Работа социального педагога с неблагополучной семьей
p align="left">На предложение о проведении индивидуальной консультации откликнулись только 15 %, остальные выразили нежелание слушать «нотации о воспитании их детей».

Семей, в которых присутствует жестокое обращение и повышенная моральная ответственность не много, поэтому необходимости в организации родительского собрания не было. Для таких родителей были организованы индивидуальные консультации, которые посетили только 2% из 5%. Пришедшим родителям указали на известность истинной причины такого поведения, которую они скрывают. И в случае отказа в сотрудничестве терапия будет неэффективна.

После беседы были организованны малые группы для деловой игры (5-7 человек) «Заповеди семейного воспитания», по окончанию которой за консультацией обратились еще 2 % из общего числа семей.

Для семей с повышенной морально ответственностью детей было организовано родительское собрание «Взаимодействие родителей и детей».

Для семей с гиперпротекцией в стиле воспитания были организованы посещения на дому, так как на родительские собрания эти родители приходили редко и без особого интереса. При посещении таких семей у родителей было выяснено, что 20 % из них мало интересно какие проблемы и успехи у их детей в школе. В основном это родители старшеклассников, поэтому, по мнению взрослых, дети сами должны решать свои трудности в школе, а к ним обращаться только в крайнем случае. Посещения были регулярными: один раз в две недели. Так же были организованы индивидуальные консультации. В ходе работы родители сами стали проявлять интерес к школьной жизни своих детей, не дожидаясь посещения их социальным педагогом.

Для работы с семьями в которых присутствует неустойчивый стиль воспитания    были организованы родительские собрания на тему «Проблемы общения родителей и детей». Но поскольку эта проблема очень актуальна для разных стилей воспитания, то было решено провести ряд родительских собраний по параллельным классам. После обсуждения темы за помощью и консультацией обратились даже те родители, у которых не наблюдалось внутрисемейных проблем.

В семьях с недостаточной требовательностью к ребенку были организованы родительские собрания на тему «Противостояние или сотрудничество». В ходе беседы родители активно принимали участие и охотно делились родительским опытом.

Работа с семьями, в которых присутствует эмоциональное отвержение, совпадает с мероприятиями, проводимыми с семьями с жесткий стиль воспитания. Были организованы совместные лектории на темы: «О Вас и для Вас родители»: роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка, знают ли они нас?» В результате чего часть родителей осознали нехватку ласки и понимания к своим детям. Для устранения этой проблемы в взаимоотношениях с их детьми, они обратились за помощью и консультацией к социальному педагог (Приложение № 13).

Были выбраны следующие формы работы для изучения психологического климата в семье: посещения на дому, обсуждение на родительских собраниях проблем по данной теме, тесное сотрудничество с классными руководителями.

Так же для взаимодействия с родителями, которые не идут на контакт и не рассказывают свою семейные проблемы, был создан стенд для родителей, со следующим содержанием

§ Взаимодействие школы и семьи. Это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. В чем конкретно могут выражаться связи школы и родителей? Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая культура родителей. Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого - педагогического просвещения. Формы просвещения родителе: лектории, конференции, поклассные объединения родителей и т.д.

· Памятка родителям! Дорогие родители! Школа предлагает Вам сотрудничество в воспитании Вашего ребенка.

· Что нужно сделать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростками. Некоторые правила поведения, которые помогут в этом вопросе.

· Что школа может дать родителям.

· Советы родителям «Моя семья - моя радость».

· Ошибки семейного воспитания и их последствия.

· Договор об условиях и взаимных обязательствах школы и семьи. Обязанности школы и семьи по отношению к ребенку.

· Что делать родителям в школе? Ответ на простой вопрос.

(Приложение № 14)

Одновременно осуществлялась коррекционная работа с детьми из неблагополучных семей, входящих в нашу экспериментальную группу, при осуществлении которой использовались следующие формы работы:

Для младших школьников были организованы: беседа на тему «Моя семья», игровой тренинг «7Я», ролевая игра «Мама, папа, я - дружная семья».

В ходе работы с детьми были подкорректированы социальные навыки, а так же поведенческие реакции на внутрисемейные отношения с родителями.

Для подростковой группы были организованы: цикл классных часов на темы «Родители и Я», «Родители глазами детей», Ролевая игра «Живая скульптура» («Изобрази свою семью»).

В ходе работы с подростками были определены ведущие типы воспитания в семье и сформировано собственное отношение к различным типам внутрисемейного воспитания, а так же в ходе проведенных мероприятий часть детей обратились за информационной помощью и индивидуальной консультацией. В ходе которых часть детей поняли поведение и отношение своих родителей и согласились на дальнейшую индивидуальную социально - психологическую помощь.

Для старших школьников были организованы: цикл бесед на тему «Анонимные истории подростков», «Бесконфликтное общение в семье», упражнение «Продолжи сказку». По итогам работы был определен качественный уровень ассоциаций подростков, связанных с семейными взаимоотношениями. В результате работы многие подростки «открылись»: рассказали о своих проблемах в семье и обратились за помощью и индивидуальной консультацией (Приложение № 15).

После осуществления коррекционной работы с неблагополучными семьями по программе «Социально - педагогической помощи детям из неблагополучных семей» мы продиагностировали динамику изменений социализации.

Для этого мы использовали методику «Подростки о родителях» целью изучить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте. В результате методики проявляются как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков о практике их воспитания.

Проанализировав полученные результаты, мы выяснили, что

· 20 % семей почти полностью ликвидировали признаки неблагополучия (встали на учет… алкоголизм, осознали ошибки семейного воспитания и др.),

· 15 % осознали и приняли факт неблагополучия своей семьи, готовые к взаимодействию для ликвидации признаков неблагополучия в семье и снятия с учета

· 10 % прислушались к рекомендациям и советам, касающимся психологического климата в семье и стали периодически обращаться за помощью в виде индивидуальных консультаций

· 55 % остались при своем мнении, считая что в их семье нет неблагоприятных факторов для развития личности ребенка, утверждая при этом, что сами справятся с воспитательной функцией ребенка (Приложение № 16)

Эти данные подтверждают, что разработанная нами программа действует и что при ее реализации есть положительные результаты.

Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям использую предложенную программу «Социально - педагогической помощи детям из неблагополучных семей» на базе средней общеобразовательной школы.

Заключение

В ходе работы над проблемой «успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи» нами были поставлены и решены следующие задачи исследования.

Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.

Изучены особенности социализации детей из неблагополучных семей, мы вывялили, что дети строят свои дальнейшие жизненные планы, основываясь на модели собственной семьи и это порождает увеличение неблагополучных семей.

Выявив виды дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи, мы пришли к выводу, что причины не в структуре семьи, а в неправильном стиле семейного воспитания и нарушении типа родительско - детских отношений.

Обобщив научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка, а так же изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально - педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей, разработаны Гончаровой Т., мы выделили следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу и представили в виде схемы

Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

§ раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;

§ определение причин неблагополучия семьи;

§ осуществление информационной помощи семье;

§ организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;

при координационно - организационной помощи со стороны социального педагога.

Для решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, мы разработали программу «Социально педагогической помощи детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».

Цели программы: создания условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, реализовывалась через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.

Программа была апробирована на базе средней общеобразовательной школы № 114 и показала, что в ходе ее реализации улучшилась успеваемость и снизилось число прогулов у детей «группы риска» стоящих на внутришкольном учете, а так же в ходе работы с родителями часть их проявила заинтересованность в школьной и общественной жизни своих детей.

Итоговым результатом явилось снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а так же повышение родительского интереса к взаимодействию с социальным педагогом и совместной работе над устранением внутрисемейных проблем. Что и подтвердило поставленную перед исследованием гипотезу.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи:Записки детского психиатара. М., 1988

3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001

5. Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация

6. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971.

7. Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001

8. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6

9. Грибеннеков И. В. Воспитательный климат семьи

10. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005

11. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. тили родительского поведения // Завуч 1998 № 2

12. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985

13. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996

14. Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т.М., 1951

15. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого - педагогические основы коррекционно - профилактической работы). - М., 2004

16. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987

17. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М., 2003

18. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001

19. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2005

20. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4

21. Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002

22. Научно - методический журнал «Заместителя Директора школы по воспитательной работе» № 5/2004

23. Научно - методический журнал «Классный руководитель» № 1/1997

24. Научно - методический журнал «Классный руководитель» № 4/1998

25. Научно - методический журнал «Классный руководитель» № 5/1998

26. Научно - методический журнал «Классный руководитель» № 6/2004

27. Научно - методический журнал «Классный руководитель» № 7/2004

28. Новикова Е .В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981

29. Организационнаяи социально - педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.

30. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М. 2003

31. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993

32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.

33. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПб, 2001

34. Психодиагностика: Конспект лекций/Сост. Посохова С. Т. - М., 2004

35. Разумихина Г. П. Мир семьи. М., 1986

36. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология

37. Семья. Социально - психологические и этические проблемы:Справочник / Зацепин В. И. И д.р. Киев, 1990

38. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. - Мн., 1998.

39. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3

40. Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000

41. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М., 1987.

42. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000.

43. Социология семьи:Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. - М., 2005

44. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982 №4

45. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3

46. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000

47. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д, 2004

48. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. - М.. 2002

49. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. - Москва, 1995.

50. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. Спб, 2000

51. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

52. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов - на Дону, 1996

53. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.

54. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999

55. Харчев А.Г. Брак и семья в ССР.М., 1979

56. Чалдин Р. Психология влияния. Спб., 1999

57. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб., 2003

58. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999

59. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия. Л., 1990

60. Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского . М., 1994

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать