Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника
p align="center"> Глава II. ПРОЦЕСС УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ

а) Конструкция и форма:Конструкция и форма помещений строится в нашей стране по типовым и индивидуальным проектам. Типы зданий и детских дошкольных учреждений имеют существенные различия между собой. Эти различия определяются и условиями строительства, и климатом, и особенностями местности. Более эффективны одно- и двухэтажные здания дошкольных учреждений, чем трехэтажные. Детские сады в городе находятся в многоэтажном окружении, и их вытянутая по горизонтали архитектура как эмоциональное ядро микрорайона должна выявляться в оправе - ожерелье городской застройки. В этих условиях образную выразительность одно- двухэтажному зданию детского сада придают объемно-планировочная композиция, ориентация по солнцу, игра освещенных и затененных участков, использование конструкций, рисунка и материала кровли, рельеф местности и растительность цветовая и фактурная отделка фасадов, входов и т.д. В некоторых районах используются плоские крыши для приема детьми солнечных и воздушных ванн. Такие крыши с несложным их дооборудованием защитными тентами и ограждениями удобны для устройства там всевозможных озеленений, даже сада. Это очень перспективный и оригинальный способ увеличения полезной площади с минимальными экономическими затратами. Разумеется, использование этой дополнительной площади возможно лишь в условиях абсолютной безопасности эксплуатации плоской крыши для жизни и здоровья ребенка. [6, С.26]б) Материалы:

Нельзя говорить о полноценном умственном воспитании ребенка - дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична и он не получает от взаимодействия с ней прогрессивную информацию. Поэтому следует чаще менять эстампы и другие предметы тематического художественно-декоративного оформления в групповой комнате. Нужно обращать внимание ребенка на качество и фактуру современных материалов, отделку игрушек, предметов обстановки. Малыш лучше усваивает учебный материал, если мебель, которой он пользуется при этом, удобна и красива, если у него есть необходимый ассортимент хорошо сделанных принадлежностей, привлекательных и качественных материалов для той или иной деятельности, если он зрительно хорошо воспринимает образец и ничто не отвлекает его внимание. Если ребенок имеет дело с материалами, выполненными на высоком качественном уровне, у него воспитывается аккуратность, бережливость, интерес к труду взрослого.

в) Декоративное оформление.

Значительную роль в развитии ребенка - дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т.д., с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей. Применение древесины в архитектурно-художественном облике интерьера детского учреждения ни у кого не вызывает сомнения легкости, прочности, теплоты живого материала. Техника настенной росписи и граффито требует большого мастерства и специальной подготовки. Поэтому в условиях детского сада она встречается редко. Керамика широко входит в отделку интерьера детского сада - это вставки, рельефы, панно, изразцы, объемная скульптура и композиционные решетки-перегородки, утилитарная керамика - вазы, горшки, кашпо и т.д. Большое место занимает витраж, он представляет собой обколотые куски цветного стекла, скрепленные бетоном.

Все произведения искусства в интерьере должны быть подчинены требованиям места и времени. Необходимо, чтобы произведение декоративного искусства выполнялось для определенного интерьера. При этом учитывают назначение помещения, его высоту, освещенность и т.д.

Не все виды декоративного убранства получили одинаковое распространение в художественном оформлении помещений. Наиболее часто применяют панно, гобелены, витражи, фото, чеканку.

Из этого можно выделить виды декоративного искусства, применяемые в оформлении:

1. Декоративная кладка кирпича и стеновых панелей;

2. Различные виды штукатурки (под шубу);

3. Каменная штукатурка;

4. Настенная роспись по сырой штукатурке (фреска);

5. Техника с граффито (цветная - резная штукатурка);

6. Мозаика;

7. Применение керамики в виде объемных работ и рельефов (терракота, майолика);

8. Витражи;

9. Инкрустация по дереву;

10. Техника по переработке древесины (обожение, выжигание, травление);

11. Гобелена;

12. Макраме и других тканных материалов;

13. Чеканка и гравировка по металлу;

14. Ажурная ковка и литье из металла;

15. Спаянные полосовые металлы.

К декоративному оформлению еще относятся информационные стенды:

1. Уголок для родителей;

2. Методический уголок;

3. Для сотрудников детского сада.

г) Формы живой природы.

Уголок природы должен быть доступен детям, чтобы они могли наблюдать жизнь растений и животных, ухаживать за ними. Важно изящно и грамотно оформить эти уголки. Напольные композиции озеленения можно приподнять на подиуме в виде микроландшафта с перепадами уровней. Используется центральная линейная и ярусная, смешанная композиции озеленения помещений. Часто зеленые уголки выделяются цветозонированием, фактурной отделкой стены, декоративной подсветкой. Нередко озеленение имеет «конструктивную основу»: это может быть небольшой спил дерева или декоративная ветка, изгибы которой дают опору вьющимся растениям. К стволу-спилу не следует прибавлять полки из чужеродного материала, лучше если это будут деревянные решетки, плетеные корзиночки для вазочки с растением. Не нужно в уголке природы разрисовывать стены «под пейзаж», в «цветочный орнамент» и т.п. Лучше использовать приемы профессиональной обработки стен или украсить их крупноформатной, художественно выполненной фотографией пейзажа. Цветы и растения можно сгруппировать в живописные композиции на специальных подставках; не следует монотонно расставлять их по подоконникам. Интерьер всегда украсят работы детей из природного материала, со вкусом оформленные.

Увлекательное зрелище представляет аквариум с подсветкой микрофауны и поднятый несколько выше, чем обычно он стоит на подставке. Ребенок должен видеть аквариум не сверху, где он закрыт оргстеклом и рефлектором, а панораму подводного мира. Нельзя раскрашивать и расписывать задние стенки аквариума под «волшебные замки». Дети должны хорошо видеть обитателей в их естественных условиях. Рядом с живым уголком размещается «Календарь природы», он может быть различных форм и размеров. Не следует его разрисовывать, пусть он будет скромнее и ярче будут выявлены цветом условные знаки времени года и погоды. Сменные иллюстрации времен года должны быть размещены в одной плоскости с календарем и согласованы в цвете и по материалу. [20, С.53]

д) Свет и цвет.

Вопросы окраски и освещения интерьера необходимо рассматривать в тесной связи. Человеческий глаз воспринимает освещение и цвет благодаря света отраженного от предметов. Цвет и свет лота зависят от того, как и каким цветом освещена поверхность предмета. При ярком солнечном свете цвета хорошо различимы, при недостаточном освещении цвета тускнеют и плохо можно различить оттенки цвета.

Свет должен создавать оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет должен обеспечивать хорошее самочувствие, настроение, предупреждать преждевременную усталость, способствовать высокой производительности, деятельности.

Исследования показали, влияние светового режима на психику человека. Наибольшая активность наблюдается при естественном солнечном освещении. Активность падает по мере использования искусственного света, но избыток света может привести к заторможенности психики, как защитная реакция. Так же на психику влияют частые перемены уровня освещенности.

Цвет может вызывать определенные эмоции и настроения, способность цвета видоизменять окружающую среду. Цвет способен визуально изменять пространства: теплые насыщенные цвета -уменьшают пространства, а холодные светлые тона - зрительно расширяют пространства.

Цвет должен подбираться по двум основным принципам:

1. По сходству (подбираются цвета стоящие в цветовом кругу по соседству: сочетание желтых и желто-оранжевых, синих и светло-синих и т.д.). И этот принцип уравновешивает психику.

2. По контрасту: цвета, лежащие на диаметрально-противоположных сторонах цветового круга (желтый - фиолетовый, желто - зеленый), цвета, лежащие на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. В этом случае психика возбуждается.

При подборке цвета необходимо учитывать расположение помещения. Помещение, выходящее на южную сторону с избытком естественного освещения, должно окрашиваться в холодные цвета. В помещении, выходящем на северную сторону, должны использоваться теплые цвета. Известно, что цветовое воздействие интерьера тем естественнее, чем более цветовые тона стен, пола и потолка соответствуют впечатлениям, получаемым человеком в природе; тональность пола по ассоциации с землей должны иметь более теплую, насыщенную окраску; стены - по аналогии с пейзажем - будут светлее, а потолок совсем светлый, как небосвод. [22, С.16]

2. Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности

Изостудия в детском саду создается как система помещений и условий, способствующих самовыражению ребенка в творчестве, то есть в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе конструирования, компьютерной графики. В традиционных художественных занятиях и ремеслах ребенок обогащает свой внутренний мир, размышляет о том, что его поразило и взволновало в широком окружающем мире. В изостудии у ребенка на базе сформированных способностей самовыражения развивается такая важнейшая форма познавательной активности, как проектное мышление.

Изостудия должна быть оснащена столами-мольбертами, рисовальными тумбами со сменным покрытием (бумага, линолеум, фланель и др.) для разнообразной художественной индивидуальной и коллективной деятельности. Необходимо предусмотреть использование детьми различных изобразительных техник. В студии можно поместить компьютер Эппл-Макинтош, снабженный рисовальной программой, используя которую дети и взрослые могут создавать интереснейшие рисунки, графические фантазии, различные рисованные проекты. Хорошо, если в изостудии или рядом с ней имеется зал, в котором дети могут посмотреть диапозитивы, диафильмы, видеофильмы. Замечательно, если удастся приобрести лазерные диски с разнообразными познавательными программами для детей и взрослых.

Хорошо, если в изостудии есть музыкальный центр, предусмотрено помещение, где дети могут рассматривать образцы прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в различных традициях.

Помещения, предназначенные для студии, должны быть просторными и светлыми. Стены нельзя расписывать пестро, но целесообразно одну из стен как бы углубить пейзажем с хорошей перспективой, который может нарисовать только художник - профсссионал.

В летнее время часть деятельности детей в студии переносится на открытый воздух. Особое место в проектной деятельности детей может занять составление вариантов размещения цветников, огородных растений, домиков для животных. Этому проектированию следует найти место и за экраном компьютера.

Проектная деятельность детей может носить оформительский характер, может быть использована практически при приготовлении салатов, сервировке стола и т.д.

Ремесла и проектная деятельность детей тесно связаны, так как служат организации среды самими детьми, которые хотят ее создать. В этом случае стены изостудии «раздвигаются» и «проектанты» выходят в свои группы, рекреации, во двор детского учреждения.

3. Развивающая среда и художественное творчество дошкольников

В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий.

Чтобы развивать творческую инициативу ребенка, его воображение, активность реакций, в детских садах хорошо бы широко использовать свободные игры. Это те радостные для ребенка минуты, когда он сам выбирает, планирует и организует свою деятельность, проявляя самостоятельность эстетических суждений, свободное самовыражение.

Художественная деятельность ребенка должна ориентироваться на его возрастные особенности - аналитические, физиологические, психологические.

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми. Такой деятельностью они могут заниматься и самостоятельно, без помощи взрослого, насколько позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы. Но навыки и умения у дошкольников разные, и не всеми материалами умеют владеть дети. В этом им должен помочь взрослый, в частности педагог. Сегодня в обучении детей изодеятельности перед педагогами стоит одна задача - развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.

Что же такое творчество?

Творчество = восприятие + исполнительство.

Данная формула творчества предполагает обязательный запас знаний о предмете (явлении, сюжете), который ребенок изображает, иными словами - это восприятие окружающего мира. А исполнительство - это умения и навыки детей.

Конечно, одними занятиями развивать детское творчество невозможно, поэтому и возникает необходимость создания развивающей среды, способной помочь ребенку в его развитии и саморазвитии. Развивающая среда должна рассматриваться как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития: «Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми» (В.А.Петровский).

Создавая развивающую среду для дошкольников, необходимо ориентироваться на возраст ребенка.

Как указывалось выше, восприятие и жизненный опыт играют немаловажную роль в творчестве малыша. Поэтому во всех возрастных группах педагоги должны позаботиться о том, как ребенок сможет накопить нужные знания и представления.

Естественно, накапливают знания дети и при знакомстве с художественной литературой, при ознакомлении с окружающим (экскурсии, беседы и др.). Большую помощь детям окажет имеющаяся наглядность: разнообразные картинки, вырезки из журналов, открытки, марки, иллюстрации в книгах, разнообразные художественные изображения, трафареты и шаблоны, в младших группах более простые по форме и исполнению, в старших - сложнее.

Верный помощник педагогу и детям в накоплении и конкретизации знаний - фланелеграф с набором разнообразных предметов. Используя фланелеграф, ребенок самостоятельно осуществляет синтез и анализ. Хорошо, если к фланелеграфу будет набор различных элементов предмета. Например, изображения стволов деревьев (тонкие, толстые, различной формы, цвета и т.п.); такие же различные листья, плоды, цветы, ветви, корни и т.п. Тогда ребенок "соберет" на фланелеграфе свое собственное дерево, тем самым как бы наметит схему дерева или любого другого предмета. Покажите детям, как можно изобразить дерево или любой другой предмет, используя подручные предметы (веревка, скакалка, камешки, плоды, листья, песок, мятая бумага, коробки, детали строительного материала и многое другое, все то, что должно находиться в изоуголке). Чем больше детям будет предложено различных упражнений для развития воображения, тем быстрее они станут работать творчески, самостоятельно планируя свою деятельность

В последнее время, к сожалению, такой прием, как сотворчество взрослого и ребенка, используется только в младших группах, хотя в старших это тоже вызывает живой интерес у детей. На отдельных листах бумаги (больших и маленьких, разной формы и цвета) педагог выполняет только начало изображения, а ребенок его закончит так, как придумает сам. Это может быть конкретное изображение, например, дорисовать цветок, машину, солнце или вообще, дорисовав, получить то, что захочет ребенок. [23, С.84]

Развивающая среда в изодеятельности или, как привыкли ее именовать педагоги, уголок изодеятельности размещается в любом удобном для ребенка месте.

Нужно помнить, что высокая культура интерьера применительно к ребенку - не роскошь, а условие построения "развивающей среды" (концепция дошкольного воспитания, раздел "Условия развития"). Предлагается гибкое и вариативное использование пространства в отличие от устаревшего подхода жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Это не значит, что на определенном столе должны быть только краски, кисти, бумага, клей или другое оборудование педпроцесса. Все это лучше всего сосредоточить в шкафу, тумбочке, на полке.

Итак, проведем экскурс по всем возрастным группам. Заботясь о пополнении уголка изодеятельности, всегда нужно помнить, какие задачи художественного развития решаются в том или ином возрасте. Что из себя должен представлять уголок изодеятельности для детей двух лет, то есть первой младшей группы? Задача этого возраста - сенсорное развитие ребенка, в том числе и в изодеятельности. Здесь рано еще знакомить детей с эталонами формы и цвета, но нужно познакомить со свойствами и качеством изоматериалов, пробудить интерес к ним и желание действовать с ними. Нужно позаботиться о том, что, прежде чем научить ребенка что-то изображать, у него должны быть представления о том, что из себя представляет тот или иной изобразительный материал. Поэтому любой новый материал ребенок должен апробировать. Дайте ему возможность самостоятельно "помалевать" красками (любыми), карандашами, мелками, шариковой ручкой, фломастерами, научите его действовать свободно. Меняйте величину формата бумаги, пусть дети рисуют на любых больших листах, в разном направлении, изобразительный материал, цвет используют по своему усмотрению. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими техниками изображения, как кляксография, рисование пальцами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать