Ранняя коррекционная помощь в Домах ребенка

Ранняя коррекционная помощь в Домах ребенка

99

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дипломная работа

Ранняя коррекционная помощь в домах ребенка

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования

1.1 Особенности психомоторного развития детей раннего возраста (от рождения до трех лет)

1.2 Основные виды депривации, влияющие на психическое развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

1.3 Особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Глава 2. Содержание и организация экспериментальной части исследования

2.1 Цель и задачи экспериментальной части исследования

2.2 Характеристика участников эксперимента

2.3 Методика констатирующего эксперимента

2.4 Методика формирующего эксперимента

Глава 3. Анализ результатов экспериментальной части исследования

3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента

3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента

Литература

Введение

Актуальность проблемы

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда потенциальные возможности ребенка чрезвычайно велики, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее.

Ребенок раннего возраста, находящийся в депривационных условиях, несмотря на свою способность к развитию, с течением времени все больше удаляется от возрастной нормы.

Психическая депривация ребенка раннего возраста, воспитывающегося в условиях закрытого детского учреждения, приводит к широкому спектру различных нарушений психического развития. По статистике, уже к трем - четырем годам практически у 100% воспитанников Домов ребенка формируется та или иная степень задержки нервно-психического развития (42).

В отечественной и зарубежной специальной педагогике в последние годы значительно возрос интерес к возможно более ранней коррекции отклонений в развитии детей. Раннее начало коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в учреждениях интернатного типа, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, развитие которых обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами.

Изучением особенностей развития детей-сирот раннего возраста занимались: Л.Ф. Мейер (1914); Н.М. Щелованов (1938); R.A. Spitz (1945); Т.М. Землянухина, М.И. Лисина (1982); С.Ю. Мещерякова (1982); Л.М. Царегородцева (1987); Л.Н. Галигузова (1990), М.В. Лещенко (1999); Ю.А. Разенкова (1997, 1998, 1999); Р.Ж. Мухамедрахимов, (2001) и др. Разработаны различные гипотезы, объясняющие причины своеобразия психического развития воспитанников детских закрытых учреждений.

Однако, несмотря на значительное количество теоретических работ и экспериментальных исследований, коррекционно-педагогическое направление изучено недостаточно, что обуславливает актуальность изучения этого направления на сегодняшний день.

Цель исследования - изучение особенностей психомоторного развития детей второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка; определение условий и разработка содержания коррекционно-педагогической помощи.

Объект исследования - особенности психомоторного развития детей второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Предмет исследования - коррекционно-педагогические условия, способствующие компенсации нарушений психомоторного развития детей второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

В основу работы положена следующая гипотеза: реализация индивидуальной психокоррекционной программы с ребенком, воспитывающимся в условиях закрытого детского учреждения, позволит сгладить и частично преодолеть негативное влияние различных депривациогенных факторов.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме влияния депривациогенного фактора на психомоторное развитие детей, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

2. Определить содержание методики констатирующего эксперимента.

3. Изучить особенности психомоторного развития детей второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

4. Определить содержание коррекционной помощи воспитанникам Дома ребенка.

5. Апробировать предложенный комплекс мероприятий по преодолению нарушений психомоторного развития детей и определить его эффективность.

Методы исследования

Анализ специальной литературы по проблеме исследования;

Изучение медико-педагогической документации;

Наблюдение за детьми;

Констатирующий эксперимент;

Формирующий эксперимент;

Контрольный эксперимент;

Количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Практическая значимость исследования.

Предложенная программа по преодолению нарушений психомоторного развития детей второго года жизни может быть использована в процессе коррекционно-педагогической работы в Домах ребенка.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования

1.1 Особенности психомоторного развития детей раннего возраста (от рождения до трех лет)

Психомоторное развитие детей младенческого возраста (от рождения до года).

Моторное развитие младенцев.

Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке.

Младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей - инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг. Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после рождения. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей среды. Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.

Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение в первые месяцы жизни имеет развитие движений.

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, то есть приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, то есть о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором - третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть прогнозировать их движение. Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту. Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.

Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы, которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желаемый результат. В этот период происходит начало формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию жизни.

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания. Ранее сформировавшиеся движения глаз играют ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.

У здорового доношенного новорожденного выражена так называемая утробная поза: руки согнуты во всех суставах, прижаты к туловищу, большие пальцы лежат под четырьмя остальными; ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание (передние отделы стоп несколько приподняты); выражена кривизна позвоночника.

Такая поза определяется преобладанием мышечного тонуса в сгибателях конечностей над тонусом в разгибателях, причем тонус в руках выше, чем в ногах.

Спонтанные движения у здорового новорожденного проявляются в периодическом сгибании и разгибании ног, их перекресте, отталкивании от опоры в положении на животе и на спине. Движения в руках совершаются главным образом в локтевых и лучезапястных суставах без отведения в плечевых суставах. Это проявляется в том, что руки, сжатые в кулаки, двигаются на уровне груди. Иногда эпизодически можно наблюдать так называемую ручно-ротовую схему, когда руки приближаются ко рту и ребенок начинает сосать пальцы. Кроме этих основных движений иногда наблюдается небольшой поворот головы в сторону.

Спонтанные движения новорожденного импульсивные, резкие, толчкообразные.

В последующие месяцы характерно постепенное уменьшение сгибательного тонуса в конечностях. Это проявляется в уменьшении сопротивления при пассивном разгибании рук и ног, в увеличении объема спонтанных движений, в изменении позы ребенка. Для ребенка 2--3 месяцев, лежащего на спине, характерна сгибательная поза, но она уже не так сильно выражена, как в период новорожденности.

К концу третьего месяца жизни по мере созревания центральных двигательных механизмов начинают формироваться реакции выпрямленяя туловища, которые в дальнейшем наряду с мышечным тонусом будут определять позу ребенка и развитие произвольных движений.

Моторное развитие идет в направлении от головы к нижним конечностям. Вначале у ребенка все более и более укрепляетс контроль за положением головы, появляется возможность поднимания и поворотов в положении на животе с опорой на разогнутые кисти рук. Это усиливает ощущение рук и создает условия для их рассматривания а затем и прослеживания при движении.

На этом этапе преобладают симметричные движения положении ребенка на животе и асимметричные -- в положении на спине. Лежа на спине, ребенок поворачивает голову в одну сторону, обычно в сторону, с которой чаще всего подходит к нему взрослый. Поэтому ребенок чаще наблюдает людей и окружающие предметы в боковом поле зрения. Движения глаз сопровождаются поворотами головы.

В 3 месяца становятся более дифференцированными движения рук. Так, если на втором месяце жизни сгибание в локте приводило к сгибанию пальцев, то к третьему месяцу ребенок уже может временами сгибать руку без сгиба пальцев.

С этого возраста постепенно увеличивается длительность удержания вложенного в руку предмета. Так, в возрасте 2 месяцев ребенок удерживает вложенный в руку предмет приме до 10 с, а в 3 месяца -- до 20--30 с. К третьему месяцу жизни уже можно наблюдать, что при удержании игрушки ребенок всегда одновременно разгибает руку и пальцы. Таким образом, движения пальцев начинают дифференцироваться от движений всей руки.

С четырех до шести месяцев жизни отмечается интенсивное развитие выпрямляющих рефлексов туловища. Если ребенка 4--5 месяцев положить на живот, он устойчиво удерживает голову по средней линии и опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опирается на вытянутые руки.

На этом этапе функция контроля головы в вертикальном положении достаточно хорошо развита и начинает совершенствоваться в положении ребенка на спине. В 4--6 месяцев ребенок активно поднимает голову, лежа на спине. Совершенствование контроля головы дает возможность ребенку 5--6 месяцев сохранить при поддержке позу сидя.

Развитие контроля головы в положении сидя с поддержкой является важным для увеличения поля зрения и совершенствования зрительного восприятия.

После 4 месяцев, когда ребенок уже начинает осваивать повороты со спины на живот, можно наблюдать, что за поворотом головы следует поворот плечевого пояса, затем таза, т. е. примитивная шейная выпрямляющая реакция сменяется выпрямляющим рефлексом туловища. Эта новая функция также увеличивает радиус обозрения и имеет важное значение для психического развития ребенка.

К концу этого этапа полностью нормализуется мышечный тонус, что способствует развитию произвольных движений, особенно в руках. Если ребенку 4--5 месяцев поднести игрушку и подождать, пока он ее зафиксирует взглядом, то спустя несколько секунд ребенок выпрямит руки вперед, приблизит их к игрушке, пытаясь ее схватить. Захватывание предмета -- это первое произвольное движение грудного ребенка.

К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зрительно-моторной координации, которая является узловой функцией этого периода.

Появляются новые движения рук: ребенок отводит их в стороны, поднимает до уровня глаз и выше, складывает вместе, ощупывает пеленку, свою одежду, перебирает ее пальчиками. Все движения совершаются в основном в крупных суставах. Тонкие дифференцированнье движения ребенку этого возраста еще недоступны.

Способность ребенка 4--6 месяцев удерживать руки в вытянутом положении обеспечивает развитие так называемой оптической реакции опоры рук. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого под животом ребенка) и постепенно приближать его к столу, то он вытягивает обе руки так, что раскрытые ладони касаются опоры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать