Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
p align="center">Родительские вечера.

Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.

Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми).

Темы родительских вечеров могут быть самыми разными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя.

Примерные темы родительских вечеров: «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Песни которые пели мы и поют наши дети» и др.

Методы изучения семьи ученика.

Наблюдение. Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит учителя и заставит его познакомиться с семьей. Можно использовать метод включенного наблюдения, когда факты, добытые учителем дополняются сведениями , полученными активом родителей или учителями других классов.

Беседа. Этот метод поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы.

Коллективная беседа на классном собрание при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.

Интервью. Применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке конференции родителей по режиму дня учителю надо знать , сколько в среднем потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С этой целью учитель берет интервью у родителей из различных семей, которые требуют от своих детей четкого выполнения режима дня.

Анкетирование. Это метод исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.

Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда родители в анкете дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения, тогда учитель дает одновременно анкету для заполнения родителям и детям.

Сочинения. Этот метод изучения учитель применяет в том случае, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно попросить родителей написать сочинение на определенную тему. («Каким бы я хотел видеть своего ребенка после окончания школы», «Как мы отдыхаем в выходные дни», и др.).

Метод обобщения независимых характеристик. Метод используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, с членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьника. Но этим методом надо пользоваться очень тактично.

Дневник наблюдений. Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договориться с родителями о ведении дневника наблюдений за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время.

Итак, разнообразная работа учителя с семьей ученика требует от учителя определенных навыков и умений:

- использовать полученные в педагогическом учебном заведении знания в практической работе с родителями;

- хорошо видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления;

- установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;

- с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели;

- спланировать работу с родителями учащихся, составить план на аснове уровня воспитанности учеников своего класса;

- видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на помощь учителю в школе;

поддерживать авторитет родителей в семье, оказывать ей помощь в духовном общении и укреплении ее нравственных основ, в эффективном влиянии родителей на детей.

Успех в работе учителя с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.

Особенности работы педагога с неблагополучной семьей.

В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв
, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.

Как правило, в таких семьях, дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.

Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт, как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.

Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную с
емью вовлекаются педагоги школы, социальные педагоги, специалисты разных центров и т.д. Этот факт является сам по себе успокаивающим; подключении к ситуации, в которой оказалась семья, новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние одиночества неблагополучной семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что приводит к усилению контроля над ними.

Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более чем комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни.

Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:

- не соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом; на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят;

- у них отсутствует понятие времени ( день, месяц, неделя);

- на собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых;

- во время встречи со специалистом могут смотреть телевизор или слушать радио; могут заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы;

- неспособны говорить связно ни о себе, ни о других;

- постоянно меняют место жительства;

- постоянно ссорятся, дерутся с друзьями
или родственниками.

Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность,
состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье.

Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.

Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков.

Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.

Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы. Внимание должно быть сосредоточено на проблеме конкретного ребенка и путях ее преодоления, а не на возрастном факторе, который тоже должен учитываться, но не являться главным.

Во время работы с такой семьей педагог сначала сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи.

Часто бывает трудно определить результаты работы с семьей. Каждая категория неблагополучных семей имеет свои результаты в движении к тому уровню, при которой она могла бы обойтись без посторонней помощи.

Показатели оценки функционирования семьи.

- Уровень ее жизни доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.).

- Восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу.

- Уменьшилось употребление алкоголя.

- Решены прочие специфические для данной семьи проблемы.

Улучшение бытовых условий - очень важный положительный момент стало чище в квартире - легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ - безопаснее детям и взрослым и т.д.

Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности можно провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение организаций города, района, села. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений прямо или косвенно имеющих отношение к помощи неблагополучной семье. Это Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН, инспекция по делам несовершеннолетних, Центр занятости, Комитет по молодежной политике, социально-психологические и реабилитационные центры, наркологический и психоневрологический диспансеры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования и другие работники смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда, когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.

Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.

1. Нарушение поведения - в 50% неблагополучных семей.

- бродяжничество.

- агрессивность.

- хулиганство, кражи.

- вымогательство.

- аморальные формы поведения.

- неадекватная реакция на замечания взрослых.

2. Нарушение развития детей - в 70% неблагополучных семей.

- уклонение от учебы.

- низкая успеваемость.

- неврастения.

- отсутствие навыков личной гигиены.

- неуравновешенность психики.

- подростковый алкоголизм.

- тревожность.

- болезни, недоедание.

3. Нарушение общения - в 45% неблагополучных семей.

- конфликтность с учителями, сверстниками.

- агрессивность со сверстниками.

- аутизм.

- частое употребление ненормативной лексики.

- суетливость и /или гиперактивность.

- нарушение социальных связей с родственниками.

- контакты с криминогенными группировками.

Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.

п/п

Доминирующий фактор в характеристике семьи.

Виды помощи семье и детям.

Службы, центры, учреждения, специалисты.

Необходимые документы для оказания помощи.

1.

2.

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.

Жестокое отношение к

1.Наблюдение и консультация учителя, психолога, соц. педагога.

2.Помощь психотерапевта, игротерапевта семье и детям.

3.Прооведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей.

4.Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания.

5.Постановка на учет в ОДН, УВД или к детскому наркологу, психиатру.

1.Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника.

2. Консультация для родителей психолога, социального педагога, социального педагога, врача, юриста.

3.Психотерапевтическая помощь родителям и детям.

4.Привлечение к занятиям детско-родительской группы.

5.Постановка на учет ОДН, ЦВС, КДН, к подростковому психиатру, наркологу.

ДОУ, школа, центры, службы, Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д.

Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН,

Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога.

Семья алкоголиков (оба родителя пьют).

Семья в состоянии развода или после развода.

Неполная семья.

Отчужденность родителей из-за занятости.

Полная семья, один из родителей пьет.

Неполная семья, родитель - алкоголик (одинокая мать -алкоголичка или отец).

Опекунские семьи, престарелые.

Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственном учреждении

Родители лишены родительских прав, но дети проживают с ними.

6.Привлечение родителей к работе семинаров, бесед по тематике воспитания в семье.

1.Наблюдения и консультация психолога образовательного учреждения (для детей и подростков).

2.Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам.

3.Дополнительны занятия с ребенком по оказанию помощи в учении.

4.Постановка семьи на учет.

5.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)

6.Постановка подростка на учет в ОДН.

7.Консультация подростка у врача психиатра, нарколога.

8.Консультирование ребенка на ПМПк и определение программы обучения.

9.Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, в вспомогательную школу, Центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу и др.

10.Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимости).

11.Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

1.Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.

2.Консультативная помощь психолога и психотерапевта.

3.Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы и т.д.

4.Дополнительная помощь в выполнении дом. заданий, учебе.

5.Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.

6.Привлечение к деятельности класса родителей ребенка.

7.Помощь ребенку со стороны его окружения.

8.Помощь ребенку со стороны сверстников.

9.Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших эмоциональную травму.

10.Использование видеоматериалов для работы с родителями (последств. разв.)

1.Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей.

2.Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

3.Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.

4.Наблюдение и консультация психолога, социального педагога.

5.Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.

6.Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.

7.Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

8.Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье.

1.Сопровождение ребенка специальным педагогом.

2.Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.

3.Консультативная помощь психолога, психотерапевта, игротерапевта.

4.Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания.

5.Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.

6.Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель).

1.Наблюдение и консультация психолога за ребенком.

2.Беседа со здоровым родителем психолога, классного руководителя, врача.

3.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.

4.Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.

5.Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы.

6.Работа классного руководителя психолога школы с пьющим родителем, беседы о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

7.Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношения к себе.

8.При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.д.), обследование подростка у детского психолога.

9.При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на ПМПк для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

1.Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

2.Наблюдение и консультации школьного психолога.

3.Вовлечение классным руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки.

4.Информирование органов опеки и попечительства о наличии в такой семье детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.

5.Направление ребенка образовательным учреждением на ПМПк для определения уровня его развития и программы обучения.

6.При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спец. школу.

1.Вовлечение детей и подростков классным руководителем в кружки, секции.

2.Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.

3.Индивидуальная работа психолога с ребенком.

4.Помощь учителя ребенку в учебе.

5.Консультации районного психиатра.

6.При необходимости возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют).

7.При необходимости направление образовательным учреждением ребенка на ПМПк для определения уровня его развития и программы обучения.

8.Консультация у невропатолога и психиатра.

1.Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом.

2.Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем.

3.Восстановление родственных отношений ребенка и семьи социальным педагогом.

4.Организация встреч родителей и детей руководителями учреждений.

5.Помощь со стороны окружения семьи.

6.Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждении.

7.Организация воспитателями переписки детей и родителей.

1.Социальное патронирование семьи.

2.Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка.

3.Занятие родителей и детей в семейных группах.

4.Вовлечение педагогом ребенка в кружки, секции.

5.Оказание учителем помощи в учении.

6.Напрвление ребенка на ПМПк для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением.

7.Восстановление социальным педагогом родственных связей ребенка.

ДОУ, школа, учителя, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, комитет по здравоохранению, врачи, службы, КДН, ИДН.

ДОУ, школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб.

ДОУ, школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, клуб матерей, дома творчества, органы социальной защиты.

Центры ДОУ, образовательные учреждения, дворец творчества.

ДОУ, образовательное учреждение, центры социально-педагогической и Медико-психологической реабилитации, ПМПк, детский или подростковый психиатр, КПН, инспекция по делам несовершеннолетних, центр семейного воспитания, наркологический диспансер, клубы и дворцы творчества.

Центр семейного воспитания, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПк, КДН, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения.

ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЖЭК, МВД,КДН, ИДН,

ДОУ, школа, центры, отдел соц.защиты, ПМПк, родственники, друзья семьи.

Акт обследования жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучающегося, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места

жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав.

Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, генограмма окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога, с указанием конкретных факторов.

Характеристика из образовательного окружения, ходатайство на постановку в органы социальной защиты и др.

Карта семьи, рекомендации для родителей, заявление родителей, приглашение родителей в школу.

Психологическая характеристика,педагогическая характеристика, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник, рисунки детей, направление детского психиатра, ходатайство.

Психологическая и педагогическая характеристики, направление образовательного учреждения, выписка от педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных условий, тетради, дневник, рисунки.

Запросы, разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения.

Карта неблагополучной семьи, план работы с семьеи, направление на ПМПк, акт обследования жилищных условий, направление психиатра и др.

Для решения проблем детей и подростков, оказания им помощи и поддержки, работы с неблагополучной семьей необходимо знать обо всех службах и центрах, которые есть в городе.

1. Телефон доверия- 6-25-28

2. Психиатрическая помощь-52-7-31, 52-6-75.

3. Наркологическая помощь-3-34-68

4. Центр занятости населения района-6-24-32

5. Комиссия по делам несовершеннолетних-6-16-22

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.

5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Заключение

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

Литература:

1. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие -Уфа; 2005 10-11с; 25-40с.

2. Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников - 2000 - №10 - с.18.

3. Касаткина Н.А. формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. - Волгоград; 2005. 6-21с;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать