Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6-летнего возраста
p align="left">* развитие художественно-графических умений и навыков;

* развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

* развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

* становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

* получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

* воспитание зрительской культуры;

* возможное раскрытие начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности.

Для осуществления этих функций перед воспитателем выдвигаются задачи, содержащиеся в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой. - М., 2005) [21, C. 247].

Задачи обучения рисованию во второй младшей группе.

Учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы

(голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Учить детей подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету.

Приобщать к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «на деревья, на лужок тихо падает снежок», «дождик, дождик, кап, кап, кап...).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Учить создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют), или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.[21, C. 250].

Задачи обучения рисованию в средней группе.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей.

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Учить правильно передавать соотношение предметов по величине.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. К концу года формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине [21, C. 253].

Задачи обучения рисованию в старшей группе.

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день - наклоняться и т.д.). Учить передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.

Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш [21, C. 256].

Задачи обучения рисованию в подготовительной группе.

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, ближе к нижнему краю листа или дальше от него); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение составлять композицию рисунка; передавать движения людей и животных.

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелиевая ручка и др.). Учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью - до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш [21, C. 260].

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; обучать созданию цветов и оттенков.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать внимание детей на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Учить детей определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т.п.).

5. Влияние занятий графическими материалами на процесс

развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет.

Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования графическими материалами у детей 5-6 лет была проведена исследовательская работа на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» г. Железноводска, в старшей группе «Капитошка».

В этой возрастной группе дети переживают период активного рисования, их работы отличаются схематичностью изображения предметов.

У некоторых детей проявляются способности в рисовании. Дети рисуют с желанием и глубоким удовольствием.

В конструировании дети могут создавать условия для возведения постройки и передавать их в рисунке. Но у детей нет навыков владения в изо. Дети создают много рисунков, особенно любят рисовать карандашами и фломастерами. Рисунки разнообразны по содержанию. Дети рисуют к разным фильмам, книгам, но их рисунки не могут отличаться статичностью, динамичностью и выразительностью, сюжеты и содержание часто повторяются. Цветовая гамма однотипна. У детей изображение стандартное и не отличается своеобразием.

Во время исследовательской работы были использованы следующие методы:

психологическая диагностика - обследования человека в целях определения индивидуальных особенностей его психики; способностей, личностных черт, отклонений от психической нормы;

анализ продуктов деятельности - один из методов психологии, детская психология изучает рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

метод исследования личности - совокупность способов и приемов изучения психических проявлений личности человека;

метод экспериментальный - внешне похож с методом интроспекции, но и имеет существенные отличия;

тестирование - метод диагностики психической, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений;

наблюдение - один из основных эмпирических методов психического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, который непосредственно не дан;

метод математической статистики - это обработка данных с математической точностью, нахождение процентных отношений, сравнение величин и чисел.

Целью проведения исследовательской работы является изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования графическими материалами у детей 5-6 лет. В процессе проведения исследовательской работы были поставлены задачи:

1. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей у детей в области графического изображения.

2. Разработка путей развития творческих способностей в области рисования графическими материалами.

3. Апробировать инновационные технологии развития художественных способностей детей в старшей группе в процессе рисования графическими материалами.

Для проведения исследовательской работы были разработаны цикл занятий развлекательного характера с использованием графического материала в нетрадиционных техниках.

В специальной литературе были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области графического искусства:

· умение держать карандаш в правой руке тремя пальцами, не слишком близко к концу;

· умение обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде;

· умение двигать кистью при рисовании линий по ворсу, при этом палочка должна находиться в наклонном положении по отношению к листу бумаги;

· умение сохранить направления движения по окружности и по прямой;

· умение рационально рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии;

· умение сохранять направленность движений, своевременная остановка движения, регуляция размаха движений;

· умения изменять направление движений;

· умение соразмерять движения с длиной линий, величиной;

· умение быстро изменять направление движения на противоположное.

В исследовательской работе рассмотрим проявления движений, быстро изменяющихся на противоположное направление.

Эта способность проявляется при рисовании завитков, вправо и влево, петель, восьмерок, криволинейных форм. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти рук, управляющих действиями карандашом и кистью.

Выделяют три уровня способностей движений, быстро изменяющих направления движения на противоположное:

v высокий - свободно владеть умением по-разному держать карандаш и кисть, менять положения руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых, прямолинейных, зигзагообразных линий, различать расположение мазков;

v средний - неуверенно держат карандаш, умеют менять положения рук при рисовании прямых и волнистых линий, различают формы округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос;

v низкий - не владеют умением держать карандаш и не меняют положение рук при рисовании прямых и волнистых линий, не различают формы контура.

Исследовательская работа проходила по 3-м этапам:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий;

3) итоговый.

Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить уровень развития художественно-творческих способностей детей старшей группы, в том числе умения рисовать движением руки, меняя направление.

Эксперимент проводился в виде занятия на тему «Разноцветные дождики».

Программные задачи:

1) сформировать у детей образы явлений природы;

2) выявить умение адекватным образом использовать изобразительные линейные средства;

3) развивать внимание и наблюдательность;

4) развивать ассоциативное мышление, образное восприятие;

5) продолжать учить детей переключаться с одного вида деятельности на другой;

6) развивать движения рук от глубокой моторики до тонких, почти письмо напоминающих;

7) продолжать учить детей ориентироваться на листе «верх-низ».

Оборудование:

Репродукции: с картины И.И. Левитана «Перед грозой»; К.А. Сомова «Радуга»;

Музыка: К. Дебюсси «Облака», «Сказка про дождик и тучу», Шестакович.

Литература: стихи А.Н. Майкова «Летний дождь», Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко», народные заклички, песни. Загадки про дождь, облака, тучи, радугу.

Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки восковые.

Ход занятия.

Вначале детям было предложено прослушать и отгадать загадку. После чего дети прослушали музыку К. Дебюсси «Облака» и произнесли народную закличку про дождик.

Следующим этапом было рассматривание картины И.И. Левитана «Перед грозой»; сравнение дождя.

Дети пальчиками показали, как дождь капает, голосом сопровождают движения «кап, кап, кап».

Сообщила детям, что дождик может быть веселым, произнося одновременно закличку. Объяснила и показала, как надо рисовать дождик мелками и цветными карандашами, предложила дорисовать дома, цветы, людей и т.д.

После чего дети рассмотрели репродукцию с картины К.А. Сомова.

Провела физминутку - имитация цветка, проросшего из земли, как цветок рос, и распускался. Предложила нарисовать цветы, дом, людей.

В заключении провела выставку рисунков и продумала название к ним и проанализировала детские работы.

Вывод: по итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что у детей этой возрастной группы наиболее ярко проявляется увлеченность рисованием. Дети адекватно реагируют на предложения воспитателя, активно участвуют в обсуждении последовательности работы, но специальными умениями и навыками в области графического изображения не обладают.

Дети затрудняются в выборе содержания рисунка, расположении и в графических умениях. Лишь у некоторых детей (Зубцовой А. Анозова К., Просвириной С.) проявляются увлеченность рисованием, владение графическими материалами, ручная графическая умелость, умение менять направление движения, композиционные умения, поведение во время рисования.

У Иванова Е. и Коротаевой Л. не проявились умения, композиционная и ручная графическая умелость проявляется на среднем уровне.

Можно сделать вывод, что у этих детей проявляются задатки и способности в области графического изображения. Результаты были оформлены в виде таблицы.

По итогам констатирующего эксперимента был проведен второй этап исследовательской работы - формирующий эксперимент, который проводился со способными детьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать