Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования

Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования

78

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы проблемы работы с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования

1.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков

1.2 Причины трудновоспитуемости подростков

1.3 Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подростками

2. Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками

2.1 Анализ работы центра детского творчества «Темп»

2.2 Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед - посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Действительно, педагогика на современном этапе, провозглашая главной целью - развитие личности ребенка.

В педагогике и психологии господствует идея социальной обусловленности отрицательных явлений в психике личности, отнюдь не связанная с социальной природой. Наоборот, всякое проявление безнравственности, правонарушения и преступления есть следствие разрыва здоровых связей личности с обществом, искажений, отклонений в ее социальном развитии.

Изменение социально-экономической ситуации в стране привело к изменению социального запроса к обучению и воспитанию детей в условиях общего и дополнительного образования.

По-новому взглянуть на роль дополнительного образования позволили Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году; Концепция Модернизации Российского образования на период до 2010 года. Названные документы привели нас к пониманию необходимости изменения содержания, методов, форм работы УДО. В связи с этим, главной целью дополнительного образования является: создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, приобщения его к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество. Основные задачи заключаются в переосмыслении методов организации образовательного процесса, в поиске, разработке и применении таких технологий, которые предоставят ребенку возможность достигнуть высокого индивидуального уровня образованности.

Успешность реализации целей и задач, стоящих перед дополнительным образованием, во многом зависит от профессионального и личностного осознания и принятия педагогами идеологии и технологии развития факторов успешности. Стоит подчеркнуть, что такой подход к развитию ребенка всегда был присущ образовательной деятельности. Предназначение педагога учреждения дополнительного образования детей - быть не просто инициатором в поиске решения проблем, но создавать такие педагогические условия, которые приведут ребенка к адекватной самооценке, самообразованию, являющиеся залогом успешной социализации подростков. Поколение подростков численностью в 1,2 млрд. человек готовится к вступлению во взрослую жизнь в стремительно изменяющемся мире.

Исходя из современной отечественной трактовки процесса воспитания, а также учитывая глубокие перемены, происходящие в России, можно с уверенностью сказать, что преобразования социальной сферы затрагивают все стороны жизнедеятельности подрастающего поколения. Процессы преобразований воздействуют на перестройку психологии, взглядов, убеждений, привычек, нравственных и моральных ценностей. Для одних эти преобразования не затрагивают их жизненное кредо, а другие уходят в глубокую депрессию, что приводит к ослаблению защитных функций организма, ведущих к стрессам, развитию алкоголизма и наркомании, бродяжничеству, в целом, к нарушениям общественных ценностей и морали и др. Особой опасности подвержены несовершеннолетние, если все перечисленные последствия будут косвенно или адресно затрагивать формирование социальной позиции подростка.

В настоящее время система дополнительного образования детей России продолжает развиваться. Она востребована детьми всех возрастных категорий. Достаточно сказать, что за 8 последних лет сеть учреждений дополнительного образования детей увеличилась на 3,3%; контингент обучающихся возрос на 3,2 млн. детей. На сегодняшний день почти половина жителей Земли моложе 25 лет, из них около 20 % составляют подростки в возрасте от 10 до 15 лет. Большую часть сети составляют дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие разнонаправленные дополнительные образовательные программы, а также спортивные школы и клубы общей физической подготовки. За ними следуют учреждения технической ориентации, эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности. Свыше 400 учреждений работают по программам спортивно-технической, военно-патриотической и военно-технической ориентации. Кроме творческих объединений по основным направлениям деятельности, в системе дополнительного образования России действует более 65 тысяч других учреждений и объединений, среди них различные клубы по интересам, объединения учебно-исследовательской деятельности, музеи, поисковые отряды, ассоциации юных лидеров и многие другие.

Ситуация с включенностью детей в различные формы дополнительного образования в регионах России далеко не одинакова. Если за точку отсчета взять средний федеральный показатель процента охвата детей дополнительным образованием, а именно - 38,7%, то окажется, что 43 субъекта Российской Федерации превышают данный процент. Следует отметить, что в 21 регионе страны практически каждому второму ребенку предоставлена возможность систематически заниматься любимым делом. В настоящее время дополнительное образование детей развивается по восьми основным направлениям.

Дополнительное образование детей -- это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались: Асмолов А. Г., Бруднов А. К., Калиш И. В., Панов В. И. и многие другие.

Цель работы: Изучить социально-педагогическую работу учреждений дополнительного образования с трудными подростками и разработать программу работы с трудными подростками.

Исходя из этого, определим объект нашего исследования: социально-педагогическая работа с трудными подросткам.

Предмет исследования - социально-педагогическая работа центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам.

Гипотеза нашего исследования: социально-педагогическая работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками будет более эффективна при реализации комплекса педагогических условий:

· вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;

· содействие социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы;

· профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Изучить социально-педагогическую работу центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам.

Разработать и апробировать программу по работе учреждения дополнительного образования с трудными подростками.

Методы исследования:

теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;

эмпирические - педагогическое наблюдение воспитательного процесса; педагогический эксперимент (апробация программы работы с трудными подростками.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была проанализирована социально-педагогическая работа с трудными подростками в учреждении дополнительного образования.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования, а также разработанная программа работы с трудными подростками могут быть использованы социальными педагогами, педагогами и психологам в учреждениях дополнительного образования.

База исследования: центр детского творчества «Темп» г. Амурск.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (54 источника), приложений (9).

1. Теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования

1.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. [3, 4, 7, 14, 15, 18, 20, 24, 25, 27, 28, 30, 35].

Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков, также не была однозначной.

В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как «дитя на подросте» - 14-15 лет. [14]

В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это «мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет». [14]

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.

Личко А.Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет. [18]

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием, как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. [24]

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [14, 15]

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. [3, 4, 13, 14, 19] Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В результате возникает кризис подросткового возраста.

Суть подросткового кризиса [29] составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. [13, 14] Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся на следующие виды: [20]

1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).

3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. [13, 14, 27] Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. [13, 14]

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной [33], является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом. [18, 19, 23, 24]

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив - один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты подростка. По его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие [26]:

1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой.

2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.

3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.

4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

Трудные подростки - понятие сложное. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания. Надо помнить, что трудного ребенка, каким бы он ни был, мы должны поставить на дорогу гражданской, трудовой, духовной жизни.

Осуществление перевоспитания немыслимо без глубокого анализа поведения трудных детей (особенностей их психики, обусловивших это поведение). Трудному подростку свойственны в основном те же качества личности и возрастные особенности, которые присущи всем его сверстникам. При этом именно общее, присущее всем преобладает над особенным, специфическим, характерным лишь для трудных подростков.

Это значит, что перевоспитание должно осуществляться на основе общих принципов учебно-воспитательного процесса с учетом специфических особенностей трудновоспитуемых. Это требует всестороннего и объективного анализа особенностей поведения трудных детей. Между тем особенности поведения трудных детей есть, прежде всего, своеобразное отражение неблагоприятных внешних влияний. Поэтому типичные черты трудных подростков свидетельствуют о типичных ошибках в их воспитании. Одной из таких ошибок является недостаточное внимание к мотивам поступков и поведения трудных подростков.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать