Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативных навыков на начальном этапе обучения иностранным языкам
p align="left">Психологи определяют время для имритинга до 8 лет. Хотя у этого возраста есть некоторые ограничения, на которые любят ссылаться противники раннего обучения: например, объем памяти у ребенка действительно меньше, чем у взрослого, но и его языковые потребности тоже меньше. Есть все основания полагать, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языковым материалом детьми, даже в естественной среде, стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанные. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми.

Игровая деятельность является ведущей для ребенка от 3 до 8 лет и ее значение не утрачивается в начальной школе. Обучающие возможности игры на иностранном языке отмечали многие известные педагоги: Л.В. Выготский и Д.Б. Эльконин. Великий русский педагог Ушинский, считал, что при правильной организации учебного процесса обучение детей иностранному языку должно начинаться с дошкольного возраста. Ушинский считал, что путь развития речи ребенка строится на развитии детского мышления, а оно в свою очередь, опирается на конкретные зрительные образы, на наглядность. В настоящее время психологические условия формирования у детей младшего возраста речевых навыков и умений теоретически обоснованы и проверены экспериментально в исследованиях и учебных пособиях. По мнению Ш.Г. Амонашвили ребенок очень свободно овладевает речью в раннем возрасте без специального обучения. Двухлетний ребенок уже в состоянии вести речевое общение с окружающими его людьми. Ребенок от рождения наследует некую речевую функцию или речевую способность. Эта функция синтезирует в себе все необходимые психические закономерности, она систематизирует и вырабатывает способы речетворчества, она не нуждается в сложных мыслительных операциях для раскрытия закономерностей языка. Мыслительные операции возникают у ребенка в результате жизненного опыта и деятельности окружающей среды, и углубляются, формируясь по мере овладения речью.

Но эти мыслительные операции направлены не на достижения закономерностей самой речи. Прирожденная речевая функция наделена специфическими способностями: первая особенность заключается в том, что ее деятельность ограничена во времени. Именно в определенный период нужно обеспечить ребенка необходимым умением в окружающей среде - умением и способностью обучаться. Через определенный промежуток времени у ребенка формируется речь, речевой механизм, и функция теряет свою значимость. Поэтому в тот период, когда действует функция, ребенок достаточно легко усваивает язык. В силу угасания речевой функции становится невозможным уподоблять процесс обучения иностранному языку процессу усвоения речи. Поэтому стоит воспользоваться могуществом речевой функции и не отказываться от обучения ребенка иностранному языку в раннем детстве. В дошкольном и младшем школьном возрасте прирожденная речевая функция пока еще способна действовать и если правильно организовать педагогический процесс по обучению иностранному языку, то они могут удлинить жизнь речевой функции.

Все исследователи утверждают, что обучение должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Доказано, что специальные занятия по иностранному языку можно начинать с детьми 4-10 лет: до 4 лет - бессмысленно, а после 10 лет - бесполезно надеяться на положительный результат. Лучше всего начинать изучение иностранного языка в возрасте 5-8 лет, когда система родного языка хорошо усвоена, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте еще мало речевых штампов, легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. И если методическая система построена грамотно с лингводидактической и психолингвистической точек зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал.

Раннее обучение языкам:

· стимулирует речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность начального обучения, как фундамента общего образования;

· приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание;

· создает благоприятную исходную базу для овладения иностранным языком, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при начальном обучении иностранному языку в возрасте 1-11 лет;

· обеспечивает возможность более раннего завершения изучения первого языка и подключение второго;

· совершенствует общие умения (умение работать с книгой, справочной литературой);

· формирует специальные учебные умения (умение работать с двуязычным словарем). [14]

Следует заметить, что при грамотном построении методической системы с лингводидактической и психолингвистической точек зрения успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Эффект от занятий иностранным языком в младшем школьном возрасте непременно положительно скажется на развитии детей, культуре общения, будет влиять на активизацию всех психических функций, расширит общий кругозор детей.

1.4. О введении иностранного языка в младшей школе

Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень но-вой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования проис-ходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элемента-ми культуры речи и поведения.

Новый базисный учебный план пред-усматривает обязательное изучение ино-странного языка со II по IV класс в на-чальной школе при 2-х часах в неделю. В основной школе (V--X классы) на изу-чение иностранного языка выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обу-чения в школе (XI--XII классы) изуче-ние иностранного языка также являет-ся обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учеб-ной нагрузкой 2 часа в неделю) и про-фильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).

Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного об-разования в области изучения иностран-ных языков, что соответствует совре-менным потребностям личности и обще-ства.

Тот факт, что в 12-летней школе ино-странный язык предлагается изучать со II класса, является признанием объек-тивно существующего социального ин-тереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, напри-мер, как рост среднего уровня образо-ванности, повышение требований к об-щей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультур-ному сотрудничеству.

Учитывая результаты более чем соро-калетних исследований в области ран-него обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систе-матического обучения детей иностран-ному языку в младшем школьном воз-расте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

· бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребен-ка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка.

· Раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает воз-можности для обучения второму, третье-му иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все бо-лее очевидной.

· Неоспорима воспитательная и инфор-мативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявля-ется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через об-щение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, воспри-ятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравне-нии с культурой стран изучаемого язы-ка.

Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности совре-менных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятель-ного характера обучения в целом.

Особое внимание при отборе содер-жания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся аде-кватно представлять культуру своей стра-ны в процессе иноязычного общения.

На первой ступени обучения (во II-- IV классах) реализуются следующие цели:

· способствовать более раннему приоб-щению младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети еще не испытыва-ют психологических барьеров в исполь-зовании иностранного языка как сред-ства общения; формировать у детей го-товность к общению на иностранном языке и положительный настрой к даль-нейшему его изучению;

· сформировать элементарные комму-никативные умения в четырех видах ре-чевой деятельности (говорении, аудиро-вании, чтении, письме) с учетом рече-вых возможностей и потребностей млад-ших школьников;

· ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зару-бежным песенным, стихотворным и ска-зочным фольклором и с доступными детям образцами детской художествен-ной литературы на изучаемом иностран-ном языке;

· приобщить детей к новому социаль-ному опыту с использованием иностран-ного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в иг-ровых ситуациях, типичных для семей-ного, бытового, учебного общения; фор-мировать представления о наиболее об-щих особенностях речевого взаимодей-ствия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изу-чаемого языка;

· формировать некоторые универсаль-ные лингвистические понятия, наблю-даемые в родном и иностранном язы-ках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Раннее обучение иностранному языку предоставляет учащимся возможность:

· понимать на слух речь учителя, одно-классников, основное содержание облег-ченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

· участвовать в диалогическом обще-нии: вести этикетный диалог и элемен-тарный двусторонний диалог -- расспрос в ограниченном круге ситуаций повсе-дневного общения;

· кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, вос-производить наизусть знакомые риф-мованные произведения детского фольк-лора;

· овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приема-ми ознакомительного и изучающего чте-ния;

· писать краткое поздравление и лич-ное письмо (с опорой на образец), за-полнить простую анкету о себе;

· правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка; со-блюдать интонацию основных типов предложения;

· овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начально-го этапа, освоить продуктивный лекси-ческий минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лек-сики, включая рецептивный лексичес-кий минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;

· получить представление об основ-ных грамматических категориях изучае-мого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;

· освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, вла-деющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного воз-раста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспита-ния и развития учеников шли в русле современных методик.

Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют спе-циальную подготовку для работы с малы-шами, невелико. Вместе с тем умение грамотно обучать общению на иностран-ном языке младших школьников, кото-рые еще не вполне владеют коммуника-тивными умениями на родном языке, -- задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психо-логического комфорта, радости, потреб-ности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Успешное начало обучения иностран-ному языку способствует созданию вы-сокой мотивации к изучению иностран-ных языков. Успех обучения и отноше-ние учащихся к предмету во многом за-висят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностран-ным языкам учащихся младшего школь-ного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учи-тель игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем проч-нее усваивается материал.

В плане методической преемственно-сти желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обуче-ния на другую, избегая потерь сформи-рованных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого мож-но достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обу-чения, обеспечивающей четкое форму-лирование и достижение целей обуче-ния каждой ступени при взаимодейст-вии между ними. Подобное взаимодей-ствие достигается через сквозные про-граммы и использование пособий, ко-торые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней.

В этом контексте более перспективны-ми следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. Любимый и знакомый учеб-ник -- это собеседник, «характер» кото-рого ребенок уже хорошо знает, с кото-рым ему легче общаться. Учителям из-вестно, как трудно и им, и детям перехо-дить от одного УМК к другому.

Нередки также случаи, когда вместо тех УМК, которые специально написа-ны для данных условий обучения, учи-тель выбирает более привычные посо-бия. Например, в массовых школах час-то используются учебники для школ с углубленным изучением языка или же в I--II классах используются учебники для V класса. Это крайне нежелательно, поскольку подвергает риску результат обучения.

Учитель, начинающий работать по УМК, которые представлены ниже для использования в эксперименте, прежде всего должен хорошо познакомиться с теми теоретическими положениями, которые лежат в его основе. Только в случае, если учитель согласен с методическими взглядами авторов, он останавливает свой выбор на УМК. Это особенно важно, так как каждый из включенных в эксперимент учебно-методических комплектов основывается на различных авторских концепциях, принципах, теоретических положениях, которые определяют стратегию и тактику обучения языку не только во II, но и в последующих классах. Каждый учитель-экспериментатор, исходя из своих собственных особенностей, а также из возможностей своих учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри выбранного им УМК, не нарушая его принципов.

Для организации обучения учащихся во II классе предлагаются следующие УМК:

· М. 3. Биболетова, Н. В. Добрыни-на, Е. А. Ленская "Enjoy English", Book 1. -- М.: Титул, 1999.

· Е. Б. Полякова, Г. П. Раббот Учеб-ник английского языка для II класса. -- М.: РТ-Пресс, 1999.

· 3. Н. Никитенко и др. Учебник для II класса. Английский язык. -- М.: Про-свещение, 2001. [7, 14]

1.5. Коммуникативная цель обучения иностранному языку на начальном этапе

Раскрытие коммуникативной цели обучения начнем с рас-смотрения специфики учебного предмета «иностранный язык». В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключа-ется в том, что, во-первых, язык -- будь то родной или иностран-ный -- служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни, и в качестве такового он и должен рассматриваться при его изучении в школе.

Во-вторых, при обучении этому предмету не предполагается особое прибавление знаний об окружающей действительности, во всяком случае, в условиях школы и, особенно на начальном этапе его изучения, как это происходит при изучении школьника-ми других предметов, таких, как ботаника, биология, физика, хи-мия, но расширяются представления об иноязычной культуре страны через язык, и расширяется общий кругозор. Изучение иностранного языка дает учащимся лишь возможность овладе-вать средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в двух формах: устной и письмен-ной. Овладение этими формами общения и должно вхо-дить в коммуникативную цель обучения предмету «иностранный язык».

В-третьих, язык, будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем состоянии», то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях общения. Поэтому овладение этой школьной дисциплиной непременно свя-зано с целенаправленной, четко организованной практикой в употреблении усваиваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают общеоб-разовательные учреждения.

Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средст-вом общения, уметь им пользоваться в устной и пись-менной формах. Устная форма включает владение понима-нием звучащей речи на слух -- аудированием и выражением сво-их мыслей на иностранном языке -- говорением. Письменная форма предполагает овладение графической речью, то есть пони-манием печатного текста -- чтением и использованием графиче-ской системы для выражения мыслей -- письма. Схематически это можно представить так:

Схема 1

Язык -- средство общения

в устной форме в письменной форме

аудирование говорение чтение письмо

Аудирование, говорение, чтение и письмо -- это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устной и письменной формах. [4]

В условиях обучения английскому языку в общеобразовате-льном учреждении, в частности на начальном этапе, должны быть заложены прочные основы всех видов речевой деятель-ности.

Чего же можно достичь, обучая английскому языку на на-чальном этапе в школе? Каков может быть планируемый резуль-тат, точнее, результаты, так как можно говорить о планируемом результате по каждому из видов речевой деятельности - ауди-рованию, говорению, чтению и письму?

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать