Развитие творческого воображения в изодеятельности детей дошкольного возраста
p align="left">Для подтверждения значимости различий в средней и подготовительной группах был применён критерий Фишера, результаты представлены в приложении (таблица №3).

Полученные результаты показывают значимое различие у детей средней и подготовительной групп по всем уровням: высокому, среднему, низкому. Творческое воображение значимо выше у детей подготовительной группы.

Это связано с тем, что воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче.

Заключение

Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека - его роль в преобразовании окружающего мира.

2. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

3. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения - создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

4. Ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

· Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий;

· Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности;

· Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

5. Развивая воображение, творческий потенциал ребёнка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности ребёнка, строить все воздействия с их учётом.

Библиографический список

1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -1982. - №11. - стр. 32-38.

2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448с. - ISBN 978-5-222-11688-3.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93с. - ISBN 5-09-003428-1.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368с.

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. - М.: Знание, 1986. - 96с.

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - с.34-35

7. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.

8. Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. - 1967. - №12. - стр. 73-75.

9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. - 1993. - №2. - стр. 54-58.

10. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2008. - 24с. - ISBN 978-5-89415-671-2.

11. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. - М.: Педагогика, 1979. - 246с.

12. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. - М.: Учитель, 2009. - 114с. - ISBN 978-5-7057-2078-1.

13. Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. - 1989. - №12. - с.45-47

14. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. - Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. - 148с. - ISBN 5-85094-080-4.

15. Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. - М.: Знание, 1985. - 50с.

16. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592с. - ISBN 5-94723-870-5

17. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. - 144с. - ISBN 5-7301-0204-6.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. - Т.1./С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989. - 374с.

19. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672с. - ISBN 5-222-00483-Х.

20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1996. - 336с. - ISBN 5-7695-0149-9.

Приложение 1

Таблица №1. Уровень развития творческого воображения детей средней группы

п/п

Имя, фамилия

ребёнка

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

1.

Рома Б.

+

-

-

2.

Настя Б.

+

-

-

3.

Полина Е.

-

+

-

4.

Вероника К.

+

-

-

5.

Матвей К.

+

-

-

6.

Вася К.

-

+

-

7.

Соня Л.

-

+

-

8.

Андрей М.

+

-

-

9.

Артём М.

+

-

-

10.

Вероника О.

+

-

-

11.

Дима П.

+

-

-

12.

Алёша П.

+

-

-

13.

Даша П.

+

-

-

14.

Игорь Р.

+

-

-

15.

Настя Т.

+

-

-

16.

Саша Т.

+

-

-

17.

Дима Т.

+

-

-

18.

Арсений Т.

+

-

-

19.

Соня Щ.

-

+

-

20.

Андрей Я.

+

-

-

Приложение 2

Таблица №2. Уровень развития творческого воображения детей подготовительной к школе группе

п/п

Имя, фамилия ребёнка

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий уровень

1.

Влад А.

+

-

-

2.

Никита Б.

-

+

-

3.

Руслан Б.

-

+

-

4.

Аня Б.

-

-

+

5.

Матвей В.

-

+

-

6.

Полина В.

+

-

-

7.

Юра Б.

-

+

-

8.

Демьян Г.

-

-

+

9.

Даша Ж.

-

-

+

10.

Маша З.

-

+

-

11.

Олег К.

-

+

-

12.

Марк Л.

+

-

-

13.

Лиза К.

-

-

+

14.

Саша М.

-

+

-

15.

Алиса О.

-

-

+

16.

Юля П.

-

+

-

17.

Егор Р.

-

+

-

18.

Лиза С.

-

+

-

19.

Катя С.

-

-

+

20.

Маша С.

-

-

+

Приложение 3

Таблица №3. Значимость различий уровня творческого воображения по критерию Фишера

Уровни воображения

Выборка детей

Критерий Фишера

Средняя группа

Подготовительная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

1.Высокий

0

0

6

30

3,66 - различие значимое

2.Средний

4

20

11

55

2,35 - различие значимое

3.Низкий

16

80

3

15

4,48 - различие значимое

Приложение 4

Методика «Дорисовывание фигур»

Приложение 5

Игры на развитие творческого воображения

"Удивительные превращения" (для малышей с 2 лет)

Цель: развитие воображения, детской фантазии, творчества.

Попросите малыша нарисовать в ряд 5 кружков и превратить каждый в какой-нибудь предмет.

Аналогично можно превращать и другие геометрические фигуры, а также бесформенные пятна (на лист можно бумаги накапать краски, сложить его пополам - получатся 2 пятна), которые тоже, как по волшебству могут превратиться во что угодно, стоит лишь только подрисовать некоторые детали.

"Каракули" (для малышей с 3 лет)

Цель: развитие эстетического восприятия, воображения и интеллектуальных способностей.

Взрослый или сам ребенок с закрытыми глазами рисует каракули на листе бумаги. После чего в полученных каракулях малыш начинают отыскивать сходства с определенными предметами.

Можно устроить соревнования: выиграет тот, кто больше увидит предметов.

"Что я задумал?" (для малышей с 3 лет)

Цель: формирование интеллектуальных способностей детей, фантазии, обучение смешиванию цветов и получению оттенков.

Ребятам предлагают смешивать цвета и добиваться определенного оттенка. Затем угадывать или пояснять, что они задумали, например, кто-то, смешав красный и синий цвет получит фиолетовый и дети угадывают какой предмет был задуман: виноград, черника, ирисы, фиолетовый карандаш, небо поздним вечером.

"Скажи художник" (для малышей с 4 лет)

Цель: эта игра, направлена на формирование навыков восприятия и ассоциативного мышления. На овладение коллоритмическим языком.

Взрослый называет различные предметы, природные явления и т.д.: "Ты скажи, скажи художник, какого цвета... дождик (снег, осень, зима, лето, солнце и т. д.)?"

Для более маленьких вопросы проще: "Что бывает желтым?" (красным и т.д.). Хорошо заранее заготовить ответы-картинки на каждый цвет. (Цыпленок, солнце, одуванчик, лука и др.)

"Подбери цвета" (для малышей с 5 лет)

Цель: на развитие ассоциативного мышления.

Пусть малыш подберет цвета к понятиям добро и зло, героизм и трусость, тепло - холодно, лед-огонь, весело - грустно. Затем нарисует их красками на картонных карточках. Через какое-то время покажите малышу эти карточки, пусть он вспомнит каждое понятие по цвету.

Приложение 6

Упражнения для развития творческого воображения

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№3

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№4

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр.№5

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр.№6

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упр.№7

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Упр.№8

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать