Развитие детей в процессе ознакомления с природой
p align="left">Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать по только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности времени года -- учит их отличать особенности его начала, середины и конца.

Отмечая явления, общие для нескольких сезонов, воспитатель обращает внимание ребят на то, что в разное время года они проявляются по-разному. Например, дождь бывает весной, летом, осенью. Но для каждого времени года характерен «свой» дождь; осенью -- затяжной, холодный, моросящий, а летом -- сильный, крупный, теплый, проливной.

Таким образом, программа по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе предусматривает усвоение детьми трех групп связей:

- причинно-следственных, свидетельствующих об изменении предмета или явления природы вследствие определенной причины;

- последовательных -- последовательном изменении предмета или явления на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течение нескольких сезонов;

- временных -- совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной [2, с.49-52].

Выполнение программы умственного воспитания детей 6 - 7 лет во многом зависит от правильной организации педагогического процесса. Поэтому, составляя свой план работы с детьми, воспитатель должен руководствоваться некоторыми принципами.

Важнейшим из них является опора на чувственное восприятие. Выше уже говорилось о роли чувственного восприятия как основы познания и деятельности, поэтому в правильно организованной системе занятий значительная часть времени отводится наблюдениям и экскурсиям, имеющим целью дать детям конкретные представления, обеспечить понимание ими объективно существующих связей.

Воспитатель должен составлять систему занятий, взаимодополняющих друг друга и направляющих детей на сознательное использование своего опыта при усвоении нового материала. Проводя повторные наблюдения за одними и теми же явлениями природы, экскурсии в одно и то же место в разное время года, воспитатель «подталкивает» детей к сравнению, к выделению общего и отличного в наблюдаемых предметах и явлениях, к классификации их на основе понимания их связей. Каждое повторное наблюдение должно нести в себе элемент новизны, и от наблюдения к наблюдению должно усложняться их содержание.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

В последние годы специалисты по дошкольному воспитанию предложили тематический принцип организации занятий. Он и обеспечивает взаимосвязь занятий и связь их с повседневной детской деятельностью: трудом в уголке природы, в цветнике и на огороде, некоторыми видами ручного труда (поделками из природного материала, сбором и оформлением гербариев, альбомов, календарей природы). Это создает возможность широкого самостоятельного использования детьми полученных знаний, развивает интерес к природе, воспитывает желание больше узнать о ней.

Вывод:

В 6--7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

В этом возрасте дети начинают подмечать сходство и различие предметов, и хотя часто наблюдается непоследовательное использование сравнения, оно, тем не менее, является показателем развивающегося логического мышления.

Дети 6 - 7 лет уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Они знают название сезона, могут выделить отдельные характеризующие его признаки.

Красота и многообразие природы в любое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

Глава 2. Влияние игр природоведческого характера на умственное развитие детей

2.1 Развитие интереса детей к природе через игру

Дошкольное детство - это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства [7, с.477].

Игра оказывает на меленького ребенка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в практику интересной игры. Особенно захватывающими становятся игры сверстников, когда дети распределяют роли и воспроизводят в них не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.

Существуют и так называемые дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях, развивают их память, внимание. Дидактические игры чаще всего - это совместные игры, которые требуют 2 3-х, а то и большего количества участников. Все совместные игры развивают в ребенке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.

Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр ребенка. Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.

Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в его играх.

Яркие впечатления, полученные ребенком от посещения зоопарка, могут трансформироваться в игру. Он начнет из кубиков (или другим способом) строить клетки, заселять их игрушечными животными. Взрослый может, как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает ее тем же методом - новыми игровыми действиями. На машине (можно и самолетом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (в общем, еще не задействованные в игре игрушки-животные). Взрослый, взяв на себя роль шофера, который доставил зверей, просит «директора» зоопарка принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных клетках), т.к. они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он и сам время от времени может подвозить новых животных и устраивать их в зоопарке [10, с.18-25].

Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподромом и т.д. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильных позиций в отношении к животным.

В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настолько-печатные игры, среди которых могут быть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени на досуге взрослые играют с ребенком в эти игры в соответствии с их правилами. Игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.

Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нередко представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый должен ввести ребенка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, назвать изображения предметов, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона.

Малышам 3-4-х лет можно предложить обвести пальцем предметы по контуру - это улучшит восприятие их формы. Затем хорошо было бы вместе рассмотреть кубики. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что на каждой стороне кубика представлены детали разных картинок. Далее взрослый учит малыша, как, глядя на картинку-образец, повернуть все кубики так, чтобы их верхняя сторона отображала детали этой картинки.

Затем обучает складывать картинки по образцу. Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольник тренирует свое восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это - важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.

В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации.

Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию».

Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки - они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, в очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают ребенку поиграть - это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу - цветы, насекомые, птицы, в доме - комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.

Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.

Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.

Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это - материал для поделок. Разнообразных человечков и фигурки животных можно сделать из шишек и желудей. При этом соединительным материалом станет пластилин. Отдельные детали можно изготовить из бумаги и картона. Ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребенком можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.), придумать свои - новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера [11, с.44-46].

2.2 Влияние дидактических игр на умственное развитие детей 6 - 7 лет

Умственное воспитание детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, по и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.

Деятельность должна ставить ребенка «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи» [9, с.4]. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.

Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы детских садов они используются и на занятиях (заполняют занятие целиком или его часть), и в повседневной жизни, причем часто возникают по инициативе детей.

Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения -- легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.

Планируя занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае происходит процесс «...разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы...» [1, с.71-73].

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

- опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

- следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

- поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

- постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

- конкретно и четко объяснять правила.

С детьми шести-семи лет интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий, прогулок. Например, осенью воспитатель может провести с детьми такие игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или кустарник по описанию», «Узнай на ощупь, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «кто быстрее?», «кто больше?» -- повышает интерес детей к этим играм.

Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они пропускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выделяя лишь самое яркое, привлекающее их внимание («Когда весна придет, деревья сразу расти начнут. Листочки вырастут и семена будут», «Посеем семена и цветы расцветут»). Дидактические игры с картинками, например, разные варианты дидактической игры «Что сначала, что потом?», помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения (земляника, одуванчик), а также последовательность времен года (осень -- зима -- весна -- лето).

Задание, данное воспитателем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил», -- требует от ребенка не только предметного действия, но и его объяснения. Задание получают одновременно двое детей, все остальные проверяют, насколько правильно и быстро они его выполняют.

В подготовительной к школе группе эти игры также проходят интересно, но педагог повышает требования к выполнению задания, оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения -- более полными. Дети семи лет уже не просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание решения и ответа, сокращается.

Предложив ребятам ту же игру «Что раньше, что потом?», воспитатель дает им по 4 картинки: 1) кустик земляники без цветов и плодов; 2) с цветами; 3) с зелеными ягодами и 4) со спелыми ягодами. Раскладывая картинки, дети замечают, что исследовательный ряд нельзя закончить. Вот пример их объяснения этого: «Здесь не хватает одной картинки, первая картинка должна быть и последней, ведь когда ягодка упадет или ее сорвут, опять остается веточка с листочками. Только листики уже сухие». Такое объяснение, совершенно логичное, указывает на довольно высокий уровень развития мыслительной деятельности детей.

Более полным и четким становится и объяснение детьми последовательности развития растения. Например, рассказывает Галя: «Сначала вырастает кустик земляники. Потом на кустике появляются цветочки. Это бывает весной. А из цветочков -- земляничка. Сначала она зеленая, а потом краснеет. Ягодку срывают. А осенью кустик завял».

Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например, игры «Устроим выставку картин на тему «Зима -- лето», «Когда это бывает».

Цель игры «Устроим выставку картин на тему «Зима -- лето» -- уточнение знаний детей об особенностях этих сезонов, развитие умения обобщать. Классификация картинок, изображающих резко отличающиеся сезоны, обычно не вызывает затруднений уже у шестилетних. Но, правильно распределяя картинки по сезонам «зима -- лето», дети затрудняются, однако, в мотивации своих действий: они просто описывают картинку, а не отвечают па вопрос, почему она относится к зиме или лету.

Чтобы помочь ребенку объяснить свой выбор, воспитатель должен еще раз напомнить ему задание и предложить дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает» «Видел ли ты такое зимой, (летом)?» Если ребенок и после этого затрудняется ответить, педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание.

Постепенно дети подходят к полному выполнению задания, т. е. мотивируют свое распределение картинок.

Значительно труднее дети воспринимают природные изменения в «смежные» переходные времена года (весна -- лето; осень -- зима; зима -- весна) в силу их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей изменений природы в эти сезоны, различение их, воспитатель может провести ту же дидактическую игру. Успешное выполнение игровых заданий зависит от имеющегося у детей опыта повторных наблюдений, в процессе которых воспитатель учил их сравнивать Явления, различать их и давать им возможно более точные характеристики. При объяснении выполненного действия (распределении картинок) ребенок опирается на полученные им знания, использует их, часто выходя за рамки изображенного.

Приобретение умения классифицировать, сравнивать и обобщать в большой степени способствует развитию речи детей, которая становится уже связной и довольно выразительной. Примером тому могут служить приводимые ниже рассказы детей седьмого года жизни, небольшие по объему, но точно передающие типичные явления неживой и живой природы и раскрывающие перспективу развития нового сезона.

Поскольку в процессе ознакомления детей с сезонными изменениями в природе воспитатель показывает им и сезонный труд людей, в рекомендованных выше дидактических играх могут быть использованы и соответствующие картинки. Классифицируя их по принадлежности к тому или иному сезонному труду, дети обстоятельно объясняют, употребляя правильную терминологию, почему они именно так разложили картинки.

В игры для детей подготовительной к школе группы можно включить картинки, характеризующие разные периоды одного сезона, и в соответствии с этим изменить задание: «Расскажи, когда это бывает: в начале, середине или в конце сезона; что бывает потом?» Активизируя умственную деятельность всех детей при выполнении задания одним из них, целесообразно одновременно предлагать им анализировать действия и ответы этого ребенка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Все это способствует развитию доказательности детской речи, что и требуется для точного выполнения задания.

Например, ребенку нужно установить последовательность в развитии растительного мира. Вот перед ним картинка, которую он описывает так: «Здесь нарисована весна. Почки набухли, и появились первые листочки. Деревья почти все зеленые. Цветет ива. Висят кудрявые барашки». Повесив эту картинку к «мартовским», он допускает ошибку, поскольку листья на деревьях распускаются позже. Чтобы помочь ребенку исправить ошибку, воспитатель обращается к детям, предлагая им проверить выполнение задания. Дети ищут правильный путь решения: «Он повесил картинку, где ранняя весна, а на картинке -- середина весны. В начале весны, деревья еще без листьев», «Эта картинка стоит не на месте. Здесь нарисован разгар весны, а повесили туда, где начало». Так, коллективно дети подходят к правильному и точному выполнению задания. Ребята довольно свободно оперируют своими знаниями, передают в речи последовательность явлений, устанавливают их причины, используя для этого правильную терминологию [3, с.33-34].

В старшей и подготовительной группе на занятиях, а также в свободное время с детьми могут быть проведены и другие дидактические игры, способствующие усвоению сезонных изменений в природе.

Вывод:

Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности найдет отражение в его играх.

Дидактические игры считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы детских садов они используются и на занятиях, и в повседневной жизни.

Широкое использование дидактических игр и упражнений дает возможность воспитателю учить детей анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Развитие мышления начинается в плане действия внутри восприятия или на его основе. Сначала ребенок манипулирует предметами, не учитывая их специфических особенностей.

С того времени как результаты деятельности ребенка приобретают в его сознании некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный характер. Целесообразные предметные действия, направленные на объект и определяемые сообразно со специфической задачей, являются первыми интеллектуальными актами ребенка.

Мышление ребенка зарождается и развивается сначала в процессе наблюдения, которое выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. Нарушение привычного порядка, вызывающее чувство недоумения, порождающее стремление понять, является исходным моментом новой, особенно активной умственной деятельности ребенка. Этот новый этап открывается периодом вопросов (четвертый год жизни).

В 6--7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

В этом возрасте дети начинают подмечать сходство и различие предметов, и хотя часто наблюдается непоследовательное использование сравнения, оно, тем не менее, является показателем развивающегося логического мышления.

Дети 6 - 7 лет уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Они знают название сезона, могут выделить отдельные характеризующие его признаки.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности - игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.

Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности найдет отражение в его играх.

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. // Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972 - С. 71-73.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников - М.: Просвещение, 2002. - 198с.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 212с.

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.

5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: 1998. - 268с.

6. Волкова Н. П. Педагогика. - Киев: Издат. центр Академия, 2001 - С. 113-116.

7. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008с.

8. Золотова Е. И. Роль сравнения в ознакомлении детей с животными. // Дошкольное воспитание. - 1971. - №2.

9. Люблинская А.Л. Психологические основы учебной деятельности // XXV Герценовские чтения «Педагогика начального обучения». - Л., 1972. - 268с.

10. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях - М.: Новая школа, 2003. - 126с.

11. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. - Киев, 1995. - 208с.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416с.

13. Сухомлинский В. Л. Сердце отдаю детям. - Киев, 1971. - 96с.

14. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1968. - 498с.

15. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384с.

16. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 266с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать