Работа социального педагога с семьей "группы риска"

Работа социального педагога с семьей "группы риска"

65

ДЕПАРТЕМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет социальной педагогики

Кафедра социальной педагогики

Романова Мария Викторовна

студентка группы 641в

очно-заочной формы обучения

"Работа социального педагога с семьей "группы риска"

(дипломная работа)

Научный руководитель

Клочкова Людмила Ивановна

доктор педагогических наук, профессор

Рецензент Жундрикова С.В.

Допущен к защите

Заведующий кафедры _________________

_______________________________200__г

Дипломная работа защищена на заседании

Государственной аттестационной комиссии

«_____»________________________200__г

с оценкой «_________________________»

Председатель ГАК ____________________

Москва 200__

Введение

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.

На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.

Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи.

Наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств и эмоций, широчайший круг представлений о жизни.

О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики. Теория семейного воспитания, как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, М.И.

Они подчеркивали необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности.

В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

Вторая половина прошлого столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, Т.А. Маркова и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на исследование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания. Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике семейного воспитания (С.В. Ковалев, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская и др.).

Представляют ценность дневниковые записи матерей, в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка (Е.И. Конради, В.К. Махова, супруги Никитины). С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы» В.С. Мухиной, «Дневник матери» Н.А. Менчинской и другие.

Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.

О необходимости оказания семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и другие), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача социального педагога в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».

Общественное мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества неблагополучных семей, что становится одной из самых острых проблем современной России.

Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.

Тема исследования: «Работа социального педагога с «семьей группы риска»».

Проблема исследования: каковы направления социально - педагогической деятельности социального педагога с «семьей группы риска»?

Цель: выявление специфики работы социального педагога с «семьей группы риска».

Объект: методика и технология работы социального педагога с «семьей группы риска».

Предмет исследования: содержание и формы социально-педагогической работы с «семьей группы риска».

Гипотеза исследования: своевременное выявление общих проблем, существующих в «семьях группы риска», разработка и реализация комплексной программы «Семья группы риска» и индивидуального социально-педагогического маршрута для каждой конкретной семьи, способствует восстановлению нарушенных взаимоотношений между членами семьи, содействует разрешению трудных жизненных ситуаций детей, воспитывающихся в данных семьях.

Задачи исследования:

1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье группы риска.

2. Социально педагогическая поддержка ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.

3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности.

4. Разработка и реализация комплексной программы работы социального педагога с «семьей группы риска», «индивидуального маршрута социально-педагогической поддержки» для конкретной семьи.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тренинг, убеждение.

Положения, выносимые на защиту:

1. Семья «группы риска» имеет специфические особенности, связанные с объективными и субъективными обстоятельствами.

2. Комплекс проблем существующих в семье «группы риска» необходимо решать с помощью комплекса методов и форм работы на основе программного подхода.

3. Наиболее эффективной формой работы социального педагога с семьей «группы риска» является «индивидуальный маршрут социально педагогической поддержки», включающий индивидуальные способы помощи детям, родителям.

База исследования: средняя общеобразовательная школа № 267 г. Москва, семья «группы риска» Златниковых.

Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность проблемы, ее практическая значимость, сформулированы объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования.

В первой главе «Психолого-педагогическое обоснование проблемы социально-педагогической деятельности с «семьей группы риска» дан анализ понятия «семья», «семья группы риска», рассмотрены особенности «семьи группы риска», дана характеристика детей испытывающих семейное неблагополучие.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по выявлению специфики работы социального педагога с «семьей группы риска» разработана программа социально-педагогической деятельности с «семьей группы риска», представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении сформулированы выводы по проведенной работе.

Список литературы содержит 32 наименования.

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы социально педагогической деятельности с « семьей группы риска»

1.1. Причины возникновения «семьи группы риска»

Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форму жизнедеятельности людей, обусловленную существующими общественно-экономическими и юридическими нормами.

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями (Куликова Т. А) выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее чем влияние школы, улицы, средств массовой информации, следовательно, от социального климата в своевременной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, отзывается на гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов. В настоящее время большинство населения по своим доходам находится, практически, на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость, со снижением рождаемости увеличивается количество детей, рожденных вне брака.

Тяжелая материальная ситуация складывается в многодетных семьях, их составляет около 2 млн. Возрастает количество малообеспеченных, а также беспризорных детей. Все социальные проблемы, с которыми связана семья, усугубляют внутрисемейные проблемы, а социальное поведение взрослых членов семьи ведет к подростковой преступности, раннему материнству, детской, подростковой наркомании, алкоголизму. Все это ведет к необходимости социальной реабилитации детей.

Два десятилетия назад работа с семьями группы риска заключалась в том, что родителей либо лечили, чаще всего от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, детей отправляли в детские дома и интернаты, где упор делали на обеспечение жизненно важных потребностей и обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из семей группы риска из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входили во взрослую жизнь совершенно не подготовленными, не могли адаптироваться к группе сверстников и испытывали трудности в общении.

Современная семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой семья и дети стали заложниками экономических и политических преобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров. Семье не хватает средств для развития ребенка: покупки книг, реализации увлечений и интересов, проведения досуга, отдыха, участия в экскурсиях. Это затронуло многие благополучные и относительно благополучные семьи.

В трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до 3 лет). С увеличением числа различного рода социально-неблагополучных семей возрастает количество беспризорных подростков. По данным МВД России на учете в органах милиции находится около 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Родители 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками. Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством, также усиливается тенденция жестокого обращения родителей с детьми.

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами-психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью.

Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполным семьям и др.); содействуют развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

В настоящее время понятие «семья группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Семья группы риска - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых.

Для решения вопросов оказания социально-педагогической помощи и поддержки необходимо четко представлять себе контингент таких семей и их психологическую характеристику.

На основе изученной литературы, проведения анкет, бесед, опросов, мы выявили причины возникновение «семей группы риска»

Основными причинами являются следующие обстоятельства:

пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр);

возникновение на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов;

сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;

жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

оставление малолетних детей одних без пищи и воды;

отсутствие у семьи крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

побеги детей из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких семей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска.

Специалисты (Жутикова Н.В.) чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывают негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии (Зацепин В.И):

отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах;

неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам;

гиперсексуальность, нарушения половой ориентации;

воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень;

отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность;

утрата интереса к знаниям;

дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Решение проблем этих детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея учреждений социально - педагогической поддержки, весьма проблематично.

Психологическая характеристика детей,

испытывающих семейное неблагополучие.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "деструктивная семья", "дисфункциональная семья", "семьи группы риска", "негармоничная семья" и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. Наличие только одного вида проблемы встречается довольно редко, поскольку все проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений. Ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия "неблагополучная семья" главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать