Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий
p align="left">Уже в классе мы подводили с детьми итоги экскурсии, обобщали всё сказанное. Затем мы раздали ученикам таблицы с вопросами о признаках зимы по проведённой экскурсии, где они должны были самостоятельно отметить значком только те признаки, объекты и явления природы, которые они наблюдали на данной экскурсии.

Сам процесс экскурсии опирался на развитие внимания детей по 3 показателям: объём, переключаемость и устойчивость. Сначала дети наблюдали за общими признаками зимы: температура воздуха, осадки, как выглядят деревья, каких ты видишь птиц и т. д. Тем самым мы развивали объём их внимания (увидеть и запомнить как можно больше признаков).

Затем мы задавали детям разные вопросы по разным признакам, а они в то время, оглядываясь по сторонам, переключая своё внимание с одного объекта на другой, отвечали на них. Таким образом, мы развивали переключаемость внимания детей.

И при подведении итогов экскурсии, в классе, мы дали детям задание: нарисовать ОДИН любой признак (или объект), за которым ты сегодня наблюдал: замёрзшую реку, птицу, например воробья, катание детей на санках, падение снега, голый куст или дерево и т. д., то есть то, что тебе особенно хорошо запомнилось. Таким образом, мы направляли внимание детей на один конкретный объект, т. е. развивали устойчивость их внимания.

В Приложении представлены таблицы, заполненные детьми при наблюдении, а так же рисунки. [5]

И пятую экскурсию, предлагаемую нам А. А. Вахрушевым, на тему «Экскурсия в школьный ЗИМНИЙ САД», мы также проводили во время преддипломной практики. Цель экскурсии - познакомить детей с комнатными растениями; провести самостоятельно или вместе с родителями опыт «Как вырастить растение». Задачами данной экскурсии являются:

- познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений;

- доказать, что растения - живые организмы;

- провести опыт по выращиванию семени фасоли;

- развивать внимание, наблюдательность, воображение, мышление;

- воспитывать любовь к живым организмам.

Экскурсию мы начали с вводной беседы в классе. Главный вопрос стоял в том, как же отличаются живые организмы от неживых предметов. На доске у нас размещается ряд иллюстраций с изображениями живых существ (растения и животные) и неживых предметов (различные предметы быта). Дети выбирают из предложенных картинок только те, где, по их мнению, изображены живые существа и обосновывают свой выбор. И затем, в ходе выяснения, мы вместе с детьми выводим признаки живых существ: дышат, питаются, растут, размножаются и погибают. И сообщаем, что сегодня мы проведём экскурсию, понаблюдаем за растениями, убедимся, что они на самом деле живые организмы.

Экскурсию мы проводили в школьном «Зимнем саду». Сначала мы обращаем внимание детей на все растения. Затем спрашиваем, какие растения, из тех, что вы здесь видите, растут у вас дома и как они называются. И затем переходим непосредственно к осмотру каждого растения. Задаём детям вопросы:

- кто знает, как это растение называется?

- что вы можете сказать об особенностях строения его листа?

- какие плоды, цветы на этом растении вы видите?

- в каких странах, по вашему мнению, можно встретить такое растение?

Обращаем особое внимание детей на то, что растения ежедневно поливают, удобряют, ухаживают за ними. Указываем на то, что многим растениям необходим солнечный свет.По возвращении в класс, мы всё обобщаем, делаем выводы, подводим итоги по вопросам:

- какие растения вы увидели в школьном «Зимнем саду»?

- кто может рассказать, как и зачем надо ухаживать за растениями?

И затем даём детям итоговое задание: провести опыт с семенем фасоли и понаблюдать за его ростом и развитием в течение 1-2 недель, а результаты наблюдения систематически записывать и зарисовывать в таблицу рабочей тетради «Лабораторных опытов» (см. Памятку) Ниже представим образец таблицы: [5]

Так, с помощью метода систематического наблюдения, мы развивали у детей внимание.

Мы описали методические рекомендации по проведению экскурсий с первоклассниками. Далее опишем результаты контрольного эксперимента по выявлению уровня развития внимания первоклассников.

Мы проводили констатирующий эксперимент с детьми 1 «В» класса по выявлению уровня развития внимания по 3 показателям: объём внимания, переключаемость внимания и устойчивость внимания. Мы предлагали детям 6 тестов (по 2 на каждый показатель) и вычислили в процентном соотношении уровень развития внимания всего класса по всем трём показателям. Результаты получились следующие:

- объём внимания: средний уровень (преобладает 71%);

- устойчивость внимания: низкий уровень (преобладает 55%);

- переключаемость внимания: высокий уровень (преобладает 75%).

Для контрольного эксперимента мы взяли те же диагностические методики по выявлению у детей уровня развития внимания по этим же трём показателям.

Первый тест (Л. В. Черемошкиной), который мы предложили детям, был на выявление уровня объёма внимания. Он заключался в следующем: предлагались две картинки, в которых нужно было найти три отличия (см. Приложения). На выполнение этого теста детям давалось 15 секунд. Результат получился следующий: задание выполняли 28 человек (28 мы взяли за 100%).

Все три отличия нашли 12 человек, т.е. 42,8%. Это высокий уровень. Два отличия нашли 16 человек, т. е. 57,1%. Это средний уровень. И детей, которые нашли только одно или вообще не нашли ни одного отличия, нет.

Также на выявления уровня объёма внимания мы предлагали детям ещё один тест Л. В. Черемошкиной. Он заключался в следующем: детям предлагалась фигура, состоящая из нескольких геометрических фигур (треугольники, ромбы, круги). Общее количество фигур составляло 5: 2 треугольника, 2 круга, 1 ромб. И детям нужно было за 30 секунд найти всевозможные фигуры и записать их количество. Данный тест выполняло 28 человек (28 мы взяли за 100%). Результаты получились следующие:

Все 5 фигур нашло 24 человека или 85,7%. Это высокий уровень.

Детям, которые нашли хотя бы 2 фигуры, или допустили неточности, мы присудили средний уровень: 4 человека или 14,2%.

И детей, которые не нашли ни одной фигуры или нашли только одну, нет. [39]

Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по объёму внимания всех детей:

По данной диаграмме видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень объёма внимания.

Следующий тест, который мы проводили с детьми (Е. И. Рогова) был на выявление устойчивости внимания детей. Он заключался в следующем: даётся два ряда самых разнообразных букв, среди которых «запрятаны» три слова. И детям за 12 секунд нужно было найти эти слова и подчеркнуть их. (см. Приложения) Задание выполняло 28 человек. Результаты получились следующие:

Все три слова нашло 9 учеников, т.е. 32,1%. Это высокий уровень.

Два слова нашли 15 учеников, т.е. 53,5%. Это средний уровень.

И одно слово (или вообще ни одного) нашли (не нашли) 4 человека, т. е. 14,2%. Это низкий уровень.

Ещё один тест на выявление уровня устойчивости внимания Е. И. Рогова заключался в следующем: детям предлагался небольшой литературный текст, состоящий из 4 предложений. И детям нужно было за 1 минуту прочитать текст и подчеркнуть в словах только букву «а». Задание выполняло 28 учеников. Результаты получились следующие:

Ребятам, которые нашли букву «а» в 100- 80% текста, мы присудили высокий уровень (17 человек или 60,7%).

Ребятам, которые нашли букву «а» в 80- 50% текста, мы присвоили средний уровень (7 человек или 30%).

И ученикам, которые нашли букву «а» ниже 50% текста или вообще не нашли, мы присудили низкий уровень (4 человека или 14,2%). [31]

Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по устойчивости внимания всех детей:

По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает средний уровень устойчивости внимания.

Следующий тест, который мы проводили с детьми, был на выявление уровня переключаемости внимания. (Т. Г. Богдановой). Он заключался в следующем: детям предлагается 3 ряда разных слов. В каждом ряду надо найти и подчеркнуть слова, которые обозначали какой - то предмет, например, в первом ряду из всех слов детям нужно было найти и подчеркнуть те слова, которые обозначают птицу, во втором ряду - растение, и в третьем - фрукт (см. Приложения). На выполнение теста отводилось 15 секунд. Выполняли тест 28 человек. Результаты получились следующие:

Все слова нашло 22 человека. (78,5%) Это высокий уровень (сюда же мы отнесли тех детей, которые не нашли одного слова из всех).

Не нашли два-три слова - 4 ученика (14,2%). Это средний уровень.

Дети, которые нашли всего два-три слова, или вообще не нашли ни одного слова - 2 человека (7,1%). Это низкий уровень.

Ещё один тест на выявления уровня переключаемости внимания О. В. Завязкина, который мы провели с детьми, заключался в следующем: детям предлагались 4 ряда лиц (см. Приложения). В первом ряду дано 4 разных лица, а в трёх остальных рядах одного лица из верхнего ряда не хватает. Детям нужно было в 3 остальных рядах дорисовать недостающие лица. Задание выполняло 28 человек. Результаты получились следующие:

Все лица (и в правильном порядке) нашли и дорисовали 24 человека или 85,7%. Это высокий уровень.

Не дорисовали одно лицо, или допустили 1 ошибку 3 человека или 10,7%. Это средний уровень.

И детям, которые допустили 2 и более ошибок или неверно нарисовали лица (1 человек или 3,5%), мы присвоили низкий уровень. [4]

Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по переключаемости внимания всех детей:

По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень переключаемости внимания.

Ниже представим сравнительный анализ по результатам констатирующего и контрольного экспериментов:

КОНСТАТИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ: ЭКСПЕРИМЕНТ: УРОВЕНЬ:

Конст. э.: Контр. э.

Показатели объёма внимания:

71%64,25% средний высокий

Показатели устойчивости внимания:

45,5% 46,2%низкий средний

Показатели переключаемости внимания:

75%82,1% высокий высокий

Таким образом, по результатам сравнительного анализа, видно, что у детей 1 «В» класса показатели объёма внимания поднялись со среднего уровня до высокого; показатели устойчивости- с низкого до среднего уровня; и показатели переключаемости внимания по - прежнему остались на высоком уровне.

По результатам проведённой нами работы можно сделать вывод о том, что гипотеза дипломной работы о том, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, подтверждается.

Выводы по 2 главе:

Для выявления уровней внимания первоклассников мы подобрали диагностические методики из следующих источников:

- «Развитие внимания детей», автор- Любовь Валерьевна Черемошкина.[47]

- «Диагностики познавательной сферы ребёнка», автор Тамара Геннадьевна Богданова.[4]

- «Настольная книга практического психолога», автор- Евгений Иванович Рогов. [38]

- «Играя, развиваем логику», автор- Олег Владимирович Завязкин.[19]

Нашей задачей было - определить уровень внимания первоклассников по трём показателям: объём внимания, устойчивость внимания и переключение внимания. А также провести констатирующий и контрольный эксперименты на выявление уровней развития внимания детей по трём данным показателям и описать методические рекомендации по проведению экскурсий.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей 1 «В» класса преобладает средний уровень объёма внимания, высокий уровень переключаемости внимания и низкий уровень устойчивости внимания.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей 1 «В» класса повысился уровень объёма (высокий) и устойчивости внимания (средний). А уровень переключаемости внимания по-прежнему остался на высоком уровне.

Мы провели с детьми комплекс экскурсий, способствующих развитию их внимания и наблюдательности на следующие темы: «Экскурсия в сад - огород», «Кто построил этот дом?», «Осенние явления в живой природе», «Признаки зимы», «Экскурсия в школьный ЗИМНИЙ САД» и сделали главный вывод: гипотеза дипломной работы о том, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, подтверждается.

Заключение:

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

Внимание младших школьников неустойчивое, отличается частым и непроизвольным перемещением с одного объекта на другой.

Возрастная особенность внимания младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно-значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности.

Возрастной особенностью внимания первоклассника является его сравнительно небольшая устойчивость, неумение длительно сосредотачиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания.

Все виды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся, т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком - то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведении экскурсий с первоклассниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.

Любовь к природе, эстетические чувства, большой интерес к тому, что нас окружает - воспитываются у учащихся именно на экскурсиях.

Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.

Развитию наблюдательности школьников чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристических походов, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения.

Научить младшего школьника проводить наблюдения в окружающем мире - процесс сложный, требующий тщательной подготовки как от учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и от учащихся (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность в выполнении задания).

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и слышал.

Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе.

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Библиография.

1. Андрианов П. Н. // «Развитие технического творчества младших школьников». - СПб.: ТОО «Золотой век», 1999. Стр. 23-24.

2. Амонашвили Ш. А. // Ежемесячный научно - методический и психолого - педагогический журнал «Начальная школа» №4 2005. - Министерство образования РФ, Московский психолого-социальный институт ООО «Баласс». Стр. 35.

3. Анисимова Е. Н. // «Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других» - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000. 376 с.: ил. («Педагогика, психология, медицина»).

4. Богданова Т. Г. // «Диагностика познавательной сферы ребёнка». - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - Стр. 20 -23.

5. Вахрушев А. А. // «Методические рекомендации по проведению уроков окружающего мира в 1 классе» - М.: «Зелёная планета», 2001. 148с. - Стр. 120-121.

6. Виноградова Нина Фёдоровна // «Окружающий мир в начальной школе» - 2 часть. - М.: «Премьера», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - Стр. 104 -110.

7. Виноградова Нина Фёдоровна // «Окружающий мир». Методические беседы в 1 -2 классе. - М.: «Премьера», ООО « Фирма «Издательство АСТ», 1998. - Стр. 48-51.

8. Виноградова Наталья Сергеевна // Научно - методический журнал «Начальное образование» №2 2006 г. (13) ЗАО Издательство «Русский журнал». Стр. 44.

9. Голованова Н. Л. // «Общая педагогика» - М.: «Учитель» - СПб, 2005. - С. 219

10. Горбунова Т. В., Гордиенко Н. С. // «Школьный философский словарь». - М.: Русский язык, 1996. -Стр. 207

11. Герасимова И. А. // Научно - методический журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2005 ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». Стр. 58.

12. Губский Е. Ф. // «Философский энциклопедический словарь». - М.: «Родное слово», 1996. - Стр. 35

13. Давыдов В. В. // «Психическое развитие младших школьников:

Экспериментальное психологическое исследование» - М.: 2 «Педагогика», 1999. - 160 с.: ил. - Стр. 52-53.

14. Даль В. И. // «Толковый словарь русского языка». - М.: «Родное слово», 1997. - Стр. 341

15. Дубровина И. В. // «Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - М.,: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с. Стр. 64 -70

16. Дубровина И. В. // «Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений» - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.

17. Евгеньева А. П. // «Словарь русского языка».- М.: «Родное слово», 1999. - Стр. 90.

18. Ефимова Н. С. // «Основы общей психологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА - М, 2007. - 288 с.: ил. - (Профессиональное образование).

19. Завязкин О. В. // «Играя, развиваем логику: сопоставляем и анализируем». - Москва: ЗАО «БАО - ПРЕСС», 2005. -16с.

20. Истратова О. Н. // «Справочник психолога начальной школы/ - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -442, (1) с.: ил. - (Справочник).

21. Кохановский Валерий Павлович // «Современная философия: словарь и хрестоматия». - М.: «Родное слово», 2000. - Стр. 24

22. Крутецкий В. А. // «Психология». - М.: Издательский центр «Академия», 1988. - Стр. 72 - 85.

23. Люблинская А. А. // «Учителю о психологии младшего школьника». Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 2000. Стр. 114-121

24. Макова Н. Н. // Методическая газета для учителей «Здоровье детей»; 2007, №4. издательский дом «Первое сентября».

25. Мещеряков Б. Г. // «Большой психологический словарь».- М.: «Родное слово», 1990. 700 стр. - Стр. 49

26. Мухина В. С. // «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - 5 - е издание, стереотип. - М.,: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с. Стр. 251 -269.

27. Научно - методический журнал «Начальное образование» под редакцией Н. Виноградовой; №2 за 2004 год. Стр. 16-18

28. Научно - методический журнал «Дошкольное воспитание» под редакцией В. М. Кузина; №4 за 2006 год. Стр. 30 -31

29. Научно - методический журнал «Начальная школа» под редакцией В.Г. Горецкого. - М.: «Альфа», 2006. 340 стр. Стр. 54-58.

30. Непомнящая Н. И. // «Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. - М.: «Педагогика», 1997.- 160 с.

31. Обухова Л. Ф. // «Возрастная психология. Учебное пособие». - М.: «Педагогическое общество России», 2000 - 448 с.

32. Олесюк Любовь Никитична // «Учите детей любить прекрасное». - М.: «Просвещение», 1996.- Стр.34-36

33. Петросова Р. А. // «Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе». - М.: «Просвещение», Москва, 1998. Стр.77- 82

34. Петухов П. А. «Заочная экскурсия по родному городу» - М.: «Начальная школа плюс». - 2005. №8 - с. 25

35. Подласый И. П. // Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. Заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.: ил.- ISBN

36. Реан А. А. // Научно - методическое пособие «От рождения до смерти».- М.: «Альфа», 2003. - 882 с.: Стр. 345- 357

37. Ривес - Коробков Ю. Е. // Научно - теоретический, методический и организационно- педагогический журнал «Школа и производство». Изд. дом «Школа - ПРЕСС 1» №7 2003. Стр. 12.

38. Рогов Е. И. // «Настольная книга практического психолога». Изд. дом «ШКОЛА - ПРЕСС 1», 2004. Стр. 65-66

39. Силаев А. В. // «Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах». - М: «Россия», 2003. - с. 255

40. Сластёнин В. А. // «Педагогика»: Учеб. для студентов пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с. Стр. 167-170

41. Смирнов С. А. // «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -512 с. Стр. 398- 399

42. Смирнов В. Ф. // Журнал для родителей «Семья и школа» 10*87. - М.: Издательство «Педагогика», «Семья и школа». 2003.

43. Соловейчик М. А. // Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа» №10 (16-31) май 2007. Издательский дом «Первое сентября» . Стр. 39.

44. Тюмасёва З. И. // «Экологическое строительство детской души». - М.: Издательский центр «Просвещение», 1997. - Стр.87-88

45. Фролов И. Т. // «Философский словарь». - М.: Издательский центр «Родное слово», 1995. - Стр. 43

46. Чередов Иван Михеевич // «Формы учебной работы в средней школе». - М.: Издательский центр «Альфа», 1997. - Стр. 95-98

47. Черемошкина Л. В. // «Развитие внимания детей». - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - Стр. 100-105

48. Чернавин Н. С. // «Словарь- справочник по обществоведению». - М.: Издательский центр «Родное слово», 1996. - Стр. 14.

49. Шапкина Л. В. // Методическое пособие «В помощь учителю» «МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК». - М.: АРТ - ПРЕСС», СПб, 2006. - Стр. 10.

50. Янова М. П. // «Как научить ребёнка жить в гармонии с природой». - М.: «Глобус». 2-е. изд., 2001, с. 213-214

Приложения:

Нина Фёдоровна Виноградова выделяет несколько правил проведения различных экскурсий. Используя и придерживаясь их, учителю будет несложно организовать экскурсию, хорошо к ней подготовиться и заинтересовать детей. Рассмотрим их:

Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздаёт задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определённой дисциплины.[49]

Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочётов, которые в значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим педагогам следует помнить о некоторых правилах:

Основное требование - это организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочие.

Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после оформления результатов.

Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от экскурсантов больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.

Но вследствие необходимости в краткий срок охватить большее количество материала на экскурсиях обычно преобладает иллюстративный метод. Однако там, где можно, исследовательские методы работы вводить необходимо. К этому должен стремиться учитель, совершенствуя методику организации экскурсий по мере накопления опыта и знаний у детей.[50]

Длинных словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Если же необходимы более продолжительные словесные пояснения, то лучше их делать не во время самой экскурсии, а до или после неё, во время обработки результатов.[48]

Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8 - 10 объектов. Задача экскурсии - вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе. Эта цель отнюдь не достигается нагружением памяти терминологией. Давать названия необходимо, но в небольшом количестве, чтобы они не «засоряли» память и не утомляли учащихся. При желании и необходимости можно предложить прочитать что-либо из научно - популярной и художественной литературы.[39]

Для учителя необходимо умение правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое - либо объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него. Поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на экскурсии.[13]

Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто. [30]

Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием из собранных растений, коллекциями насекомых, горных пород и пр.[31]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать