Роль игры в развитии коммуникативных умений старших школьников
одобные факультативы, циклы бесед стимулируют размышления учащихся о себе и окружающих людях. Но для обучения способам общения мало одной информации об общении, необходима практическая деятельность учащихся.

Нередко в школьной практике обучение способам общения рассматривается учителями как обучение культуре поведения. Однако навыки культуры поведения, безусловно, необходимые для построения взаимоотношений, сами по себе ещё не могут существенно изменить сложившуюся у ученика информацию о людях и самом себе, не могут значительно повлиять на отношения человека с другими.

Как показывает опыт, наиболее результативными являются специальные занятия, завуалированные в виде игр, занятий, кружков, куда приглашаются все желающие и обязательно привлекаются неконтактные дети. Эти кружки образуются на базе одного или нескольких классов. Кружки лучше всего называть каким-то обобщенным, нейтральным образом: кружок фантазёров и т.д. Это помогает привлечь малоинициативных, "настороженных", аффективных детей. Кроме того, нейтральное название помогает сделать программу занятий достаточно гибкой, а сами занятия разнообразными.

Подобные занятия относятся к косвенным методам. Дети не подозревают, что их учат способам общения.

По отношению к старшим школьникам можно использовать сочетание прямого и косвенного методов обучения общению. Особенности подобной работы с учащимися старшего школьного возраста изучала преподаватель педучилища г. Новосибирска М.С. Памышева. [№39, с.37-38] Работая классным руководителем, М.С. Памышева проводила систематическую, целенаправленную работу по формированию способам общения.

Конечно, организация специальных занятий по обучению общению не может быть отделена от управления всей жизнью класса: создание системы общественно значимой деятельности, самоуправления. Только комплекс всех педагогических средств может обеспечить психологический контакт в коллективе, стимулирующий полноценное развитие личности.

1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшеклассника

Старшеклассники - это учащиеся старшей школы, как правило, этот период является началом юности.

Юность - период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.

В своей профессиональной деятельности школьный психолог имеет дело с молодыми людьми, стоящими на пороге юности, готовящимися переступить порог взрослой жизни - старшеклассниками. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего - это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а лот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение. [19, с.67-68]

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, то есть способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. [34, с.167]

В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. [19, с.80]

Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность. [42, с.27]

Поговорим о самооценке в ранней юности. В российских школах была выявлена интересная динамика ее развития. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.

В одиннадцатом классе ситуация становится более напряженной. Часть старшеклассников сохраняет "оптимистичную" самооценку. У некоторых, напротив, преобладает неуверенность в себе. Их самооценка низка и конфликтна (в основном в эту группу попадают девочки).

В связи с изменениями в самооценке, в одиннадцатом классе повышается тревожность. Но, несмотря на разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.

Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.

1.3 Особенности игровой деятельности старших школьников

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Представляется плодотворной мысль, Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия "игра". Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. [50, с.98]

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. [47, с.144]

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. [51, с.143]

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры. [30, с.109]

К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.

Одиночная форма - это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.

Групповая форма - это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.

Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

Особенностями игровой деятельности в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевое взаимодействие.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с "обязательным содержанием".

"Деловой театр". В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются кон­кретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к "исполнению ролей" и "деловому театру". Это тоже "театр", но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Все особенности юношеской ролевой игры - и нацеленность на самоутверждение перед обществом, и юмористическую окраску, и стремление к розыгрышу, и ориентацию на речевую деятельность - следует использовать в педагогических целях.

1. Игровые импровизации. Если в коллективе хороший психологический климат, атмосфера полного доверия между педагогами и воспитанниками, то драматизированные игры-пародии возникают спонтанно, без участия взрослых. Такие игры становятся центральным звеном досуга и эмоциональным элементом труда. В этом возрасте для их возникновения достаточно только одобрение взрослых.

Элементы игры всегда украшают трудовую деятельность, и старшеклассники это понимают. Само внесение игровых деталей в трудовой процесс - свидетельство творческого отношения к делу и прекрасного климата в коллективе. (Приложение 2)

Если в коллективе настоящее самоуправление, полное взаимопонимание педагогов и воспитанников, то вожаки коллектива сами создают массу игровых приемов, прекрасно осознавая роль юмора в организации труда и быта.

Настоящее дело для старшеклассников - организация игровых школьных праздников. Здесь широкое поле деятельности для проявления речевой активности, юмора и самоутверждения. Большинство ролевых игр для старшеклассников идентично по форме с играми подростков.

Но есть игры, которые рекомендуются только для юношеского возраста. Это разновидность деловых игр.

2. Деловые игры. Деловые игры используются в высших учебных заведениях, при повышении квалификации управленческих кадров. В них разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений, между разными уровнями управления и организации.

Эти ролевые игры нового типа принципиально отличаются от всех, рассмотренных ранее. Здесь старшеклассники поставлены хотя и в игровую, но более всего приближенную к реальности ситуацию. В игре "просматриваются" варианты выборов решений и поступков. В результате обыгрывания ситуаций только этого сюжета у десятиклассников появляется более серьезное отношение к темам "семейная экономика", "психологический климат в семье" и т.д. Беседы и диспуты по этим темам целесообразно проводить параллельно с деловыми играми.

Социальная ориентация включает формирование отношений к будущей семье, профессии, общественной деятельности. Все это может стать содержанием деловых игр для старшеклассников. (Приложение 3) [№29, с.39]

Поскольку речевая деятельность вызывает особое внимание в юношеском возрасте и те, кто недостаточно ею владеют, испытывают неудовлетворенность, старшеклассников всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию, обучающие дискуссии.

Это могут быть такие игровые упражнения:

"Ролевое рассуждение". Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях. Например: "философ", "дипломат", "активный общественник" и т.д. Школьникам, конечно, объясняется, что речь идет не о профессиях, а лишь той внутренней позиции, о том внутреннем отношении к окружающему, которую им следует прочувствовать и продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других.

Затем договариваются о предмете обсуждения. Им может быть любое известное художественное произведение или кинофильм. Предмет дискуссии не должен быть сложным или слишком волнующим в данной игре, иначе это будет "выбивать" играющих из ролей. После 10-15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль оставалась неузнанной, считался не выполнившим задачу. Конечно, роли распределяются дифференцированно: одним - полегче, другим - потруднее.

"Дискуссия-соревнование". Все участники разбиваются на две команды. Выбираются жюри, определяющие критерии оценки выдвигаемых аргументов: доказательность, логику, четкость формулировок, корректность выступающих, способность строго придерживаться темы и т.д. Жюри договаривается о системе баллов. Предметом дискуссии может быть серьезная тема, например: "Что целесообразнее - работать после десятого класса или идти учиться дальше?", а может быть и какая-либо шуточная. Вести дискуссию в данном случае может и сам руководитель группы. В конце дискуссии жюри объявляет результаты, комментирует их. В заключении - коллективное обсуждение с использованием любых этапов анализа.

"Конкурс ораторов". Желательно, чтобы через это упражнение прошло как можно больше участников. Этот конкурс предполагает импровизацию. Вызывается любой участник (можно по жребию). Он должен произнести речь на 2-3 минуты на любую заданную группой тему. Это задание следует обыгрывать, когда в группе сложится достаточно доброжелательный климат и доверие друг к другу, при котором можно ставить условие не превращать речь в пустую болтовню и зубоскальство. Тогда можно называть темы, стимулирующие раскрытие личности. "Что мне принесло шестнадцатилетние?", "Как я понимаю честность?" и др.

И деловые игры, и игры-тренинги достигают своего воспитывающего эффекта только при условии взаимопонимания и доверия между педагогом и школьниками.

Самое трудное - преодолевать собственную внутреннюю скованность. Игровой тренинг большей отдачи по сравнению с организацией познавательных сюжетно-ролевых игр: там большую нагрузку берет на себя юмор, здесь - только атмосфера доверительного взаимодействия. Построить такое взаимодействие впервые же дни занятий - задача трудная, но без ее решения тренинговая группа не сложится.

Выводы по первой главе

На основе анализа различных подходов к проблеме развития коммуникативных умений старших школьников в игровой деятельности выяснили то, что общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников младшего школьного возраста.

Игра в данном случае есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи младших школьников.

В нашем исследовании под коммуникативными умениями мы будем понимать умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, понимание психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.

Согласно Д.Б. Эльконину, под игрой мы будем понимать совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей.

Игра является сложным социально-психическим явлением уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания.

Игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем старшеклассника, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.

Под игровой деятельность будем понимать вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Глава 2. Исследование условий и методов развития коммуникативных умений старшеклассников в игровой деятельности

2.1 Методы исследования коммуникативных умений

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм "правильности" и "неправильности" принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности.

Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов.

Групповая терапия, процесс, который существует независимо от того осуществляется ли он с помощью научных методов или нет, речь идёт лишь о том, что неорганизованная групповая психотерапия может быть усовершенствована научными средствами. Одним из инструментов такого усовершенствования является психодрама, понимаемая как набор диагностических и терапевтических приёмов психокоррекционной работы. На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании определённой ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и и других действующих лиц. Во всех ролевых играх психологу-тренеру отводится ведущая роль. Однако в последнее время наметилась тенденция к выдвижения на первый план взаимодействия между участниками.

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками подросток отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированный проблемы, но и случаи из профессиональной практики и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать её деятельность даже в тех случаях, когда перед группой стоят чисто инструментальные цели.

Наиболее эффективным будет метод, основанный на понимании личности обучаемого как мыслящего и активно действующего участника событий, приближающихся к реальным

Очень популярным в последние годы стал такой метод массового изучения школьников, как анкетирование. Здесь основная сложность состоит в правильном подборе вопросов, которые должны быть четкими, ясными, понятными, однозначными, не содержать в скрытой форме тот или иной ответ. Ответы на один вопрос необходимо контролировать ответами на скрыто аналогичные вопросы (при расхождении такие ответы не принимаются во внимание, так как они не могут быть признаны достоверными).

Дополнительный материал может быть получен в результате анализа продуктов творческой деятельности учащихся, так как и здесь проявляются отношения к действительности. Имеется в виду изучение детских рисунков, технических поделок, литературных упражнений (очерков, стихотворений), сочинений, особенно на свободные темы ("Моя мечта", "Как я работаю над воспитанием своего характера"). Помимо содержания деятельности (тематика, сюжет, содержание), некоторое значение для познания личности школьника имеет и оформление работы, в частности стиль письменной речи, манера рисования и т.д.

Анкеты, сочинения, беседы психологически представляют собой методы получения словесных показаний человека о себе самом. Во всех этих случаях школьник сам (прямо или косвенно, опосредованно) выражает и формирует свои мысли, говорит о своих убеждениях, взглядах, чувствах, переживаниях, высказывает своё отношение к тем или иным явлениям окружающей жизни.

В возрастной и педагогической психологии широко применяется так называемая социометрическая методика. Она специально используется при изучении детских коллективов и групп - их направленности, внутриколлективных и внутригрупповых отношений, при изучении микрогрупп в коллективе, положения в коллективе отдельных его членов. Внешне методика эта очень проста.

Также одним из методов исследования общения можно назвать и игровой тренинг. Как было уже сказано выше, цель тренинга - это обучение общению. При проведении игрового тренинга можно выделить следующие этапы: организационный (предложение сюжета и распределение ролей), этап "вхождение в роль", сама игра и коллективный анализ. С помощью этого старшеклассники могут преодолеть некоторые барьеры и научиться свободно, правильно выражать свои мысли, не боясь быть неправильно понятыми.

Итак, изучение методов исследования коммуникативных умений учеников старшего школьного возраста - процесс глубокого и всестороннего исследования, обладающий определённой логикой, последовательностью, необходимыми средствами познания.

Психолого-педагогической исследование проходило в школе №14 "Зелёный шум". В исследовании приняло участие 30 обучающихся 10-х классов, которые были разделены на контрольную (10"А") и экспериментальную (10"Б") группы. (Приложение 4)

2.2 Особенности развития коммуникативных умениях в старшем школьном возрасте

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях