Развитие чувства юмора у дошкольников средствами изобразительного искусства
p align="left">В качестве примера представлен конспект одного занятия (Приложение 4).

2.3 Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников

На основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы нами разработаны следующие рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста:

1. Поскольку представленная в п. 2.2 программа по развитию чувства юмора у старших дошкольников предполагает работу с маленькими детьми, то воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно обязательно включать в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

· упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);

· дыхательную гимнастику (действую т успокаивающе на нервную систему);

· мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

· двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);

· чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

2. Также нами разработаны следующие рекомендации по развитию чувства юмора у дошкольников:

 Расширять кругозор, обращая при этом внимание не только на главное, но и на второстепенные юмористические детали. Учить изображать все это в единстве.

Подробнее объяснять задание, напоминать примеры из жизни, активнее обсуждать юмористический замысел и средства его реализации, помогать в процессе творчества.

Расширять словарный запас, развивать умения обозначить свой рисунок, его назначение, особенности, составлять юмористический рассказ по собственному сюжету.

Развивать чувство коллективизма, больше предлагать коллективное творчество (шаржи, карикатуры), общие игры, создание коллажей.

Воспитывать аккуратность, работать над плавностью, завершенностью линий, рисовать безотрывные контуры и их закрашивать.

· Следует развивать уверенность в собственных силах, стремление повышать уровень притязаний к собственным действиям, рисункам.

· Работать над снятием телесных и словесных зажимов.

Развивать творчество, фантазию в области юмористических представлений, используя для этого нетрадиционную технику: пальчиковая графика, аппликация из смятых салфеток, обрывков бумаги и др.; развивать такие способы воображения как: включение, агглютинация, совмещение несовместимого.

Осторожно относиться к анализу работы, не критиковать.

Способствовать разговорчивости, открытости, развитию чувства юмора.

· Уделять повышенное внимание технике исполнения:

аккуратности в работе со средствами;

дать возможность освоить нетрадиционные способы выполнения задания - рисование на мокрой бумаге, на смятом листе, отпечатками.

учить рисовать юмористические рисунки.

· Воспитывать усидчивость, терпеливость, стремление делать все тщательно, продумывая каждую юмористическую деталь, не торопиться.

· Необходимо детальное объяснение, обсуждение юмористического замысла, помощь в ходе работы - «Можно сделать еще и вот так…».

· Развивать творческое, ассоциативное, дивергентное мышление.

· Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи.

· Давать задания по собственному юмористическому замыслу с последующей аргументацией выполненного задания (активнее использовать анализ и самоанализ детских работ, учить детей анализировать рисунки сверстников).

· Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира в юморе и его изображения.

Заключение

В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства, в том числе психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников, виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора, использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе; проведен качественный и количественный анализ результатов исследования; представлен проект программы по развитию у детей чувства юмора; разработаны рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.

Анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства позволил сделать следующие выводы:

1. Книжная иллюстрация как особый вид юмористического произведения изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке чувство юмора.

2. В детском саду целесообразно использовать следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с юмористическими произведениями изобразительного искусства: рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из юмористических произведений. В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки юмористических произведений на ту или иную тему. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей об увиденном. Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к юмористическим произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность сатирического восприятия. Рассматривая юмористические картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

3. Для успешного развития детей в данном направлении мы рекомендуем педагогам-практикам придерживаться следующих психолого-педагогических условий:

- обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их чувства юмора, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;

- широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.);

- создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных юмористических идей;

- не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному юмористическому замыслу;

- доброжелательно относиться к детям, учить детей эмпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся в анализе развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства на примере ДОУ № 45 «Сказка» достигнута, задачи выполнены.

Библиографический список

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебн. пособие - изд.- 2-е перераб. и доп.- М., 2001. - 353 с.

2. Актуальные проблемы художественного воспитания детей школьного и дошкольного возраста / Ред. Н.А. Ветлугина. - М., 2003. - 163с.

3. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С.23-27.

4. Аргайл М. Психология юмора: Пер. с англ. - М., 2002. - 274 с.

5. Блащук Л.А., Казакова Т.Г. Развивать интерес к изобразительной деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С.45-47.

6. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными художественными материалами: Книга для педагогов дошкольного учреждения, учителей начальной школы, родителей. - М.: Педагогика Общество России, 2008. - 147с.

7. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2000. - С.37-50.

8. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С.41-43.

9. Волокитина Т.Ф. Воспитание инициативности в изобразительном творчестве детей дошкольного возраста // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста: Сборник научных трудов. - М., 2007. - С. 98-100.

10. Галайда С.Д. Роль изобразительной деятельности в воспитании у дошкольников интереса к труду взрослых // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 5. - С. 13-17.

11. Гинзбург С.С. К вопросу об анализе и оценке работ детей на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. - Челябинск, 2002. - Вып.2. - С.18-25.

12. Глинская И.П. Передача пространства и формирование изобразительности на первых этапах графической деятельности детей // Художественное образование: XXIV Герценовские чтения / Ред. Е.В.Язовицкий. -ЛГПИ им. А.И.Герцена, 2001. - С.29-32.

13. Горунович Е.Б. Развитие умственной активности дошкольников в процессе изобразительной деятельности // Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников: Сборник научных трудов. - Минск, 2003. - С.40-57.

14. Грибовская А.А. Образец в обучении детей изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С.19-24.

15. Грибовская А.А. Юмор в изобразительном творчестве дошкольников. - Изд-во: Педагогическое общество России, 2007. - 352 с.

16. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 2. - С. 24-33.

17. Денисова 3.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - М., 2001. - 362 с.

18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н А. Ноткина и др. - СПб, 2007. - 187 с.

19. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. - М., 2006. - 321 с.

20. Загадки для дошкольников / Под ред. Кубышкиной Э.И. - М.: Детская литература, 2000. - 264 с.

21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М., 2007. - 275 с.

22. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. - М., - 2001. - 326 с.

23. Лопатина А.А. Краски рассказывают сказки /А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2004. - 265 с.

24. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Искусство, 2000.

25. Немов Р.С. Психология. - М., 2007. - 432 с.

26. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе /О. В. Островская. - М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 424 с.

27. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. - М., 2006. - 374 с.

28. Хрестоматия для дошкольников / Под ред. И. А. Бузко. - М.: Детская литература, 2000. - 453 с.

29. Шалина Л.С. Уроки для самых маленьких //Юный художник. - 2001. - № 6. - С. 45-52.

30. Школа изобразительного искусства: В 2 т. / Под общ. ред. Угарова В.С. - М.: Изобразительное искусство, 2006. - 534 с.

Приложение 1

Опросник для родителей

1. Случается ли ребенку находить необычное (смешное) применение какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать карикатуры и шаржи?

4. Любит ли рассматривать юмористические книжные иллюстрации?

5. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

6. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

7. Любит ли фантастические истории?

8. Сочиняет ли рассказы или стихи юмористического характера?

9. Любит ли вырезать затейливые (смешные) фигуры из бумаги?

10. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?

11. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

12. Изобрел ли когда-нибудь новое смешное слово?

13. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

14. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, с юмором интерпретировать назначение разных предметов?

Интерпретация результатов

От 12 до 16 очков - у ребенка развито чувство юмора на достаточном уровне. От 5 до 11 - ребенок проявляет чувство юмора только в том случае, когда чем-либо заинтересован. От 0 до 4 - у ребенка отсутствует чувство юмора

Приложение 2

Методика диагностики потенциала дошкольников в области

развития чувства юмора

Рассмотрим систему психических характеристик, сложная сумма которых составляет основу личностного потенциала ребенка в области развития его чувства юмора, для его выявления необходимо оценить уровень развития каждой характеристики, приведенной ниже и сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном. Для оценки используется метод полярных баллов, каждую характеристику нужно оценить по пятибалльной шкале.

5- оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4- свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3- оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2-более четко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;

1-четко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0- сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Интегративные личностные характеристики

· Любопытство. Проявляется в поиске новой информации, постоянном стремлении задавать много вопросов, неугасающей исследовательской и творческой активности.

· Словарный запас. Проявляется не только в большом количестве слов, но и стремлении строить сложные синтаксические конструкции, придумывании новых слов для обозначения придуманных понятий и явлений.

· Способность к оценке. Проявляется в способности объективно характеризовать поступки людей, события и явления, собственную деятельность.

Характеристики сферы умственного развития

· Оригинальность мышления. Проявляется во всех видах деятельности (конструировании, рисовании, сочинении историй), в поведении, в общении со взрослыми и сверстниками.

· Гибкость мышления. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

· Продуктивность. Оценивается по количеству идей и продуктов деятельности: чем больше идей, тем больше возможности выбрать наиболее оригинальные.

· Высокая концентрация внимания. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям.

· Память. Способность ребенка запоминать факты, события; но преимущество имеет тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию, а не тот , у кого больше объем памяти.

Характеристики сферы личностного развития

· Увлеченность содержанием задачи.

· Лидерство. Проявляется в совместных играх детей, проявляет инициативу, берет на себя ответственность.

· Соревновательность. Нежелание участвовать в конкурентных видах взаимодействия.

· Широта интересов. Разнообразные и устойчивые интересы ребенка, желание попробовать свои силы во всех видах деятельности.

· Юмор. Способность обнаруживать смешное, несуразное в разных ситуациях.

Приложение 3

Тест «Незаконченный рисунок»

Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.

Материалы: лист А4 с шаблонами; карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать его смешными деталями, когда закончите, придумаете рисунку название, я его подпишу»

Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:

Степень юмористичности рисунка.

Беглость - количество задействованных элементов.

Разработанность - количество значимых деталей.

Название

Оригинальность

Приложение 4

Конспект занятия по изобразительной деятельности

Тема: В мире
смешных животных

Цель: упражнять детей в изображении юмористических животных, используя знакомые приемы рисования; познакомить детей с новой техникой рисования пушистой, жесткой кисточкой; развивать чувство юмора, фантазию, творческое воображение; познакомить с новым словом «анималист».

Материалы: альбомный лист на каждого ребенка, краски, две кисточки (одна обычная, другая жесткая, пушистая); предметные картинки с изображением различных животных; кукла «Художник» или картинка с изображением художника.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций разных художников - анималистов, альбомов с фотографиями животных.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами одно большое, доброе животное (дети встают в круг, взявшись за руки). Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе (вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад). Наше животное дышит ровно, спокойно.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости кто-то пришел. А кто это вы сможете догадаться, послушав стихотворение.

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер.

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Не зная этих истин,

Ты не сиди в квартире,

Возьми в дорогу кисти,

Открой глаза пошире.

Дети отвечают, что к ним пришел художник.

Воспитатель: Верно, к нам пришел художник, да не простой, а тот который рисует только животных. А знаете ли вы, как называют художников, изображающих животных? Их называют анималистами. «Аnimal» в переводе с латинского языка обозначает «животное». Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых. Но, что-то я смотрю, наш художник вовсе не весел, давайте спросим почему? (дети интересуются, что у художника произошло)

Художник: Я всегда рисовал в компании своих друзей, художников - анималистов. А теперь они все разъехались в разные страны и мне очень скучно рисовать одному.

Воспитатель: Ну, в этом горе мы с ребятами легко сможем тебе помочь. Предлагаю вам, ребята превратится в анималистов, но не простых, а юмористических и придумать своих юмористических животных, а потом всем вместе нарисовать этих животных.

Упражнение «Назови признаки животного»

Воспитатель: Выберите картинку с понравившимся животным. Назовите три слова-определения, которые описывают ваше животное (дети называют наиболее характерные признаки животного, например: заяц - длинноухий, пугливый, умеет высоко прыгать и т.д.).

Воспитатель: Но мы с вами решили, что это животное не простое, а юмористическое, и обладает необычными качествами и свойствами. Чтобы узнать какими свойствами они обладают, выберите две карточки с изображением тех животных, которые вам больше нравятся (дети выбирают карточки из предложенного набора). Скажите, чем это животное отличается от других (дети называют отличительные признаки выбранных животных).

Примечание: на первых этапах работы лучше использовать картинки животных с ярко выраженными признаками внешнего вида, например: у слона - большие уши и длинный хобот, у лося - ветвистые рога, у зайца - длинные уши, у мыши - тонкий длинный хвост и т.д.

Воспитатель: А теперь представьте, что выбранное вами животное обладают новыми свойствами и качествами. Например, я выбрала слона. Ему я буду присваивать новые признаки. Далее я выбрала лису и жирафа. Эти животные подарят свои признаки - слону.

Воспитатель: Ребята, назовите признаки этих животных. Какая лиса? (рыжая, хитрая) А жираф какой? (высокий, пятнистый) Теперь давай признаки лисы примерим для слона. Когда слон может быть рыжим?

Дети: Рыжий слон - тот, который сходил в парикмахерскую и его покрасили в рыжий цвет.

Воспитатель: А когда слон может стать высоким? И почему он станет пятнистым?

Дети: Слон обул туфли на высоких каблуках и стал высоким. А пятнистым он стал оттого, что валялся в песке.

Воспитатель: Очень интересное и необычное получается животное! А теперь охарактеризуйте своих животных, и полученные признаки присвойте тому животному, которое вы выбрали первым. После того, как дети придумали своих животных, им предлагается их нарисовать.

Воспитатель: Ребята, анималисты используют в своей работе необычную технику рисования. У такого художника две кисточки, как и у нас. Одна мягкая и тонкая, а другая пушистая. И рисует она «лохматые линии» с «распушенными» краями. Она боится воды, а краску набирает только на кончик. Прежде, чем что-нибудь нарисовать, она вытирает хвостик о бумагу, становится полусухой и поэтому оставляет след на бумаге прерывистый, рыхлый, который очень напоминает теплую шубку животных (педагог сопровождает свои слова показом). А когда мы нарисуем шубку, возьмем тоненькую кисточку и нарисуем мордочку и ушки.

В заключении воспитатель предлагает детям организовать выставку работ и рассказать о своих юмористических животных.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать