Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка

Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка

Министерство образования Российской Федерации

Самарский государственный педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа по педагогике

«Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка»

Выполнил:

Студентка 31 «б» группы

Глушенкова Е. А.

Проверил:

Доцент

Абросимова Т. Н.

Самара

2008

План

Введение

1. Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития подростков.

2. Психофизиологические особенности и особенности субкультуры подростков.

3. Современные педагоги о роли субкультуры в развитии подростка.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Каждое поколение имеет право в награду за свои труды и полезную деятельность шить себе брюки по своему вкусу и сидеть на стульях, которые ему нравятся. И вешать на стены то, что хочется, а не то, что противно.

Н. Акимов «Не только о театре»

Музыкальная субкультура является одной из важнейших частей подростковой субкультуры. Подросток принадлежит к какой-либо малой группе, которую он считает для себя значимой. Такой группой для подростка чаще всего и становится какая-либо музыкальная субкультура, поскольку именно в ней ему приходится общаться больше всего. И нередко случается так, что ему приходится долго добиваться принятия в определенную группу, доказывать свое право на состояние в ней, принимать установленные правила и порядки. Так же в подростковых увлечениях проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. Кроме того, мода -- средство самовыражения: юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм. Кон И.С. Психология ранней юности. Юношеская субкультура. С.12. Несомненно, не только музыкальная субкультура имеет все вышеперечисленные характеристики, но именно она привлекает наше внимание своей смелостью и эпатажностью, своей яркостью и разнообразием. Именно поэтому актуальность темы исследования заключается в том, что наше внимание привлекает проблема музыкально-эстетического развития подростка. Особенный интерес вызывает проблема влияния музыкальной субкультуры на и развитие личности подростка.

Задачи:

- раскрыть сущность понятий процесса музыкально-эстетического развития подростков;

- охарактеризовать психофизиологические особенности и особенности субкультуры подростков;

- раскрыть основные идеи современных педагогов о роли субкультуры в развитии подростка.

Объект исследования: процесс музыкально- эстетического развития подростка.

Предмет исследования: роль и место субкультуры в развитии подростка.

Цель исследования: теоретически изучить проблему музыкально-эстетического развития подростка, определить роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка.

§1. Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития подростков

Для того чтобы определить как в широком смысле понимается термин «музыкальная субкультура» и какое значение она имеет в музыкально-эстетическом развитии подростка, необходимо для начала понять что такое культура и как из этого определения сформировался новый термин или явление- субкультура.

Определение «культуры» неоднозначно. Например, под словом «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи - их понимание во многом зависит от уровня образования и интеллектуальных запросов рассуждающих, а так же от целей и задач разговора.

Культура- это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Так же культура- это высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. Например, голоса у певцов, физическая культура. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991

Культура (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землёй (лат. agricultura), с тем чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда - «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесно- душевных и духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает и бескультурье, и «рафинированную культуру». Если говорить о различии между культурой и цивилизацией, можно сказать, что оно состоит в том, что культура- это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация- совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта. Философский энциклопедический словарь. М., 1997

В зависимости от тех или иных установок даются самые различные определения культуры. Для одних культура - накопленный опыт человечества, для других - произведенные материальные и духовные ценности, для третьих - система знаков, для четвертых - система регулятивов человеческой деятельности, для пятых - информация и т.д. А. Швейцер пишет, что “в наиболее общих чертах культура это прогресс, материальный и духовный прогресс, как индивидов, как и всевозможных сообществ”. Сущность культуры, по его мнению, двояка, она слагается из господства разума над силами природы и из господства разума над человеческими убеждениями и помыслами. Д.Белл под культурой понимает “царство экспрессивного символизма и выразительности”. “Культура - это то, что отличает человека от животных” - заявляет Л.Г.Ионин. - Культура - это характеристика человеческого общества”. Негодаев И.А. Информатизация культуры.

Как отмечал Ж - П. Сартр, «культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо». Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб. 1992. С.25.

Абраам Моль в своем рассмотрении культуры подразделяет ее на культуру индивидуальную и культуру социальную. А сам термин «культура», по Молю, охватывает именно «совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» или общества». Индивидуальная культура -- это «экран знаний», сформированный в сознании человека; на этот экран проецируются получаемые из внешнего мира новые стимулы-сообщения, и на этой основе строятся восприятия, то есть формы, способные получить дальнейшее выражение в словах и знаках. Вполне понятно, что на личном уровне эти «экраны» различны по обширности (эрудиция), по глубине, «плотности» и оригинальности. Но, так или иначе, они обусловлены общим состоянием «коллективной культуры» (Моль называет эту культуру в целом «социокультурной таблицей»). Именно эта имеющаяся в обществе «социокультурная таблица» и «дает пищу для интеллектуальной жизни большинства людей на Западе». Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. -- М.: Издательство ЛКИ, 2008. -- 416 С.

Ушедшее тысячелетие оставило нам не только тяжелые последствия войн, революций и технического прогресса. Оно принесло с собой принципиально новые способы существования культуры. В его последнее, двадцатое столетие появилось новое словечко, совсем неслучайное, так как ему соответствовало нечто до сих пор неслыханное, то, что было уже и до двадцатого столетия, но к чему теперь подобралось имя, а потому и обрисовалась его суть. Это слово (или явление)- субкультура.

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура- это подкультура или культура в культуре. Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической группы. Выделяются также субкультуры основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых. Культурология: Учебник для студентов технических вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999.

Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурой» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит. Все, что за ее пределами, - область профанного, бытового, - лишалось статуса «культуры». Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе относят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960-70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка «sub» (т.е. «под-»), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие «дневную поверхность» господствующей культуры. Это понятие использовалось в ряду таких, как subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье). В том же контексте (в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие «контркультура», определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне- культурные. Со временем, однако, оно получило иной смысл. Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур \\ Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.

Прежде всего приставка «суб -» в современном контексте, как мы уже говорили, подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура не представляет собою самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума (ее мы и обозначаем словом «культура»). Субкультуры, как ее подсистемы, опираются на ее культурный код (общий для большинства их и обеспечивающей их взаимопонимание), а кроме того, ориентированы на постоянный диалог с нею. Этот диалог может принимать формы «обновления культуры», ее «развития», «восстановления традиций»- или «противостояния», «разрушения» и прочее, но он необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур. Каждая из них определяется, прежде всего, по отношению к культуре (господствующей, общепринятой, материнской и т.п.), противопоставляя ей свои нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм. Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур \\ Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Как писал в своей статье Ю.Хомутинников «…если копать глубже, обнаруживается иная, куда более любопытная подоплёка. Слово субкультура недаром имеет корень "культ". И как всякий культ, любая субкультура имеет свою атрибутику, свои признаки, свои "опознавательные знаки", служащие своего рода "метками": ты не носишь такую одежду, как мы, ты не носишь такую причёску, как мы, ты используешь в своей речи своей речи совсем иные акценты; ты - не такой как мы, ты не "наш", ты "чужой", тебе не место среди нас. Да - именно для расставления акцентов "свой-чужой", для идентификации и самоидентификации и используется символика и атрибутика субкультур». Хомутинников Ю., Субкультуры. Прошлое, настоящее, будущее. 2007.

Так же для определения термина «субкультура» в своей статье к словарю Даля обращается Отто фон Фаустле:"...Данный термин состоит из двух частей: корня «культура» и приставки «суб -». Следовательно, получаем понятие «субъективная культура». Чтобы углубиться в данное словосочетание, используем толковый словарь Даля. Определение культуры - «Образование, умственное и нравственное», и определение субъективности - «Субъективное, то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит познаваемый объект». В итоге имеем: субкультура - умственное и нравственное образование личности, исключающее ее многогранное и разностороннее развитие..." Фаустле О. Субкультура как регресс индивидуализации личности.

Основой субкультуры могут быть образ жизни, определённые политические взгляды, стиль музыки.

Так что же такое «музыкальная субкультура»?

Музыкальная субкультура является одной из важнейших частей подростковой субкультуры. Кроме того, подросток принадлежит к какой-либо малой группе, которую он считает для себя значимой. Часто такой группой для подростка становится его школьный класс, поскольку именно в нем ему приходится общаться больше всего.

Музыка -- это часть подростковой субкультуры, по мнению многих психологов (Райс Ф., Мудрик А. В., Кон И. С., Мухина В. С. и др.) -- самая значительная. В доказательство этого можно привести тот факт, что при знакомстве подростков одним из первых задается вопрос «А что ты слушаешь?» А. В. Мудрик считает, что следование моде -- конструирующий признак именно подростковой субкультуры. Принадлежность к музыкальным направлениям в какой-то мере есть следование моде. В то же время можно наблюдать некую «моду на музыку». Попав в новую для себя малую группу, подросток может вместе с другими ее атрибутами принять музыку, свойственную этой малой группе. Вообще, массовость является особенностью подростковой музыкальной субкультуры. Петров Д. Зависимость принадлежности к музыкальным течениям и социального положения в малой группе. 2007.

Наиболее известные музыкальные субкультуры:

Альтернативщики

Молодежная субкультура cформировалась при смешении металистов, панков и рэпперов. Неагрессивны, выделяются дружелюбием друг к другу и к другим. Являются анархистами. Для альтернативного металла характерны и тяжёлые гитарные риффы, присущие металу, и черты экспериментальной музыки -- нетрадиционные тексты песен, нечётный музыкальный размер, необычные технические приемы, неприятие условностей и традиций тяжёлой музыки, соединение метала с самыми разнообразными музыкальными жанрами.

Готы

Представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и фильмов.

Достаточно широко представлена оккультная символика -- используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти -- украшения с гробиками, черепами, и т. д.

Основной музыкой, входящей во вкус готов, является готик-рок. Музыка и стиль групп отличается как мрачными текстами о судьбе, любви и смерти, так и мрачным имиджем.

В более поздний период возникло течение готик-метал. Музыка готик-метал отличается медленным, вязким звучанием с активным использованием клавишных. Часто вокалистками выступают женщины, либо используется дуэт «красавица и чудовище» -- высокий, «оперный» женский вокал и низкий мужской (распространено использование классических инструментов как настоящих оркестров, так и синтезатора).

Металлисты

Это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 80-е годы. Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров, в связи с симпатией последних к тяжёлой музыке и симпатии первых к мотоциклам (как к символу свободы).

Среди всех молодёжных субкультур, получивших распространение в современности, субкультура металистов одна из немногих не является деструктивной, так как причиной объединения её представителей является именно увлечение тяжёлой музыкой, которая (за исключением некоторых групп) учит человека добру и уважению и прививает высокие моральные ценности.

Моды

Британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х г. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х г. Отличительной чертой модов было их особое внимание к внешнему виду, любовь к музыке (от джаза, ритм-энд-блюза и соула до рок-н-ролла и ска). С модами также стала ассоциироваться музыка таких британских рок-групп как Small Faces, Kinks и The Who (на основе альбома которых в 1979 году вышел фильм «Квадрофения»).

Панки

Панк, панки, панк-рокеры, пункера (от англ. punk -- отбросы) -- контр-культура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма.

Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах- именно так можно охарактеризовать панк. К концу 1960-х вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв, выступал на концертах вымазанным в собственной крови и заканчивал бесчинства на сцене тем, что «нырял» в толпу фанатов.

Ска

Ска (англ. Ska) -- музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.

Звуковые установки -- не просто стереоколонки, а своеобразная форма уличных дискотек, с ди-джеями и их передвижными стереосистемами, с возраставшей конкурентной борьбой между этими ди-джеями за лучший звук и лучший репертуар и так далее.

Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии. Музыка ска обрела популярность к середине 60-х гг.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать