Реализация методов эмоционально-ценностного компонента образования на уроках начальной школы

Реализация методов эмоционально-ценностного компонента образования на уроках начальной школы

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • 1.Теоретические и методические основы эмоционально-ценностного компонента образования на уроках начальной школы
    • 1.1.Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников
    • 1.2.Характеристика элементов и функции эмоционально-ценностного компонента образования
    • 1.3.Возрастные особенности эмоционально-ценностного компонента у младших школьников
    • 1.4.Методы и приемы передачи ценностей и эмоционально-волевого развития младших школьников
    • 1.5.Реализация эмоционально-ценностного компонента образования
  • 2.Практическая работа
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

В настоящее время мало кем отрицается, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, выработку аффективных стереотипов, на основе которых осуществляется поведение человека.

Осуществление этой задачи требует внести существенные изменения в содержание начального образования, методы и средства обучения, которые должны быть направлены на формирование личности школьника в целом: его интеллектуальной, волевой и эмоционально-ценностной сфер. В сфере интеллектуального развития младших школьников накоплен огромный опыт как педагогической наукой, так и практикой. При рассмотрении другого компонента образования остаются актуальными слова Л.В. Занкова о том, что в школе «личность ребенка подменяется интеллектом, а если сказать точнее - мышлением. Многочисленные свидетельства этому можно найти в любом методическом пособии. В лучшем случае иногда упоминается о воле и эмоциях, но дальше декларативных заявлений дело не идет» (4, с. 158). Хотя ещё К.Д.Ушинский писал: «Нет, одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто, и в противоречии с ним связывает людей в честное, дружное общество» (20, с. 31). Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности его потребности в движении. Однако имеющиеся аффективные впечатления современного ребенка часто бывают отрывочными, однобокими и беспорядочными. Даже в самых нормальных и, казалось бы, благоприятных условиях ребенок часто недополучает адекватной аффективной стимуляции. Избыточная активность одних эмоциональных переживаний не может компенсировать пассивность других. Это создаёт трудности формирования у ребёнка адекватного эмоционального образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с ним. У детей может накапливаться даже особый эмоциональный голод к определенному ряду впечатлений, способствующий нестабильности их поведения. Не случайно учителя отмечают возрастание отклонений эмоционального развития современного ребенка - появляется все больше и больше детей склонных к ссорам и агрессии, детей избегающих своих сверстников, замкнутых и т.д.

Нельзя сказать, что проблема эмоционально-ценностного образования и волевого развития ребенка нова, она имеет свою историю на всех этапах развития образования и педагогики. В настоящее время найден ответ на многие вопросы в данном направлении. Работы Л.С.Выготского, СЛ.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и других показали прямую связь между эмоциональным, интеллектуальным и волевым развитием учащихся. Доказаны необходимость и теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (Л.Я.Зорина, В.В.Краевский, И.Я.Лернер), обоснован принцип положительного эмоционального фона обучения (М.Н. Скаткин), доказана значимость и обоснована необходимость аксиологии для теории и практики педагогических исследований (Н.Д. Никандров, З.И Равкин, М.В.Богуславский), показана роль эмоций в воспитании (Б.И.Додонов, П.МЯкобсон, А.Я.Чебыкин), формирование ценностных отношений в отдельных видах деятельности (Л.В.Куликова, Т.В.Равгина, Г.П.Савкина, А.Д.Солдатенков), влияние усвоенных ценностей на качество личности ребенка и его поведение (И.Я.Скворцова, О.Н.Прокопец).

Однако анализ психолого-педагогических исследований, школьных учебников и учебных пособий, данные анкетирования учителей показывают, что попытки решить эту проблему оказались недостаточными. Поэтому вполне правомерно говорить о том, что проблема формирования эмоционально-ценностного отношения к миру у младших школьников требует теоретического обоснования. Именно в этом возрасте проявляется сензитивность эмоционального развития, закладываются основы ценностных ориентаций и волевого развития. (11, с.4)

Переход доминирования игровой деятельности к учебно-игровой, то есть более осознанной, формирование личностных новообразований, обусловленных повышением осознанности в деятельности, наиболее характерны для младшего школьного возраста.

Актуальность проведенного исследования оправдана необходимостью разработки условий формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к обучению и недостаточностью научных знаний, описывающих этот процесс.

Целью курсовой работы является обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс реализации методов эмоционально-ценностного компонента образования в начальной школе.

В ходе эксперимента проверялась гипотеза, предполагающая, что формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре можно придать активный, управляемый характер в случае, если: обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенком осознается его субъективное положение в деятельности по освоению ценностей физической культуры.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и эксперимент; контрольное тестирование и математическая обработка результатов исследования.

1. Теоретические и методические основы эмоционально-ценностного компонента образования на уроках начальной школы

1.1 Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников

Воспитывающее обучение не только предполагает усвоение учащимися знаний о природе и обществе, о нормах поведения, но и требует эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на их основе системы ценностных ориентации, которые становятся мотивами поведения. Достигнуть этой цели можно лишь на основе активной деятельности, пробуждающей яркие эмоциональные переживания у учащихся. Такой подход позволит сформировать у детей целостную картину единого материального и духовного мира, передавать из поколения в поколение не только интеллектуальные, но и духовные ценности.

Когда мы воспитываем или обучаем детей, мы передаем им ценности (Н.Д. Никандров). Цели образования всегда были зависимы от сложившихся в обществе ценностных ориентации, а потому они вторичны по отношению к общепризнанным ценностям. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и общепризнанно как норма. Меняются ценности - меняются нормы - меняются цели воспитания. По мнению известного психолога П.В.Симонова воспитывать - значит вооружать учащихся способами удовлетворения потребностей, которые обладают максимальной ценностью и для данного этапа развития общества и для реализации существенных сил субъекта. (11, с.7)

При воспитывающем обучении достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, интеллектуальным развитием и формированием эмоционально-ценностного отношения к усваиваемому учебному материалу и к окружающему миру.

З.И. Равкин отмечает, что образование - «один из решающих источников создания у подрастающих поколений реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях жизни и деятельности людей в духовной и материальной сфере общества, отражающих в себе социальные, правовые и нравственные его нормы» (14, с .18).

Соответствие целей образования признаваемой в обществе системе ценностей является педагогической необходимостью. Образование человека в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания. Завершенным и совершенным можно считать только такой процесс обучения, при котором достигнуто такое отношение к объектам изучения, к миру, которое отвечает подлинной общественно значимой системе ценностей.

В первую очередь через образование реализуется общечеловеческая задача передачи опыта накопленного предшествующими поколениями детям во имя выживания и прогресса. Не овладев общими основами современной культуры, выпускники общеобразовательной школы не способны в полной мере реализовать себя в жизни.

В работах ИЛ. Лернера, В.В.Краевского, И.К. Журавлева и др. образование понимается, как целенаправленный процесс, который представляет собой обеспечение единства усвоения знаний, деятельности по их репродуктивному и творческому применению и реализации сформированного у каждого ученика на основе его потребностей и мотивов ценностного отношения к ним и окружающей действительности. Таким образом, выделяются четыре компонента образования. Рассматриваемые в основных работах названных авторов первые три элемента связаны с интеллектуальной познавательной деятельностью, поэтому в обобщенном виде эго можно характеризовать как интеллектуальный компонент образования. Впервые выделенный авторами эмоционально-ценностный компонент имеет свою особенную структуру и функции. Он предполагает и эмоциональное познание мира, и творчество в области искусства -эмоциональное творчество, и эмоционально-ценностное развитие.

Несколько иной подход к содержательной структуре образования у В.А.Разумного. В качестве составных компонентов образования он выделяет знания, эмоции и веру. В.А.Разумный пишет, что в образовании «должны быть представлены три взаимосвязанных блока, в которых отражены знания, эмоции и вера. Они присутствуют всегда и везде там, где реализуется общечеловеческая задача передачи опыта предков новой генерации во имя выживания и прогресса».(15, с.18) Рассматривая эти блоки, можно отметить как позитивное то, что наряду со знаниями равнозначными блоками называются эмоции и вера. Эмоциональный блок включает эмоциональное развитие школьника, его творческих потенций и продуктивного воображения. Компонент веры предполагает формирование у ребенка веры, способной сделать его бесстрашным сыном своего народа, незыблемым в убеждениях, несгибаемым при любых напастях и бедах. При более детальном анализе оказывается, что эмоции и вера составляют единое целое эмоционально-ценностной сферы человека. Вера есть эмоциональное состояние души человека.

Говоря о том, что образование должно не только передавать знания, умения и навыки, но и развивать школьников Л.С. Выготский, а затем Л.В. Занков в качестве сфер развития называют мышление, волю и чувства. В этом случае знания, умения и развитие мышления можно отнести к интеллектуальному компоненту. Чувства и волю необходимо рассматривать как неразрывные элементы в личностной сфере человека. Так как сила и напряжение волевого усилия определяются ценностными ориентациями и регулируются эмоциональными побуждениями. Эти два элемента целесообразней отнести к эмоционально-ценностному компоненту образования.

Я. Корчак выделяет в образовании физический, эмоциональный и интеллектуальный компоненты (5, с.279).

Основываясь на анализе рассмотренных выше точек зрения можно сделать вывод, что образование как педагогическое явление составляет неразрывное единство интеллектуального, эмоционально-ценностного и валеологического компонентов. Интеллектуальный компонент включает в себя передачу знаний, умений и навыков, развитие мышления. Эмоционально-ценностный направлен на приобщение школьников к ценностям и развитие эмоционально-волевой сферы, определяющей их поведение. Валеологический компонент связан с физическим развитием детей и приобщение их к здоровому образу жизни. Он предполагает целенаправленное формирование физически и психически здоровой личности, умеющей противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. В процессе обучения все три компонента выступают в неразрывном единстве. Интеллектуальное образование затруднено без эмоциональных проявлений, эмоционально-ценностное без интеллектуального невозможно. Здоровый образ жизни вряд ли будет реализован без эмоционального принятия и знания его основ.

Говоря о сущности и структуре эмоционально ценностного компонента необходимо дать ответ на вопросы: из каких элементов он состоит, каково их назначение, как связаны между собой эти элементы? Можно предположить, что эмоционально-ценностный компонент состоит из трех элементов: ценностных ориентации, эмоционально-чувственной сферы и волевых качеств личности. Это обусловлено их особой ролью в образовательном процессе и неразрывным взаимовлиянием и взаимодействием. (11, с.9)

Эмоции всегда связаны с ценностями. Содержательной основой эмоций являются ценности. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему. Так нравственные эмоции напрямую связаны с нравственными ценностями, то же можно говорить об интеллектуальных, социальных, эстетических и других. Без соотнесения с ценностью объекта нельзя говорить о значимости или нежелательности тех или иных эмоции по отношению к нему.

Важную роль в реализации ценностей и в нормальном функционировании эмоциональной сферы личности играют механизмы волевого регулирования. Волевые качества личности принадлежат к ряду самых существенных, однако, сами по себе они могут иметь позитивное или негативное значение для общества. Это зависит от того, на реализацию каких ценностей человек направляет волевые усилия. Следовательно, определяющим и являются ценностные ориентации личности, обладающей этими волевыми качествами. Наличие волевых качеств означает только одно -- человек владеет своим поведением, он хозяин своих действий и планов. Особый вопрос, что же это за планы. Воля -- только средство достижения цели, или средство реализации ценностей. Без ее развития ценностные ориентации личности не получают нужного проявления.

Основываясь на теории И.К.Журавлева о содержательной и процессуальной стороне обучения мы считаем, что эмоционально-ценностный компонент состоит из неразрывно взаимосвязанных содержательной и процессуальной сторон. Содержательная сторона включает в себя то, что подлежит усвоению. В процессуальную входят те многообразные средства, которые способствуют усвоению содержания. В содержательной системообразующим являются ценности, а в процессуальной -эмоции. В содержании для усвоения важны все три элемента эмоционально-ценностного компонента: система ценностных ориентации, эмоциональные и волевые качества личности. Но ценности являются основным - системообразующим элементом. Ценности служат побудителями эмоционально-волевых проявлений, они являются содержательной основой эмоций. Сами эмоции значимы в образовании в том случае, если они адекватны общественно значимым ценностям.

Таким образом, моделируя систему эмоционально-ценностного компонента, мы в начале определяем, какие ценности необходимы для усвоения младшими школьниками. Затем - какие эмоциональные реакции необходимо пробуждать в связи с этими ценностями. То же можно сказать о волевых проявлениях. Волевые усилия личности являются значимыми только в том случае, если они направлены на социально значимые ценности. Следовательно, волевые качества личности формируются в деятельности по реализации ценностей. Кроме того, в некоторых случаях эмоции пробуждаются не для усвоения ценностей, а как самостоятельные процессы - для нормального функционирования эмоциональной сферы ребенка сюда относятся в основном такие эмоции как: неуспех, страх и т.д. Ребенок для своего нормального развития должен переживать всю палитру чувств, включая и отрицательные.

1.1 Характеристика элементов и функции эмоционально-ценностного компонента образования

Понятие ценность - одно из наиболее употребляемых не только в современной социальной философии, в сфере гуманитарного знания, но и в политической публицистике. За последние годы появилось много книг и статей, посвященных общей теории ценности, ценностным отношениям в духовной жизни, в науке, социальной практике (З.И.Равкин, Н.Д.Никандров, В.Г.Алексеев, С.Ф.Анисимов, В.П.Тугаринов и др.).

В.П.Тугаринов дает такое определение: «Ценности -- суть предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» (19, с.11). Таким образом, автор в качестве критерия ценности называет необходимость их для удовлетворения потребностей.

Т.П. Гаврилова считает, что «ценности - это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл» (2, с.7). Это определение не противоречит предыдущему, но подчеркивает субъективно-социальный характер ценностей.

По П. Менцеру ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением (22, с.507). Тем самым показывается, что к ценностям относится не только то, что усвоено, но и к чему необходимо стремится.

В философском словаре дано такое определение: «Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (21, с.534). В этом определении говорится о положительном или отрицательном значении ценности. Но в философской литературе чаще для обозначения отрицательного значения ценности употребляется понятие антиценность.

Таким образом, можно считать, что ценность это положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества.

Среди бесконечного многообразия значений можно выделить лишь весьма незначительное число явлений, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей (общечеловеческие, непреходящие ценности): жизнь, здоровье, знание, труд и т.п. З.И. Равкин такие ценности называет абсолютными. Он пишет: «Осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих порой к различным слоям общества. Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение, но и не умаляет их национальное своеобразие» (13, с.7). Далее можно выделить ценности приоритетные в духовной жизни конкретного этноса, эпохи, социальной группы. Кроме того, в философии существует ряд категорий для обозначения ценностно-высшего: добро - нравственно высшее, красота - эстетически высшее, истина - высшая ценность в познании, справедливость - высшая ценность в социальных отношениях. Все эти группы ценностей - абсолютные, высшие, приоритетные составляют систему базисных ценностей. Следующая ступень - это большое разнообразие личностно-значимых ценностей, зависящих от социальной и профессиональной принадлежности, особенностей темперамента и множества других факторов.

Задача школы заключается в формировании адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы базисных ценностей у школьников. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой - необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентации в зависимости от способностей, индивидуальных особенностей, профессиональной ориентированности.

Анализ исследований в области аксиологии (Равкин З.И., Тугаринов В.П., Дробницкий О.Г., Любимова Т.В. и др.) позволяют нам выделить следующие группы ценностей: нравственные, интеллектуальные, социальные, религиозные, эстетические, валеологические, материальные.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать