Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

Социологизация личности учащихся

Цель: рассмотрение системы формирования экономического мышления, как одного из путей социализации личности учащихся.

Задачи:

1. Определить понятие социализации и доказать, что формирование экономического мышления действительно является средством социализации личности учащихся;

2. Обобщить и описать свой опыт формирования экономического мышления.

В современном обществе школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например: семья, неформальные детские организации и объединения и т.д.). Школа как бы выступает в роли механизма, осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образования является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название "мегатенденции". К их числу относятся массовый характер образования и его непрерывность как новое качество; значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их. Эти образовательные ориентиры к началу 90-х годов получили международное признание в качестве рабочих ориентиров во многих программах ЮНЕСКО.

По данным специалистов Министерства образования РФ в настоящее время почти половина российских школьников в том или ином виде изучают экономику. Накоплен достаточный опыт внедрения школьного экономического образования в разных регионах страны.

Однако, несмотря на довольно длительный период становления и накопленный опыт, можно выделить некоторые проблемы в преподавании этого важнейшего с точки зрения формирования мировоззрения и общей культуры учащихся, предмета.

Во-первых, экономика как школьная дисциплина во многом определяется тем, что ее преподавание либо пришло в среднюю школу из высшей, либо ориентируется на высшую школу. И в том, и в другом случае преподавание предполагает ориентацию на освоение учащимися целой системы экономических понятий и концепций. Очевидно, что возникает противоречие между высокими требованиями к уровню образования и ограниченными возможностями усвоения знаний учащимися.

Во-вторых, существует проблема перехода из школы в ВУЗ. Школа и высшее учебное заведение - это две последовательные образовательные системы. При переходе из одной системы в другую происходит изменение целей, принципов, содержание, методов и форм учебного процесса. Первокурсники часто испытывают тяжелейший стресс, осознав свою неготовность учиться в соответствии с предъявляемыми к ним новыми требованиями, при этом они затрачивают массу сил напрасно, прежде чем им удается овладеть необходимыми образовательными навыками.

В-третьих, существует общая проблема адаптации учащихся к сложным условиям рыночной экономики. Старшеклассник, готовящийся к самостоятельной жизни независимо от избираемой области профессиональной деятельности, должен уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, что позволит ему уверенно чувствовать себя в дальнейшем. Выпускнику просто жизненно необходимо морально, психологически и практически быть готовым к труду в условиях рыночной экономики, ему необходимо помочь осознать, что личный успех зависит от профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и творчества.

Возникает вопрос - как подготовить школьников наилучшим образом для того, чтобы переход из одной системы в другую был бы психологически безболезненным. Знания и способы получения знаний, освоенные школьниками должны помочь им максимально быстро адаптироваться в новой среде и явиться основой дальнейшего обучения и жизни.

Мне представляется, что одним из возможных способов решения названных противоречий и повышения эффективности экономического образования может стать формирование системы экономического мышления как средства социализации личности учащихся. Школа всегда была призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение исходя из реальных требований жизни и с учетом назревающей социально-экономической перспективы, т.е. отражать и опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства.

Новое поколение должно иметь конвертируемое образование, а важнейшим элементом последнего являются экономические знания и умение экономически мыслить. Сегодня мало кого надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Экономика стала одним из предметов, который отвечает задаче социализации.

Социализацию можно рассматривать как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей. Как известно, социализация личности - противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу (типизацию), а с другой - обособление (отчуждение) человека от общества (индивидуализацию). Эти тенденции по-разному проявляются на тех или иных стадиях социального развития и у различных индивидов. Но только сочетание обеих тенденций приводит к формированию активной жизненной позиции человека.[5]

Экономическую социализацию определяют как процесс превращения человека в полноправного члена экономического сообщества. Какой бы ни была глубина экономических знаний, каждый человек вынужден разрешать массу экономических ситуаций. Выводы, к которым он при этом приходит, отражаются на его решениях как потребителя или инвестора, работника или предпринимателя и, в конце концов, на политических решениях. Чем осознаннее и качественнее будут приниматься решения каждым гражданином, тем выше будет его благосостояние и благосостояние всего общества в целом.

На необходимость и важность экономической подготовки русские ученые-педагоги указывали еще в 19 веке. Так, К.Д. Ушинский, обращая внимание на связь педагогики с политэкономией, географией и др. науками, выдвинул задачу подготовки подрастающего поколения к экономической жизни общества.

В практической деятельности и педагогических трудах А.С. Макаренко большое место отводится воспитанию сознательного хозяина. Для этого "воспитанники должны знать экономическую целесообразность и сущность производственного процесса, способы эффективного труда, а также включаться в хозрасчетные отношения, ибо хозрасчет - замечательный педагог, позволяющий реально ощутить плоды своей работы, хозяйственные заботы, ответственность за порученное дело".

Экономическое образование важно для учащегося не только с информативной точки зрения. Оно дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные нормы. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, ученик узнаёт, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.

Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие школьников. Знакомясь с рыночной экономикой, ученик узнает, что одним из элементов рынка является деловая этика, подрыв которой наносит ущерб эффективности экономики в целом. В рыночной системе соблюдение честного слова может дать кредитов не меньше, чем материальные гарантии. Понятие экономической эффективности рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому. К этой же категории устранявшихся экономических понятий относится и знаменитый оптимум В. Парето: оптимально то решение, которое не ведет к ущербу для любой из сторон.

Основы экономических знаний позволяют усвоить, что рыночная экономика политически основана прежде всего на безусловной защите прав человека вообще, а не только имущественных. В то же время выясняется, что частная собственность является одним из наиболее эффективных гарантов прав человека. Защита интересов не абстрактного (как в плановой экономике), а конкретного человека -- потребителя -- является объективным законом рыночной экономики и корректирующей ее экономической деятельности государства.

Тем самым экономические знания способствуют активному восприятию школьников таких общечеловеческих ценностей, как демократия, правовое государство, гражданское общество, права человека, конкуренция, рынок и др.

Эти знания, помимо чисто экономической составляющей, невозможно оторвать от информации о политической системе, правовой основе и социальной структуре общества, его деловой культуре и культурно-мировоззренческих вопросов.

В настоящее время в российских школах реализуется четыре концепции преподавания экономики:

- традиционная, ориентированная на "нормативное преподавание", описание идеальных моделей экономики;

- академическая, в соответствии с которой школьное экономическое образование рассматривается как упрощённое высшее;

- бизнес - ориентированная, в рамках которой сведения об экономике подаются в виде системы практических советов и которая направлена на выработку навыков поведения в хозяйственной жизни;

- культурно-функциональная, нацеленная на формирование общих представлений о мире экономики, соответствующих ценностей, а на их базе - навыков поведения в экономике.

Решая задачи социализации, наиболее приемлемым является культурно-функциональный подход. Он помогает выработать у школьников не только адекватные представления о сути экономических явлений, но и сформировать навыки адекватного поведения в реальной экономической жизни. Именно в рамках данного подхода формируется экономическое мышление, представляющее сплав познаний устройства экономической действительности, осознания своего места в ней, а также усвоение норм экономического поведения, экономической культуры, а тем самым, создаются предпосылки для социализации выпускника.

Задача экономического образования в этом случае - дать не только качественное образование, но и предусмотреть:

- в сфере обучения - освоение учащимися основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования и развития, умений экономической деятельности, т. е. деятельности в ситуации выбора;

- в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального экономического потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

- в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремления к цивилизованному предпринимательству, что должно стать средством социальной защиты, облегчить решение проблемы занятости молодых людей, их адаптации к рынку.

Таким образом, можно выделить две составляющие экономического образования: в целом экономические знания и тренировку навыков экономического поведения.

С детства человек ежедневно должен решать проблему выбора: с какого урока начать домашнее задание, какую книгу читать, с кем дружить, как постоять за свое человеческое достоинство и т. д. Не решая самостоятельно проблему выбора, ребенок приучается получать готовые решения и привыкает к статусу "иждивенца". Экономическое поведение -- это действия в постоянном выборе из ограниченных ресурсов, который делает человек ради себя, своей семьи, своего сообщества.

Можно схематично представить основу экономического поведения человека.

Основу любой экономической деятельности человека составляют потребности. Именно они заставляют человека постоянно совершенствовать способы производства, искать новые пути создания новых благ. Не было бы потребностей, не было бы и экономики. В экономическом мире человеческие потребности безграничны, т. к. они постоянно возрастают, изменяются, и не возможно точно их измерить в каждый данный момент времени. С другой стороны - чтобы эти потребности удовлетворить, необходимы ресурсы, которые в каждый данный момент времени ограниченны, т. е. их всегда меньше, чем необходимо для производства благ и удовлетворения потребностей. Из-за этого несоответствия в экономике и существует проблема выбора. Поведение человека в этой ситуации, когда он пытается найти единственное решение проблемы из нескольких возможных, основано на экономическом мышлении. Как он себя ведет? Он выбирает, причем его выбор имеет определенную цель. С желанием эту цель достичь, он пытается предусмотреть различные альтернативы своих действий, выработать критерии оценки этих альтернатив и сделать осознанный выбор, оценив эти альтернативы. Кроме того, экономически мыслящий человек постарается определить цену своего выбора. Не слишком ли высоки те потери, которые он имеет, сделав свой выбор? Цена выбора - это то, чего человек лишился, сделав свой выбор, то, что по желанности занимало для него второе место после сделанного выбора. Осуществление выбора - это реализация рационального, экономического поведения человека.

Рациональный человек, кроме того, стремиться максимизировать результат при данных затратах, причем это поведение не всегда является правильным с точки зрения морали. Вот почему в экономическом образовании особую роль надо отводить нравственному воспитанию. Необходимо, чтобы рациональные действия одного субъекта не приводили к ущербу для другого.

Таким образом, процесс экономического образования не сводится только к экономическим знаниям. Суть экономического обучения и воспитания заключается в приобретении навыков экономического мышления, в выработке самодисциплины, в осознании необходимости самоорганизации. Суть в том, чтобы развить способности самовыражения личности, пробудить стремление к рационализму в работе, к изобретательности, к выбору оптимального варианта в решении социально-экономических задач, к получению при этом наибольшего эффекта при наименьших затратах.

Экономическое мышление - это, прежде всего, умение принимать рациональные решения, т. е. действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него. Экономическое мышление предполагает умение определять цель своих действий, оценивать выявленные альтернативы, выбирать и оценивать результат своего выбора.

Таким образом, действительно, развивая экономическое мышление учащихся, школа способствует их социализации. Формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом. Как сказал Бернард Шоу, "экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом".

Процессы социализации в России затруднены, т.к. протекают в ситуации нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей. В итоге современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном "перекрестке" выбора, но и в ситуации, когда установленные на нем общественные "светофоры" дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе. Ситуация осложняется еще и тем, что в России идет реформирование системы образования, изменяются программы обучения, формируются новые требования госстандартов, расширяется практика организации образования. Невероятно долгий период выхода из глубочайшего экономического кризиса в России связан с тем, что экономика парализована в главном звене - человеке, потому что качество человеческого ресурса не адекватно масштабам преобразований. Новой экономике нужны люди принципиально новой формации, инициативные и творчески мыслящие. Прежнее образование, несмотря на все былые заслуги, безнадежно устарело. Темпы инноваций и темпы изменения человека должны быть прямо пропорциональны. Сегодня в экономике ощутим дефицит предприимчивости, способности к риску, психологической активности. Сама обстановка требует нового экономического мышления, но ждать когда оно самообразуется, нельзя, надо его активно формировать. Экономическое образование должно быть непрерывным. Мировая практика обучения уже дала систему экономического образования с первого по одиннадцатый класс. Более раннее изучение экономики позволяет избежать ряда ошибок и, благодаря концентрическому построению программ, высвободить в старших классах время для разъяснения более сложных концепций, решения задач, ситуаций и разбор сложных деловых игр.

Уже в начальных классах школьников можно ознакомить с фундаментальными экономическими понятиями, такими как, например, "ресурсы" и "потребности". Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме.

Особенности формирования экономического мышления учащихся средних классов связано с расширением границ изучаемых понятий, с выявлением их свойств, функций, факторов, экономических суждений. В этом возрасте учащиеся относятся к экономическим курсам как к органичной части их современного общего образования.

Социально - психологические особенности старшеклассников дают возможность интеллектуального обучения с освоением обобщённого теоретического и практического знания, необходимого для конструктивного решения хозяйственных задач и принятия экономических решений. В это время оформляется экономическое мировоззрение, познавательный интерес к принципам функционирования и развития экономических систем, универсальным законам природы и общества, обобщению разрозненных знаний фактов, информации. Продолжают формироваться практические навыки и умения. В то же время старшеклассники относятся к экономическим курсам зачастую прагматично, рассматривая их как возможность получить преимущество при поступлении в экономические вузы или сразу включиться в самостоятельную деятельность. Поэтому их больше интересуют прикладные вопросы курса.

В современных условиях изучение экономики в старших классах на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы знаний об экономической деятельности человека, фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

- овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать