Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании
p align="left">Ход занятия

Рассматриваются обитатели аквариума, грунт, водоросли. Педагог загадывает загадку: плещет в речке чистой спинкой серебристой (рыбка).

Читает стихотворение И.Токмаковой “Где спит рыбка”:

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин - к дырочке полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет твоих следов нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Воспитатель напоминает, что находится в аквариуме (грунт, камушки, водоросли), куда может спрятаться рыбка, где может спать. Рассматриваются иллюстрации разных рыбок, отмечается, что плавают они, двигая плавниками, хвостом, телом.

Предлагается выбрать технику, используя педагогические эскизы. Дети называют понравившиеся и непонравившиеся рисунки. Педагог отдельно каждому объясняет техники, показывает способы рисования водорослей.

Просмотр рисунков обыгрывается как кормление рыбок. При этом дети могут пририсовать червяков, мух, мотылей. Выбираются самые большие, самые яркие, самые маленькие, самые подвижные, смешные и задиристые рыбки.

4. «Весенние цветы для моей мамы»

Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель + печать по трафарету.

Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

Оборудование: белая и бледно-зеленая бумага формата А3 иА4, иллюстрации, восковые мелки, акварель, зеленая гуашь, гуашь в мисочках для печати, эскизы с изображением цветов, карточки из картона различного цвета для игры.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение, написанное одиннадцатилетней Олей Архангельской:

На чистую поляну,

Согретую весной,

Упал кусочек неба -

Расцвел цветок лесной!

Рассматриваются иллюстрации и эскизы подснежников и других весенних цветов (тюльпанов, мать-и-мачехи, нарциссов и т.п.), дети высказывают свои впечатления. Выполняется игровое упражнение «Цветы расцветают»: выстраиваются карточки с нарисованными цветами (бутон, полураспустившийся, распустившийся) в порядке роста и развития. В игровом упражнении «Подбери цвет» подбираются цветные карточки (белая, желтая, сиреневая, синяя, фиолетовая, голубая, красная и др.) к иллюстрациям весенних цветов.

Предлагается нарисовать «семью» цветов или букет для мамы, подобрав их цвет, технику изображения и композицию самостоятельно. Несколько детей показывают приемы работы в указанных техниках, изображая разные цветы.

Просмотр детских рисунков сопровождается описанием характера цветов: грустные, опустили головки; веселые, много-много цветов в семье, букет подобран по цвету, форме и т.д. С детьми обсуждаются рисунки, и определяется, какие можно назвать пейзажами, а какие натюрмортами (букеты).

5. «Мои игрушки»

Нетрадиционные техники: оттиск печатками, оттиск пробкой, рисование пальчиками.

Программное содержание: формировать эстетическое отношение к игрушкам средствами их изображения в рисунках; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции, ритма.

Оборудование: листы бумаги формата А3, гуашь, гуашь в мисочках для печати, печатки разной формы, пробка, игрушки простой формы, например, неваляшка, мышка, мячики, два игрушечных медвежонка, кисти, педагогические эскизы.

Ход занятия

Разыгрывается сценка, в которой два медвежонка пытаются играть одной неваляшкой и мячиком, а у них ничего не получается: каждому для игры нужно и то, и другое. Медвежата расстраиваются. Воспитатель просит детей помочь: дать мишкам поиграть своими игрушками. Они рассказывают, какие игрушки у них имеются, оказывается, что есть неваляшка, мячики, мышка и др. Тут медвежата говорят, что они догадались, как нужно сделать: нарисовать для них эти игрушки. Педагог обращает внимание детей на игрушки, расставленные в композиции, они рассматриваются в сочетании с мячиками: как украшены, какой формы, величины. Акцентируется внимание на композиции рисунка: неваляшка и рядом мячики, мячики вокруг неваляшки и т.д.

Педагог показывает, как нарисовать неваляшку, мышку и вокруг много разных мячиков: больших и маленьких.

Просмотр детских рисунков в игровой форме: медвежата выбирают себе и своим друзьям игрушки: самую веселую неваляшку, самые украшенные мячики, самую необычную композицию и т.д. [25]

2.4 Выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник

Целью контрольного эксперимента было выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник.

Контрольный эксперимент был проведен в виде занятия по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник.

В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя.

Тема: «Мое любимое дерево в разные времена года»

Нетрадиционные техники: оттиск печатками, оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками, монотипия, набрызг, кляксография с трубочкой.

Программное содержание: совершенствоватьумения детей в арзличных техниках; закрепить знания о сезонных изменениях в живой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно; развивать чувчтво композиции.

Оборудование: эскизы и эллюстрации с изображением деревьев в разные времена года, бумага, тонированная бледно-голубым цветом, гуашь, жесткие и мягкие кисти, кусочек картона для набрызга, трубочка для кляксографии, печатки, гуашевые краски, бумага.

Ход занятия

Загадывается загадка: “весной веселит, летом холодит, зимой согревает” (дерево).

Дети расматривают иллюстрации с изображением деревьев зимой, летом, весной и осенью и определяют, чем отличаются эти картинки. Предлагается оформить календарь природы для группы, на нем нарисовать дерево.Обсуждается, насколько точно деревья будут отображать изменения в живой природе. Определяется, сколько рисунков нужно для календаря. Обращается внимание на то, что изображение неживой природы (небо, земля и т.д.) должно соответствовать сезону, в котором изображается дерево. Для выбора техники дети рассматривают эскизы, выполненные в различных изобразительных техниках, подбирают их по сезонам, затем выбирают, что им нравится, а что не нравится.

Изображение деревьев в выбранной технике, дополнение такими подходящими деталями, как трава, люди, листопад, снег сопровождаются придумыванием образного названия своей работе, например: “белая береза зимой”, “зеленый дуб летом”, “ цветная осина осенью”. Рисунки вставляются в рамки, развешиваются на стендв виде галереи. Все это выполняется с участием детей. По ходу обсуждается, какая техника помогла изобразить время года, а в каком случае лучше было выбрать другой материал. Рисунки группируются по сезонам, юным художникам предлагается выбрать по 3 работы на сезон и сделать календарь для группы.

Итог подведен в виде таблицы:

Имя ребенка

Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества

Отношения, интересы

Способы творческих действий

Качество результатов творчества

искренность, , увлеченность, эмоциональность

Интерес к изобраз. деятельности

Способность «вхождения» в изображаемый образ

Создание нового из ранее усвоенного

Дополнения, изменения, преобразования

Самостоятельное нахождение новых способов

Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств

Индивидуальный «почерк»

Соответствие элементарным худож. требованиям

1. Алиса А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2. Арсений Б.

+

+

-

+

+

-

+

-

+

3. Вова Б.

+

-

-

-

+

+

+

-

+

4. Дима В.

+

+

+

+

-

+

+

-

+

5. Олег Г.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

6. Оля Д.

+

+

+

+

-

+

-

-

+

7. Алина К.

-

+

-

-

-

+

+

-

+

8. Андрей К.

+

+

-

+

+

-

+

-

+

9. Максим К.

+

+

+

-

+

+

+

-

+

10. Кирилл К.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11. Антон К.

+

-

+

+

+

+

-

-

-

12. Иман М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13. Саид М.

+

+

+

+

-

-

+

-

+

14. Валик М.

+

-

-

+

-

-

-

-

+

15. Маша М.

+

+

+

+

+

-

+

-

+

16. Карина Н.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17. Алина П.

+

+

-

-

-

+

+

-

+

18. Ника П.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

19. Саша С.

+

+

-

-

-

+

+

+

+

20. Никита Т.

+

-

-

+

-

+

+

-

+

21. Саша Ш.

+

+

-

+

+

-

-

-

-

22. Настя Ш.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

23. Саша М.

+

+

-

+

+

-

+

+

+

24. Даша М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

25. Даша Б.

+

+

-

+

+

-

-

-

+

Наличие определенного критерия отмечено знаком «+», отсутствие - знаком «-».

Таким образом, проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой.

Выводы:

1. При целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.

2. Дети среднего дошкольного возраста в большинстве своем имеют трудности при передаче художественного образа в сюжетном рисовании, слабо владеют изобразительными приемами, техниками. Но есть и те дети, которые уже в среднем дошкольном возрасте имеют предпосылки к развитию высокого уровня изобразительного творчества.

3. Использование нетрадиционных техник на занятиях по сюжетному рисованию помогает ребенку более полно и точно передавать художественный образ.

4. В семьях исследуемых детей, а также в дошкольном учреждении созданы хорошие условия для развития детского изобразительного творчества.

5. Для развития детского изобразительного творчества имеет большое значение ряд условий, среди которых: создание условий для развития художественного творчества ребенка в семье и детском саду; заинтересованность в развитии детского изобразительного творчества и согласованная планируемая деятельность педагогов детского сада по формированию творческой личности ребенка; интерес самого ребенка к изобразительной деятельности и др.

6. Сюжетное рисование, так или иначе, оказывает большое влияние на развитие детского изобразительного творчества, а особенно ярко это может проявиться при использовании в сюжетном рисовании с детьми среднего дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования.

7. рекомендации для педагогов:

ь Обогащение опыта ребенка художественными впечатлениями посредством знакомства с произведениями искусства, литературы, посещения театра и т.п.

ь Планирование занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

ь Индивидуальная работа с детьми, показавшими предпосылки к развитию творчества в различных видах художественной деятельности, в том числе и изобразительной.

ь Проведение работы с родителями по вопросам творческого развития детей

Заключение

На основе изложенных в нашем исследовании материалов можно выделить ряд основных положений:

ь Анализ теоретических основ развития детского изобразительного творчества показал, что феномен творчества как сложного культурно-исторического явления и вида деятельности человека исследуется с конца 19 века и по настоящее время. Это обусловлено тем, что изобразительное творчество позволяет общаться с ребенком на его «языке», так как рисунок раскрывает его внутренний мир, отношение к окружающей действительности к людям.

ь Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами, такими как: ритм, цвет, линия, форма. Они могут быть не только средствами образного отражения, но и способствовать формированию художественного творчества

ь Сюжетное рисование может оказывать большое влияние на развитие изобразительного творчества у детей, но только при условии знания детьми основных изобразительных способов передачи художественного образа. Важным здесь будет целенаправленная и хорошо спланированная изобразительная деятельность.

ь Большую роль играют в развитии детского изобразительного творчества семья, пример родителей и старших детей.

Нами подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования: развитию детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании будет способствовать использование нетрадиционных техник при соблюдении следующих условий:

ь грамотный подбор содержания работы с детьми, а также нетрадиционных техник рисования

ь наличие соответствующей материальной базы

ь заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей

ь взаимосвязь различных видов детской деятельности.

Мы считаем, что полученные в ходе нашего исследования результаты имеют значение и для практики работы дошкольного учреждения. На базе детского сада должна проводиться работа по развитию изобразительного творчества у детей. Возможно и не только изобразительного, но и других видов творчества. Мы не должны забывать, что от наших усилий, приложенных сегодня зависит жизнь всего общества завтра, ведь дети сегодня - это члены общества в будущем.

Литература

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.,1925

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ отв. Ред. В.М. Кедров, Ростов - на - Дону, 1983

3. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. Ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2002. - 147с

4. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006 - 46 с.

5. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей/ С.И. Виленчик // Пачатковае выхаванне. - № 3. - 2005. - с.41-43.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.

7. Гмошинская М.В. Работа младенцев красками - начало творческой деятельности / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2002. - с. 30-33.

8. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - 205с.

9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

10. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. - № 4. - 2004. - с. 21-29; № 5. - 2004. - с. 3-13.

11. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника./ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С.52-60.

12. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991

13. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. / А. Ильина // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2004. - с. 48-50.

14. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика, 1983. - 112с.

15. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с

16. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001., С. 18

17. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.

18. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2005. - с. 80-86.

19. Косминская В.Б. , Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. Ин.-тов. по специальности «дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1977, с.30-44

20. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1981

21. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Современное слово», 2005. - с. 565 - 572

22. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 1990. С.16 - 20.

23. Пралеска: программа дошкольного образования/Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - с. 178-179

24. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения/ Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсев, 2007.-с. 112-125

25. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.]

26. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М., 1982. - 134с.

27. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е.А. Флерина - М., 1956. - 208с.

28. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961, с 181

29. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под. ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Просвещение», 1974

30. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972

31. Шанченко Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду / Л. Шанченко // Пралеска. - № 1. - 2003. - с. 41-42

32. Я и мир вокруг меня: Сборник практических материалов в помощь воспитателю детского сада/ Л.Н. Варфоломеева, И.А. Голачева, Д.В. Гринь и др.; Под ред. Е.И.Красило. - Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001.- 92 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать