Система подготовки бакалавров в Польше

Система подготовки бакалавров в Польше

2

Министерство образования и науки Украины

Украинская инженерно-педагогическая академия

Кафедра педагогики и методики профессионального обучения

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ПОЛЬШЕ

Курсовая работа

Студентки группы

Научный руководитель:

Харьков, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЬШИ 5
  • 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛЬШИ 9
  • 3. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 16
  • 4. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ПОЛЬШЕ 20
    • 4.1 Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих в Польше 20
    • 4.2 Содержание профессионального обучения 21
    • 4.3 Организационная структура учебного заведения 22
  • 4.4 Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса 23
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется тем, что польская система образования очень близка нам по пониманию, и поэтому изучить методы, принципы обучения в целом, будет очень актуально.

Система высшего образования в Польше динамично развивается. В течение последнего десятилетия создано более двухсот новых высших учебных заведений, а численность студентов возросла с 350 тысяч до более, чем 1,5 млн. Такие города, как Варшава, Краков, Познань, Вроцлав, Гданьск, Щецин, Лодзь являются традиционными студенческими центрами в Польше.

Актуальной является дискуссия о том, следует ли создавать новый тип профессиональных вузов или же оставить инициативу в руках существующих, которые будут обогащать свое образовательное предложение путем введения кратких циклов образования. Это связано со спором вокруг функций высшей школы и, в частности, с тем, обязаны ли преподаватели давать общие знания о мире, учить творческому мышлению, формировать познавательные способности и другие желательные свойства личности, в том числе и воспитанность, или же давать прежде всего специальные знания для немедленного использования в будущей работе. Несомненно, эти функции нельзя понимать альтернативно, однако почти бесспорно, что перенесение упора на «профессионализацию» вуза несет с собой большую опасность и, пожалуй, не самым лучшим образом служит подготовке выпускника к будущей работе.

Актуальность реформирования образования обусловлена несколькими источниками. Во-первых, научно-технический процесс содействует возникновению многочисленных частных вузов, дающих образование кадрам.

Другой вопрос вытекает из интенсивного развития вневузовских исследовательских заведений. Это академические институты (академии наук), ведомственные и отраслевые институты, являющиеся научной базой для промышленности и других отраслей хозяйственной жизни. Они часто «побеждают» в конкуренции с университетами, ибо перехватывают научных сотрудников, обладающих наивысшей квалификацией, посредством лучших зарплат. Кроме того, они нередко располагают лучшим и более современным оснащением и аппаратурой.

Цель исследования - определить основные понятия системы образования и подготовки рабочих в Польше; проанализировать существующую систему подготовки бакалавров в Польше, выявить недостатки и достоинства; обосновать главные принципы и методы, применяемые в учебном процессе; досконально изучить систему профессиональной подготовки бакалавров в Польше.

Объект исследования - система подготовки квалифицированных рабочих Польши.

Предмет исследования - дидактический анализ системы квалифицированных рабочих.

Задачи исследования:

1. Систематизировать изученный материал в соответствии с планом исследования.

2. изучение особенностей получения образования в Польше.

3. выявить уровни системы образования, охарактеризовать каждый из них.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, систематизация, классификация, системно-структурный метод, сравнение, сопоставление, теоретической обобщение, выработка выводов.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЬШИ

Польша, официальное название Республика Польша -- государство в Восточной Европе. На севере омывается Балтийским морем, на западе граничит с Германией, на юго-западе с Чехией, на юге со Словакией, на юго-востоке с Украиной, на востоке с Беларусью, на северо-востоке с Литвой, а также на севере с Россией.

Как самостоятельное государство образовалось в 996 г. Получило статус королевства - в 1025 г. Разделение Польши на три части: Русскую, Прусскую и Австрийскую - в 1772-1795гг. Образование независимой республики - в 1918 г.

Польша -- член Европейского союза и блока НАТО.

Польша разделена на 16 воеводств, воеводства в свою очередь делятся на повяты, а повяты на гмины.

Общая площадь Польши - 312 658 (312 683) км2 (по площади занимает 69 место в мире, и 9 в Европе).

Св. 98% населения составляют поляки. В вост. и сев.-вост. р-нах живут также украинцы и белорусы; на Ю.- словаки; имеются небольшие группы цыган, евреев, русских, литовцев и др. Верующее население- преим. католики, в сев. р-нах -протестанты. Офиц. календарь - григорианский (см. Календарь).

Численность населения Польши постоянно возрастает. Относительно высок естественный прирост населения - 9,6 на 1000 человек. Высока доля трудоспособного населения - 62% всего населения составляют лица в возрасте 15-59 лет. Из общего количества населения рабочие и служащие составляли 69,4%, крестьяне, входящие в с.-х. производств, кооперативы всех видов, кооперированные кустари и ремесленники 3,5%, крестьяне-единоличники и некооперированные кустари и ремесленники 26,7%, лица свободных профессий и прочие группы населения-0,4%. Из 16,8 млн. чел. экономически активного населения в сельском хозяйстве (включая лесное хозяйство) было занято 32,7%, в промышленности - 30,0%, в строительстве - 8,3 %, на транспорте и в связи - 6,0 %, в торговле -7,1%, в учреждениях науки и просвещения - 5,1 %, здравоохранения -3,5%.

Средняя плотность населения 108 чел. на 1 км2; на Ю.- 217 чел. на 1 км2 - 49 чел. Доля городского населения 54%. Наиболее значительные города: Варшава, Лодзь, Краков, Вроцлав, Познань, а также Гданьск и Гдыня, Щецин, Быдгощ, Люблин и Катовице - центр крупнейшей в стране Верхнесилезской (Силезско-Домбровской) агломерации.

Польша -- индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения 14,400 долларов в год (2006). В 2006 ВВП Польши, по предварительным данным, составил 547 млрд. долл.

Добыча каменного и бурого угля; природного газа; серы (около 5 млн. тонн в год, одно из первых мест в мире); поваренной соли; руд меди, цинка, свинца; лесозаготовки.

Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности

§ машиностроение (Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования и др.),

§ чёрная и цветная (крупное производство цинка),

§ химическая (серная кислота, удобрения, фармацевтические, парфюмерно-косметические товары, фототовары),

§ текстильная (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная),

§ швейная,

§ цементная,

§ производство фарфора и фаянса,

§ производство спортивных товаров (байдарки, яхты, палатки и др.).

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Главные зерновые культуры -- рожь, пшеница, ячмень, овёс.

Ведущая отрасль животноводства -- свиноводство; молочно-мясное скотоводство, птицеводство (Польша -- один из крупнейших в Европе поставщиков яиц); пчеловодство. Морское рыболовство.

Экспортный оборот осуществляется по машинам и оборудованию, автомобилям, авиатехнике, химической продукции, металлам, текстильным товарам, одежде.

Внешние экономические связи. Торговля в Польше была одной из самых динамичных отраслей народного хозяйства. Оборот внешней торговли возрос в 7,7 раза. В результате удельный вес ПНР в мировой торговле, который сохранялся на уровне 1,1%, сейчас повысился до 1,3%. Торговые отношения Польши со странами - членами СЭВ имеют решающее значение для всей совокупности её внешнеэкономических связей

Рост материального благосостояния. Разностороннее и быстрое развитие экономики Польши за годы народной власти создало благоприятные предпосылки для роста жизненного уровня населения страны за счёт увеличения его личных доходов и обществ, потребления, лучшего удовлетворения культурных нужд. Национальный доход возрос в 2,4 раза. Около 65,4% национального дохода было направлено на потребление, в т. ч. 55,4% на личное потребление населения, 10,0% на потребление из обществ, фонда. Объём фонда потребления увеличился более, чем в 7,3 раза. Фонд потребления на душу населения возрос почти вдвое. Абсолютный объём фонда потребления составил 720 млрд. злотых (21,6 тыс. злотых на душу населения), в т. ч. потребление за счёт личных доходов -669 млрд. злотых (18,3 тыс. злотых на душу населения).

Трудящиеся инвалиды, проработавшие свыше 5 лет, имеют право на пенсию по инвалидности. Введены семейные пособия, размеры которых зависят от доходов семьи; ассигнования многодетным семьям возросли с 7,7 млрд. злотых до 10,5 млрд. злотых. Женщине в период беременности предоставляется материнский отпуск 16-18 недель с оплатой пособия в размере 100% зарплаты; после этого она может получить 3-летний отпуск без сохранения содержания (с сохранением трудового стажа).

В стране введён 8-часовой рабочий день и 46-часовая рабочая неделя (для вредных производств - 36-часовая неделя). Законодательством ПНР установлен ежегодный оплачиваемый отпуск. Система стипендий предусматривает больший охват студентов (70% ) и увеличение размера минимальных стипендий (с 400 до 600 злотых).

Большинство верующих поляков -- католики. Также присутствуют представители нескольких других конфессий иудеи, лютеране и православные.

Имеется 13 народных национальных парков, общей площадью около 105 тыс. га. Самые значительные из них Кампиноский (в древней долине реки Висла) и Татранский (на северных склонах Татр). На территории Польши - часть Беловежской пущи.

Первые семена польской культуры посеял Сигизмунд I (1506-1548 гг.). Благодаря его заботе, латынь постепенно заменилась польским языком, родилась национальная литература, процветала архитектура, и было сделано много научных открытий. Николай Коперник издал трактат "Об обращение небесных сфер", утверждая, что Земля вращается вокруг Солнце. Наследственный король Польши, Сигисмунд II Август (1548-1572 гг.), продолжал развитие искусства и культуры, и правления Сигизмунда I и Сигизмунда II стали называться "Золотым веком Польши".

Польская культура и живопись - типично религиозные с сочетанием готические и ренессансные элементов, лики Мадонны и Христа, можно увидеть практически в любой церкви. "Коньком" польских камнетесов были изящные украшения склепов, а создание барельефов на фасадах многих ренессансных домов. Внецерковное художественное творчество было, в основном, эпизодическим, вплоть до конца прошлого века. Исключение - Здислав Бексиниски. Он родился в 1929 году и является создателем удивительного и мистического мира грез и считается самым лучшим художником Польши. В настоящее время польские художники все еще пытаются избавиться от коммунистического духа.

В Польше родились много писателей, большинство которых - эмигранты, например, Изаак Башевис Зингер, чьи произведения, написанные на идиш, рассказывают об истории исчезнувших евреев Польши. Среди современных выдающихся в польской культуре писателей - Ришард Капущински, а среди композиторов - Хенрик Горецки, чья третья симфония получила мировое признание пару лет назад.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛЬШИ

Образование в Польше обязательное до 18 лет. Основой системы образования является 12-летняя школа, в которой первые 8 классов составляют начальную ступень. Четыре старших класса образуют лицей. Существуют два типа лицеев - общего образования и технического. Особое внимание уделяется развитию ремесленных и технических училищ. Диплом лицея - необходимое условие для поступления в вуз.

После 1989 года были открыты многочисленные негосударственные начальные и средние школы. К ним относятся частные и приходские школы, а также «публичные» школы, деятельность которых частично оплачивается за счет финансовых пожертвований. Открыты также частные высшие учебные заведения. В 1999 году правительство объявило о возможном закрытии 1000 государственных школ из-за недостатка средств.

Государственный надзор за высшим образованием осуществляется Министерством национального образования и спорта, несущим прямую ответственность за большую часть вузов и разделяющим ее с другими отраслевыми министерствами, когда речь идет о части специализированных вузов. Последние осуществляют также финансирование подчиненных им вузов. Особым статусом обладают клерикальные вузы, число которых после 1989 года возросло. Закон о высшей школе к таковым не относит вузы, подчиненные католической церкви.

В части оценки качества и контроля, а также стандартизации выпускных экзаменов в вузе Министерство образования располагает лишь некоторыми элементарными полномочиями, как: установление видов дипломов и перечня специальностей, получаемых в вузах. Учебные планы и программы определяются самими вузами, а министерство ограничивается контролем качества выпускных экзаменов. Главный Совет в соответствии с законом должен разработать Каталог основных требований к обучению в вузе. Ответственность министерства распространяется также и на негосударственные вузы. Она ограничивается изданием обязательного Положения и надзором за юридической стороной деятельности негосударственного вузовского сектора.

Неформальные политические интересы вузов представлены в Конференции ректоров польских университетов, а также Конференции ректоров специальных вузов. Кроме того, имеется ряд исследовательских учреждений в университетах, занимающихся разработкой политики высшего образования, науки, исследований, а также финансированием, экспертизой, прогнозами, стратегией. В Польше наряду с государственными существуют и негосударственные высшие школы, которые начали активно образовываться после 1990 года. Негосударственные высшие учебные заведения создаются по разрешению министра народного образования и получают юридические права после занесения их в реестр негосударственных вузов, который ведется Министерством народного образования и спорта.

В государственную систему высшего образования входят классические университеты и специализированные вузы. Между этими двумя типами высших школ имеются различия, когда речь идет о вновь созданных или небольших вузах, не обладающих правом присвоения докторских степеней. Особое место занимает Католический университет в Люблине, который и прежде признавался, финансировался и поддерживался государством.

Как и в других странах Европы, более престижными среди вузов являются университеты. Наибольшее количество вузов находится в Варшаве, Кракове, Бреслау и Познани.

Ядро негосударственных вузов составляют экономические высшие школы, открытые объединениями, международными фондами и частными лицами, как, например, частный вуз бизнеса и управления в Варшаве, французско-польский вуз по новым информационным технологиям в Познани или вуз менеджмента в Ченстохове.

Однако лишь немногие из негосударственных вузов имеют право присвоения звания «магистр». Остальные негосударственные высшие школы выпускают специалистов с дипломом бакалавра. Плата на одного студента в год в негосударственных вузах составляет 250-2500 $. Приемные экзамены в них не проводятся.

Все государственные вузы считаются учреждениями образования на уровне университета и, как правило, сохраняют магистерскую структуру обучения.

К высшему образованию не относятся открытые после 1989г. колледжи (технические и языковые), которые под контролем университетов в течение 2-3 лет обучают студентов иностранным языкам и готовят учителей для школ. Организация и содержание обучения в вузе, как и ежегодный прием абитуриентов, прежде регулировались государством. С 1989/90 учебного года вузы получили гарантированное законом право самим принимать решения по данным вопросам, определять критерии отбора и правила приема абитуриентов.

Существуют дневная, вечерняя и заочная формы обучения, а также экстернат. Основная форма обучения дневная.

Поступать в вуз могут только лица, получившие аттестат зрелости (сдав так называемые матуральные экзамены). Правила поступления на 1-й курс определяются автономно каждой высшей школой. Некоторые организуют вступительные экзамены, другие принимают студентов на основе конкурса оценок аттестата зрелости, третьи -- только на основе заявления.

Система высшего образования на 90% финансируется из госбюджета. Остальные 10% направляются из других источников, так как Закон о высшей школе (1990г.) открывает отдельным вузам возможность дополнительного самостоятельного добывания финансовых средств. В этой связи может быть повышена плата за обучение студентов-заочников, студентов, превысивших обычную продолжительность обучения в вузе, определена плата для студентов из других стран. Кроме того, вузы могут сами зарабатывать средства через исследования, диагностические работы, рецензии, услуги в экономике, взимание платы за вечернее и заочное обучение, работы по подрядам или сдачу в аренду помещений, что существенно стимулирует исследования при снижающихся за последние годы государственных расходах на образование. К вузам, которые не рассматриваются как рыночно ориентированные, относят главным образом университеты, поскольку в них доминируют отделения социальных и гуманитарных наук. Финансирование осуществляется:

§ Для вузовского обучения, подготовки студентов и молодых исследователей, а также в виде инвестиций в строительство вузов из госбюджета.

§ Для всех видов исследований через Комитет по научным исследованиям.

Польское Министерство образования инвестирует около 70% текущих расходов на содержание вузов из средств государственного бюджета (с ориентацией на расходы предыдущего года). Оставшиеся 30% приходятся на обеспечение научной деятельности и исследований. Из средств, отпускаемых для обучения в вузе, 70% направляются на оплату профессорско-преподавательского состава. Распределение средств Комитетом по научным исследованиям осуществляется по типам вузов и отраслевому принципу, к примеру, для сельскохозяйственных академий, технических, экономических и педагогических вузов, университетов. При финансировании исследований в качестве стимула установлены коэффициенты в соответствии с учеными степенями и званиями. Примерно 50% всех финансовых средств комитета используется на исследовательскую деятельность вузов. Оставшиеся средства направляются на гранты индивидуальным исследовательским группам. Это составляет 30% денежных средств комитета или 7% бюджета на высшие учебные заведения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать