Система образования Голландии

Система образования Голландии

26

26

Система образования Голландии

Содержание

Введение

I. Система начального образования

II. Среднее образование

III. Система высшего образования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Рассматриваемая нами тема является чрезвычайно актуальной для современной педагогической науки, с точки зрения обмена прогрессивными педагогическими формами и методами в сфере организации образования в России. С этой точки зрения, опыт организации голландской системы образования будет, на наш взгляд, чрезвычайно полезным.

Голландия многими из нас традиционно воспринимается как страна мельниц, велосипедов, тюльпанов и деревянных башмаков. Но, помимо всего прочего, Нидерланды считаются страной качественного образования, где ученики и студенты могут получить качественные знания, необходимые им для успешной профессиональной реализации.

Голландцы, несомненно, имеют право гордиться своей системой образования, так как являются той страной, где доля людей с высшим образованием наиболее велика.

В современной голландской системе начальное образование, предназначено для всех учеников в возрасте 4-12 лет; затем следует основное образование для учеников 12-15 лет; за ним - среднее образование в виде общего среднего и среднего профессионального для учеников 15-18 лет и, наконец, высшее образование, включая профессиональное и общее доуниверситетское для студентов 18 лет и старше.

Правительство согласилось с идеями относительно перемен и усовершенствования голландской образовательной системы. Был составлен проект нового закона об образовании. После тщательного обсуждения был опубликован Акт о начальном образовании 1986 г. в нем содержалось заявление об интеграции дошкольного и начального образования под общим названием «начальное образование». Акт об основном образовании, вступивший в силу в 1993 г., ввел объединенную базовую программу первых трех лет среднего образования, однако, с сохранением школ профессионального образования, нужных определенной категории учеников, и младшей ступени общего среднего образования. Остальные типы образования - старшее среднее профессиональное образование и образование взрослых - так же, как и высшее профессиональное и университетское образование, будут интегрированы.

Долгий путь голландской образовательной системы сопровождался большими изменениями. Будет ли будущая голландская система школ интегрировать три ступени школьного образования - начальную, среднюю и высшую? Вопрос остается открытым.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать организацию системы образования в Голландии.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Охарактеризовать основы организации системы начального образования.

2. Описать систему образования второй ступени или среднего образования.

3. Охарактеризовать систему высшего образования.

Предмет исследования - процесс организации системы образования в Голландии.

Объект исследования - особенности организации голландской системы образования.

В процессе написания данной работы нами были использованы следующие методы:

1. Анализ источников и используемой литературы.

2. Сравнительный метод.

Данная работа была написана с использованием учебной и публицистической литературы.

I. Система начального образования

В Нидерландах все дети от 6 до 16 лет обязаны посещать школу.

Первая ступень обучения - базовая школа или начальная школа (большое количество детей посещают ее уже с 4 лет), где обучение проводится до 12-13 лет.

Эти школы невелики, с численностью от 100 до 500 учащихся [5, с. 75].

Система реформирования начального образования в Голландии началась в восьмидесятых годах XX века.

После тщательного обсуждения был опубликован Акт о начальном образовании 1986 г. в нем содержалось заявление об интеграции дошкольного и начального образования под общим названием «начальное образование» [3, с. 257].

Система начального образования в Нидерландах охватывает всех детей в возрасте от 4 до 12 лет.

Первые два года - детский сад, затем шесть лет урочной формы обучения. Численность учебных групп невелика - она варьируется от 5 до 20 учащихся в зависимости от типа населенного пункта и типа учебного заведения.

В Голландии развита система частных дошкольных учреждений, где ребенок может находиться с трех лет. Тем не менее, эта форма организации дошкольного образования в Голландии не пользуется особым успехом среди населения.

Менталитет голландца нацелен на приоритет домашнего воспитания с точки зрения образования и развития маленького ребенка, и, кроме того, в стране женщины традиционно зарабатывают меньше мужчин, поэтому приоритет домашнего воспитания очевиден.

Более развита, как мы уже сказали выше система начальных школ, где дети начинают свое обучение, уже с 4 лет.

Целью обучения в начальной школе, в первую очередь является развитие эмоциональной сферы ученика, затем развитие интеллекта и творческих способностей, и лишь затем, овладение адекватными социальными, культурными, а также физическими навыками.

Для детей в возрасте от 3 до 20 лет с отставанием в физической, умственной или социальной сфере имеется большое количество специальных школ, которые, наряду со стандартной программой обучения, обеспечивают индивидуальный подход к ребенку, направленный на возможно более скорый перевод его в обычную систему образования.

Осуществляя проект «Снова вместе в школу», государство стремится стимулировать взаимодействие между школами с обычным и специальным начальным образованием.

В начальной восьмилетней школе сначала обучают чтению, письму, арифметике (первые 2 года), а затем добавляют нидерладский язык, математику, историю, географию, физику, обществоведение и английский язык.

Общественные школы также дают ученикам религиозные или этические знания (до 120 часов в год), если это требуется родителями.

В школах установлен основном минимум - это совокупность знаний, которыми должен овладеть ученик по достижению определенного возраста.

Многочисленные учебники и учебные пособия были доступны всем.

Например, особенной популярностью пользовалась «Книга для раннего обучения», книги для развивающего обучения с привлекающими внимание названиями «Золотая пыль», «Весенний дождь».

Около середины XX в. большой интерес вызвала грамматика, которая была опубликована под названием «От детского языка к родному языку». Для обучения письму пользовались методикой «Движение руки», «Сначала понятно - потом быстро», «Блок правописания».

Для обучения арифметике была издана «Арифметика для начальной школы», затем «Основы арифметики», «Практическая арифметика».

Учить языки помогали «Наш язык», «Учитель практического языка». В 30-е годы XX в. была очень популярна книга «Язык». Географию и историю изучали по «Методике географии для начальной школы», «Знания об окружающей среде», «Ситуации и события», «Эра прогресса». Для обучения естественной истории использовалась книга «Живая природа».

Таким образом, учителя имеют большой выбор учебников.

Для каждого учащегося строится индивидуальный график учебных достижений, который с помощью наложения сопоставляется с общей динамикой достижений.

По уровню учебных достижений учащиеся разделяются на четыре группы по 25 % учащихся в каждой.

Наиболее сильные учащиеся относятся к группе А, следующая группа В. Группы С и D-E состоят из учащихся, чьи способности ниже средних по стране. Каждой группе соответствует определенная зона на общем графике способностей. Группа Е считается группой риска, для учащихся этой группы разрабатываются методики учебной коррекции [1, с. 12].

В королевстве Нидерланды нет специальной программы по работе с одаренными детьми.

Многие учителя считают, что на этапе начального образования работа с одаренными детьми в компетенции каждой школы. Часть школ организует тематические кружки для работы с талантливыми школьниками, часть выстраивает индивидуальные учебные программы.

Это зависит от численности учащихся школы и ее возможностей [1, с. 12].

Важной чертой является обязательная смена учителя в учебной группе начальной школы каждый год. Таким образом, исключается значительная субъективность оценки учащихся, усредняются обязательные результаты обучения, создается база для единого тестирования школьников по единым тестам.

Помимо постоянного мониторинга по заказу правительства раз в 5 лет CITO проводит Национальное тестирование начальной школы.

Тестирование проводится на группах учащихся последнего года начальной ступени и включает в себя оценки по всем предметам, даже тем, которые не входят в обычную совокупность оцениваемых предметов (математика, естествознание, родной язык, английский язык, второй иностранный язык). На основании анализа результатов Национального тестирования правительство королевства может судить об общем изменении образовательного уровня, тенденциях в начальной школе, которая является основой образовательной системы Нидерландов.

Заказчиком тестирования является правительство королевства, разработчиком тестов и организатором тестирования выступают частные компании, крупнейшей из которых является CITO.

Раз в несколько лет правительство объявляет конкурс среди частных образовательных компаний на разработку тестов для мониторинга начальной и средней школы на следующие несколько лет.

Тестирование всех учащихся производится на протяжении всех восьми лет начального образования дважды в год - в середине учебного года (тест М) и в конце учебного года (тест Е).

Тестирование проходят все учащиеся по всем предметам. В результате каждого тестирования учитель группы заполняет форму, которая передается специалистам в CITO.

II. Среднее образование

После получения начального образования учащиеся проходят национальное тестирование и в зависимости от его результатов продолжают обучение в средней школе по одному из трех направлений:

- подготовительное среднее образование (MAVO) - 4 года;

- общее среднее или предуниверситетское образование (HAVO) - 5 лет;

- предуниверситетское образование (VWO) - 6 лет.

1. Поток предуниверситетской подготовки.

Сюда попадают наиболее подготовленные учащиеся, уровень достижений которых соответствует зоне А. Срок обучения в средней школе - 6 лет. На этапе предуниверситетской подготовки профильной специализации нет или почти нет. Программы в разных школах отличаются, но незначительно.

По окончании школы проводится экзамен, состоящий из двух частей - национальной и школьной. На основании результатов экзамена выставляется оценка каждому выпускнику. Тем не менее, экзамен носит характер скорее вступительного, чем выпускного. В зависимости от результатов тестирования комиссии высших учебных заведений принимают решение о зачислении абитуриента на ту или иную специальность. Заказчиком экзамена выступает государство, а исполнителем - частные компании. В зависимости от целей и уровня экзамена он может проводиться в традиционной «бумажной» или в компьютерной форме.

2. Поток подготовки к высшей профессиональной школе. Сюда попадают способные учащиеся, чьи достижения в начальной школе соответствовали зонам А и В. Срок обучения - 5 лет.

Поступление в высшие профессиональные учебные заведения проводится по такой же схеме на основе результатов итогового экзамена.

3. Поток подготовки к средней профессиональной школе. В этот поток попадают учащиеся групп В, С и D. Срок обучения в школе 4 года. Поступление в средние технические и профессиональные учебные заведения этим учащимся гарантирован, но специальность и срок обучения также определяется результатами итогового экзамена.

4. Поток профессионального обучения. Небольшая группа учащихся сразу после окончания начальной школы попадает в систему профессионального образования.

Это учащиеся, показавшие в начальной школе наименьшие учебные успехи. Дополнительно к этой категории учащихся профессиональную подготовку получают учащиеся с ограниченными возможностями после окончания специальных школ начальной ступени.

Различные варианты школ зависят от преподавательских, педагогических и организационных особенностей данного учебного заведения. Различия касаются задач менеджмента, распределения обязанностей между управлением и дирекцией, количества учебных лет, а также видов образования.

Не все школы включают в себя полную шкалу видов образования, т.е. ППО, СОПО, ВОПО и ВНО. Существуют учебные заведения с двумя, тремя или даже одним видом. Правда, местные власти всяческим образом стимулируют формирование так называемых широких школьных объединений, то есть школ с полным набором видов образования, хотя законодательных актов, обязывающих школы к подобному объединению, не существует.

Ученики, обучающиеся в школе по программам vmbo, havo и/или vwo, первые три года получают так называемый базисный курс, состоящий из 15 обязательных предметов.

95,7% процентов всех 17-летних граждан учится в системе дневного среднего образования [5, с. 77].

Государство определяет следующие моменты: структуру; объем школы (минимальное количество учащихся); пакет предметов в разных школах; правила приема в различные школы; выпускные экзамены; требования к преподавательскому составу; организацию совещательных советов; рамки полномочий «уполномоченных властей».

Важнейшим инструментом государственного управления системой образования является система финансирования [5, с. 77].

До недавнего времени существовала декларативная система, по которой школы практически были лишены права свободно распоряжаться предоставляемыми средствами. Кадровый состав и материальные средства распределялись сверху самым тщательным образом, так что школы могли проводить лишь небольшое перераспределение бюджета на другие нужды. Финансового управления на школьном уровне не существовало, следствием чего явилось то, что администрация и другой персонал не чувствовали себя ответственными за расходы. Такое положение не создавало стимулов к эффективной работе, даже наоборот, экономия средств зачастую наказывалась, так как на следующий год школа получала меньше денег. Теперь школам разрешено осуществлять свой собственный финансовый менеджмент, который ограничивается только неизмеряемыми затратами на заработную плату. Замечу, что увольнение персонала практически невозможно, собственно, только в случае самопроизвольного сокращения количества учащихся.

До недавнего времени школьное законодательство было очень подробным. Однако нидерландское общество становится все более расслоенным, люди не хотят, чтобы к ним относились, как к «одинаковым монахам в одинаковой одежде», следовательно, управление становится все более сложным. Это приводит к тому, что называется «бюрократической спиралью»: возникает все больше и больше уточняющих правил к самым различным ситуациям, но при этом управленческая сила властей отнюдь не становится больше, наоборот, стимулируется только «творческое» использование правил. Сейчас происходит передача полномочий и, следовательно, ответственности на нижние этажи управления (местные власти и сами школы).

Меньше внимания уделяется различным правилам по организации учебного процесса, больше - результатам. Так, недавно было отменено официальное расписание уроков (количество часов в неделю на определенный предмет) в системе среднего профессионального образования, при этом преподавание стало более гибким [5, с. 78].

Часто применяется материальное поощрение. Государство предоставляет дополнительные средства для поддержания перспективных тенденций, таких, к примеру, как увеличение числа девушек, изучающих точные науки; рост числа женщин в школьном руководстве, поддержка самостоятельного образования. Бюджет, полагающийся для системы образования, сокращается с целью высвобождения дополнительных средств на инновации. Таким образом, государственное управление смещается с точных предписаний по организации школьного процесса на предоставление средств на развитие тенденций, укрепляющих позиции государства. Для контроля за соблюдением правил и законодательных актов существуют инспекции, но их роль изменяется с изменением позиции властей.

Сейчас контролю уделяется намного меньше внимания, а больше - развитию тенденции к «самоэволюции» и повышению качества образования. С другой стороны, школы часто «наказывают» за то, что они подолгу держат учеников. На учащихся, которые остаются на второй год, учебные заведения или вообще не получают финансовых средств, или получают их в урезанном виде.

Власти периодически обращаются в рекламные бюро с просьбой донести до граждан смысл тех программ, которые они собираются поддерживать. Это делается путем расклеивания плакатов в общественных местах и школах, публикацией заметок в газетах и показе рекламных роликов по телевидению. Наряду с этим министр, государственный секретарь, и другие чиновники министерства образования регулярно выступают на совещаниях и конференциях с докладами о проводимой работе и перспективах развития образования. Это, прежде всего, необходимо для принятия политических решений, где большую роль играют самые разные партии и группировки в различных советах и комиссиях. Пропаганда в большинстве случаев применяется в тех вопросах, по которым еще не существует законодательных актов. Так, например, нынешний министр образования и некоторые его коллеги обеспокоены обесцениванием ценностей в нидерландском обществе, по его мнению, молодежь должна приступить к изучению в школе истинных ценностей, норм поведения и понятий о добре и зле.

В настоящий момент, прежде всего, школам ППО трудно найти «партнера», так как многие школы более высокой ступени боятся стать менее привлекательными, если у них будет только отделение. Существует три управленческих органа: правление, дирекция и совещательный совет.

Школа управляется правлением, отвечающим за финансы, кадры и педагогические программы; выполнение многочисленных финансовых обязательств; сохранение вида образования: набор персонала, включая дирекцию; работу с совещательным советом.

Отношения между правлением и дирекцией могут быть самыми различными. Существуют правления, которые буквально сидят в кресле директора и усиленно занимаются будничными вопросами.

Другие принимают важные решения, которые, однако, полностью игнорируются дирекцией, в компетенцию которой и входит ежедневное управление школой. При этом всю ответственность принимает на себя директор. Степень этой самостоятельности зависит от исторически сложившейся ситуации, преподавательских и организаторских принципов школы, от других факторов, как, например, ее расположение (в одном здании или нескольких, находящихся друг от друга на значительном расстоянии), амбиций дирекции и личных качеств персонала. Количество членов дирекции в одной школе до недавнего времени определялось законодательством, теперь школам предоставлено больше свободы.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать