Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: логические фигуры.
Ход игры:
Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурами другого цвета, размера и формы.
Д/у "Чем похожи домики?"
Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.
Материал: См. Приложение № 4.
Ход игры:
Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур они построены.
Чем они похожи?
Д/у "Из каких фигур сложены предметы?"
Цель: Учить различать геометрические фигуры по форме, путем сопоставления элементарных фигур; узнавание знакомых форм в рисунке.
Материал: См. Приложение № 5.
Ход игры:
Рассмотрите рисунок и назовите все фигуры, из которых сложены дом, машина, ракета, качель.
Д/у "Закрась лишнюю фигуру"
Цель: учить решать логическую задачу на сходства и различие.
Материал: См. Приложение № 6.
Ход игры:
Закрасьте лишнюю фигуру.
Почему закрасили именно ее?
Как называется геометрическая фигура, которую вы закрасили?
А как называются остальные фигуры?
8. Д/у "Какая геометрическая фигура лишняя".
Цель: Учить решать логическую задачу на сходства и различие, на нахождение пропущенной фигуры.
Материал: См. Приложение № 7.
Ход игры:
Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
9. Д/и "Где чей гараж"
Цель: Развитие умений классифицировать.
Материал: Логические фигуры, таблицы с изображением дорог и гаражей. См. Приложение № 8.
Ход игры:
Ребята, у вас у каждого таблица и блоки. Таблица - это гараж, а блоки - машины. Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорогу должна свернуть машина.
Д/и "Где спрятался мышонок?"
Цель: Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков - символов.
Материал: фланелеграф, логические блоки, карточки с обозначением свойств, мышонок. См. Приложение № 9.
Ход игры:
Я с помощью карточек обозначаю три свойства того блока, под которым спрятался мышонок. Свойства блока я обозначаю перечеркнутыми и неперечеркнутыми знаками.
Д/и "Придумай свой орнамент"
Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры - силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: набор фигур к игре "Танграм"; образец См. Приложение № 10.
Ход игры:
Посмотрите внимательно на фигуры-силуэты, которые составлены из 7 фигур. Из каких геометрических фигур они составлены?
Возьмите фигуры и составьте свой орнамент.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель: Закрепить и расширить знания детей по определению выявлять свойства геометрических фигур.
Задачи:
Закрепить и расширить знания и умения выявлять и абстрагировать свойства.
Продолжать учить и закреплять умения сравнивать предметы по их свойствам.
Продолжать обучать детей практическим умениям в определении классификации и обобщений; способности к логическим действиям и операциям.
Методы исследования:
дидактические игры;
дидактические упражнения;
Организация детей:
на занятиях;
в свободное для игры, время;
небольшими подгруппами до пяти человек и индивидуально.
Для формирования знаний по определению выявлять свойства геометрических фигур были проведены следующие дидактические игры и упражнения.
"Построй дом", "Две дорожки", "Найди кошку", "Засели домики", "Игра с двумя обручами", "Загадки без слов", "Найди и закрась", "Закрась правильно", "Чудесный мешочек", "Выложи предмет".
Д/и "Построй дом"
Цель: Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.
Материал: логические блоки, мешочек, карточки-домики, прямоугольники по размеру клеток на карточке. См. Приложение № 11.
Ход игры:
Сейчас мы с вами будем строителями. У каждого из вас карточки-домики и прямоугольники-"кирпичики". Ваша задача - построить свой дом. Я по очереди буду вынимать фигуры из мешочка, а тот кто найдет соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником-"кирпичиком".
Д/и "Две дорожки"
Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Материал: логические блоки.
Ход игры:
Каждый участник берет себе из набора 12 разных фигур, перемешивает и складывает стопкой. Играющие по очереди строят дорожки из своих фигур. Сначала первый игрок выкладывает все фигуры перед собой в ряд, начиная с верхней в стопке. Получается дорожка. Второй игрок по порядку к каждой фигуре соперника приставляет свою, начиная с верхней фигуры в своей стопке. Если он находит отличие от его собственной тремя свойствами (формой, цветом и размером), то забирает себе его фигуру. Побеждает тот, кто наберет больше фигур.
Д/у "Найди кошку"
Цель: Учить решать логическую задачу путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур и из 6 предложенных фигур. Упражнять в доказательстве решения.
Материал: См. Приложение № 12.
Ход игры:
Посмотрите внимательно на эту задачу, она нарисована. В третьем ряду, нижнем, одно кошки не хватает, на ее месте стоит знак вопроса. Будем находить кошку по признакам: форме туловища, головы, количество усов и направления головы.
А теперь выберите из 6 предложенных изображений.
Д/и "Засели домики"
Цель: Развитие классификационных умений.
Материал: Логические блоки, карточки с изображением домов. См. Приложение № 13.
Ход игры:
Перед вами - таблица. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города - фигуры - никак не могут расселиться в нем. И добрый домовой решил помочь жителям. Он нарисовал вокруг дома знаки подсказки. Знаки показывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.
Назовите, какие фигуры оказались в каждой клеточке.
Д/и "Игра с двумя обручами"
Цель: Формирование логической операции, обозначаемой союзом "и", классификация по двум свойствам.
Материал: игровой лист с двумя пересекающими обручами, логически блоки. См. Приложение № 14.
Ход игры:
Перед вами игровой лист с двумя пересекающимися обручами и блоки. Сначала надо выяснить, сколько получится мест?
Давайте превратим обручи в клумбы, а блоки в цветы. Внутри красного обруча - клумбы все блоки - цветы красного цвета, а внутри синего - все круглые блоки - цветы.
Какие блоки-цветы лежат внутри двух обручей?
Какие блоки-цветы оказались вне обоих обручей?
Д/и "Загадки без слов"
Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств. См. Приложение № 9.
Ход игры:
Сейчас мы будем отгадывать необычные загадки. Это загадки без слов. Я буду показывать карточки знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры. Загадывать буду сразу три совместных свойства.
Д/у "Найди и закрась"
Цель: Учить решать логическую задачу на анализ и синтез; закреплять знания о геометрических фигурах: круг, треугольник, овал.
Материал: см. Приложение № 15.
Ход игры:
Из каких геометрических фигур состоит неваляшка?
Из каких геометрических фигур состоит рыбка?
Из каких геометрических фигур состоит заяц?
Раскрась тот рисунок, который составлен из нарисованных внизу геометрических фигур.
Какой предмет закрасили и почему?
Д/у "Закрась правильно"
Цель: Учить решать логическую задачу на анализ и синтез.
Материал: см. Приложение № 16.
Ход игры:
Закрасьте справа геометрические фигуры, из которых составлен зайка.
Какие геометрические фигуры остались не закрашенными?
Д/и "Чудесный мешочек"
Цель: Учит детей выбирать фигуры на ощупь по осязательно воспринимаемому образцу.
Материал: мешочек, 2 набора геометрических фигур: объемный и плоскостной (шарики, конусы, цилиндры, овал, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники).
Ход игры:
Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе.
Дети по очереди выполняют задание. Если ребенок правильно назвал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе.
Д/и "Выложи предмет"
Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: см. приложение № 17.
Ход игры:
Из зоопарка пропали звери. Злой колдун превратил всех зверей в кусочки картона. Давайте вернем зверюшкам прежний вид. Но сначала рассмотрим кусочки картона. На какую игру они похожи?
Посмотрите внимательно на фигуры-силуэты. Из скольки частей они составлены?
Возьмите фигуры и выложите животных по силуэтным изображениям. Может кто-то самостоятельно составит силуэты других зверей, которые могли бы жить в зоопарке.
3.2 Констатирующий эксперимент № 2Цель: Выявить уровень знаний и умений детей по определению выявлять свойства геометрических фигур.Задача:Определить уровень умений выявлять и абстрагировать свойства.Выявлять умения сравнивать предметы по их свойствам.Выявлять уровень практических умений в определении классификации обобщения; способностей к логическим действиям и операциям.Методы исследования:проведение дидактических игр и упражнений;обследование продуктивной деятельности детей;наблюдение.Организация детей:В свободное, отведенное для игры время (утренние часы до завтрака, во второй половине дня);небольшими подгруппами до пяти человек, индивидуально.Были проведены следующие дидактические игры и упражнения для выявления уровня знаний детей по определению выявлять свойства геометрических фигур. "Необычные фигуры", "Найди пару", "Где чей гараж", "Помоги фигурам выбраться из леса", "Преврати геометрические фигуры в предметы", "Продолжи ряд", "Раздели блоки-3", "Найди недостающий домик", "Игра с тремя обручами", "Сложи узор".Д/и "Необычные фигуры"Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческого мышления, воображения.Материал: набор логических фигур; таблица с правилами построения фигур. См. Приложение № 18.Ход игры:Ребята в городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигурам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). При составлении необычных фигур используются правила, которые требуют учета стразу трех свойств, правила записаны в таблице.Д/и "Найди пару"Цель: Развитие восприятия, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.Материал: логические фигуры.Ход игры:У каждого из вас блоки - это зайчата-мальчики, а у меня зайчата-девочки. Давайте поможем каждому зайчику - мальчику найти свою сестренку. Будем находить сестренок на основе сходства и различия, по трем свойствам: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по форме и цвету.Д/и "Где чей гараж"Цель: Развитие умений классифицировать.Материал: логические блоки, таблица с изображением дорожек и гаражей. См. Приложение № 19.Ход игры:У вас у каждого таблица и блоки. Таблица - это причал для кораблей, а блоки - корабли. На море разыгрался шторм, надо помочь капитанам вывести их корабли из бушующего моря. Знаки на развилке реки показывают, по какой реке должен плыть корабль.4. Д/и "Помоги фигурам выбраться из леса"Цель: Развитие логического мышления, умение рассуждать.Материал: логические фигуры, таблица. См. Приложение № 20.Ход игры:Перед вами таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигуры. Каждая фигура - Красная шапочка, и ей нужно помочь выбраться из леса. Давайте установим, для чего на разветвленных тропах расставлены знаки.Теперь будем выводить каждую Красную шапочку из леса, но при этом рассуждать вслух.5. Д/у "Преврати геометрические фигуры в предметы"Цель: учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов.Материал: См. Приложение № 21.Ход игры:Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке.Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.6. Д/у " Продолжи ряд"Цель: Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, обобщать по признакам, целенаправленно думать.Материал: См. Приложение № 22.Ход игры:Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд.7. Д/и "Раздели блоки-3"Цель: Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции "не", "и, "или", доказательности мышления.Материал: логические блоки, таблица См. Приложение № 23.Ход игры:Перед вами таблица с изображением животных и фигуры. Надо разделить фигуры так, чтобы у медведя оказались все круглые, у собаки - все большие, у обезьяны - все синие.Какие фигуры оказались общими для всех животных?Какие фигуры оказались только у медведя?Какие, только у собаки?Какие, только у обезьяны?Какие фигуры общие для медведя и собаки?Какие, для медведя и обезьяны?Какие, для собаки и обезьяны?Какие фигуры никому не подошли?Д/у "Найди недостающий домик"Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной или другой групп.Материал: См. приложение № 24.Ход игры:Рассмотрите внимательно задачу и ответьте на вопрос: какого домика не хватает в третьем нижнем ряду. На его месте стоит знак вопроса. Будем находить домик по признакам, отличающихся один от другого формой крыши, окна и чердачного окна.9. Д/и "Игра с тремя обручами"Цель: формирование логической операции, обозначаемой союзом "и", классификация по трем свойствам.Материал: логические блоки, игровой лист с тремя пересекающими обручами. См. Приложение № 25.Ход игры:Перед вами игровой лист с тремя пересекающими обручами и блоки. Внутри каждого обруча находятся все красные блоки, внутри синего - все маленькие блоки, а внутри желтого - все квадратные.Какие блоки лежат внутри трех обручей?Какие блоки лежат внутри красного и синего обруча?Какие блоки лежат внутри желтого и красного обруча?Какие блоки лежат вне всех обручей?10. Д/и "Собери узор"Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его на практике.Материал: набор фигур "Вьетнамской игры", образец См. Приложение № 26.Ход игры:У каждого из вас набор "Вьетнамской игры" и мозаичное панно, обнаруженное в развалинах древнего храма. На нем сохранились лишь силуэтные изображения животных, рыб. Давайте восстановим панно, используя набор "Вьетнамской игры".3.3 Критерий оценокВысокий: ребенок правильно выполняет задание, сравнивает, выделяет признаки предметов на основе соответствия его с другими, обозначает их словом, устанавливает соотношение между несколькими предметами, показывает достаточно высокий уровень практических умений в определении форм.Средний: ребенок выполняет задание, но путается в понятиях, в объяснении своих действий.Низкий: ребенок выполняет задания неправильно, не умеет выделять признаки предмета, обозначать их словом, не владеет практическими навыками.Данные констатирующего эксперимента № 1Фамилия, имя | Умение выявлять и абстрагировать свойства | Умение сравнивать предметы по их свойствам | Умение в определении классификации и обобщении | Умение к логическим действиям и операциям | |
1.Б. Никита | Высокий | Высокий | Средний | Высокий | |
2.Г. Рая | Средний | Средний | Средний | Средний | |
3.Т. Саша | Средний | Средний | Средний | Средний | |
4.Ч. Рома | Низкий | Средний | Низкий | Низкий | |
5.С. Саша | Высокий | Высокий | Средний | Средний | |
6.М. Леня | Низкий | Средний | Средний | Низкий | |
7.В. Настя | Низкий | Средний | Низкий | Средний | |
8.К. Вика | Средний | Высокий | Высокий | Средний | |
9.Р. Арина | Низкий | Средний | Низкий | Средний | |
10.К. Паша | Средний | Высокий | Средний | Средний | |
В | 20% | 40% | 10% | 10% | |
С | 40% | 60% | 60% | 70% | |
Н | 40% | 0% | 30% | 20% |
высокий уровень; - средний уровень; - низкий уровень
Данные констатирующего эксперимента № 2
Фамилия, имя | Умение выявлять и абстрагировать свойства | Умение сравнивать предметы по их свойствам | Умение в определении классификации и обобщения | Умение к логическим действиям и операциям | |
1.Б. Никита | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | |
2.Г. Рая | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | |
3.Т. Саша | Средний | Высокий | Средний | Средний | |
4.Ч. Рома | Средний | Высокий | Средний | Средний | |
5.С. Саша | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | |
6.М. Леня | Средний | Высокий | Высокий | Высокий | |
7.В. Настя | Средний | Высокий | Средний | Высокий | |
8.К. Вика | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | |
9.Р. Арина | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | |
10.К. Паша | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | |
В | 60% | 100% | 70% | 80% | |
С | 40% | 0% | 30% | 20% | |
Н | 0% | 0% | 0% | 0% |
высокий уровень; - средний уровень; - низкий уровень.
ВыводПроанализировав данные констатирующего экспериментов, можно сказать, что данные исследования могут служить основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы.Констатирующий эксперимент №1 показал низкий уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по определению выявлять свойства геометрических фигур. Для формирующего эксперимента была подобрана система дидактических игр и упражнений. Проводя дидактические игры и упражнения, дети повторяли и закрепляли свои знания и умения по определению выявлять свойства геометрических фигур. После этого был проведен констатирующий эксперимент №2, который выявил, что уровень знаний по определению выявлять свойства геометрических фигур у детей возрос по сравнению с констатирующим экспериментом №1.Результаты, полученные в ходе экспериментов, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе дидактических игр и упражнений положительно сказываются на формирование представлений у детей о геометрических фигурах. Дети стали проявлять интерес к подобной деятельности, вносить ее в совместную игровую деятельность.Таким образом, дидактические игры и упражнения действительно являются ведущим методом обучения детей в формировании элементарных математических представлений.ЗаключениеИтак, подводя общий итог на основании изучения психолого-педагогической литературы и собственных исследований, можно сказать, что дидактическая игра - наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. В дидактических играх легко и без насилия над личностью можно научить ребенка различным практическим способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению. У детей идет накопление сенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включение дидактических игр и упражнений в занятие по формированию элементарных математических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе. Создание специальных уроков, где дети по собственному желанию и интересам могут выбрать ту или иную игру, обеспечивает развитие самостоятельности, инициативы, открывает большие возможности для творчества, приобщает детей к сложному интеллектуальному труду. Чтобы игры достигли нужной цели, необходима четкая организация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в таком случае дидактические игры будут эффективным средством обучения дошкольников.Список использованной литературы1. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
4. Бочкачера Я. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7.
5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1998. - 144 с.
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1978.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.
8. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.
9. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
11. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. Я считаю до двадцати. - М.: Творческий центр "Сфера", - 2002.
12. Математика от трех до семи / Авт. - сост. З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 176 с.
13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
14. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3.
15. Сай М.К., Удальцева Е.И. Математика в детском саду. - Минск: Народная асвета, 1990.
16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с.
17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
18. Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная асвета, 1976.