окружающий мир | |
“Проблемы третьего тысячелетия” | Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, по-строение мусоросжига-ющего завода, переработка отходов, долгожительство) | Создание | Окружающий мир ОБЖ | |
“Гениальные” задачи” | Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом | Создание | Дополнительная учебная программа | |
“Достойный ответ” | Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения | Познание | Обучение грамоте | |
“Что такое хорошо?” | Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия ) | Познание | Математика |
Уровень системы творческих заданий | Методы выполнения творческих заданий | Функции метода | |
III уровень | Перебор вариантов | Наиболее примитивный метод решения творческих задач, не входящий в число методов развития творческого воображения (РТВ). Его использование на начальном уровне обучения спо-собствует развитию умений организации поисковой деятель-ности, накоплению опыта организации собственной творчес-кой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся | |
Метод фокальных объектов | Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необыч-ных свойств, используя элементы фантазирования, преодоле-вать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов | ||
Морфологи-ческий анализ | Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы. Развивает комбинаторные умения. Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные | ||
| Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы. Развивает умения планирования творческой деятельности. Способствует организации поисковой деятельности | ||
| Дихотомия | Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по вы-явленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации Позволяет сужать поле поиска Развивает умения ориентиро-ваться в пространстве, анализировать ситуации | |
| Синектика | Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий | |
II уровень | Типовые приемы фантазиро-вания | Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функ-ционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся | |
Моделиро-вание | Развивает умения школьников рассматривать объект “изнут-ри”. Расширяет возможности учащихся в управлении поиско-вой деятельностью. Способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления | ||
Группа методов “Преодоле-ние психо-логической инерции” | Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Разви-вает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик | ||
Системный оператор | Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления. Позволя-ет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуж-дает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции | ||
Ресурсный подход | Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности | ||
I уровень | Закономер-ности развития систем | Развивает умение учащихся целенаправленно совершенство-вать системы по направлению к идеальному конечному резу-льтату. Позволяет управлять творческими процессами. Разви-вает умение рассматривать системы в развитии. Повышает эффективность прогнозирования | |
Адаптиро-ванный алгоритм решения изобретате-льских задач | Развивает умение выделять противоречивые свойства. Разви-вает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне | ||
Приемы разрешения противоречия | Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в проти-воречиях. Развивают умения разделять противоречивые свой-ства в пространстве и во времени | ||
Типовые приемы устранения противоре-чий | Повышают эффективность поисковой деятельности. Развива-ют умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия |
Этапы выполнения задания | Формы организации | Возможности форм организации при выполнении творческих заданий | |
1 | 2 | 3 | |
1. Постановка задачи | Индивидуальная | Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. | |
Групповая | Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласо-вывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать пред-лагаемые участниками группы направления поиска. | ||
Коллективная | Позволяет обмениваться опытом определения направ-ления поиска. Расширяет возможности учащихся ана-лизировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации. | ||
2. Сбор необходимой информации | Индивидуальная | Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки) | |
Групповая | Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы. | ||
Коллективная | Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности учеников. | ||
3. Решение | Индивидуальная | Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи. | |
Групповая | Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планиро-вать решение задачи в соответствии с выбранным ме-тодом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию. | ||
Коллективная | Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи. | ||
4. Анализ творческого продукта | Индивидуальная | Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт. | |
Групповая | Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопостав-лять собственные результаты с результатами работы других групп. | ||
Коллективная | Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объек-тивный уровень полученного результата (на фоне класса). |