Работа над изобразительными средствами языка в аспекте развития речи учащихся пятых классов на уроках русского языка
p align="left">Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи.

При определении содержания работы по развитию связной речи школьников учитывается, с какими коммуникативно-речевыми умениями и навыками приходят дети в школу.

Ребенок с самого рождения слышит звучащую речь, а затем овладевает устной формой речи, связанной с определенной жизненной ситуацией и понятной только в этой ситуации. Это реплики диалогической разновидности речи, которые представляют собой побудительные предложения, выражающие просьбу, требование, призыв. Уже в 2-3 года встречаются элементы монологической речи. К 6-7 годам наряду с диалогической дети пользуются в зависимости от задач и условий общения и монологической устной речью.

Письменной речью, как и чтением, дети, как правило, овладевают в школе; при этом используется их практическое владение устной речью, знание общеупотребительной лексики, основ грамматики родного языка.

В школе обе формы (устная и письменная) и обе разновидности речи (диалог - монолог) получают дальнейшее развитие. При этом не только устная речь влияет на письменную, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка. Работа по развитию речи производится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения.

Работа по формированию правильной и хорошей речи связана с изучением основных языковых единиц - таких как звук, слово, словоформа…

Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая словесником специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (в произношении, дарении, в построении предложений), а также умениями выражать свои мысли в устной и письменной форме., пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

В методике преподавания русского языка принято выделять разделы Работы по развитию речи. Например - работа над лексикой и фразеологией в аспекте обогащения словарного запаса - А.В. Текучев, М.Т. Баранов, Н.В. Колокольцев, работа над словосочетанием и предложением - А. Текучев и др.

При этом предметом работы по развитию речи на уроках русского языка становится функционирование языковой единицы, под которым необходимо понимать не просто значение, функцию, роль той или иной единицы языка в системе языка, а назначение, применение, использование языковых средств для передачи некоторого «интеллектуального» содержания, их употребление живом общении, организацию языковых единиц и их взаимодействие в коммуникативном акте, реализацию потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания.

Т.А. Ладыженская и В.И. Капинос разработали методику работы над единицами языка в их соотношении в аспекте коммуникативного плана их усвоения. Рассмотрим соотношение единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи (таблица 1) Предлагаемый подход выделения основных разделов работы по развитию речи в соответствии с основными единицами языка отражает традиции отечественной методики и позволяет привести в определенную систему сложившийся к нашему времени объем работы по развитию речи.

В соответствии с этим подходом выделяется, по крайней мере, семь разделов работы по развитию речи (их наименование смотрите в таблице 1, в графе 3). «Культура речи», «Стилистика», «Связная речь» - собственно речевые разделы; в первых двух предметом изучения является функционирование языковых средств, в третьем - такое сложное речевое образование, каким является текст.

Разделы школьного курса русского языка

Единицы языка, изучаемые в этих разделах

Разделы работы по развитию речи (в которых рассматривается функционирование указанных единиц языка)

Фонетика

Звук

Работа над звуковой стороной языка

Словообразование

Части слова

Работа над значащими частями слова

Лексика и фразеология

Слово

Работа над словом (изобразительными средствами)

Морфология

Словоформа

Работа над морфологическими средствами речи

Синтаксис

Словосочетание

Предложение

Сложное синтаксическое целое

Работа над синтаксическими средствами речи (выразительные средства)

Культура речи

Все единицы языка

Культура речи

Стилистика

Связная речь

Текст

Стилистика

Связная речь

Эти разделы в отличие от других разделов работы по развитию речи предполагают введение определенных сведений теоретического характера (например, понятие о стиле, норме, описании и так далее).

Что касается орфоэпии, которая сейчас не выделена в школьном курсе в особый раздел (знакомство с нормами произношения производится рассредоточено, в связи с изучением других раздело школьного курса русского языка), то, по мнению Т.А. Ладыженской, вопросы методики орфоэпии могут рассматриваться как в разделе «Культура речи», так и в разделе «Работа над звуковой стороной речи». В данной книге вопросы орфоэпии и вопросы интонационной выразительности речи освещаются в разделе «Работа над звуковой стороной речи», что объясняется стремлением авторов более компактно изложить весь материал, относящийся к звуковым средствам речи. Вопрос о вычленении особого раздела - «Работа над фразеологическими средствами речи» - требует специального изучения. Действительно, одно дело, например, несвободные сочетания «в которых лексические компоненты выступают как строевые элементы словообразовательных моделей» (дать обязательство, обещание), другое - несвободные сочетания, обусловленные «связностью значений» (глубокая старость) и третье - пословицы, поговорки, крылатые выражения и так далее. И если несвободные сочетания двух типов могут быть предметом работы над словом или над синтаксическими средствами речи, то задачи обогащения речи учащихся позволяют поставить вопрос о правомерности вычленения третьего типа несвободных сочетаний как особого объекта для работы по развитию речи и в соответствии с этим о вычленении раздела «Работа над пословицами, поговорками, крылатыми выражениями» как особого раздела работы по развитию речи. Работа по развитию речи не должна строиться отдельно по разным разделам. Необходимость взаимосвязи между различными сторонами работы по развитию речи не нуждается в особых доказательствах. Эта взаимосвязь обусловлена объективно существующими в языке взаимосвязями между различными языковыми единицами, изучаемыми в школе (в том числе и на уровне речи), особенностями обучения, поставленного в такие условия, когда важно искать экономные пути и средства передачи знаний учащимся, формирования у них умений и навыков. В чем же состоит взаимосвязь между различными сторонами работы по развитию речи, каковы пути реализации этой взаимосвязи?

Первый путь - изучение языковых средств в их отношении к средствам другого, высшего уровня. Так, изучая звуки и значащие части слова, мы показываем, как они соотносятся с единицами более высокого уровня - с морфемой и словом, как «участвуют в выражении смысла, входя в состав звуковых оболочек морфем и слов» Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. - М., 1971. - С. 189. Таким образом, звуковые и словообразовательные средства рассматриваются не сами по себе, а во взаимодействии с теми языковыми средствами, которым они помогают выразить языковые и внеязыковые значения. Анализируя лексические, морфологические, синтаксические средства потенциально способные к самостоятельному употреблению, мы тем не менее используем языковые средства другого, более высокого уровня (как правило, для слова - словосочетание и предложение, для словосочетания - предложение, для последнего - сложное синтаксическое целое), чтобы показать особенности обозначения внеязыковой информации, речевую семантику рассматриваемого языкового средства, правильность и целесообразность ее использования. Второй путь - рассмотрение языковых средств в их отношении к связной речи, к тексту, высказыванию. Это необходимо в тех случаях, когда информационное значение языкового средства, его выразительность выявляются «только на содержательном фоне связного текста, в ряде случае весьма значительного по объему» Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвистической интерпретации/ Языковые единицы и контекст. - Л., 1973. - С 159., с учетом задачи и условий общения. Рассматриваемый путь реализации идеи взаимосвязи между различными сторонами работы по развитию речи тем эффективнее, чем больше отдельные стороны этой работы подчинены решению общей, четко определенной задачи. Практическим средством осуществления принципа коммуникативной направленности в обучении русскому языку в школе являются упражнения по развитию речи, которые проводятся специально и попутно в связи с изучением материала основной программы.

Таким образом, одним из разделов работы по развитию речи учащихся 5 классов является работа над изобразительными средствами языка - эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. Обратимся в следующих разделах выпускной квалификационной работы к разработке упражнений по обогащению связной речи учащихся 5 классов изобразительными средствами.

Глава II. Пути и средства обогащения речи учащихся 5 класса изобразительными средствами

2.1 Система упражнений по обогащению речи учащихся 5 классов изобразительными средствами

Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.

Нами были проанализированы учебники русского языка для 5-6 классов под редакцией М.М. Разумовской.

В пятом классе автор предлагает ребятам знакомиться с такими тропами, как эпитет, метафора и олицетворение. Работа с эпитетом представлена в следующих разделах: «Синтаксис и пунктуация», «Словосочетание», «Имя прилагательное»; работа с олицетворением - в разделах «Имя существительное», «Имя прилагательное»; работа с метафорой - в разделе «Словосочетание».

В 6 классе автор развивает у учащихся понятие об олицетворении, метафоре и эпитете и знакомит со сравнением. Работа с олицетворением и эпитетом представлена в разделах «Правописание» и «Причастие и деепричастие»; работа метафорой - в разделе «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов»; работа со сравнением в разделах «Речь», «Причастие и деепричастие» и «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов».

Были проанализированы учебники и программы по литературе для 5-6 классов. Относительно тропов выявляем, что в 5 классе учащиеся знакомятся с эпитетом, сравнением, метафорой и олицетворением; в 6 классе изучают понятие гиперболы, постоянного эпитета и развивают понятие об олицетворении и метафоре.

Приходим к выводам: работа над образной стороной речи в 5-6 классах проводится, но не в полном объеме.

Как говорилось выше, одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. На уроках русского языка и литературы в 5 классе школьники получают понятие о тропах, они специально обучаются анализу и пониманию речевой формы высказывания и поиску выразительных средств при написании творческих работ.

Опираясь на опыт учителя высшей категории средней школы №73, Зориной Ольги Сергеевны, мы разработали ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи учащихся 5 классов.

Данная система упражнений включает 2 группы:

I. традиционные упражнения:

1) Найти изобразительные средства в тексте и выписать их;

2) Определить функцию или значение изобразительных средств;

3) Определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и какова его синтаксическая роль в предложении;

4) Определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;

5) Подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;

6) Составить словосочетания с данными изобразительными средствами;

7) Выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;

8) Привести свои примеры обозначенных тропов.

II. нетрадиционные упражнения:

1) Ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками);

2) Устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами;

3) Написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства;

4) Редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.

Представленная классификация упражнений способствует эффективному развитию образной речи школьников.

Возможны другие виды традиционных и нетрадиционных упражнений.

Приведем фрагмент урока русского языка связанный с выявлением изобразительных средств языка в поэтическом тексте.

Этап урока: Анализ текста.

В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Давайте вспомним, что такое олицетворение (Прием изображения неживых существ живыми).

В стихах Есенина черемуха «спит в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и так далее. Заря, дороги, реки, небо, кусты - все в стихах Есенина движется, живет вместе с человеком.

Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги:

Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный лунный свет…

или

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде…

Отсюда неожиданность, смелость многих красочных (цветовых) эпитетов у Есенина. Поэт говорит: «О Русь, малиновое поле!» или «синее счастье».

- А что такое эпитет? (Это прилагательное, употребляемое в переносном смысле, которое характеризует какое-либо явление или предмет и служит для того, что сделать его характеристику ярче). Активно Есенин использует метафору.

- Напомните определение метафоры. (Это скрытое образное сравнение). У Есенина встречается такая метафора: «осень - рыжая кобыла - чешет гриву».

Для Есенина природа - это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.

Работа с текстами:

- Давайте обратимся к стихотворению «Береза» на странице 266. (Учитель читает стихотворение вслух).

- Какова тема этого стихотворения? (красота русской природы).

- Перед нами образ березы в зимнее время года. В учебнике есть иллюстрация И.И. Пчелко к стихотворению. Все ли отразил художник, что хотел сказать поэт? Может быть, кто-то из вас представляет другую картину? (Вид из окна и так далее).

Давайте назовем все изобразительные средства, которые мы здесь увидели. (Можно выписать в тетради).

· Белая (береза) - цветовой эпитет;

· (береза) принакрылась - олицетворение;

· принакрылась снегом, точно серебром - сравнение;

· на пушистых (ветках) - эпитет;

· снежною (каймой) - эпитет;

· в сонной (тишине) - эпитет;

· в золотом (огне) - цветовой эпитет;

· И горят снежинки в золотом огне - метафора;

· А заря, обходя, осыпает - олицетворение;

· (Обсыпает ветки новым) серебром - метафора.

Таким образом, мы видим, что стихотворение «Береза» состоит из сплошных тропов.

Обратимся к еще одному стихотворению С. Есенина - «Топи да болота». Прочитайте его и назовите изобразительные средства.

· синий (плат небес) - цветовой эпитет;

· хвойной позолотой взвенивает лес - метафора;

· меж лесных кудрей - метафора;

· темным (елям) - эпитет;

· елям снится - олицетворение;

· суховатой (липой) - эпитет;

· слухают ракиты - олицетворение;

· посвист ветряной - эпитет;

Какова же тема этого стихотворения? (Описание природы родного края).

- С какой целью поэт использует тропы? (для более точного и яркого описания, а также для эмоционального воздействия на читателя).

В следующем разделе выпускной квалификационной работы обратимся к этапам работы над эпитетом в 5 классе, как одним из наиболее интересных изобразительных средств в речи.

2.2 Этапы работы по обогащению речи учащихся 5 класса эпитетами

Система работы над эпитетом в пятых классах является важным звеном в работе по развитию образной речи и заключается в объяснении, закреплении и активизации в речи учащихся эпитетов, с которыми они встречаются в процессе обучения. Работа над эпитетом воспитывает внимание к слову, понимание оттенков его значения. Поэтому задачи нашего экспериментального обучения в период педагогической практике следующие:

1. Научить учащихся выделять эпитеты среди других образных выражений в художественных текстах и в чужой речи, понимая их художественную необходимость.

2. Развить такие качества учащихся 5 классов, как ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность.

3. Обогатить речь детей (устную и письменную) яркими разнообразными эпитетами.

Основное отличие этой схемы, разработанной учителем. От действующей в том, что в начале изучения изобразительных средств языка дается понятие образное выражение как «яркая картина жизни», которую можно увидеть, пережить. Понятие об эпитете формируется у учащихся в результате анализа языкового материала. При этом важно помнить предостережение Л.С. Выготского: если знакомить пятиклассников с образными средствами языка путем прямого обучения понятиям, то этим «не достигается ничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма…». В целях формирования осознанного владения эпитетами, способствующими развитию образной речи учащихся, а также во избежание формализма в знаниях вводится понятие образное выражение.

Важной составляющей методики обучения учащихся 5 классов пользованию эпитетов является разработанная нами система упражнений в образной речи, в которой выделяется три группы в соответствии с типами мыслительной деятельности и девять подгрупп в соответствии с основными макроумениями в области образной речи: 1)аналитические упражнения - направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка; 2) аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте; 3)синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами.

Исследование образной речи учащихся 5 классов позволяют сделать вывод, что в большинстве случаев ученики редко используют эпитеты в своей речи, а если и используют, то без элементарного знания теории. Поэтому в ходе исследования мы пришли к мысли о необходимости введения теоретических основ изучения эпитета, так как лишенные теоретического обоснования занятия по русскому языку не могут на необходимом уровне обеспечить языковую подготовку учащихся к использованию эпитетов в их речи.

Исходя из общедидактических принципов научности, сознательности и активности в усвоении знаний, систематичности, а также опираясь на методический принцип оценки выразительности речи, мы определили необходимый минимум теоретических сведений из области развития образной речи учащихся, достаточный для изучения эпитета.

В целях эффективного формирования специальных коммуникативно-речевых умений в области развития образной речи посредством эпитета в данном исследовании разработаны критерии отбора практического языкового материала, используемого в процессе обучения пятиклассников использованию эпитетов: 1) коммуникативный; 2) частотный; 3) познавательный; 4) образовательно-воспитательный 5)адапционно-возрастной; 6) критерий преемственности и последовательности.

В методической системе выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.

Этапы работы над эпитетом.

Этап

Цель

Методы

Упражнения

Пример

1. Пропедевтический

Пробудить у учащихся интерес к образным выражениям, встречающимся в художественных произведениях и в живой речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание учеников к эпитету как средству развития образной речи.

Сообщение, беседа, наблюдение.

Аналитические упражнения - направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка.

Задание. Прочитайте.

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину)

- Что вы себе представляете, прочитав текст? Какая картина возникает в воображении?

-Какое необычное словосочетание помогло вам? (молодые разноцветные осинки).

-Почему осинки молодые, но уже разноцветные? (в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства красок).

2. Репродуктивный

Помочь пятиклассникам усвоить оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте.

Беседа, наблюдение, самостоятельный анализ языкового материала.

Аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте

Задание. Прочитайте.

Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину)

- Какое утро описывает Пришвин? (Серебряное утро).

-Почему утро серебряное?

-что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро. Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести)

3. Продуктивный

Постижение учащимися различных приемов создания образности с помощью эпитетов.

Реконструирование и конструирование текста, изложение, сочинение.

синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами.

Задание. Прочитайте и озаглавьте текст.

Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову).

-Почему автор дал снегу такое название - гремучий? Запишите свое рассуждение.

Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты.

Построенная таким образом целенаправленная и систематическая работа над развитием образной речи учеников пятого класса посредством эпитета способствует формированию коммуникативно-речевых умений.

Заключение

Из рассмотренного и представленного нами материала можно сделать следующие выводы:

1. изобразительные средства разнообразны и необходимо познакомить учащихся с их особенностями, функциями и целями использования;

2. на уроках русского языка в 5-6 классах мало внимания уделяется образной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать в своей речи изобразительные средства языка;

3. существует ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи, которые необходимо использовать на уроках русского языка.

4. при изучении тропов необходимо проводить параллели с литературой, так как на уроках литературы их изучение более обширно.

На уроках русского языка и литературы необходимо больше внимания уделять образной стороне речи учащихся; разрабатывать такую систему работ, которая будет способствовать сознательному употреблению изобразительных средств в собственной речи.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб./под ред. Н.С. Валгиной. - 6-е издание, перераб. И доп.-М.: Логос, 2002.-528 с.

2. Веселовский А.Н. историческая поэтика.-М.,1989.

3 Виноградов В.В. Русский язык.-М., 1986.

4 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.-М.,1963.

5 Винарская. Е.Н. выразительные средства текста.-М.,1989.

6 Винокур Г.О. О языке художественной литературы.-М.,1991.

7 Винокур. О. Избранные работы по русскому языку.-М.,1959.

8 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.-М.,1993.

9 Дэвидсон Д. Что означают метафоры. .-М.,1990.

10 Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации.-М.,2002.

11 Квятковский А.П. Поэтический словарь.-М.,1966.

12 Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь.-М.,1998.

13 Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы.-М.,1984.

14 Константинова С.К. Изучение олицетворений.//Русский язык в школе.1994.№3.

15 Краткая литературная энциклопедия.-М.,1978.

16 Методика преподавания литературы.// под ред. О.Ю. Богдановой .-М.,1999.

17 Новикова Л.И. Дидактические материалы о стилистике и культуре речи// Русский язык в школе.2001.№3.

18 Одинцов В.В. О языке художественной прозы.-М.,1973.

19 Перепелкина Н.А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста// Русский язык в школе.2001.№3.

20 Полянских И.Н. Учимся видеть метафору.// Русский язык в школе.2000.№5.

21 Потебня А.А. Теоретическая поэтика.-М.,1990.

22 Программа для образовательных учебных заведений на 1992/93 учебный год. Русский язык.//под.ред. В.Л. Склярова. М.,1992.

23 Программно-методические материалы. Лит-ра.-5-6 кл/сост. Т.А. Калканова.-М.,1990.

24 Русский язык. Энциклопедия/ Филин Ф.П. .-М.,1979.

25 Серебрянников Б.А. Общее языкознание.-М.,1970.

26 Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире. Русский язык начала 21 столетия. Состояние, проблемы перспективы/Исследования по славянским языкам. -№6. -2001.

27 Сосновская И.В. Программа по литературе для 5-х классов «Школа гармонии души и мысли».

28 Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.-М.,1976.

29 Тодоров Л.В. Восхищение поэтическим тропом.//Русская словесность. 2005 №1.

30 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.-М.,1996.

31 Чернец Л.В. «Ночевала тучка золотая» (О метафоре)// Русская словесность. 2000 №6.

32 Чернец Л.В. Ирония как стилистический прием// Русская словесность. 2001 №5.

33 Ясинская С.Г. Секрет художественного слова. Тропы//Русская словесность. 2001 №5

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать