Роль работы с природным материалом на уроках труда в развитии воображения у младших школьников
p align="left">Заключительной фазой любого познавательного акта должен быть не триумф духа по поводу обретения нового уровня могущества, даруемого большим и истинным знанием, а скорее скорбь, порождаемая одновременным открытием новых, более широких горизонтов непознанного. Иными словами, речь идет о том, что для поддержания чувства любопытства на постоянно высоком уровне остроты его нужно регулярно подпитывать, а для этого есть простое и действенное правило. Смысл его в том, что любую разработку - научно-исследовательскую, конструкторскую, просто постижение чего-то нового на обиходно-бытовом уровне - следует заканчивать нахождением границ этого нового знания и определением того, что может лежать за пределами познанного.

Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более «творчески» решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить гения.

Гайес полагал, что творчество можно расширить следующими средствами.

1. Развитие базы знаний.

Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее талант. Все творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Ро обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно.

2. Создание правильной атмосферы для творчества.

Какое-то время назад в моду вошел прием «мозгового штурма». Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, его также можно использовать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность.

3. Поиск аналогий.

Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают. Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались.

Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают «творческими».

Особенности обучения в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка примерно с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др.

Обычно ученик начальной школы с охотой идёт в это учебное заведение. Для учащихся первых - третьих классов характерным является стремление к положению школьника. С момента поступления в школу центральное место - социальный мотив - стремление к новой социальной позиции школьника. В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком дома. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же «уникальные и единственные». Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе.

Также важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений. Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода. Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости.

Конечно, чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно и по-особому должно быть организованно. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества. В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. Урок должен содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. Но также должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной деятельности.

Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно связанна с игрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры.

Благодаря учебной деятельности рамки восприятия ребёнком окружающего мира расширяются. Неосознанные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются более осознанными (уроки, природные явления, уколы).

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное, игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается. В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность.

Обучение в школе является для детей достаточно новой и поэтому интересной деятельностью, при этом они сталкиваются и с рядом трудностей. Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться). Дети в этом возрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства. Волевые процессы ещё недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. У школьников формируются произвольные умственные действия, например, намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении разнообразных задач. Поэтому возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. Учебно-познавательная деятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию: внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются учителем. Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников. Оценка выступает в роли поощрения. Оценка учителя помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В последствии педагог, оценивая учебную деятельность детей, её результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки.

Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Но не только результат учебной деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и сам процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование себя самого как личности, своих талантов, способностей. Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом.

Своеобразие и сложность учебно-познавательной деятельности школьного периода заключается в том, что она осуществляется преимущественно в условиях непосредственного общения с учителями и учениками класса и школы. В начале младшие школьники всецело опираются на мнение учителя. Они смотрят на отношение преподавателя к различным ученикам и даже могут перенять это отношение. Но в процессе общения со своими одноклассниками и учебной деятельности младшие школьники относятся к себе уже более критично. Они начинают оценивать как плохие, так и хорошие поступки. Хотя по-прежнему центральное место в учебном процессе занимает общение ученика с учителем.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.

Преобладающий тип мышления - наглядно-образное, а процесс целостного восприятия еще недостаточно сформирован, внимание носит часто непроизвольный характер. Первоклассники обращают внимание на то, что ярче выделяется: величину, форму, цвет или окраску.

Ребёнку предстоит ещё долгий и тернистый путь обучения в школе, на протяжении которого он будет осваивать новые предметы, новые навыки, новые умения. Он будет самосовершенствоваться, и развивать свои способности, но основы для их дальнейшего формирования закладываются именно в первые годы обучения.

Воображение и творчество в младшем школьном возрасте.

Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологической деятельности - воображение.

Воображение - это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение - очень ценное психологическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения - фантазия, и она есть качество величайшей. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.

Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний из числа сложившихся нервных временных связей в коре головного мозга. Воображение - это некоторый отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, что еще не существует, чего нет в действительности, но источник воображения в объективной реальности, во внешнем мире.

Воображение одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново то, что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается не неё.

В играх детей, придуманными ими самими, используется то, что видят и слышат они вокруг себя. Даже тогда, когда создаются образы совершенно фантастические, то, что включается в них, взято из объективной реальности, являются отражением её, хотя новый образ в целом и не соответствует ей. Таковы, например, образы, фигурирующие в народных сказках. «Баба яга, костяная нога - в ступе летает, метлой следы заметает» - в целом образ фантастический, не реальный, но состоит из реальных элементов (нога, ступа, метла).

Воображение проявляется в деятельности конструктора, где идея и замысел воплощаются в реальном образе и направлены на преобразование действительности.

Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем больше у него возможностей воображения. Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира. Специальные исследования показывают на связь узнавания с процессом воображения. Когда мы видим что-либо неясно или нечетко, мы всегда обращаемся к воображению и с его помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим. Здесь воображение ускоряет процесс познания. Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышления человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями. Неразрывно воображение и с волевыми качествами личности. Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно, целенаправленно, в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новые. В этом случае нередко требуются большие волевые усилия, и только при наличии их достигаются поставленная цель - создается действительно новое. Источником возникающего элементарного воображения будет то, что воспринимается человеком.

Представление воображения формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его восприятие. Исследования показали, что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своего воображения.

Особенно интересно развиваются представление воображения у детей школьного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов, явлений окружающего мира.

У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Правда среди них есть дети с очень бледными, слабыми представлениями, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими в процессе обучения. С такими детьми нужно много работать.

Образы воображения, возникающие у младших школьников в процессе творческой деятельности, ещё крайне не устойчивы и легко меняются под влиянием возникающих, иногда случайных ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.

Психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который в психологии получил название закона реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит фактическое наблюдение.

У детей младшего школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности.

Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т. д. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

Несмотря на огромное значение младшего школьного возраста для всего последующего развития художественных способностей, психологические закономерности детского творчества исследованы, к сожалению, пока недостаточно.

Воображение младших школьников и природный материал.

Итак, положительно на развитии воображения младших школьников влияют многие учебные дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. Нас же здесь интересуют именно уроки труда, на которых буйному развитию воображения способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками.

По той же значимости для развития воображения с уроками труда из широко распространенных в младших классах дисциплин можно сравнить только, пожалуй, изобразительное искусство и деятельность разнообразных художественных кружков.

Как уже говорилось выше, уроки труда - плавный переход от детсадовских занятий на тему «сделай сам». Таким образом, подобные уроки труда во многом схожи с детсадовскими, но имеют значительное отличие от «трудов» старших классов. Это отличие состоит в том, что осуществляется ярко выраженная переориентация с художественного труда на труд промышленной направленности. Особенно данное явление характерно для мальчиков. Труд девочек в старших классах во многом более художественный, несмотря на промышленную ориентацию.

Но вернемся к начальной школе. Здесь в процессе трудового обучения, могут быть использованы разнообразные материалы, как чисто природные, так и являющиеся продуктом переработки промышленности. Опишем кратко промышленные материалы и их влияние на воображение школьника. Как упоминалось выше, воображение присутствует в любом процессе человеческой деятельности, и, в принципе, любой процесс можно считать творческим. Но здесь нашей целью является не только выявить «наиболее творческий» процесс, но и выявить процесс наиболее продуктивный, с точки зрения развития воображения. Строго говоря, здесь нами исследуется единый процесс создания новых объектов из некоего «сырья». Так что теперь вопрос в «сырье». Выясним же, какие из используемых материалов в наибольшей степени способствуют развитию воображения.

Начнем с «конструктора». Всем известен интерес детей к «техническим» игрушкам. Таким образом, создание разнообразных копий реальных технических объектов с помощью «конструктора» является для школьников интересной и приятной задачей. Поскольку многие детали будущих «машинок» уже наполовину собраны, и для каждой будущей модели, как правило, предлагается рисунок, здесь действует исключительно репродуктивное воображение. Ребенок уже видит и знает, как будет выглядеть та или иная модель. Согласитесь, простор для продуктивного (творческого) воображения в данном случае весьма узок. Единственно, как можно увеличить пользу «конструктора» в продуктивном направлении, так это предложить учащемуся собирать свои придуманные модели без использования готовых инструкций и рисунков.

Основной группой промышленных материалов, используемых на уроках труда, являются бумага, нитки, ткань, спички, пластилин и т. д. Эти материалы являются более «природными», чем «конструктор» из пластмассы или металла. Перечисленные компоненты - прямой продукт природы (деревья, растения, шерсть животных), хотя и после некоторой переработки. Исключениями являются только пластилин и синтетические ткани. Пластилин при желании можно заменить глиной, а синтетику - хлопком, льном или шерстью. Дело в том, что в данном контексте под понятием «природный материал» понимаются материалы именно живой природы, или же легко доступные «подножные» материалы, используемые в быту либо в художественном творчестве нашими предками (глина). Таким образом, пластилин и синтетика в данном контексте не относятся даже к «полуприродным» материалам.

Данная группа материалов может «сослужить» куда большую пользу воображению школьника, нежели вышерассмотренный «конструктор», так как развивает творческое воображение в более значительной степени. Здесь простор для воображения куда более велик. Например, чтобы создать те же объекты, что и с помощью «конструктора», используя вышеперечисленную группу материалов, потребуется гораздо большее напряжение ума и гораздо большая работа воображения, чем в предыдущем случае.

Перейдем теперь непосредственно к природным материалам, имея в виду, что в итоге школьнику необходимо максимально развить именно творческое воображение, в то время как развитие репродуктивного воображения является лишь начальным этапом.

На уроках труда обычно используют следующие простые природные материалы: ветки, шишки, листья, семена, солому, бересту, ракушки, орехи, каштаны, ягоды, овощи, куриные яйца и многое другое. Такие материалы как глина и древесина используют, как правило, в специальных кружках декоративно-прикладного искусства и народных ремесел (наличие таких кружков имеет неоценимое значение для развития младших школьников), но использование этих материалов на простых уроках труда тоже имеет место, правда в меньшей степени. Здесь следует отметить, что использование природного материала в чистом виде является в большинстве случаев затруднительным в силу усложнения процесса длительным поиском некоторых необходимых звеньев композиции среди природного материала. Поэтому, как правило, к природному материалу добавляют некоторое количество неприродных компонентов для упрощения работы. Однако, в целом композиция является «природной».

Природный материал сам по себе - кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно «оживить», дать как бы вторую жизнь. Изготовление игрушек и поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования природных материалов в деятельности ребенка обращал внимание еще А.С. Макаренко. Он указывал, что они «...ближе всего к нормальной человеческой деятельности...», что в них «...есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии». Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это очень важно в данном виде деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Труд с природным материалом оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и внимания, на умственное развитие учащихся в целом. Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Начинать процесс обучения работе с природным материалом нужно, конечно, со способов заготовки, хранения и непосредственной подготовки материала к данной работе. Затем несколько уроков следует посвятить изготовлению простых забавных игрушек: птички, животные, сказочные герои, куклы, соломенные человечки и т. д. После этого можно перейти к более сложным композициям из растительного материала, например: «Встреча в лесу», «Лебедь на озере», «Ворона и лисица» и т. д. Можно, также, организовать работу по изготовлению открыток из сухоцветов и аппликаций из листьев, семян и целых форм растений.

В качестве примера приведены иллюстрации композиций, изготовленных из свежих каштанов (приложение 3). В роли основных природных элементов этих композиций использовались каштаны, их скорлупа, буковые орешки, желуди, семена клена, еловые шишки, кусочки коры, веточки и др. В роли вспомогательных неприродных элементов использовались спички (зубочистки), английские булавки с разноцветными головками, картон, клей ПВА, подвижные игрушечные глаза, проволока и др.

Как упоминалось выше, природный материал сам по себе является «кладезем воображения». Кроме того, чисто природные материалы резко отличаются от вышерассмотренных промышленных материалов своей отчужденностью современному технократическому быту. Другими словами из уже приспособленных в некоторой степени к созданию игрушки промышленных материалов, гораздо легче создать некий творческий объект, нежели из совершенно необработанных «подарков природы». Таким образом, очевидно, что создать нечто из «дикого сырья», гораздо сложнее, чем из «цивилизованного». Следовательно, процесс творения из природного материала стимулирует напряжение и сосредоточение всех умственных и физических возможностей человека, в данном случае младшего школьника, При систематических занятиях данным видом деятельности, вследствие упомянутых напряжения и сосредоточения, происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в частности. В наибольшей степени это относится именно к творческому (продуктивному) воображению.

Заключение.

В древности и вплоть до середины восемнадцатого столетия человек был максимально близок к природе. С конца этого периода и до девяностых годов прошлого века длился период повышенной технократизации всех сфер жизни общества, что, к сожалению, повлекло за собой почти полный отход от основных принципов природного бытия. К счастью, в наши дни человек уже практически научился развивать технику, не забывая о природе. Вспомнились традиции ушедших поколений, их неразделимые с природой жизненный уклад и художественные ремесла. Очень радует тот факт, что современное общество внедряет возродившиеся принципы, в том числе и в систему образования и воспитания молодого поколения. Как оказалось нововведения сослужили добрую службу физическому и умственному развитию последнего. Учащиеся младшего школьного возраста с удивлением и восторгом открывают те грани знания, которые еще каких-нибудь десять, двадцать лет назад были бы практически недоступными. И конечно же, в первую очередь, затрагивается воображение детей этой возрастной категории вследствие особенностей сознания данного возраста.

Эта работа не только наглядно осветила особенности воображения и его развития у младших школьников, но и раскрыла суть его в психологии человека любой возрастной категории.

Данная работа показала неоценимое значение творческого (продуктивного) воображения для жизни и творчества индивидуума и необходимость его интенсивного развития в начальной школе.

Данная работа также доказала педагогическую необходимость преобладающего применения природного материала на уроках труда в начальной школе, вследствие наличия огромного развивающего фактора для воображения младших школьников при работе с этим материалом.

Список литературы.

1. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2002.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1997.

4. Брунер Д.С. Психология познания. М.: Мир, 1977.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996.

6. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Высш. шк., 1979.

7. Коршунова Л.С. Воображение и рациональность. М.: Высш. шк., 1989.

8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М.: МГОПУ, 1999.

9. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. С 34 - 50.

10. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Наука, 1975.

11. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников //Вопросы психологии. 1994. № 5.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Творческий центр «Сфера», 2001.

13. Запорожец А.В. Младший школьник. М.: Наука, 1986.

14. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Под. ред. М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой. М.: МГОПУ, 1995.

15. Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. 1982. № 2.

16. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.

17. Попова О.С. Русские художественные промыслы / О.С. Попова, Н.И Каплан. М.: Знание, 1984.

18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1960.

19. Губанова Е.Н. На уроках трудового обучения // Начальная школа. 1993. № 1.

20. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. М.: Просвещение, 1991.

Основные виды воображения.

Приложение 1.

Специфические функции воображения.

Приложение 2.

Демонстрационные композиции.

Приложение 3.

Композиция: сценка на рынке.

Композиция: олененок.

Композиция: сороконожка и гусеница.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать