Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации
Министерство Образования Украины
Харьковский Национальный Педагогический Университет
им. Г.С. Сковороды
Кафедра музыкально-инструментальной подготовки
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДРАМАТИЗАЦИИдипломная работастудентки III курса группы xxx
заочного отделения
музыкально-педагогического
факультета
xxxxxxxxxxx
Научный руководитель
канд. искусствоведения, доцент
xxxxx.
допущена к защите
Харьков - 2005
Содержание
ВведениеГлава I. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема1.1 Теоретические и педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей младших школьников1.2 Понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы.Глава ІІ. Эксперимент2.1 Анализ практики организации музыкально-игровой деятельности учащихся 1-х классов2.2 Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации2.3 Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки2.4 Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности2.5 Динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельностиЗаключениеСписок использованной литературыВВЕДЕНИЕНа современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.) [17;20;38;45;30]. Перед учреждениями образования выдвигаются новые приоритетные цели направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития. Суть изменения деятельности учреждений состоит прежде всего в обращении к синкретической личности ребенка (Л.С. Выготский) [16], его духовному потенциалу. Эти процессы строятся на идеях гуманистического подхода, который, в свою очередь, выдвигает задачу формирования ценностных ориентаций синкретической личности младшего школьника.Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения, ориентированы на решение этой важнейшей задачи для образования и, в частности, для общего музыкального образования подрастающего поколения.В структуре синкретической личности младшего школьника ценностные ориентации, которые характеризуют его внутренний, духовный мир, его направленность представляют сложное интегративное образование.Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения уроков-музыкальных путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов, криптограмм в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений.
Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.
Уроки музыки в форме диалога, направленные на формирование ценностных ориентаций младших школьников, предоставляют каждому учителю следующие возможности:
- проанализировать и обобщить результаты собственной музыкально-педагогической деятельности;
- наработать самостоятельный поиск решения задачи в общем музыкальном образовании - формирование ценностных ориентаций детей;
- обобщить методы, приемы, средства музыкальной работы с детьми.
В дипломной работе проанализированы теоретические взгляды психологов и педагогов-методистов на соотношение воспроизводящей и творческой деятельности в процессе обучения. На этой основе определяется их роль в музыкальном развитии учащихся. Музыкально-творческое развитие учащихся на начальных стадиях обучения изучали: Н.А. Ветлугина ("Музичний розвиток дитини", "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" (соавтор - А. Кенеман)); Л.А. Баренбойм ("За полвека": Очерки, статьи, материалы.); Д.Б. Кабалевский ("Про трьох китів та інші цікаві речі", "Воспитание ума и сердца", "Прекрасное пробуждает доброе"), Н.Д. Леонтович ("Практичний курс навчання співу у середніх школах України"), О.А. Апраксина ("Методика музыкального воспитания в школе"), О.Я. Ростовский ("Методика викладання музики в початковій школі") и др.
Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, О.Я. Ростовского и др. позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.
Цель дипломной работы - научно-методическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, которые обеспечивали бы формирование музыкально-творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе средствами музыкально-игровой драматизации.
В соответствии с целью дипломной работы были определены следующие задачи:
- обозначить критерии и показатели музыкально-творческих способностей учащихся первых классов в музыкально-игровой деятельности;
- экспериментально апробировать педагогические приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности.
На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы.
Объектом дипломной работы является процесс формирования музыкально-творческих способностей младших школьников.
Предмет дипломной работы - музыкально-игровая драматизация как средство реализации творческого потенциала учащихся первых классов.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой активное использование музыкально-игровой драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей.
Если исходить из того, что в характеристике детского творчества важен не столько конечный результат, сколько сам процесс творческой деятельности, то можно предположить, что развитие музыкально-творческих способностей младших школьников будет осуществляться в условиях включения ребенка в деятельность, предполагающую формирование новых представлений на основе прошлого опыта, развитие личностного отношения к предлагаемому материалу, умения оценивать его по методу сравнения с усвоенным ранее. При этом проявляется сочетание интеллекта, эмоций, суждений, сопровождающихся жестами, мимикой и другими внешними проявлениями. Важнейшим средством, позволяющим соединить в единое целое знания и поведение младших школьников будет использование в познавательном процессе (урочном и внеурочном) учащихся музыкально-игровой драматизации.
Исследовательская работа проводилась в 1-х классах общеобразовательной школы, поскольку для учеников данного возраста игровая деятельность является ведущей.
Накопленный научно-методический и практический опыт, позволяет определить основные направления формирования музыкально-творческих способностей первоклассников:
1) исследование особенностей подготовительного этапа развития музыкально-творческих способностей с учетом программы начальной школы;
2) разработка методики, позволяющей активизировать интерес первоклассников к занятиям на уроках и во внеурочное время;
3) на основе активной творческой музыкальной деятельности развивать у детей воображение, фантазию, нестандартное мышление, необходимое в будущем человеку любой профессии, способствовать творческому отношению к любому делу.
Теоретические основы исследования процесса формирования творческих способностей первоклассников определились в процессе изучения трудов философов, психологов (Л.М. Архангельского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова) [5;27;36;17;46], педагогов (Ю.К. Бабанского, А.Б. Щербо и др.) [8;51]. Научному обоснованию положений исследования способствовали результаты известных ученых в области музыковедения и музыкальной педагогики - Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Н.Д. Леонтовича и др. [7;49;4;13;22;33]. В частности, для данной дипломной работы основополагающей стали методика и результаты исследования Е.А. Борисовой, которая в своей диссертации рассматривает формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации [11].
При выполнении дипломной работы использовались различные методы психолого-педагогических исследований:
- изучение литературы по проблеме в области философии, психологии, общей и специальной дидактики, частных методик музыкального образования и воспитания;
- изучение школьной документации (календарные, внеурочные планы учителей, материалы методических объединений);
- проведение педагогического эксперимента (констатирующего и формирующего), содержанием которого являлось формирование музыкально-творческих способностей учащихся;
- анализ результатов деятельности учащихся, их математическая обработка.
В исследовании принимали участие учащиеся 1-х классов общеобразовательной школы №3 г. Энергодара Запорожской области. Всего было охвачено 92 ученика.
Исследование прошло ряд этапов:
I этап - подготовительно-поисковый. Изучение и анализ литературы по проблеме. Накопление и обоснование собственного опыта.
II этап - исследование уровня музыкально-творческих способностей детей исследуемого возраста, проведение констатирующего эксперимента, выдвижение рабочей гипотезы, разработка методики экспериментальной работы, определение целей и задач.
III этап - формирующий эксперимент. Уточнение и корректировка содержания и методического обеспечения, анализ и обобщение экспериментальной практики.
IV этап - завершение дипломной работы. Оформление результатов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 57 источников.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель, определены основные задачи, обозначены объект и предмет дипломной работы, на основе которых выдвинута гипотеза.
В первой главе «Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема» раскрываются теоретические и педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей младших школьников, а также рассматриваются понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Вторая глава содержит описание эксперимента. Поскольку эксперимент включает в себя констатирующий и формирующий, при этом формирующий проведен на основе двух методических вариантов, данная глава имеет ряд подпунктов:
1) анализ практики организации музыкально-игровой деятельности учащихся первых классов;
2) формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации;
3) методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки;
4) методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся первых классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности;
5) динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности.
В заключении даны обобщающие выводы.
Глава I. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема1.1 Теоретические и педагогические основы формирования музыкально- творческих способностей младших школьниковСовременная наука исследует процесс творчества с различных точек зрения: философия определяет методологическую основу исследования, изучает принципы истинности знаний, результатов творческого мышления; социология выявляет факторы общественной среды как стимулирующие, так и тормозящие проявления творческих способностей; психология исследует процессы творческого мышления.Современная школа готовит детей, в основном, к исполнительской деятельности, развивая при этом соответствующие способности. Поэтому в научно-педагогических исследованиях последних лет проблема формирования творческих способностей занимает значительное место.Способности - это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.Творческие способности проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей.Способности не являются природными свойствами личности. По определению Б.М. Теплова в основе способностей лежат задатки - анатомо-физиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются в способности [46, с. 23].К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость.Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. По мнению С.Л. Рубинштейна, "отправной пункт, от которого идет формирование всяких музыкальных способностей к определенным видам музыкальной деятельности,…заключен в общечеловеческой "деятельности" музыкального восприятия. Вместе с тем музыкальная способность не дана в готовом виде в этом отправном пункте ее развития. Она формируется в активной деятельности музыкального слуха" [цит. по: 6, с. 36].Исследованием проблемы развития музыкального слуха, как важнейшего звена музыкальных способностей, занимался Б.В. Асафьев. Кратко сформулированное им положение состоит в следующем: слуховому аппарату человека присущи врожденные качества активного слушания; задача музыканта - воспитывать и развивать слуховую деятельность. Понимание такой взаимозависимости - активное слушание и слуховое развитие учащихся - имеет основополагающее значение для всей работы учителя музыки [7, с. 65].Б.М. Теплов, изучая структуру музыкальных способностей, органически связывал их с общим развитием личности. Он впервые ввел понятие о музыкальности как синтетическом выражении музыкальной одаренности и определил ее основные компоненты: эмоционально-эстетическое отношение к действительности, образное мышление, система музыкально-слуховых представлений, включающая различные качественные свойства музыкального слуха, ладовое и ритмическое чувство [46, с. 35].По определению Б.М. Теплова ядром музыкальности каждого человека, занимающегося музыкальной деятельностью, являются три музыкальных способности:1) музыкальный слух (чувство лада);2) музыкально-ритмическое чувство;3) способность к музыкально-слуховым представлениям.1. Ладовое чувство проявляется в эмоциональном восприятии и точном узнавании мелодии.2. Музыкально-ритмическое чувство - способность чувствовать ритм и воспроизводить его.3. Способность к музыкально-слуховым представлениям проявляется в точном воспроизведении мелодии по слуху (музыкальная память) [46, с. 36].Взаимосвязанные музыкальные способности формируются лишь в музыкальной деятельности, причем все компоненты музыкальных способностей связаны с определенной стороной музыкальной деятельности и не могут существовать сами по себе. Развиваясь в процессе деятельности, специальные музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально-творческими.В поле зрения ученых оказался целый ряд вопросов, связанных с данной проблемой, начиная с дискуссии по вопросу о возможности самого существования понятия «детское творчество» и кончая изучением путей и средств его развития. Л.С. Выготский писал, что «детское творчество» является нормативным и постоянным спутником детского развития. Детское творчество имеет субъектную ценность. Поэтому понятие «новизна» в отношении детского творчества приобретает особую окраску [17, с. 69].
Важную роль в обучении и развитии детей играет воображение, которое определяется психологами как «способность создания на основе прошлого опыта новых представлений, позволяющих планировать будущие действия» [47, с. 113].
Различают два вида воображения - воспроизводящее и творческое. Л.С. Выготский считал, что создание творческой личности, устремленной в будущее подготавливается творческим воображением, воплощающемся в настоящем [17, с. 25]. Физиологическую основу воображения составляют механизмы условных рефлексов, создающие новые сочетания из тех временных связей, которые образовались в прошлом опыте. Каждому периоду детства свойственны свои формы творческих проявлений.
Страницы: 1, 2