Развитие человека как научная проблема
p align="left">Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело-век рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.

Иная позиция у сторонников персоналистской объяснительной ориентации. Для них развитие человека -- это процесс сознатель-ной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского -- это «духовные стремления». Для П.Симонова -- «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра -- «внутреннее Я». Для С.Ваймана -- «священный дар».

В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как существу социальному, разумному, духовному и креативному) специфических потребностях и способностях:

1. достигать самопревышения;

2. стремиться достичь такого состояния, которого еще нет;

3. ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества.

Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится лич-ность, преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой.

Сторонники персоналистского подхода к объяснению разви-тия человека не считают его существом, полностью детерминиро-ванным биологическими и/или социокультурными обстоятельства-ми. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и резуль-таты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определя-ет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им; сам оп-ределяет, каким он будет (В. Франк). Соглашаясь в целом с такой позицией, признавая право вы-бора, самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и за ребенком), нельзя забывать, что ответствен-ность за осуществление ребенком своих прав на самоопределение лежит прежде всего на взрослых.

И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологическая концепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью. Для сегодняшнего человековеде-ния характерны уход от крайностей, от абсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. При-знается некорректным выделение какого-либо одного аспекта раз-вития и трансформация его в главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продуктивна координация всех аспектов и пла-нов развития: онтологического, культурно-исторического, фено-менологического. В. П. Зинченко, например, считает, что следует учитывать не только, как Я меняется в мире, не только потенци-альные объективные возможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании индивида.

3. ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онто-генез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво-их собственных свойств (физических данных, психофизиологи-ческих систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование и воспроизводство осуществляются человеком начиная с пренатального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически чело-веческая психика. Он рождается готовым к усвоению человече-ских форм поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рождения ребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активно вплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей и изменя-ет ее и себя.

Для преобразования и воспроизводства ребенком культуры и себя самого важное значение имеют и богатство его жизненного опыта, и генетически заданные ему программы, и его органиче-ские особенности. Но влияние тех и других преломляется и осуще-ствляется через образ окружающей жизни. Образ жизни окружаю-щего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальные возможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какой сам ребенок воспринимает цен-ности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъектив-но значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окру-жающего, своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессе совместного с другими, прежде всего взрос-лыми людьми, бытия, через способы осуществления человече-ского содействия.

Coдействие с другими людьми и с собой как с другим рас-сматривается в историко-эволюционной концепции как важней-шее условие развития человека, его движущая сила. Признается, что оно движет развитие человека и тогда, когда является реальным процессом, и тогда, когда протекает в воображении, воспо-минаниях, грезах.

Coдействие ведет развитие ребенка от совместных со взрос-лыми актов поведения через подражание к самоконтролю поведе-ния, побуждаемому смыслообразующими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человека с режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею, ради создания соб-ственного образа жизни.

Таким образом, онтогенез человека рассматривается в истори-ко-эволюционной концепции как процесс, органически связан-ный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самоосознания. Результатом развития с этих позиций является усиление чело-века как субъекта общественной и личной жизни, увеличение его вкладов в социогенез, ясное осознание и четкое формулирование жизненной концепции, целей и принципов жизни (т.е. смысла жизни). Историко-эволюционная объяснительная ориентация развития человека наиболее близка педагогической антропологии.

4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и време-ни. Наука издавна интересуется этими категориями. В материали-стической науке пространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования и движения материи, так и ос-новные всеобщие условия бытия и развития человека. Пространство и время понятийно и сущностно, тесно связаны друг с другом. Эти формы движения материи возникли одновре-менно со Вселенной и зависят от процессов, происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А. А. Фридмана, может остановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик. Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование и пространство. Современная наука выделяет несколько аспектов пространствен-но-временного существования и развития человека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).

Как важный элемент Вселенной, человек развивается, вклю-чаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь законо-мерностям развития жизненных процессов. Его развитие проис-ходит в то же время в социуме, в котором меняются поколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в оп-ределенном темпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определенными режимами смены труда и от-дыха, средней продолжительностью жизни человека, протяжен-ностью детства. Развитие человека осуществляется также в конк-ретном пространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретными условиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени и пр. Взаимодействие разных пространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и времени бытия человека в целом -- тесное и сложное. Природный, социальный и персо-нальный аспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются, взаимоопределяют друг друга, представ-лены друг в друге в свернутом виде. Каждая разновидность про-странства и времени определяет по-своему развитие человека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное про-странство и собственное время человека, кажущееся самым «уз-ким» из всех видов человеческого бытия. Между тем именно пер-сональное пространство и время как микрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именно персональное пространство и собственное время воспринимаются человеком как наиболее значимые. Именно они делают остальные формы чело-веческого бытия значимыми или индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активно включается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним и ассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими. Восприятие пространства и времени -- одна из важных состав-ляющих онтогенеза, зависящих от социально-экономических ус-ловий жизни, от состояния культуры и самосознания человека. Формирование представлений о пространстве и времени -- труд-ный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует это ребенок, который без специального обучения, без определенных занятий, специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, диффе-ренцировать пространственно-временные характеристики. Но и в филогенезе человек прошел долгий путь познания про-странства и времени. Человечество довольно долго шло к созда-нию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст», «первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время», «пространство» изменялось в течение истории человече-ства. Оно развивалось от интуитивного -- к научно обоснованному; от описательного, приблизительного -- к сверхточному; от синкре-тичного -- к дифференцированному; от индифферентного -- к цен-ностному.

Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошло несколько этапов: от полной зависимости («раба») -- к относительной независимости -- к «хозяину», затем -- к «жерт-ве» и наконец -- к «равноправному сотруднику». В неолите человек воспринимал пространство и время слитно, как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь, которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существовали как бы параллельно. Человек знал (и относился к этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родится ребенок, мальчик ста-нет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды, оскуде-ет лес, начнется половодье, т.д.

В палеолите природные изменения, оседлость и созидательная деятельность человека привели к «разведению» пространства и вре-мени, к ощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувству некоторой автономии от природы, пони-манию необходимости активного освоения пространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать со временем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный момент поса-дить семена -- и через определенное время появится урожай, и т. д.

Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и про-странство -- наполняться социальным смыслом. Люди -- накап-ливать предметы материальной и духовной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп -- различать-ся. Появились претензии на определенные территории как на соб-ственность этноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. От настоящего отделилось прошлое и вычленялось будущее, оба они стали ценностью.

В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанности времен, начались попытки измерить время. Но пока гос-подствовал ручной труд, время не было ценностью, не было по-нимания того, что не только человек живет во времени, но и время -- в человеке, что человек может быть его хозяином.

Чем более сложными становились общество и трудовая деятель-ность людей (усложнение производства, разделение труда, повы-шение производительности труда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа, чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия, осоз-нанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесов и пр.), чем более независимым становился от при-роды благодаря различным приспособлениям, технологиям, ме-ханизмам, тем более дифференцировалось его восприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуа-тивного и пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных и психологических характеристик разных простран-ственных зон и т.д.). И тем более становился он -- реально и в своем сознании -- полновластным хозяином пространства и вре-мени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстег-нуть будущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.

Научно-техническая революция привела к тому, что время стало одной из высших ценностей человека, а пространство его соци-ального бытия невероятно расширилось. Сегодня человек прово-дит изучение Марса и Венеры, побывал на Луне, почти не оста-лось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к перемене мест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин) немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих -- в необходимость.

Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с од-ной стороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью и информированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой -- суетностью, отчуж-денностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реаль-ности в транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смысле человек стал жертвой расширения про-странства своего бытия и стремления овладеть временем, изме-рить его до тысячной доли секунды. Сегодня все глубже осознаются следующие идеи:

пространство и время жизни конкретного человека зависят от его возраста, уровня личностного развития, пола, социального слоя, к которому он принадлежит;

при этом всегда обнаруживаются единство реального и во-ображаемого аспектов бытия, а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно-сти воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень дли-тельное.);

-- биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.

Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы-тия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока-зываются благотворны только при условии гармонических взаи-моотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей.

5. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происхо-дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся преж-де всего окружающая человека естественная и социальная сре-да, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследствен-ностью понимается передача от родителей к детям определен-ных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаются внешние факторы, отличаю-щие одного человека от другого и некоторые особенности нервной системы.

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственно-сти мало. Превра-щение биологического индивида в социального субъекта проис-ходит в процессе социализации человека.

Различают макро-,мезо- и микро- факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы -- экологические, демографичес-кие, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических устано-вок; влияние региональных условий, в которых живет и разви-вается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуника-ции и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учрежде-ния, группы сверстников и многое другое, что состав-ляет ближайшее пространство и социальное окружение, в ко-тором находится ребенок.

Заключение:

Рассмотрев тему «Развитие человека как научная проблема» мы пришли к следующим выводам:

1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повто-ряющие эволюцию человека как вида, и характеризующие инди-видуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга:

· органическими возможностями включения во взаимодействие с другими людьми: задатками и способностями отзываться на случайности, на определенные качества социокультурной среды;

· врожденными программами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду;

· жизненным опытом, важным для критического и конструк-тивного отношения к окружающему миру;

· набором деятельностей, которые выбирает для себя ребенок;

внешним видом и т. д.

В силу этого результаты развития конкретных детей всегда раз-ные.

2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солн-ца, эволюционные закономерности), так и от специфически че-ловеческих видовых особенностей (активности, разумности, ду-ховности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.

Для оптимального развития ребенку необходимо иметь воз-можность быть активным как в физическом, так и в духовном плане. Известно значение активных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий, подвижных игр для со-зревания здорового организма ребенка. Но двигательная актив-ность важна и для развития психических процессов, эмоциональ-ного здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве и времени.

Каждый период жизни -- особая целостность и самостоятель-ная ценность -- имеет сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостью в более старшем возрасте, оказывается необ-ходимым достоинством ребенка. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возра-ста. Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый опти-мизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность инте-ресов -- эти возрастные особенности младшего школьника в под-ростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7--10 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формиро-вания прочного «фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременность педагогических действий, на что постоянно указывал К.Д. Ушинский.

Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится из-менение всего человека (его сознания, чувств и воли, его орга-низма и духовной сферы), а не только психики и тем более не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, спе-циалистам по детской психологии, родителям.

Эффективное развитие ребенка невозможно без и внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем -- сверст-никами, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого -- научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог, ибо пе-дагогика сотрудничества -- это и есть содействие, оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека.

Список литературы:

1. Бим - Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. - М., 1998.

2. Куликов В.П. Педагогическая антропология. - Свердловск, 1993г.Максакова В.И. Педагогическая антропология. - М., 1966.

3. Ушинский К.Д. человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6т. - М., 1990. - Т.5,6

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать