Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся
p align="left">Общению в коллективе могут препятствовать социальные, а главным образом психологические барьеры в сознании людей. В первом случае имеется в виду слабость контактов, вызываемая принадлежностью к различным социальным группам. Во втором случае коммуникация оказывается недостаточно развитой по причине индивидуальных психологических особенностей личности - симпатии или антипатии, открытости или скрытности.

Нарушение взаимопонимания между воспитателем и ребенком задевает личность последнего, следовательно, преодолеть барьер бывает крайне трудно. Гораздо легче предупредить его возникновение. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в причинах появления психологического барьера. Л. И. Божович в качестве таких причин назвала следующие:

1. предъявляемое требование чуждо опыту ребенка, его взглядам на окружающее, его отношению к тому, что от него требуют;

2. столкновение двух (или нескольких) противоречивых тенденций, проявляющихся у ребенка;

3. неуспех в учении или в труде, если они занимают в жизни ребенка значительное место;

4. расхождение между возможностями ребенка и его притязаниями, когда в случае высокого уровня притязаний и невысокой оценки его успехов у ребенка возникает отрицательная эмоциональная реакция на учителя, а саму оценку ребенок рассматривает как несправедливую.

Психологический или смысловой барьер в общении - это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

Психологические барьеры возникают и в процессе общения учителя с классом. Психолог В.А. Кан-Калик, специально изучавший педагогическое общение, среди других называет такие барьеры Кан-Калик В.А. учителю о педагогическом общении. М., 1987.:

-«барьер» боязни класса, характерный для начинающих учителей: они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми пугает их, сковывает творческую природу;

-«барьер» отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать «автономно»;

-«барьер» сужения функций общения: педагог учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимооотношенческие функции общения;

-«барьер» негативной установки на класс, которая может сформироваться, порой, априорно на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач;

-«барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;

-«барьер» несовпадения установок - учитель приходит с замыслом интересного урока, а класс равнодушен, в результате неопытный учитель раздражен;

-«барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени);

-«барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.

Процесс преодоления психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты:

-попытайтесь зафиксировать, нет ли у вас перечисленных выше барьеров в общении с учащимися. Затем проанализируйте те стороны вашего общения со школьниками, которые по вашему мнению больше всего импонируют им, а также те, которые вызывают неудовлетворенность;

-в процессе общения старайтесь уходить от стереотипов, явно мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность);

-попытайтесь ответить на такой вопрос: «Каким видят меня школьники?» Стремитесь, чтобы этот анализ был наиболее адекватен реальному положению дел;

-старайтесь не выяснять отношения с детьми, а тщательно анализировать, как они развиваются; устраняйте нежелательные элементы, ведущие к образованию барьеров.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Основной способ предупреждения психологического барьера - развитие самоконтроля собственного стиля взаимоотношений с учащимися.

§2. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПОЛНОЦЕННОМУ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ.

Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формировании противоположных по отношению к ним положительных качеств. Коррекция личности требует применения строго индивидуализированных методов работы, тщательно соотнесенных с психологическими особенностями ребенка. Эту работу надо основывать на тщательном изучении личности учащегося, диагностике его сильных и слабых сторон, постоянном анализе полученных результатов.

Чаще всего родителей и учителей беспокоят такие индивидуальные особенности детей, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи и т.д. Для того чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причину. К ним относятся:

- неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания;

- психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания.

Часто признаками заболевания являются отказ ребенка от контактов со сверстниками, избежание любого общения, замкнутость и пассивность. Возможны проявления повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении и дети с двигательной расторможенностью.

Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать основой для возникновения трудностей при завязывании социальных контактов. Самооценка ребенка может быть завышенной, адекватной, заниженной. Ребенок с заниженной самооценкой чаще всего обладает высокой тревожностью, неуверенностью, с аутическими либо агрессивными тенденциями поведения. Завышенная самооценка часто бывает связана с завышенными требованиями к окружающим. А теперь несколько советов для формирования адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.

Высокая тревожность также может служить основой появления трудностей у ребенка в общении. Ребенок, обладающий такими качествами, боится неудачи, окриков, публичных оскорблений, не может переспросить, даже если что-то не расслышал. Предлагаем следующие рекомендации по формированию уверенности в себе:

- чувство вины и стыд не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им;

- никогда не говорите о себе плохо;

- ваши действия могут подлежать любой оценке; если они подвергаются конструктивной критике, воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность;

- практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущениями той энергии, которой обмениваются люди;

- не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить себя.

Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны. Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от общения; она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права; она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении. Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - общая задача педагогов и родителей. Для решения этой задачи предлагаем несколько советов:

-расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам;

-не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупреждать любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий;

-постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;

-привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми.

Запущенная застенчивость может перерасти в замкнутость.

Причинами замкнутости могут быть: длительный стресс, индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы. Замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. Вот несколько советов, помогающих этого избежать:

-расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте его с новыми людьми;

-подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте о том, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

-стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

-если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Наиболее сложный комплекс, препятствующий общению - это агрессивность. Согласно Б. Споку, нормальными явлениями агрессивного ребенка могут считаться: замахивания на мать, попытка ударить другого ребенка и др. Все эти реакции гнева являются ситуативными и адекватными, но они могут «перерасти» в нарушения. Агрессивное поведение нельзя однозначно считаться «плохим». Возникая в критической ситуации, оно выполняет защитную функцию, иногда является способом разрешения ситуации. Коррекция агрессии у ребенка должна начинаться с выявления ее причин. Вот некоторые принципы общения с агрессивными детьми:

-помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь понимая причины агрессивного поведения, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;

-дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность снизилась;

-показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

-пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его.

Беспокойность ребенка также может препятствовать общению. Ребенок учится управлять своими эмоциями, как правило, это у него не всегда получается, поэтому нужно познакомить ребенка с различными эмоциями и их проявлениями. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении может привести к двум типам поведения:

1. дети неуравновешенные, быстровозбудимые;

2. дети с устойчивым негативным отношением к общению.

Для наиболее эффективного общения с беспокойным ребенком предлагаем следующие рекомендации:

$-избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудиться, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, согласуйте это со всеми членами семьи;

-своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;

-уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;

-помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, подождите, когда ребенок успокоится, и объясните ему, почему вы поступили так, а не иначе.

К типичным отклонениям в поведении школьника относятся перечисленные комплексы. Они проявляются в форме проступков, конфликтов с соучениками, учителями и родителями, отставания в общем и социальном развитии ребенка. Причем одно отклонение может способствовать появлению других или усиливать их влияние на поведение. Предложенная система коррекционных действий должна помочь родителям и педагогам в правильном построении общения с детьми с отклоняющимся поведением.

§3. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Выводом теоретической части явилось положение о том, что общение является особой формой деятельности и его роль в педагогическом взаимодействии неоспорима.

Данная опытно-экспериментальная работа была проведена в четвертых классах школ №3 и №6 города Рубцовска.

Целью данной работы было выявление значимости общения во взаимоотношениях учителя и учащихся.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Наметить круг исследований для проведения;

2. На основе проведенных исследований определить программу.

Основными методами исследования были: анкетирование, опрос, тестирование и социометрия.

Для подтверждения гипотезы были проведены исследования по определению уровня общительности, умения слушать и др. Результаты этих исследований показаны ниже.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №1.

ЦЕЛЬ: выявление воспитательной эффективности педагогического общения.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована методика по определению уровня воспитательной эффективности педагогического общения [Приложение 1.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено, что я набрала 1,3 балла. Это число соответствует первому уровню, т.е. я, как учитель, владею методикой развивающего обучения, в общении использую позицию равноправного партнера. Количественную оценку утверждениям я давала в соответствии с уже имеющимся опытом работы в школе. Несмотря на то, что я нахожусь на первом уровне, я должна развиваться дальше как учитель и человек.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №2.

ЦЕЛЬ: проверка умения слушать.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования использовался тест «Умение слушать» [Приложение 2.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено я набрала 35 баллов. Это число соответствует уровню «отлично», т.е. я, как учитель, обладаю умением не только слышать, но и слушать учащихся, понимать их проблемы как свои. Количественную оценку я давала в соответствии с имеющимся жизненным опытом.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №3.

ЦЕЛЬ: определение общего уровня общительности.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был использован тест В.Ф. Ряховского по определению коэффициента собственной общительности. [Приложение 3.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено, что я набрала 15 баллов. Это число соответствует уровню «нормальная коммуникабельность», т.е. я легка в общении, достаточно терпелива в общении с другими людьми, со мной приятно общаться, новые перемены меня не страшат. Количественную оценку я давала в соответствии с имеющимся жизненным опытом.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №4.

ЦЕЛЬ: оценивание компонента коммуникативной культуры испытуемого.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был использован опросник «Педагогическое общение» по определению коммуникативной культуры.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: методом опроса установлено, что я набрала 15 баллов. Это число соответствует оценке «безусловно высокая», т.е. я как учитель пользуюсь уважением учеников и коллег, являюсь профессионально грамотной, обладаю высоким уровнем коммуникативной культуры. Количественную оценку утверждениям опрашиваемые давали в соответствии с опытом общения со мной и личными наблюдениями в ходе практики.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №5.

ЦЕЛЬ: выявление уровня самоконтроля в общении с людьми.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был использован тест «Хорошо ли вы контролируете себя в общении с людьми» по определению уровня самоконтроля.

РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено, что я набрала 8 баллов. Это число соответствует высокому уровню коммуникативного контроля, т.е. я, как учитель, гибко реагирую на изменение ситуации и легко вхожу в любую роль. Количественную оценку утверждениям я давала в соответствии с жизненным опытом.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №6.

ЦЕЛЬ: оценивание стиля коммуникативной деятельности учителя.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования использована тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя, разработанная на основе идеи А.А. Леонтьева. [Приложение 6.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом тестирования установлено, что я доброжелательна, активна, открыта, гибка и заинтересована в общении. Стремлюсь держать учащихся в тонусе, стараюсь легко решать возникающие проблемы и конфликты. Количественную оценку опрашиваемые давали в соответствии с личными наблюдениями в ходе практики.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №7.

ЦЕЛЬ: выявить у детей уровень знаний об общении.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована анкета «Что я знаю об общении?» [Приложение 7.] Анкетирование проводилось дважды: на начальном и заключительном этапах программы.

РЕЗУЛЬТАТ: в опросе приняли участие 29 учащихся. На вопросы предложенной анкеты были даны следующие ответы, процентное соотношение которых показано на круговых диаграммах. [Приложение 8.] Методом анкетирования установлено, что у младших школьников сформированы первоначальные теоретические знания об общении.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ № 8.

ЦЕЛЬ: выявление межличностных связей в коллективе.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована социометрия «С кем бы я пошел в поход».

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать