Полученные результаты показывают значимое различие у детей средней и подготовительной групп по всем уровням: высокому, среднему, низкому. Творческое воображение значимо выше у детей подготовительной группы.
Это связано с тем, что воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.
Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче.
Заключение
Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека - его роль в преобразовании окружающего мира.
2. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
3. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения - создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
4. Ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:
· Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий;
· Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности;
· Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.
5. Развивая воображение, творческий потенциал ребёнка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности ребёнка, строить все воздействия с их учётом.
Библиографический список
1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -1982. - №11. - стр. 32-38.
2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448с. - ISBN 978-5-222-11688-3.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93с. - ISBN 5-09-003428-1.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368с.
5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. - М.: Знание, 1986. - 96с.
6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - с.34-35
7. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.
8. Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. - 1967. - №12. - стр. 73-75.
9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. - 1993. - №2. - стр. 54-58.
10. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2008. - 24с. - ISBN 978-5-89415-671-2.
11. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. - М.: Педагогика, 1979. - 246с.
12. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. - М.: Учитель, 2009. - 114с. - ISBN 978-5-7057-2078-1.
13. Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. - 1989. - №12. - с.45-47
14. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. - Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. - 148с. - ISBN 5-85094-080-4.
15. Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. - М.: Знание, 1985. - 50с.
16. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592с. - ISBN 5-94723-870-5
17. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. - 144с. - ISBN 5-7301-0204-6.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. - Т.1./С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989. - 374с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672с. - ISBN 5-222-00483-Х.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1996. - 336с. - ISBN 5-7695-0149-9.
Приложение 1
Таблица №1. Уровень развития творческого воображения детей средней группы
№ п/п | Имя, фамилия ребёнка | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1. | Рома Б. | + | - | - | |
2. | Настя Б. | + | - | - | |
3. | Полина Е. | - | + | - | |
4. | Вероника К. | + | - | - | |
5. | Матвей К. | + | - | - | |
6. | Вася К. | - | + | - | |
7. | Соня Л. | - | + | - | |
8. | Андрей М. | + | - | - | |
9. | Артём М. | + | - | - | |
10. | Вероника О. | + | - | - | |
11. | Дима П. | + | - | - | |
12. | Алёша П. | + | - | - | |
13. | Даша П. | + | - | - | |
14. | Игорь Р. | + | - | - | |
15. | Настя Т. | + | - | - | |
16. | Саша Т. | + | - | - | |
17. | Дима Т. | + | - | - | |
18. | Арсений Т. | + | - | - | |
19. | Соня Щ. | - | + | - | |
20. | Андрей Я. | + | - | - |
Приложение 2
Таблица №2. Уровень развития творческого воображения детей подготовительной к школе группе
№ п/п | Имя, фамилия ребёнка | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1. | Влад А. | + | - | - | |
2. | Никита Б. | - | + | - | |
3. | Руслан Б. | - | + | - | |
4. | Аня Б. | - | - | + | |
5. | Матвей В. | - | + | - | |
6. | Полина В. | + | - | - | |
7. | Юра Б. | - | + | - | |
8. | Демьян Г. | - | - | + | |
9. | Даша Ж. | - | - | + | |
10. | Маша З. | - | + | - | |
11. | Олег К. | - | + | - | |
12. | Марк Л. | + | - | - | |
13. | Лиза К. | - | - | + | |
14. | Саша М. | - | + | - | |
15. | Алиса О. | - | - | + | |
16. | Юля П. | - | + | - | |
17. | Егор Р. | - | + | - | |
18. | Лиза С. | - | + | - | |
19. | Катя С. | - | - | + | |
20. | Маша С. | - | - | + |
Приложение 3
Таблица №3. Значимость различий уровня творческого воображения по критерию Фишера
Уровни воображения | Выборка детей | Критерий Фишера | ||||
Средняя группа | Подготовительная группа | |||||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |||
1.Высокий | 0 | 0 | 6 | 30 | 3,66 - различие значимое | |
2.Средний | 4 | 20 | 11 | 55 | 2,35 - различие значимое | |
3.Низкий | 16 | 80 | 3 | 15 | 4,48 - различие значимое |
Приложение 4
Методика «Дорисовывание фигур»
Приложение 5
Игры на развитие творческого воображения
"Удивительные превращения" (для малышей с 2 лет)
Цель: развитие воображения, детской фантазии, творчества.
Попросите малыша нарисовать в ряд 5 кружков и превратить каждый в какой-нибудь предмет.
Аналогично можно превращать и другие геометрические фигуры, а также бесформенные пятна (на лист можно бумаги накапать краски, сложить его пополам - получатся 2 пятна), которые тоже, как по волшебству могут превратиться во что угодно, стоит лишь только подрисовать некоторые детали.
"Каракули" (для малышей с 3 лет)
Цель: развитие эстетического восприятия, воображения и интеллектуальных способностей.
Взрослый или сам ребенок с закрытыми глазами рисует каракули на листе бумаги. После чего в полученных каракулях малыш начинают отыскивать сходства с определенными предметами.
Можно устроить соревнования: выиграет тот, кто больше увидит предметов.
"Что я задумал?" (для малышей с 3 лет)
Цель: формирование интеллектуальных способностей детей, фантазии, обучение смешиванию цветов и получению оттенков.
Ребятам предлагают смешивать цвета и добиваться определенного оттенка. Затем угадывать или пояснять, что они задумали, например, кто-то, смешав красный и синий цвет получит фиолетовый и дети угадывают какой предмет был задуман: виноград, черника, ирисы, фиолетовый карандаш, небо поздним вечером.
"Скажи художник" (для малышей с 4 лет)
Цель: эта игра, направлена на формирование навыков восприятия и ассоциативного мышления. На овладение коллоритмическим языком.
Взрослый называет различные предметы, природные явления и т.д.: "Ты скажи, скажи художник, какого цвета... дождик (снег, осень, зима, лето, солнце и т. д.)?"
Для более маленьких вопросы проще: "Что бывает желтым?" (красным и т.д.). Хорошо заранее заготовить ответы-картинки на каждый цвет. (Цыпленок, солнце, одуванчик, лука и др.)
"Подбери цвета" (для малышей с 5 лет)
Цель: на развитие ассоциативного мышления.
Пусть малыш подберет цвета к понятиям добро и зло, героизм и трусость, тепло - холодно, лед-огонь, весело - грустно. Затем нарисует их красками на картонных карточках. Через какое-то время покажите малышу эти карточки, пусть он вспомнит каждое понятие по цвету.
Приложение 6
Упражнения для развития творческого воображения
Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.
Упр.№1
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
Упр.№2
Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
Упр.№3
Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
Упр.№4
Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.
Упр.№5
Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.
Упр.№6
Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.
Упр.№7
Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.
Упр.№8
На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.