Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву
p align="left">Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение, изобразительность и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Кроме того, декоративная работа развивает композиционное мышление, способствует овладению материалом, активному использованию цвета, фактурных средств.

Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием художественных видов работ и техник: роспись гуашью, различные виды аппликации и печати, мозаика из цветной бумаги, из осколков стекла, фарфора, керамики, камешков: конструирование из бумаги, тканей, природного и подсобного материала, декоративная лепка из глины или пластилина с последующей росписью. Занятия декоративно-прикладной деятельностью требуют большого иллюстрированного материала для показа.

Обратимся к отдельным художественным техникам росписи по дереву и какие задачи они решают.

1. Декоративное рисование--работа в цвете на плоскости по воображению или на основе творческой переработки впечатлений от действительности.

Задача этого вида деятельности -- развитие фантазии, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции, умения оценивать роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, по величине, по форме.

Занятия декоративным рисованием отличаются большой свободой, раскованностью, импровизацией, изобретательностью. Выполняются они без предварительного рисования карандашом, сразу кистью.

Эти задания хороши тем, что при выполнении их почти все дети добиваются интересных результатов и получают удовлетворение от процесса рисования и от работы красками. Даже если ребенок обладает минимальными навыками изображения, то декоративные задания позволяют ему утвердиться в изобразительной деятельности. Эстетическое наслаждение процессом и продуктом творчества вселяет надежду на успех, способствует развитию интереса к занятиям изобразительным искусством.

Примерные задания по декоративному рисованию: орнаменты для закладки в книгу, для одежды, обоев; эскизы тарелок, сахарниц, дощечек; декоративные, панно, вазы и т. д.

Необходимо требовать от детей заполнять краской весь лист, не оставляя пустых не закрашенных мест. Следует приучать детей к крупному изображению, к использованию всей поверхности листа, и наоборот -- отучать их от мелких рисунков в одном углу листа, когда вся остальная поверхность остается неиспользованной.

Желательно. Предлагать детям не только белую, но и цветную бумагу. Особое внимание следует уделить разнообразию форматов бумаги. Большой формат расковывает, дает большую свободу, смелость в работе кистью и красками. Малый формат позволяет увидеть всю работу в целом, скорее осуществить замысел, способствует развитию аккуратности и усовершенствованию мелких движений кисти руки. Не следует приучать к одному и тому же формату еще. И с той целью, чтобы не притуплять, а развивать композиционное отношение к листу, чтобы не вырабатывать стереотипов. Поэтому надо иметь на выбор разные форматы бумаги (большой, малый, квадратный, прямоугольный, круглый) и приучать детей самим выбирать формат в зависимости от их желания и замысла. Постепенно это научит детей осмысленно подходить к выбору формата и компоновке изображения.

Некоторые технические сведения о работе гуашью. Гуашь - наиболее доступный и любимый детьми младшего школьного возраста красочный материал. Гуашь легко ложится па бумагу, дает яркие, сочные цвета, что очень нравится младшим школьникам. Работать гуашью можно по белой и цветной бумаге или картоне беличьими кистями. Большое преимущество гуаши состоит в том, что ею можно работать, нанося один слой на другой, даже более светлый на более темный. Густота красочного слоя должна быть, как сметана. С самого начала надо приучать детей смешивать один цвет с другим для получения разных оттенков. Это удобно делать на белом блюде, кафельной плитке, отдельной белой бумажке (палитре) или в крышках от гуашевых баночек.

Работать гуашью следует смело, активно, крупными мазками, пятном, не бояться перекрывать один цвет другим.

Важно воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение ко всему, с чем они играют и трудятся. Это в полной мере относится и к художественным принадлежностям. Надо рассказать детям о правилах работы гуашью и напоминать им о них до тех пор, пока это не войдет в постоянную привычку. Речь идет о следующих правилах:

-- не нажимать с большой силой на кисть;

-- не тереть ею бумагу, поверхность которой от этого разрушается;

-- следить, чтобы на кисти всегда была краска, не работать сухой кистью;

- для получения сложного, составного цвета 2-4

краски нужно смешать на палитре, при этом важно промывать кисть после каждой краски, чтобы не испачкать другую;

-- нельзя грязной кистью макать в банку с краской, особенно после темной краски в светлую; особенно бережного обращения требуют белила;

-- промывать кисть в банке с кодой надо вращательными движениями, не ударяя кистью о дно банки;

нельзя оставлять кисть в банке с водой; от этого конец кисти может деформироваться, и кистью неудобно будет работать;

-- воду в банке нужно регулярно менять по мере загрязнения;

-- для промачивания лишней воды на кисти нужно пользоваться тряпочкой.

Следует учить детей вести работу гуашью сразу кистью без предварительного рисунка карандашом. Однако отдельные задания со сложным сюжетом можно предварительно легко разметить карандашом, а потом приступать к работе.

2. Декоративная роспись--украшение поверхности плоских или объемных предметов узорами или сюжетными рисунками; выполняется гуашью или другими красками с помощью различных приемов кистевой росписи (заливкой по контуру, мазком, примакиванием и т. п.).

В декоративной росписи допустима творческая переработка элементов народного искусства. При этом обязателен показ образцов декоративного народного творчества: Городец, Мезенская, Полохов-Майдан, прялки, шкатулки, изразцы, разделочные доски, росписные тарелки, панно, вазы, лошадки и т. д.

И основе росписи лежит орнамент из геометрических и растительных форм (цветы, ягоды, листья), упрощенных фигурок человека, животных и птиц. Следует объяснить детям специфику декоративной росписи, которая заключается в том, что элементы природной формы (растительные и животные мотивы, фигура человека, предметы быта) необходимо художественно переработать в декоративно-орнаментальные: упростить природную форму, усилить цветовое звучание, ритмически чередовать элементы, использовать цветовые контрасты или нюансы, цветные контуры.

Можно сделать по-другому: на плотной бумаге вычертить контуры предмета и вырезать по контуру. Это могут сделать сами дети. Для заготовки используется плотная белая, черная или цветная бумага или картон. Поскольку детям сложно па первых порах ровно нарисовать и вырезать симметричную форму, то воспитатель может им помочь в этом и сам заготовить формы для росписи заранее, до занятий. Роспись рекомендуется выполнять сразу гуашью, без предварительного рисунка карандашом. Для шкатулок можно использовать картонные упаковочные коробки прямоугольной (из-под конфет, сахара) и цилиндрической (от зубного порошка) формы.

Волков И. П. В67 Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -- М.: Просвещение, 1982. -- 144 с.

В процессе педагогического руководства детским декоративным творчеством на занятиях органично вписывается группа методических приёмов, которые находят применение и в работе с детьми кружка росписи по дереву: вопросно-ответная беседа о произведениях народного искусства; устное рисование, воссоздающее сюжет, который предстоит решать декоративными средствами; приёмы кистевой росписи. Использование элементов в декоративную композицию, и как средства познания форм действительности для декоративного обобщения.

Занятия кружка целесообразно проводить два раза в неделю, выделяя на каждое занятие по два часа.

Графические средства изображения информации широко используются во всех сферах жизни. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной лёгкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обуславливают их расширенное использование

На занятиях декоративным рисованием с первоклассниками педагог должен принимать во внимание успехи достигнутые первоклассниками в детских садах. На занятия декоративным рисованием необходимо активно привлекать произведения народного искусства, изучать приёмы кистевой росписи.

Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве.

Программное содержание. Узнавать предметы, характерные для каждого промысла: Полохов-Майдан, Мезенская, Городецкие декоративные доски; характер орнамента, цветовую гамму, построение узора.

Методика проведения занятия. Воспитатель сообщает детям: «Открывается выставка красивых предметов, которые сделали народные мастера». Показываются заранее подготовленные изделия разных промыслов. Дети должны сказать, что им больше всего понравилось и почему.

В ходе беседы воспитатель подчеркивает характерные особенности мезенской росписи характерные цвета красный и чёрным оживка, Полохов-Майдан (на Желтоватом фоне -- красочные крупные цветы), деревянных городецких досок цветные круги с применением тёмной и белой оживки геометрический орнамент - круги, сетка, полоски; геометрические полосы; орнамент в квадрате (Мезенская). Дети самостоятельно определяют предметы разных промыслов. В конце занятия воспитатель передает изделия детям и предлагает украсить ими групповую комнату.

У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Нередко вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Уже в детском саду необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда все приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определенное место, оставляя в порядке свой стол.

Декоративное рисование. Обучая детей составлять узоры. воспитатель обращает их внимание на освоение способов расположения узора в квадрате, кругу, розетке, на симметричное размещение элементов в узоре на силуэтах, изображающих различные предметы быта (посуда, одежда, вещи).

Составление узоров. На занятиях в подготовительной к школе группе воспитатель учит детей осваивать некоторые элементы узора, характерные для народных орнаментов и современного декоративного искусства. Дети составляют более сложные узоры на предметах разной формы на основе образцов декоративного искусства, как народного, так и современного (роспись по дереву, керамика, ткань, вышивка, кружево и пр.).

Освоение приемов украшения предметов быта дает возможность знакомить детей с различными вариантами узоров, которые характерны для того или иного изделия. Они быстро познают, для чего создается украшение (узор для платья маме, кукле, сестре на день рождения или узор для красивой шапочки, тюбетейки, платочка).

Воспитатель учит детей приемам сочетания в декоративной композиции разных материалов. Так, дети могут создавать рисунки на ткани (по типу декоративной росписи). Например, для участников хоровода нужно украсить фартучки декоративным узором. Воспитатель показывает, как можно быстро на слегка накрахмаленном материале нарисовать элементы узора или напечатать, используя готовую форму (клише из пенопласта, полистирола).

Детям показывают не только таблицы, образцы, рисунки с изображением произведений прикладного искусства, но и сами предметы искусства. Воспитатель стремится познакомить детей с различными промыслами, чтобы обратить их внимание на разнообразие материала: глина, береста, дерево, ткань, стекло, камень, металлы, папье-маше, кость и т. д. Это позволит развить у них вкус, научит сознательно отдавать предпочтение тому или иному материалу.

Каждый новый вид декоративного искусства предлагается в сравнении с уже известным; обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, опираясь на известный им материал.

В течении обучения проводятся контрольные срезы, устанавливающие уровень усвоения детьми декоративно-прикладного творчества. Цель кружкового объединения: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в росписи по дереву.

Рассмотрим развитие графических методов на примерах росписи Городца, Полхов-Майдана, Мезенской росписи по дереву.

Красочный, мажорный мир народного искусства близок и понятен ребёнку. Для преподавателя ведущий занятия декоративного рисунка с младшими школьниками, эмоциональный настрой детей очень важен.

Емкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогает учителю сделать процесс развитие графических навыков у детей увлекательным и интересным с первых же занятий декоративным рисованием.

Городец -- центр народного художественного промысла. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону.

Упругие ветки и букеты, составленные из ярких декоративных цветов, придают этим вещам неповторимый облик. Мастер наносит легкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру.

Вся композиция узора строится кистью. Приемы декоративной разделки цветов -- розанов и купавок -- отрабатывались в течение многих десятилетий.

Интересно разобрать приемы, с помощью которых народный мастер быстро и уверенно наносит цветочный узор. Розан и купавка отражают самые главные признаки, присущие многим цветковым растениям, -- венчик из лепестков, ярко выраженный центр цветка и т. д. Несколькими уверенными круговыми движениями кисти мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Яркие и плотные по цвету, эти разноцветные круги быстро наносятся на поверхность украшаемого предмета таким образом, что сразу становится ясным замысел цветочной росписи. Круги для розана делаются побольше, для купавки-- поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называют подмалевком или замалевком. Уже на этой стадии видны характерные для городецкой росписи цвета, обычно составленные из двух красок. Одна из них-- красная, оранжевая или синяя, другая-- белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок. Следующий этап -- определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка. У купавки он смещается влево или вправо; обычно он заполняется чистой краской, без белил. Особую прелесть цветам придают лепестки, выполненные полукруглыми дужками. Чтобы получить дужку красивой формы, ее начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на нее, затем сильным нажимом (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Мастер держит кисть перпендикулярно расписываемой поверхности. Цвет дужек совпадает с цветом центра каждого вида цветочного узора. После прописывания дужек-лепестков цветы преобразились: поверх первоначального силуэта цветного круга обозначился ажурный венчик розана и купавки.

Завершающий этап росписи -- оживка, или линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще всего белилами. Белые штрихи и точки как будто освещают цветы, придают особую выразительность ритму лепестков, заставляют празднично сиять весь рисунок.

С помощью элементарных средств декоративного решения: силуэта, линии и ритма -- достигается эстетическая значимость изделия, выполненного из простого материала.

В методических рекомендациях я привела примерный цикл уроков с использованием Городецкого цветочного узора. Задания постепенно усложняются. Сначала дается упражнение на выполнение отдельных элементов цветочного мотива, затем предлагается выполнить простейший узор в полосе, предназначенный для спинки стула, и, наконец, сделать эскиз узора в форме прямоугольника для крышки стола или скатерти. Усложняется ритм элементов, увеличивается их количество. Вводится новый изобразительный элемент в декоративный рисунок-- листочек. Нужно показать детям, как движением кисти можно добиться овальной формы листка, как определить место оживки черным штрихом. Следует обратить внимание на цвет листьев -- зеленая краска не просто переносится с палитры на листья в узоре. В городецкой росписи листья намного темнее и теплее по цвету, чем розаны и купавки. Для этого следует смешивать зеленую краску с охрой и добавлять еще чуть коричневой.

Роспись, которая родилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой - так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходиться без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, и уже не расписывают донца прялок, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их работах. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это --декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы поставков, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

Задания строятся так, чтобы даже на первой стадии знакомства учащихся с приемами народной росписи не было прямого подражания.

Полхов-Майданская роспись -- центр народного художественного промысла. При изучении полхов-майданской росписи открывается своеобразный мир народного искусства. Деревянные точеные грибы, матрешки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные.

Самобытная система художественного письма сложилась в Полховском Майдане сравнительно недавно, с начала 30-х годов, когда красильщицы -- так здесь называют мастериц, которые расписывают токарную форму изделий, -- стали пользоваться анилиновыми красками. Краски выбирают яркие -- алую, желтую, синюю, фиолетовую, применяют и черную тушь. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Смешивая желтую с синей, получают насыщенный зеленый цвет, алая с желтой дают красный.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать