Роль семьи в формировании познавательного интереса
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятский государственный гуманитарный университет
Математический факультет
Кафедра педагогики
Выпускная квалификационная работа
Роль семьи в формировании познавательного интереса
Выполнил:
студент V курса математического факультета
Макина Ольга Ивановна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Н.М. Капустина
Рецензент:
старший преподаватель кафедры педагогики Е.А. Кувалдина
Допущена к защите в государственной аттестационной комиссии
«___» __________2005 г. Зав. кафедрой Т.В. Машарова
«___»___________2005 г. Декан факультета В.И. Варанкина
Киров
2005
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов в семье.
1.1. Сущность понятия познавательного интереса, его структура………………………………………………………...7
1.2. Пути и способы формирования познавательного интереса...16
1.3. Особенности современной семьи и возможности формирования познавательных интересов у детей………….22
Глава 2. Анализ опытной работы по формированию познавательного интереса в семье…………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………...44
Библиографический список….………………………………………………...47
Приложения
Введение
Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию. На первое место в образовании выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.
Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение школьниками суммой знаний. Поэтому, уже начиная с младшего школьного возраста необходимо формировать такую познавательную мотивацию (познавательную активность), которая придавала бы учебе значимый для него смысл. Таким образом, необходимо развивать у детей познавательный интерес и повышать его уровень. Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, необходимо не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи.
Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка - создать максимальные условия для его роста и развития. У.Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться - интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно - ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная связь и которые обеспокоены благополучием и развитием ребенка, желательно на протяжении всей своей жизни» [23]. Подобные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только семья.
С момента прихода ребенка в школу, семья продолжает, в определенной степени, оказывать влияние на его учебную деятельность. Значительную часть времени ребенок проводит в семье и, поэтому она может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов), которая является ядром личности, необходимым условием ее активности.
Таким образом, несомненна значительная роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации.
Но не всегда семья сотрудничает со школой. Соответственно у детей может не быть устойчивых познавательных интересов. Был проведен опрос родителей и детей в сельской и городской школах об увлечениях и интересах семьи. Мы выделили читательский интерес, как часть познавательного, и получили следующие результаты.
Сравнение интересов родителей и детей на наличие читательских интересов
Родители | Дети | ||
Городская школа | 85,71% | 23,08% | |
Сельская школа | 69,23% | 31,25% |
Исходя из этих данных, можно сделать следующий вывод: дети мало читают по сравнению с родителями (получился большой разрыв между читающими родителями и наличием читательского интереса у детей), значит, родители мало внимания уделяют чтению детей и, соответственно, не всегда могут способствовать формированию познавательных интересов у детей. А как показывает опыт: семья играет большую роль в развитие познавательного интереса. Существует противоречие между необходимостью формирования познавательного интереса в семье и реальной действительностью, когда семья не использует всех возможностей влияния родителей на развитие познавательного интереса. Именно поэтому и была выбрана тема «Роль семьи в формировании познавательного интереса».
Цель: показать значимость семьи в развитии интересов детей в городской и сельской школах.
Задачи: 1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу; 2. выявить особенности современной семьи, семейного воспитания; 3. рассмотреть психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов в семье; 4. определить пути и средства формирования познавательных интересов в семье.Гипотеза: повышение эффективности в формировании познавательного интереса школьников возможно, если:· школьнику в формировании познавательных интересов помогают не только учителя, но и родители;· в семье познавательные интересы совпадают с познавательными интересами их родителей, или родители способствуют развитию интереса, используя разнообразные пути сотрудничества со своими детьми.При написании дипломной работы использованы следующие методы:1. Изучение и анализ литературы.2. Наблюдение.3. Беседы с детьми и родителями.4. Анкетирование школьников и родителей в городской и сельской школе.5. Изучение опыта работы классных руководителей с семьей по формированию познавательных интересов.6. Проведение опытной работы по сравнению формирования познавательного интереса в городской и сельской школе.Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса в семье1.1. Сущность понятия познавательного интереса, его структураОдним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности является интерес. Интерес (от лат. «interest» - имеет значение «важно») - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.Познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению этих явлений, познанию их существенных свойств. Это сложное отношение носит двусторонний характер. В нем в единстве выступает объект интереса, т. е. явление, предмет, научная и учебная область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности.Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес школьника к предмету не может носить характера подлинно познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и очень поверхностным.Физиологическим механизмом познавательного интереса как избирательной направленности является определенная система нервных связей, которые образуются под воздействием ряда условий и зависят от состояния человека и его индивидуальности, от непосредственных впечатлений личности и ее многообразного прошлого опыта.Любопытство, любознательность, познавательный интерес, специальная склонность, профессиональный интерес по-разному выражают меру избирательного отношения человека к предметному миру, к деятельности, его глубину, степень устойчивости. Сложная психологическая природа познавательного интереса обуславливает силу его влияния на развитие личности.Познавательный интерес, как и интерес вообще, не представляют собой отдельного конкретного психического процесса, какими являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания).На уроках учителей, уделяющих большое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображения, смех в ответ на шутку, глубокие переживания в коллективе, взволнованность, связанная с проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство гордости, вызванное хорошим ответом товарища,- все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они разбужены познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в семьях, уделяющих внимание развитию познавательного интереса. Дети в таких семьях, как правило, всегда чем-то заняты: читают книги, что-то мастерят, занимаются своим любимым делом и т.д. И это все вызывает у них положительные эмоции, радость, стремление «сделать» что-то новое, усовершенствовать «старое», достичь более высоких результатов и т.п. При подготовке домашнего задания увлеченные дети стремятся узнать еще что-то новое, неизвестное. Для того чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей. А в семьях, где родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети, обычно, предоставлены сами себе. Они не «совершенствуют» свои знания, считая, что достаточно того, что дают в школе. В этом и кроется ошибка родителей.Эмоциональная отзывчивость, увлеченность деятельностью, связанной с интересом, возникают под влиянием внешних воздействий, которые физиологически представляют собой не что иное, как раздражители, вызывающие в коре головного мозга очаг оптимального возбуждения, которому подчиняются все остальные психические процессы.Поскольку в очаг оптимального возбуждения в состоянии интереса включается не только кора головного мозга, но и подкорка, положительные чувства удовлетворенности, бодрости, радости от плодотворной деятельности способствуют более легкому возникновению связей, побуждают вновь и вновь осуществлять эту приятную работу, интересоваться предметом.Характерной особенностью познавательного интереса является и его волевая направленность. На низших ступенях своего развития (любопытство, эпизодический, случайный интерес, возникший под влиянием определенной ситуации и затухающий с ее исчезновением) интерес может носить чисто созерцательный характер. Познавательный же интерес, как одна из высших стадий развития интереса, активен, он обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.Познавательный интерес - это интерес, не только полный мыслей и чувств, это и интерес действия и активный, целенаправленный поиск лучших путей в решении познавательной, а часто и практической задачи. Поэтому-то он является важным стимулом в развитии таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных результатов.Познавательный интерес обычно бывает связан с усилиями, необходимыми для преодоления препятствий и трудностей на пути к познанию избранной области знаний. Наличие затруднения в процессе познания, необходимость преодоления его, самостоятельное и творческое решение многих вопросов привлекают к себе школьников возможностью попробовать свои силы в умственном труде, в практической деятельности. Эта особенность интереса, выражающаяся во взаимосвязи его с усилием, которое прилагает человек в процессе деятельности, доказывает, что познавательный интерес содействует развитию воли, подкрепляет волевые действия личности.Познавательный интерес, в котором слиты воедино все психические процессы, является в то же время важнейшим мотивом деятельности, который повышает значимость ее для человека. Благодаря этому мотиву познавательная деятельность приобретает особый, личностный смысл.Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими ребенок, например, обращается к родителям, к учителю, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенного вида деятельности, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность ребенка.Умственная деятельность под влиянием познавательного интереса приобретает более сосредоточенный характер, появляется раздумье, размышление по поводу проблем, имеющих теперь для школьника особое значение. Интерес вызывают существенные изменения и в способах умственной деятельности, которая становится более продуктивной.Познавательная активность, развивающаяся под влиянием интереса, теперь сама становится мощным стимулом развития мышления, творческого воображения, использования прошлого опыта. Все познавательные процессы приобретают в связи с этим особую глубину и напряженность.Познавательный интерес потому и является важным мотивом, побудительной силой деятельности, что благодаря ему, сигналы, идущие в кору больших полушарий, носят характер раздражителей, имеющих особо важное значение для ребенка, вследствие этого условные связи, устанавливаемые при наличии познавательного интереса, являются более прочными и глубокими.Познавательные интересы детей 7-9 лет отличаются слабой дифференцированностью, непрочностью. У значительной части учеников начальной школы интересы можно скорее назвать состоянием заинтересованности, а не устойчивой чертой личности.Развитие познавательных интересов выражается в дальнейшем углублении их содержания, направленности, стойкости, осознанности и действенности. У школьников 5-9 классов расширяется область познавательных интересов, т. к. учебные предметы теперь раскрывают перед подростками предметный мир шире, богаче. Кругозор школьника и познавательные интересы растут параллельно и в тесной взаимосвязи: наличие интересов способствует расширению кругозора, а новые знания в свою очередь порождают и новые интересы. Знания, устанавливающие новые, более глубокие причинно-следственные связи, перестраивают прошлый опыт школьника, поэтому интерес к фактам и описаниям в значительной мере уступает место интересу к теории. Общая тенденция развития интересов подростка - их дифференциация, причем вместе с ней намечается и соподчинение их: один, наиболее устойчивый и глубокий интерес занимает центральное место, другие - переходящие и неустойчивые - располагаются вокруг этого центрального. Дети больше времени начинают уделять урокам. Спрашивают у родителей, что им непонятно, интересно. Если не удобно спросить у родителей, то ищут нужную книгу, журнал, т. е. ищут источники для получения из них нужной информации. В этом возрасте дети начинают экспериментировать, ставить опыты. Чтобы интерес не пропал, родители должны помогать детям, «принимать участие» в их деятельности. Познавательные интересы подростков характеризуются активностью и действенностью. Дети 12-15-летнего возраста активно и инициативно стремятся узнать как можно больше по интересующим их вопросам. Появляется неуклонное стремление удовлетворить жажду познания в предметных кружках, музеях, на факультативах.Ярко выраженный избирательный характер познавательных интересов подростков часто проявляется в категоричности их оценок того или иного учебного предмета. Один из предметов они оценивают очень высоко, к другим проявляют пренебрежение. Большую роль в таком избирательном отношении подростка к учебным предметам играет учитель, т.е. с интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Аналогично и появляются увлечения у детей. Если родители чем-то увлекаются, то как правило у детей появляется интерес к этому занятию. Большую роль в этом играет и общество, коллектив, в котором находится ребенок. Если никто не увлекается тем, что интересно одному человеку из коллектива, то, как правило, интерес к этому угасает. А соответственно, если есть «поддержка», то этим увлечением могут заинтересоваться другие. Многие наблюдения и исследования показали, что на интерес подростка к предмету существенно влияют коллективные отношения. Увлечение коллектива определенной деятельностью влияет и на интересы отдельной личности.Среди познавательных интересов старших школьников преобладают интересы к теоретическим проблемам, вопросам науки. Отношение к учебным предметам приобретает характер опосредованного интереса: предмет интересует постольку, поскольку он имеет значимость и ценность для личности. Критерием интереса в этом возрасте является наличие определенной склонности. В зависимости от этого возникает особая связь между познавательными и профессиональными интересами. Основным стержнем познавательных интересов старших подростков является стремление к самосовершенствованию и самоутверждению. На этой же основе развиваются и профессиональные интересы. В старшем школьном возрасте продолжается процесс дифференциации и, что особенно важно, соподчинения интересов: преобладающий интерес как бы обрастает системой опосредованных, частные интересы подчиняются жизненному единому плану. Отмечаются также дальнейший рост активности интересов, стремление полнее, глубже овладеть предметом, поиски различных путей расширения и углубления знаний. Чем выше уровень сознательности, тем сложнее, глубже, полнее происходит процесс формирования познавательных интересов, тем значительнее их влияние на формирование личности.Страницы: 1, 2