Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе
p align="left">в) Методы формирования готовности памяти. Профессиональные компоненты проявляются в умственной деятельности как направленность личности на решение профессиональных задач и оперирование профессиональными знаниями и умениями. Следовательно, их развитию способствует профессиональное содержание деятельности в целом и конкретных заданий в частности. На данном содержании и будут развиваться операциональные и качественные компоненты опыта профессионально-творческого мышления.

С.Д. Смирнов факторы, отрицательно влияющие на проявление и развитие творческих способностей разделяет на ситуативные и личностные. В числе ситуативных отрицательных факторов он называет:

* лимит времени - творческое мышление, творческая деятельность не терпит ни смысловых, ни временных ограничений. Следовательно, при организации учебного процесса необходимо тщательно подходить как к распределению времени, предназначенного на выполнение заданий, так и содержанию, объему заданий.

* состояние стресса, состояние повышенной тревожности, слишком сильная или слишком слабая мотивация, страх и повышенная самоцензура;

* желание быстро найти решение - зачастую скорость достигается за счет качества, когда возникает искушение решить хоть как-нибудь, главное - быстро;

* наличие фиксированной установки на конкретный способ решения - можно назвать это «пространственным ограничением», что недопустимо, поскольку творческое мышление рассматривается и с точки зрения новизны продукта, и с точки зрения новизны процесса мыслительной деятельности;

* способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения;

* неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами.

Исходя из сказанного, С.Д. Смирнов предлагает принципы снижения творческо-подавляющего эффекта:

1. Не подавлять интуицию учащихся, развивать воображение, склонность к фантазированию - фантазирование освобождает мышление, снимает психологические ограничения.

2. Формировать у учащихся уверенность в своих силах. Для этого существует множество педагогических приемов, в частности - приемы поощрения: похвала, демонстративно уважительное отношение к мнению учащихся, подчеркивание их заслуг в решении задачи и т.п.

3. Стимулировать самостоятельный выбор целей, задач и средств их решения, т.е., во-первых, активизировать самостоятельность мышления, во-вторых, усиливать мотивацию активной деятельности путем предоставления большей свободы учащимся.

4. Не допускать формирования конформности мышления. Всячески подчеркивать, значимость оригинального решения по сравнению с традиционным, обычным в группе.

5. Формировать чувствительность к противоречиям, поскольку они лежат в основе всякого развития.

6. Использовать задачи открытого типа - задачи, которые предполагают несколько вариантов решения, не только создают возможность, но и обусловливают необходимость творческого подхода к решению.

7. Применять проблемные методы обучения, обучать эвристическим методам решения задач, привлекать учащихся к совместной исследовательской деятельности.

8. Опираться на положительные эмоции и поощрять склонность к риску и стремление быть самим собой, поскольку только свободный человек может творить.

Другой исследователь развития творческого мышления, Р. Оуч, факторы, мешающие нам «думать не так, как все», (то есть, творчески), называет «умственными замками» и описывает систему мер, в соответствии с которой предлагаются к выполнению задания, разработанные специально для «снятия психологических барьеров», «открывания умственных замков».

Как пишет Р. Оуч, основная причина того, что мы думаем вполне определенным образом, чаще всего - привычными, стандартными категориями, заключается в том, что нам просто нет необходимости думать иначе. Большая часть нашей деятельности - рутина, до определенной меры необходимая и оправданная, чтобы жизнь не превратилась в хаос.

Однако бывают моменты, когда жизнь требует от нас принятия творческого решения - это ситуации нестандартные, неожиданные, не имеющие прецедентов и мы просто вынуждены самостоятельно искать решения, ответы, выходы из создавшихся положений. В такое время мы и начинаем думать творчески; однако, такие ситуации - явление временное, проходящее. Но, все-таки, если мы способны при необходимости думать нестандартно, почему не делаем это постоянно - ведь жизнь творческого человека гораздо насыщеннее и интереснее, хотя и беспокойнее? Причина в том, что большинство из нас имеют определенные позиции, которые держат наше мышление в общепринятых рамках, ограничивают его, делают «таким, как у всех».

Эти позиции и называет Р. Оуч «умственными замками», т.е. прочными установками сознания, мешающими нам измениться. К ним относятся:

1. Установка на один правильный ответ. В общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях нас учат думать таким образом, что настраивают на поиск только одного решения, формируя установку на существование только одного верного ответа. Таким образом, мы не задумываемся даже о возможности существования альтернатив и останавливаем поиск после нахождения первого варианта ответа; привыкаем к стандартному взгляду на ситуацию, не пытаемся оценить ее с новой точки зрения, то есть наше мышление становится прямолинейным и конвергентным. Чтобы развить гибкость и дивергентность мышления, следует целенаправленно, настойчиво искать, условно говоря, «второй правильный ответ» решая любую задачу. Это необходимо если не для достижения качественно нового результата, то для поиска новых средств, путей решения. Облегчить этот процесс можно путем умелого манипулирования вопросами, их формулировками с целью активизации мышления.

2. «Это не логично». Во многих жизненных ситуациях, в условиях образовательной среды и вне ее фразы «ты не логичен», «твое рассуждение лишено логики» звучат если не оскорбительно, то порицающе. Нам как бы указывают на то, что мы не умеем мыслить, рассуждать, наше мнение не заслуживает внимания. И постепенно мы привыкаем держать нашу мысль в «узде логики». Однако логика нацелена на изучение и постижение только последовательных, непротиворечивых явлений, которых мало в реальной жизни. Применение только логических методов сужает для нас круг изучаемых, рассматриваемых явлений, препятствует исследовательской деятельности. Логика, конечно, важнейший творческий инструмент, но использовать ее следует в практической фазе творческого процесса для анализа и обоснования найденного решения, для его проверки и реализации. А вот в процессе поиска идеи логика загоняет в довольно тесные рамки, препятствует работе воображения. На этом этапе необходимо другое мышление - свободное и «незашоренное»; огромное значение имеет воображение, фантазирование.

3. Привычка следовать правилам. Воспринимаемую картину реального мира человек в процессе мышления всегда стремится уложить в стройную систему, классифицировать, то есть мысленно строит некие модели действительности. Наш ум очень хорош в распознавании таких моделей, процессов, циклов, которые помогают «понять феномен мира». И, как результат, модели начинают управлять нашим мышлением, становятся правилами, в соответствии с которыми мы мыслим и действуем. Однако чтобы быть творцом, необходимо бросить вызов правилам, как сказал Пикассо, ибо каждый акт творчества является, прежде всего, актом разрушения. Творческое мышление, оперируя имеющимися знаниями, направлено на разрыв одной модели с целью создания новой. Таким образом, стратегия эффективного творческого мышления - играть в революционеров и опровергать правила. Для этого необходимо развивать чувствительность к переменам и противоречиям и умение гибко оперировать правилами.

4.Стремление быть практичным. Практичность важна в мире действий, в процессе воплощения идей в жизнь. Однако соображения целесообразности, как и логика, препятствуют зарождению и созреванию самих идей, хотя необходимы при их обсуждении и исполнении. Следовательно, стремление к практичности стоит отодвинуть на этап осмысления и анализа решения.

Как отмечает Р. Оуч, в каждом из нас живет «художник» и «судья». На ранних стадиях творческого мышления, при зарождении идей в нашем сознании доминирует художник с широким кругозором, свободным взглядом, непредвзятым мнением, развитым воображением. Судья с его оценочным подходом выдвигается на первый план во время практической фазы, когда идеи приготовлены к исполнению. «Я рекомендую, - говорит автор, - чтобы вы избегали своего суда до того момента, пока ваше художество (творение) не сделает свою работу. Преждевременная оценка может помешать замыслу».

Для развития воображения, склонности к фантазированию рекомендуется использовать вопросы типа «что - если». Естественно, большинство полученных ответов не приведет к практическим идеям, но, практикуя подобную деятельность, наше мышление становится более продуктивным.

5.Склонность к избеганию двусмысленностей. Эта склонность формируется у нас как результат межличностного общения, в процессе которого, действительно, двусмысленности могут привести к недоразумениям, недопониманию и, следовательно, к проблемам. В процессе мышления, однако, именно двусмысленность может стать сильнейшим стимулятором воображения. «Когда вы в начальной фазе творческого процесса, немного двусмысленности может подтолкнуть вас к таким вопросам как: «Что изучается?», «Что имеется в виду?», «Как еще это можно интерпретировать?». Это те специальные вопросы, которые вы задаете, когда ищете новые идеи», - отмечает Р. Оуч. С помощью подобного рода вопросов мы как раз и подходим к необходимости поиска «второго правильного ответа», поскольку вынуждены смотреть на вещи двусмысленно. Избегание двусмысленности, зачастую оправданное в общении и практической деятельности, в процессе творческого мышления ограничивает спектр наших «возможностей думать». Другими словами, в процессе творчества всегда есть место для двусмысленности: меньше - при реализации идей, больше - при их поиске, генерировании. Более того, для генерирования большого количества идей двусмысленный взгляд на предметы и явления просто необходим. Для развития способности смотреть на вещи с разных сторон (дивергентность мышления) существует ряд упражнений. Во-первых, следует целенаправленно искать новые применения привычным предметам, а во-вторых, новые объяснения знакомым и понятным явлениям.

6.«Ошибаться нельзя». С практической точки зрения подобная установка имеет смысл, ибо жизнь требует от нас принятия тысячи мелких решений и выполнения множества рутинных действий. Однако, слишком сильная приверженность подобному мнению разрушает наши попытки создать что-то новое, породить новые идеи, поскольку в начальной стадии творчества ошибки рассматриваются как необходимый побочный продукт творческого мышления и служат для определения направления мысли. Когда все идет гладко, мы об этом не думаем и склонны идти дальше тем же путем - путь этот, чаще всего, рутинный. Таким образом, ошибки - это знак, что «мы уходим от хорошо протоптанной тропинки».

Ошибка показывает нам, что используемый нами подход «не работает» - следовательно, требуется искать новый путь и постигать новые связи. То есть, ошибки заставляют нас «думать как-то по-другому», они необходимы в начальной стадии творческого процесса. Нужно не бояться совершать ошибки, а уметь их анализировать, делать выводы и извлекать пользу из них.

7.«Игра в фривольности». Скучная, рутинная рабочая обстановка действует на человека удручающе и сковывающе, веселая и необычная обстановка является более продуктивной. Людям, которым нравится их работа, приходит в голову больше идей: о любимом деле приятнее думать, а мы склонны делать в первую очередь то, что нам приятно. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы находиться на рабочем месте, заниматься своими профессиональными обязанностями нам было приятно и интересно. А что может быть интереснее игры? Зачастую новые проблемы отпугивают, кажутся слишком сложными, неразрешимыми - вследствие слишком серьезного отношения к ним и страха совершить ошибку.

Этого можно избежать, если рассматривать решение любой проблемы как игру. Вспомните, как парила ваша мысль в детстве во время игр, понаблюдайте за детьми, которые способны соорудить палатку из старого зонтика и используют табурет вместо автомобиля.

8.Уверенность, что «это не моя сфера». Мир огромен и сфера приложения наших сил чрезвычайна обширна. Но - «нельзя объять необъятное» и, чтобы функционировать в этом мире, мы вынуждены сужать круг нашей деятельности, специализироваться. Так мы привыкаем лимитировать собственную деятельность - и мышление - рамками определенного круга задач и объема информации. Однако при генерировании новых идей подобные ограничения мешают; позиция «это не моя сфера» может загнать проблему в слишком тесные рамки и воспрепятствовать попыткам взглянуть на нее «со стороны других сфер». Кроме того, идеи, «работающие» в других областях, могут иметь совершенно неожиданное, оригинальное применение и в вашей деятельности - однако, это нужно увидеть, прочувствовать. Значит, нельзя зацикливаться на рассмотрении только своих профессиональных задач, поскольку «где бы вы ни шли, имеются идеи, ожидающие открытия». Для развития чувствительности к идеям, необходимо, в первую очередь, развивать «поисковые мотивы», расширять и разнообразить свои знания. Целесообразно систематически искать аналогичные ситуации - «часто проблемы, схожие с вашими, решены в других сферах».

9.Установка «не будь глупцом». Всем нам хочется быть (или хотя бы казаться) умными в своих глазах и в глазах окружающих - отсюда страх сделать что-то не так, совершить ошибку, вызвать насмешки. С другой стороны, мы зачастую так прочно воспринимает какие-либо идеи, что они начинают довлеть над нашим разумом, руководить нами и мы мыслим уже только в рамках этих идей, чтобы самим себе не казаться «глупцами». Формируется привычка занимать соглашательскую позицию с самим собой или с мнением окружающих, оценивать любую идею с точки зрения «умно-глупо», отсеивая при этом самые ценные мысли, предположения только потому, что они не укладываются в определение «умно». Чтобы этого избежать, следует время от времени сознательно «валять дурака», настраивая себя на генерирование именно «глупых» идей.

10.«Я не творческий». Чтобы что-то сделать, нужно а) захотеть это сделать и б) быть уверенным, что ты можешь это сделать. Проведенное психологами исследование группы ученых, выявило, что более творческие из них сами были уверены в своей творческости, тогда как менее творческие и не считали себя таковыми. Уверенность в том, что вы способны быть творцом, раскрепощает ваше сознание, дает волю воображению, позволяет «играть» своими знаниями. Формированию такой уверенности зачастую мешает представление, что творчество - удел избранных, что не всем дано творить.

Большинству людей, которых мы сегодня называем гениями, их великие идеи «не приходили как гром среди ясного неба», а являлись результатом кропотливой работы ума. Кроме того, творческие люди отличаются особой чувствительностью не только к «великим» идеям, но и к «маленьким». «Хотя они не знают, куда одна из идей приведет, но они знают, что малая идея может привести к большому прорыву и они верят, что такая возможность существует». Значит, чтобы стать более творческим, нужно внимательнее относиться к своим идеям и верить, что они приведут нас куда-нибудь Oech R. Awhach on the Side of the Head: How to Unlock your Mind for innovation Menlo Park. Calif. Creativ think, 1983. - XVII. 141.

3. Практические задания для развития творческого мышления в процессе обучения в высшей школе

Задания, направленные на разрушение «умственных замков»

Установка на один правильный ответ.

Задания:

1. Ситуация: снизился приток учащихся в университет. Назовите не менее трех возможных причин возникновения данной проблемы.

2. Известно, что общим критерием экономической эффективности деятельности организации является соизмерение расходов с результатом деятельности, т.е. определение того, насколько темп роста результата опережает темп роста расходов. Подумайте, на какие показатели эффективности следует ориентироваться в первую очередь при оценке деятельности строительной организации.

3. Известно, что в современных социально-экономических условиях меценатство является значимым источником финансирования для восстановления памятников архитектуры. Однако, у этого явления имеются и негативные стороны. Назовите не менее трех отрицательных факторов подобной деятельности.

2. «Это не логично».

Задания.

1. Найдите сходство и различия между технологией творческого решения проблемы и технологией принятия управленческого решения в строительной компании.

2. Докажите, что и бесприбыльная работа строительной организации может считаться эффективной.

3. Если бы у Вас была возможность создать собственную строительную фирму, какое бы направление деятельности вы для нее выбрали бы? Почему? Как изменилось бы Ваше решение в зависимости от региона (Северный Кавказ, Центральная Россия, Сибирь и т.п.).

3. Привычка следовать правилам.

Задания.

1. В основе «Философии менеджмента» Л.Ньюмена лежат три основных принципа решения управленческих вопросов: 1) хорошие отношения между служащими вытекают из разумной организации труда; 2) судьбы людей должны зависеть от мнения более чем одного человека; 3) выдвигать на более высокие должности следует более способных людей. Определите, в каких случаях не следует руководствоваться данными принципами. В каких ситуациях, не относящихся к деятельности профессиональных менеджеров, можно действовать в соответствии с перечисленными правилами?

2.аОбщепринято, что наиболее эффективным является демократический стиль управления. Подберите ситуации, при которых руководителям необходимо проявлять авторитаризм или либерализм (примеры - из деятельности строительных организаций).

4. Стремление быть практичным.

Задания.

1. В основе деятельности менеджера лежит разработка и принятие управленческих решений. Управленческое решение - это творческий процесс, включающий ряд последовательных этапов: 1) изучение проблемы; 2) выбор и обоснование критериев эффективности; 3)анализ возможных последствий принимаемого решения; 4) выбор и обсуждение различных вариантов решения проблемы; 5) выбор оптимального решения; 6) принятие решения; 7) постановка конкретных задач перед исполнителями; 8) контроль исполнения принятого решения. Подумайте, что произойдет, если поменять местами 3) и 4) этапы; если исключить 3) или 8) этапы.

2. Важнейшими факторами конкурентоспособности любых специалистов являются творческий потенциал, способность к дальнейшему обучению, опыт соответствующей деятельности. Какие недостатки могут обнаружиться в деятельности специалиста вашей отрасли при отсутствии одного из этих факторов?

5. Склонность к избеганию двусмысленностей.

Задания.

1. Процесс коммерциализации строительного производства - объективная реальность. Определите положительные и отрицательные стороны этого процесса с точки зрения а) рабочих б) управленческого аппарата в) администрации города г) потребителей.

2. Сравните «Принципы научного управления» Ф.У.Тейлора» и «Принципы руководства» А.Файоля. Что между ними общего, в чем принципиальные различия (если таковые имеются)?

6. «Ошибаться нельзя».

Задания.

1. При выборе кандидата на должность преподавателя дисциплины «Технология стротельного производства» заведующий кафедрой руководствовался следующими критериями: возраст, опыт преподавательской деятельности, отсутствие вредных привычек, семейное положение, место жительства и др. Из всех кандидатов он выбрал человека, имеющего десятилетний стаж работы преподавателем педагогического ВУЗа (при равенстве баллов по остальным критериям). Выбор оказался неудачным. С чем это может быть связано?

2. Какие критерии вы можете добавить к перечисленным в п.1? Какие, на ваш взгляд, являются лишними?

7. «Игра в фривольности».

Деловые игры

1. Блиц-игра «Принятие управленческого решения». Проблема: Снизилась производительность работ строительной организации. Цель принятия управленческого решения: восстановить на прежнем уровне и, по возможности, увеличить годовой объем строительно-монтажных работ. Состав участников: директор предприятия, экономист, прораб, менеджер по рекламе, инженер по эксплуатации инвентаря и оборудования, архитектор-проектировщик. Деятельность участников: в соответствии с алгоритмом процесса разработки и принятия управленческого решения.

2. Блиц-игра «Портрет идеального преподавателя, студента». Цель игры - выработать идеальную модель преподавателя, студента. Участники - три-четыре команды по 4-5 участников. В процессе игры вырабатывают собственные модели. После сравнения и обсуждения - составление единой модели.

3. Блиц-игра «Тендер на строительство молокозавода среди строительных организаций». Состав участников: 2-3 команды «претендентов», представляющие города либо страны; «независимое жюри». Цель игры: выиграть тендер. Для этого каждая команда «претендентов» представляет жюри письменное обоснование своего права и возможности проведения данного вида работ и озвучивает его. «Жюри» анализирует все заявления и принимает решение.

8. Уверенность, что «это не моя сфера».

Задания.

1. Определите, что общего между агропромышленным строительным производством и производством автомобилей, в чем различия?

2. Назовите проблемы, с которыми сталкивается индустрия строительства. Какие из этих проблем актуальны для: деятельности системы профессионального образования, шоу-бизнеса, науки?

9. Установка «не будь глупцом».

Задание.

Первый этап: Придумать самую нереальную причину снижения темпов строительства крупного промышленного объекта.

Второй этап: Мозговой штурм - выработка идей по повышению скорости производства работ.

Третий этап: Выбор самой «безумной» идеи.

Четвертый этап: Развитие выбранной идеи.

10. «Я не творческий».

Задание.

Первый этап: Определить возможные проблемы трудоустройства молодого специалиста. Выбрать и обосновать одну из них как наиболее труднорешаемую.

Второй этап: Сформулировать возможные причины создавшейся ситуации. Выбрать одну (или несколько сходных) из них.

Третий этап: Выработать максимальное количество идей, способствующих решению проблемы в соответствии с предполагаемой причиной ее возникновения.

Четвертый этап: Провести обоснование всех предложенных решений проблемы.

Задания для самостоятельной работы, направленные на творческое саморазвитие личности по дисциплине экономика строительства.

Задание 1.

Гамильтон Черч выделил пять функций управления:

1. Проектирование, т.е. планирование и предписывание результатов и условий деятельности;

2. Обеспечение оборудованием (необходимое и достаточное);

3. Контроль на основе наблюдения за ходом производства;

4. Учет и сравнение результатов с модельными и нормативными эталонами;

5. Распорядительное воздействие на производственный процесс (организация труда).

Подумайте, как данные функции проявляются в управлении строительной организацией?

Задание 2 .

Анри Файоль разработал доктрину административного управления и выдвинул 14 принципов менеджмента:

1. Распределение труда;

2. Авторитет и ответственность руководителя;

3. Дисциплина;

4. Централизация;

5. Единство распорядительства;

6. Единство руководства;

7. Подчинение частного интереса общему;

8. Иерархия;

9. Порядок;

10. Справедливость;

11. Стабильность персонала;

12. Единение персонала;

13. Инициатива;

14. Вознаграждение труда.

Обоснуйте правомочность каждого принципа. Какие из них, на ваш взгляд, не утратили своей актуальности сегодня, а какие устарели (обоснуйте свое мнение)? Как данные принципы проявляются при управлении строительной организацией?

Задание 3.

Используя литературные источники, охарактеризовать основные проблемы в сфере строительства (умение анализировать данные и делать выводы).

Задание 4.

Зная общие мотивы и условия хорошего выполнения работниками своих обязанностей, предложите дополнительные, характерные, на ваш взгляд, для работников отрасли строительства.

Задание 5.

Эффективность управления принято определять по 2м критериям: вниманию к производству и заботе о людях. Эта эффективность, несомненно, зависит от личности менеджера. Личность руководителя рассматривается с 3-х сторон:

1. Социально-биографические характеристики (возраст, пол, соц.статус, образование);

2. Способности: общие (интеллект) и специальные (управленчиские знания и умения, компетентность, информированность);

3. Личностные качества.

Охарактеризуйте личность руководителя с точки зрения наиболее эффективного управления строительной организацией.

Задание 6.

Зная механизм спонсорской деятельности, опишите порядок ваших действий как возможного спонсора строительства храма. Подготовьте спонсорскую посылку с учетом:

Вы возглавляете а) машиностроительное предприятие; б) ресторан; в) предприятие по производству спортивной одежды, обуви или инвентаря; г) спортивный комплекс; д) банк; е) молочный комбинат.

Задание 7.

Сравните основные формы оплаты труда и сделайте вывод о том, какая из этих форм наиболее целесообразна при начислении заработной платы прораба, рабочего, руководителя строительной организации.

Задание 8.

Зная требования, предъявляемые к уставу общественных организаций, подготовьте «Устав» вашей строительной организации. Опишите порядок ее создания.

Задание 9.

По общей схеме подготовьте бизнес-план вашей строительной организации. Подготовьте рекламный проспект.

Заключение

Для успешного профессионального становления личности, педагогам необходимо помнить о том, что одна из главных ролей в данном процессе принадлежит творческому потенциалу, который необходимо не только развивать, но поощрять и поддерживать у студентов в процессе обучения в вузе.

В данной работе проведен анализ эволюции понятий творчество и творческое мышление, во второй главе раскрыты психолого-педагогические условия и методология формирования творческого мышления студентов в процессе обучения в высшей школе, а также негативные факторы, оказывающие влияние на творческие процессы. В третьей главе приведены примеры практических заданий для развития творческого мышления студентов строительных специальностей.

Все описанные условия и методы развития творческого мышления студентов возможны лишь при соответствующем отношении педагогов к данной проблеме, т. к. процесс подготовки к творческим занятиям гораздо сложнее и отнимает больше времени. Поэтому необходимо осознать, что те профессионалы, которых мы выпустим из университета сегодня, будут определять вектор развития нашей страны в недалеком будущем, а то, насколько эффективно и быстро они будут решать возникающие, пока еще неизвестные профессиональные вопросы и проблемы, зависит от качества полученного образования и уровня развития их творческого мышления.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Албульханова-Славская. - М., 1980.

2. Акимова, М.К. Интеллект как диагностический компонент в структуре способностей / М.К. Акимова. - М., 1988.

3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д.Б. Богоявленская. - М.,1983.

4. Брушлинский, А.В. К психологии творчества / А.В. Брушлинский. - М., 1967.

5. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М., 2003.

6. Виленский, М.Я. Профессионально-творческое развитие специалиста физической культуры и спорта в процессе обучения / М.Я. Виленский, С.Н. Бегидова. - М.; Иркутск, 2004.

7. Воробьев, Г.Г. Человек-человек / Г.Г. Воробьев. - М., 1979.

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1991.

9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М., 1999.

10. Гарунов, М.Г. Развитие у учащихся восьмилетней школы опыта творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных работ / М.Г. Гарунов. - М., 1973.

11.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1986.

12.Дружинин, М.Н. Психодиагностика общих способностей / М.Н. Дружинин. - М., 1996.

13.Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Дж. Дьюи. - М., 1999.

14.Иванова, И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения / И.П. Иванова. - Ставрополь, 2002.

15.Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М., 1981.

16.Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М., 1990.

17.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1976.

18.Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М., 1974.

19.Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб., 1999.

20.Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - М.; Воронеж, 2002.

21.Мун, Л.П. Вы умнее, чем вы думаете / Л.П. Мун. - М., 1996.

22.Осинский, А.К. Психология самостоятельности / А.К. Осинский. - Нальчик, 1996.

23.Паустовский К. Золотая роза. - М., 2000. С. 21.

24.Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / П.И. Пидкасистый. - М., 1998.

25.Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М., 1986.

26.Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев. - М., 1960.

27.Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М., 1976.__

28.Oech R. Awhach on the Side of the Head: How to Unlock your Mind for innovation Menlo Park. Calif. Creativ think, 1983. - XVII. 141

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать