Работа классного руководителя с родителями
p align="left">8. пренебрежение со стороны сверстников;

9. непонимание взрослыми трудных детей;

10. недостаточная уверенность ребенка в себе;

11. отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

12. стрессовые жизненные ситуации

Приложение 6

Оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребенком.1

Уважаемый коллега!

Пожалуйста, оцените те черты, которые проявляются в вашем взаимодействии с ребенком.

«_____» ___________________200__г. ______________________________

(Ф.И.О.)

(«1» - не проявляется, «2» - проявляется очень слабо, «3» - проявляется иногда, «4» - проявляется в зависимости от ситуации и настроения, «5» - проявляется часто, «6» - проявляется всегда вне зависимости от ситуации)

Критерии

Черты проявления

Уровень

А. По взаимоотношениям с ребенком

а) проявление такта, внимания к мнению и предложениями друг друга;

б) эмоциональная готовность к совместной деятельности;

в) удовлетворенность ее результатами;

г) уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;

д) стремление к официальному и неофициальному общению;

е) творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность участников совместной деятельности

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

Б. По взаимным действиям с ребенком

а) осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности;

б) инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон;

в) координация действий на основе взаимного содействия, согласованность;

г) подстраховка, помощь, поддержка друг друга

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

В. По взаимовлиянию с ребенком друг на друга

а) способность приходить к согласию по спорным вопросам;

б) учет мнения друг друга при организации работы;

в) действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний;

г) изменение способов поведения и действий после высказывания рекомендаций в адрес друг друга

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

Средний балл:

1 Байбородова Л. В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко, 1997.)

Приложение 7

Изучение информационных запросов родителей1 (примерная анкета)

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов.

С вашей помощью мы хотели бы сделать нашу школу лучше!

В какой информации, связанной с образованием вашего ребенка, вы нуждаетесь больше всего? В какой форме она может быть вам представлена?

Характер информации или

о ком информации

Кто ее должен представлять (Кл. рук., психолог, завуч и т.д.)

Устная (беседа, собрание и т.д.)

Письменная (информ. Листок, объявление и т.д.)

О ребенке

Достижения

Затруднения (проблемы)

Отношения со сверстниками

Отношения с учителями

Особенности характера, ценности, интересы

Школе

Достижения (в масштабах района, города)

Мероприятия, проводимые в школе и вне школы («круглые столы», собрания, конкурсы, праздники, акции и т.д.)

Инновационная деятельность, связанная с обучением: новые образовательные программы, городские проекты, в которых участвует школа и т.д.

Профессиональная компетентность и достижения учителей

О городе (стране, мире)

Достижения города (страны) в области образования

Новости в области образования (нормативные акты, открытия, результаты исследований, интересный опыт других и т. д.)

Психолого-педагогическая информация

О проблемах воспитания и развития детей (далее укажите, пожалуйста, несколько проблем, наиболее актуальных именно для вас)

Пожалуйста, укажите форму, в которой вы хотели бы получить ответы на свои вопросы, например: семинар, лекция специалиста, «круглый стол». Род. Собрание на эту тему и т.д.

1.

2.

Пожалуйста, укажите класс, в котором учиться ваш ребенок:

1 2 3 4

1 Разработано И. А. Хоменко

Приложение 8.

Памятка для учителя1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Семь обязательных правил:

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ

1. Информация общего характера

(Достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему.)

Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали школе.

2. анализ развития детей за определенный период.

· Личностные изменения:

- характеристика группового взаимодействия (проблемы, возникающие между детьми);

- данные диагностики школьного и внешкольного и внешкольного масштаба (чем «наши» дети отличаются от других).

ВАЖНО! Говорите о проблемах, а не о персоналиях.

· Учебная деятельность - уровень мотивации, достижения, проблемы.

ВАЖНО! Отметить успехи и резервы (сто надо откорректировать, в чем и КАК помочь). Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то ВСЕХ - за что-нибудь

3. обсуждение конкретной проблемы.

(Просвещение, обучение родителей.)

В зависимости от того, что вы считаете необходимым обсудить с родителями, строиться порядок работы.

Психолого-педагогическая проблема:

- выделяется существующая (возникшая) проблема;

- определяются по возможности причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);

- предпринимаем попытки ее теоретического разрешения (бесценен чужой опыт!), обсуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, приемлемость, прогнозируем возможные результаты (к чему это может привести);

- определяем участников разрешения (решения) данной проблемы, распределение ответственности между ними.

ВАЖНО! Учитель не диктует правильное решение (не поучает), а стимулирует к его поиску КОЛЛЕКТИВ родителей. В процессе обсуждения можно сделать массу наблюдений об установках родителей, их способах влияния на ребенка, отношении к школе, реальных потребностях в знаниях, информации т.д.

Методическая проблема:

- выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса;

- анализируются причины затруднений (как правило, причин бывает несколько);

- совместное обсуждение: сбор информации (обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет);

- методические советы по коррекции учебной деятельности (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.)

(Лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально).

Пожалуйста, не употребляйте безликих фраз: «позанимайтесь с ребенком»! Помогите родителям понять, ЧТО КОНКРЕТНО они могут сделать вместе с ним.

ВАЖНО! Использовать наглядные примеры - как надо, как правильно.

Какие необходимые ресурсы - дополнительная литература, фильмы, телепередачи, спектакли, экскурсии - все то, что поможет ребенку в преодолении затруднений.

4. Индивидуальные консультации с родителями.

ВАЖНО! Не превращать индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят и слушают).

Как этого избежать?

Предложить родителям интересную литературу, которую они могли бы посмотреть, пока вы заняты.

Приложение 9.

Таблица № 1 Методика изучения семьи

Цель использования методики

Какая информация необходима

Методы и методики

Изучение и сопровождение семьи

Социально - демографическая характеристика

Анкеты и тесты для родителей.

Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»)

Описание учащимися своего генеалогического древа.

Сочинение родителей.

Педагогические консилиумы.

Психолого-педагогические консультации (беседы)

Внутришкольный мониторинг

Об удовлетворенности качеством образовании

Наблюдения.

Анкеты для родителей.

Методика незаконченных предложений.

Беседы с родителями, интервью.

Открытые уроки для родителей с последующим обсуждением.

Проведение «круглых столов» с родителями

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой

Об информационных запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличии их свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.

Беседы с родителями.

Дискуссионные собрания.

Проведение «круглых столов» с родителями

Информационно - просветительская работа с родителями

О правовой, психолого-педагогической компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания

Тестирование родителей.

Наблюдение (за всеми субъектами образовательного процесса).

Беседы с родителями.

Обсуждение педагогических ситуаций.

Приложение 10.

Опросник персонала школы

· Легко ли родителям найти учительскую?

· Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

· Открыта ли школа для встреч (например, других организаций), организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.

· Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

· Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

· Проводим ли мы обучение родителей?

· Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.

· Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

· Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

· Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

В зависимости от полученной информации и строится дальнейшая работа.

Приложение 11.

Тема: «БЕЗ ДРУЗЕЙ МЕНЯ ЧУТЬ-ЧУТЬ...»

(коллективно-творческая работа)

Цели:

- выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

- способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха;

- содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, учащиеся.

Подготовительная работа:

1.Анкетирование учащихся по вопросам:

1) Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

2) Какие черты характера, качества ты больше всего ценишь?

З) Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?

4) Какие поступки ты мог бы простить другу?

5) Чего не смог бы простить ему?

6) Всегда ли ты говоришь правду?

7) Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот не прав?

8) Помогает ли тебе дружба в жизни? учебе?

9) На чем строится дружба твоих родителей и их друзей?

10) Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

2. Анкетирование родителей (проводиться на предыдущем собрании, либо родители заполняют анкеты дома и в конвертах передают учителю).

Вопросы:

1) Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причинами этого? Кто виноват в том, что друзей у ребенка нет?

2) Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

З) Как вы встречаете друзей вашего ребенка:

а) всегда доброжелательно;

б) в зависимости от настроения;

в) с недовольным видом, сухо?

4) Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5) Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка:

а) только отличника;

б) хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;

в) вам все равно, как он учится, какая у него семья; вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.

6) Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?

7) Дружите ли вы семьями?

8) Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

9) Как вы считаете, ваш ребенок хороший друг? Почему?

10) Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

З. А нал их классным руководителем результатов анкетирования учащихся и их родителей.

4. Подбор заданий для коллективно-творческой работы «Без друзей меня чуть-чуть...».

5. Репетиционные занятия с детьми по подготовке мини-концерта для родителей.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) Грамзапись песни В. Шаинского и М. Танича «Когда мои друзья со мной...»;

2) карточки с заданиями для проведения коллективно-творческого дела;

З) жетоны для подсчета заработанных баллов:

4) запись на доске темы собрания;

5) бумага, фломастеры для проведения конкурсов:

б) нарисованный на листе ватмана макет планеты дружбы;

7) оформленные памятки для учащихся «Законы дружбы», составленные В. А. Сухомлинским:

8) сценический реквизит для мини-концерта;

9) запись на доске темы собрания и эпиграфа:

Дружба -- самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.

Аристотель

Ход собрания

1. Организационная часть.

В классной комнате оборудуются рабочие места для трех микрогрупп. В каждую микрогруппу входят: один из членов родительского комитета, родители и учащиеся класса. Они образуют три команды.

II. Вступительное слово классного руководителя.

Дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся на волшебную планету под названием дружба. Девизом нашего путешествия будут такие строки:

Лишь тот не на год -

Счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет

Через года.

Товарищество и дружба -- удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Именно оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого, и в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?». С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.

Понимание друга как другого Я обязательно предполагает принцип сходства; люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.

Большинство предпочитает дружить с людьми примерно одного с ними возраста, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы -- верность, постоянство, честность и т. д.

Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

III. Коллективно-творческая работа «Без друзей меня чуть-чуть. ».

1. Выбор командами названия.

Классный руководитель. Путешествовать, как вы уже поняли, мы будем тремя командами. Предлагаю каждой команде обсудить и выбрать себе название.

Члены каждой команды, посовещавшись, представляют свое название.

2. Конкурс «Пословицы о дружбе».

Классный руководитель. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.

Чтобы попасть на планету Дружбы, вы должны назвать пословицы об этом замечательном явлении в жизни человека.

Команды называют пословицы, за каждую названную пословицу зарабатывал один балл.

Ответ - пословицы.

* Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

* Друга ищи, а найдешь, береги.

* Старый друг лучше новых двух.

* Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей -- узок, как ладонь.

* С другом веселее при удаче, легче в беде.

* В недруге стрела, что в пне, а в друге, что во мне.

* Друзья познаются в беде.

* Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

* Недруг поддакивает, а друг спорит.

3. Блиц-опрос.

Классный руководитель. Вот мы с вами и прибыли на планету Дружбы (вывешивает плакат с ее изображением).

Нас ждут вопросы. Приготовьтесь к работе!

Вопросы:

1) Что же такое дружба?

2) Зачем человеку друг и как его найти?

3) Кто такой друг, и какими качествами он должен обладать?

Представители каждой команды после обсуждения дают ответы на вопросы.

4. Работа в микрогруппах по обсуждению проблемы.

Классный руководитель. Академик Д. С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим. Честным. Прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.

Друзья создаются в юности. Помните это!». А каковы же «законы дружбы»?

Каждая микрогруппа получает по одному тексту для коллективного чтения и обсуждения.

Сейчас вам предстоит сформулировать и записать на бумаге правила дружбы, о которых говорится в данных вам рассказах.

Предлагаем следующие варианты текстов:

1-я микрогруппа-- В . Осеева «До первого дождя»;

2-я микрогруппа -- О. Буцень «Так или не так?»;

3-я микрогруппа -- Е. Пермяк «Бумажный змей».

ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В МИКРОГРУППАХ

До первого дождя

В. Осеева

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня -- в одном платье.

Девочки побежали.

- Сними свой плащ, МЫ накроемся вместе! крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! -- нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, -- сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним, плащом, -- сказала учительница и, взгляi4ув на Машу, покачала головой. -- Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

О. Буцень

Так или не так?

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не

обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

-- ТЫ ещё ни с кем не дружишь?

-- Нет, -- отвечала Нюра.

-- И я ни с кем не дружу, -- вздохнула Галя. -- Плохие у нас в классе де - почки: Ленка задавала, Вера -- хитруля, Надя -- врунья, а Ирка -- задира.

Почти всех девочек перебрала Галя -- все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

-- Не волнуйся, ответила Нюра. С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

Так ИЛИ не так?

Е. Пермяк

Бумажный змей

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер только змей пускать. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает.

Задумал Боря свой змей сделать. Бумага у него была. И дранки он выстрогал. Недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают.

Нитки были у Сёмы. Целый моток. Ему бы лист бумаги да мочала на хвост достать -- тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его давно для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает. Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижал. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя своё мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Другие ребята змей в небо запустили. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный

хвост развевает.

Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже Лучше. Только чему-то они ещё не научились, вот в чём беда.

5. Защита разработанных правил.

Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание

полученного текста, зачитывает правило дружбы, прикрепляет лист с его записью на доску.

6. Подведение итогов коллективно-творческой работы.

Председатель родительского комитета подводит итоги подсчетом общего количества жетонов, заработанных каждой микрогруппой.

На планете дружбы не может быть побежденных. Мы все победители, потому что сегодня мы стали настоящими друзьями.

И для того чтобы дом дружбы на нашей планете не был пуст, пусть каждый из вас нарисует своего друга в нем. Ваши рисунки с друзьями мы затем «поселим» в этот дом.

Звучит запись песни Когда мои друзья со мной... (музыка В. Шаинского, слова М Танича); дети и родители рисуют портреты своих друзей.

IV. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме свода правил: ежедневно жить по правилам дружбы.

В качестве возможного варианта таких правил могут быть «Законы дружбы», предложенные В. А. Сухомлинским.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ»

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе -- значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту -- значит, нравственно готовить себя к предательству.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. дружба -- это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

З. Дружба -- это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

5. Дружба испытывается в беде и опасности.

Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

7. Быть требовательным к дружбе -- значит, иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

V. Информация председателя родительского комитета о результатах анкетирования учащихся и родителей.

После принятия решения дети уходят из класса готовиться к мини-концерту для родителей. Родители в это время продолжают работу еще в течение 10--15 минут.

Председатель родительского комитета информирует родителей о результатах анкетирования родителей и учащихся.

Председатель родительского комитета. Наиболее интересными оказались те анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения. Позвольте мне их зачитать.

Зачитываются некоторые анкеты, при этом фамилии их авторов не называются.

VI. Мини-концерт, подготовленный учащимися для родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. - М.: Топикал, 1994.

Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. - Алма-Ата: «Мектеп», 1984.

Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. - М.: Просвещение, 1984.

Бордовская Н.В., Реан А.А. - Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Знание, 1988. - № 9.

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990.

Гурьянова Т. Чего ты боишься? /Первое сентября, №110, 1997.

Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды //Педагогика, №6, 1996.

Игошев К.Е. и др. Семья, дети, школа. - М., 1989.

Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1980.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение. 1988.

Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика, № 4, 1996.

Малинкова Л.И. Теория и методика воспитательной работы. - М., 2002.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2002.

На пороге взрослости. Пособие для руководителей школ, классных руководителей и учителей. - С.-Пб., 1999.

Никишина Г.В., Соломатин А.М. Педагогическое общение. - Омск, 1995.

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М., 1984. 112 с.

Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Г. Петряевской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120 с.

Плотниекс И. Психология в семье. - М., 1991.

Психологическая служба в школе: Круглый стол // Вопросы психологии. 1983. № 3, 4.

Роботов А. С. Директору школы о сотрудничестве с родителями. - М., Издательство «СЕНТЯБРЬ». 2001. - С. 176

Социальная педагогика. Курс лекций. Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2001.

Сенько В.Г. Учителя и родители. - М., 1988.

Сливаковская А.С. Как быть родителями. - М., 1986.

Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. - М. - Советская Россия, 1981

Тимченко И.Н. Педагогика сотрудничества. - Новосибирск. 1989.

Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и родителей. //Воспитание школьников, №4, 1996.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать