Система подготовки квалифицированных рабочих в Болгарии
p align="left">Основное образование можно получить также в:

· профессиональной школе; - с 7 и 8 классов с курсом обучения длительностью 3 года;

· спортивной школе;

· художественной школе;

· специализированной школе, для детей с особыми образовательными нуждами и/или хроническими заболеваниями.

Профессиональные школы, составляющие значимую часть вышеупомянутых школ, распределяются по территориальным и административным округам в зависимости от того, какая профессиональная отрасль наиболее распространена в том или ином районе, какую продукцию производит промышленный сектор, каковы спрос и предложение на данную профессию. Когда профессиональных школ по определенным профилям мало, например, в областях сельского хозяйства, лесоводства, горной промышленности, строительства, туризма и гостиничного бизнеса, их обычно открывают в той местности, где такие специалисты смогут найти работу; сюда могут приезжать для обучения дети из других регионов. Более часто школы национальной важности встречаются в столице и больших городах, в то время как художественные, спортивные школы, школы по туризму, некоторые специализированные школы располагаются таким образом, чтобы принять учеников из всех регионов страны и удовлетворить их потребностям. У большей части таких школ есть общежития или пансионы для учеников, приезжающих из других отдаленных населенных пунктов, а некоторые даже берут на себя транспортные расходы для учеников из соседних населенных пунктов.

Обучение начинается с 7 лет после окончания обучения в подготовительной группе в школе, выбранной родителями. При выборе школы не существует ограничений.

Дети, которым уже исполнилось 6 лет и которые достигли необходимого уровня физического и умственного развития по мнению родителей или попечителей, могут быть зачислены в 1 класс (статья 7 (2) (поправка - State Gazette, выпуск 36/98 NEA).

Право выбора школы гарантируется PEA (1991 год). Статья 9, параграф 1 гласит, что: "Каждый гражданин омет право свободно. За тех, кто не достиг необходимого возраста, школу и тип обучения выбирают родители или попечители». (2).

Право выбрать школу дает ученику возможность подавать документы и обучаться в школе с высоким престижем, высоким качеством обучения, интересной и разнообразной деятельностью; таким образом, это удовлетворяет его интересы и потребности. Для зачисления в некоторые школы (специализированные - школы иностранных языков, профессиональные школы, естественнонаучные, математические, спортивные, художественные школы и т.д.) необходимо сдавать экзамен и участвовать в конкурсе.

По конституции Болгарии (статья 53) образование в республике Болгария бесплатно. Принципы доступности образования, равного положения при обучении, бесплатного обучения в государственных и муниципальных школах - очень важны и они определены в школьном законодательстве (Акт о национальном образовании, статья 6.6).

В течение долгого времени (с 50-х по 90-е годы 20 века) ученики получали учебники и обучающие материалы для обязательного обучения (от 7 до 16 лет) совершенно бесплатно. В последнее годы из-за экономических проблем в стране только первоклассники сохранили за собой это право.

Для детей из социально неблагополучных семей муниципалитеты выделяют средства на полную или частичную оплату завтрака. Для учеников до 16 лет предоставляется бесплатный транспорт для езды в школу и/или обучение в школе-пансионе.

Ученики, оценки которых - отлично и очень хорошо, получают стипендии, выделяемые муниципалитетами.

Основное образование делится на 2 уровня: начальный - с I по IV классы и начальный средний уровень - с V по VIII классы. Школьное образование начинается с 7 лет, после окончания обучения в подготовительной группе в течение года. Начальный уровень включает в себя учеников 7 - 11 лет, а младший средний - 11 - 15 лет.

На начальном уровне обучения один преподаватель отвечает за целый класс и обучает всем предметам учебного плана.

Если школа может себе это позволить и в ней есть много классов, привлекаются учителя специалисты для обучения детей искусству, музыке, физической культуре и спорту.

На младшем среднем уровне каждый предмет преподается отдельным учителем, который работает в различных классах с 5 до 8.

Ученики одного возраста обучаются в одном классе. Исключением являются дети, оставшиеся на второй год.

В соответствии с указом № 7/29.12.2000 количество учеников в классе может быть от 16 до 22 с 1 по 4 классы и от 18 до 26 с 5 по 8 классы.

В государственных и муниципальных школах 5 учеников могут составлять целый класс, если это дети с хроническими заболеваниями или особыми образовательными потребностями.

Школьный год начинается 15 сентября и заканчивается 24 мая в 1-2 классах, 30 мая во 2-4 классах, 15 июня - в 5-8 классах. В течение года ученики отдыхают в Рождественские весенние, или пасхальные, и летние каникулы. У первоклассников есть дополнительные выходные в первом семестре. Длительность каникул (за исключением летних), а также других выходных дней определяются указом Министра образования и науки.

Школьная неделя состоит из 5 дней. Школьный день включает в себя от 4 до 5 обязательных уроков. На самостоятельное обучение должно уходить 10 классных часов, на отдых и спортивные мероприятия - 10 учебных часов, уроки по интересам - 10 классных часов, в дополнение к обязательным часам. Недельное расписание уроков должно соотноситься с психофизическими особенностями учеников. Оно разрабатывается таким образом, чтобы отвечать требованиям Министра здравоохранения.Урок длится 35 минут в 1 и 2 классах, 40 минут - в 3 и 4 классах, 45 минут в 5-8 классах. Перемены длятся от 10 до 30 минут.

Уровень образования, минимум требований для общего образования описаны в Акте об учебной программе 1999 года (LEGEMCA).

Распределение учебного времени в соответствии с предметами, классами и уровнями образования, чтобы обеспечить детям общеобразовательный минимум знаний, описано в Указе № 6 от 28.05.2001, где упоминается также и учебная программа (Указ № 6/2001, art. 1).

Организация обучения различным предметам учебной программы осуществляется преподавателем в соответствии с заранее составленным понедельным учебным планом по каждому предмету. Учебный план по предметам обязательного образования составляется преподавателем до начала учебного года и должен быть одобрен директором школы. В него должны входить тематические блоки учебного плана, распределенные по месяцам или неделям, цели обучения данному предмету и заметки преподавателя.

Были созданы государственные образовательные требования к содержанию обучения и учебной программе по изучаемым предметам в начальной школе. Они вступили в действие в 2002/2003 учебном году и коснулись первоклассников. В учебной программе представлены цели каждого предмета, ожидаемые результаты, предметный учебный план с приемами, содержанием и предполагаемой учебной работой, междисциплинарной деятельностью, методы и нормы оценки знаний, краткие методологические указания к применению учебной программы. Помимо формирования определенных навыков по отдельным предметам, необходимо формировать ключевые навыки на уроках по всем предметам: грамотность, способность к количественному мышлению, освоение информации, навыки общения, критическое мышление и решение проблем, стратегии изучения.

Знания учеников и результаты обучения оцениваются в соответствии с Указом №3 от 15 апреля 2003 года о системе оценивания. В нем изложены основные принципы оценивания - цель, типы, организация, формы, периодичность, организация семестровой, годовой и итоговой проверки успеваемости. Указ рассматривает систему оценивания внутри всей системы образования, но некоторые его положения касаются только основного образования или его начального уровня. Очень важны особенности системы оценивания на начальном уровне.

В начале и в конце учебного года ученики 2-4 классов пишут письменные работы для проверки уровня полученных знаний и навыков, но оценки за эти письменные работы не влияют на итоговые годовые оценки. Текущая оценка успеваемости учеников 1 класса осуществляется через качественные показатели. Результаты текущей оценки учеников 2-4 классов заносятся в их дневники и в классный журнал. Ученик переходит на следующую ступень обучения, если его/ее годовая оценка не ниже 3. Ученики, не получившие необходимого минимума знаний, сдают дополнительные экзамены. Если за эти экзамены они получают неудовлетворительно (2), они остаются на второй год. Ученики первого класса, даже если они не справились с содержанием первого года обучения, не остаются на второй год. С ними проводится дополнительная индивидуальная работа.

При оценке полученного учениками необходимого образовательного уровня по таким предметам, как музыка, искусство, домоводство и технологии, физическая культура, принимается во внимание активное участие учеников на уроках и их выраженное желание преуспеть в изучении данного предмета.

По окончании 1 класса ученики получают сертификат об окончании 1 класса с общей годовой оценкой в словесной форме. Она отражает результаты всех изучаемых предметов в качественном показателе: удовлетворительно, хорошо, очень хорошо и отлично.

Годовые результаты учеников 2-4 классов по различным предметам учебной программы заносятся в дневники; они являются подтверждением того, что ученик был переведен в следующий класс. После 4 класса ученикам выдается сертификат об окончании начального образовательного уровня основного обучения, куда заносятся годовые оценки по обязательным и факультативным предметам, изучаемым в 4 классе (статья 23 (2) /поправка - Государственный бюллетень, издание 36/98).

На начальный средний уровень свободно зачисляются все желающие, но те ученики, которые желают обучаться в специализированных классах (с интенсивным изучением иностранных языков, математики, искусства, физической культуры), должны сдавать экзамен.

О получении основного образования свидетельствует итоговый Сертификат о законченном основном образовании («NEA» 1991 года, статья 23, параграф 3).Сертификат об основном образовании, выданный по окончании 8 класса, позволяет продолжить обучение, получить профессиональную квалификацию («NEA», статья 23, параграф 4) или работать по профессии, требующей кандидатов с оконченным основным образованием.

Частные школы - учреждения открытые или преобразованные по просьбе юридического или физического лица Болгарии, на финансируемые национальным или муниципальным бюджетами, они находятся в арендованных зданиях, или являющихся их собственностью. Родители таких учеников должны оплачивать обучение, включая обязательное до 16 лет. Частные школы имеют право выдавать сертификаты, соответствующие указаниям Приказа № 7 от 2001 года об учреждении и преобразовании частных школ и другим необходимым образовательным документам. Учебные программы частных школ составляются в соответствии с требованиями Уровня образования, Общим образовательным минимумом, Актом об учебных программах, Постановлениями Национального образовательного акта и Указом №6 от 2001 года о распределении образовательного материала минимума общего образования по уровням, этапам и степеням обучения.

За пределами установленной образовательной системы существует множество частных школ и дополнительных образовательных курсов, созданных как для учащихся, так и для взрослых, но обучение на подобных курсах или в подобной школе не гарантирует получение образовательной степени.

Дети с физическими отклонениями - проблемами со слухом, зрением, умственными способностями, речевыми дефектами, хроническими заболеваниями - обучаются в специальных школах, если были использованы все возможности их обучения в основных государственных и муниципальных школах. Специальные школы и детские сады управляются государством. Специальные школы дают общее образование. Некоторые из них также дают профессиональное образование.

Общие цели деятельности специальных школ - обеспечить консультативную, диагностическую, коррекционную, образовательную, реабилитационную и профилактическую помощь детям для того, чтобы компенсировать недостатки и стимулировать дальнейшее развитие.

Для достижения этих целей специальные школы обеспечивают соответствующие социальные и жилищные условия, специальное образовательное и техническое оборудование.

Обучение детей с особыми образовательными потребностями в специальных школах, детских садах и учебных центрах осуществляется по специальной учебной программе, при помощи специальных учебников и учебного материала, а также следуя индивидуальным программам.

Несмотря на существование целой сети подобных школ различного типа в последнее время наметилась тенденция в сторону интеграции таких детей в обычных основных школах - но эта модель еще не была полностью применена на практике, так как в обычных школах нет преподавателей специалистов по дефектологии, а преподаватели обычных школ не знакомы с соответствующими методиками обучения и не имеют опыта применения их. В настоящее время метод интегрирования применяется главным образом к детям с небольшими проблемами со здоровьем.

Акт о высшем образовании от 1995 года и поправки к нему от 1999 г. Ввели в действие новую структуру высшего образования, состоящую из 4 уровней

· специалист в области

· бакалавр

· магистр

· доктор в области

Первый уровень высшего образования - трех- и четырёхлетние программы. После обучения по трехлетней программе выдается диплом и квалификация специалиста в определенной профессиональной сфере. Программы обучения предлагаются в различных обособленно зарегистрированных колледжах или колледжах, интегрированных в единую систему высших учебных заведений. Выпускники колледжей могут продолжить свое обучение для получения степени бакалавра при условиях, установленных государственными требованиями и правилами соответствующего ВУЗа.

Сеть высших школ в Болгарии включает в себя:

· университеты

· специализированные высшие школы

· колледжи.

Они предлагают образовательные программы различных типов и для получения различных степеней и дают возможность получить высшее образование различными путями.

На рисунке 1 представлена структура системы образования Болгарии. Систему профессионального образования рассмотрим наиболее подробно в следующем разделе.

3. CИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В республике Болгария средний уровень образования осуществляется на одной образовательной ступени (средняя школа/высшая школа), которая длится 4 или 5 лет и приводит к окончанию среднего образования.

Среднее образование считается полученным по окончании 12/13 класса и сдачи экзаменов для зачисления в высшее учебное заведение. Оно подтверждается дипломом об оконченном среднем образовании, который позволяет владельцу продолжить свое образование или профессиональное обучение.

Среднее профессиональное образование обеспечивает получение общеобразовательного минимума и получение квалификации по данной профессии в соответствии с государственными образовательными требованиями.

Образовательные программы профессиональных технических школ длятся 2 года и предлагаются по окончании основного образования. Полученная профессиональная квалификация дает право выйти на рынок труда.

Профессиональная подготовка ведется в следующих учреждениях. Их типы и общие характеристические показатели приведены в Таблице 1.

Профильные школы с интенсивным изучением иностранного языка (языковые школы) - зачисление после 7 класса на конкурсной основе. Они включают в себя 8-12 (13) классы.

Профильные средние школы - зачисление после 8 класса (с изучением естественных наук и/или математические школы, гуманитарные, спортивные, художественные школы и т.д.). Они составляют с 9 по 12 классы.

Среднее профессиональное образование дают профессиональные высшие школы, в которые зачисляются ученики после 7 класса основной школы. Они составляют 8/9-12/13 классы. Профессиональные высшие школы предоставляют возможность получить профессиональное образование и профессиональную квалификацию 2 степени в течение 4 лет и 3 степени в течение 5 или 6 лет.

Среднее профессиональное образование можно получить в профессиональных школах, которые дают возможность получить профессиональную квалификацию второй степени.

Не высшее образование после среднего предоставляется профессиональными колледжами, которые дают профессиональную квалификацию 4 степени тем, кто уже получил среднее образование. Длительность обучения в профессиональных колледжах - до 2 лет, в зависимости от степени профессиональной квалификации обучаемого. Студенты профессиональных колледжей должны оплачивать обучение. Наличие профессиональной квалификации 4 степени дает право выпускникам работать по профессии, заниматься комплексной деятельностью в различных условиях, брать на себя обязанности управлять действиями других людей и распределять обязанности.

Профессиональные колледжи - учреждения, принадлежащие системе среднего образования, которые предоставляют не степень высшего образования, а степень профессиональной квалификации.

4. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В БОЛГАРИИ

4.1 Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих в Болгарии

Проанализировав содержание, функции, особенности развития профессиональной подготовки в Болгарии, можно выделить следующие принципы:

· гуманистической направленности,

· интегративности,

· дополнительности,

· рефлексивной активности,

· индивидуально-личностной ориентации,

· осознанной перспективы,

· конструктивного взаимодействия,

· творческого начала,

· последовательности и систематичности,

· технологичности,

Также, в свете последних аналитических исследований в Болгарии считается, что проектный принцип организации системы профессионального образования, дополненный системой постоянно действующей переподготовки кадров, - вот пропуск в постиндустриальное будущее профессионального образования.

Цель и задачи профессионального образования определяют базовые принципы построения и развития его системы, которые обеспечивают опережающий характер содержания обучения в соответствии с требованиями общества, ориентации на развитие личности, индивидуализации учебного процесса, гуманизации и демократизации образования. В системе профессионального образования Болгарии к их числу можно отнести:

· системность

· открытость и доступность

· научность и прагматическая ориентация

· информационность

· индивидуализация и дифференциация обучения

· индикативность

· информационная безопасность

Принцип системности означает, что профессиональное образование в процессе его проектирования, функционирования и развития рассматривается как социально-экономическая система с описанием её структуры, функций, связей, процессов, управления.

Принцип открытости и доступности. Его реализация обеспечивает динамичное развитие системы профессиональное образование за счёт включения новых элементов, образования новых связей и генерации тех образовательных, консалтинговых и иных процессов, которые наиболее оптимально осуществляют текущий социальный заказ общества.

Этот принцип предполагает также создание гибкой системы получения образования, доступной любому желающему, без анализа его образовательного ценза и регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, их передачи и контроля с использованием информационных и педагогических технологий дистанционного обучения.

Принцип научности и прагматической ориентации. Содержание обучения в системе профессионального образования должно формироваться на основе нового научного знания, отражающего современные научные и технико-технологические парадигмы постиндустриальной эпохи. Педагогические конструкты содержания обучения на любом уровне (система повышения квалификации для какой-либо отрасли, стандарт переподготовки по какой-либо специальности, содержание внутрифирменного обучения и т.д.) должны быть ориентированы на достижение конкретных результатов, определяемых текущими и прогнозными требованиями сферы профессиональной деятельности и поддающихся качественной и количественной оценкам.

Принцип информационности. Проектирование и реализация структуры, связей, процессов и управления в системе профессионального образования должны осуществляться на основе современных информационно-коммуникационных технологий и интеллектуальных систем.

Принцип перманентности обеспечивает непрерывность обучения на протяжении всей жизни человека. Реализация этого принципа является важным условием выполнения системой профессионального образования социальных функций: социальной защиты, социальной и профессиональной адаптации.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Этот принцип обеспечивает адресный подбор всех возможностей и средств дополнительного профессионального образования для конкретного человека. В процессе его реализации каждым обучающимся выстраивается индивидуальная образовательная стратегия, а также соответствующий этой стратегии дифференцированный план обучения.

Принцип индикативности управления и контроля. Важным звеном в процессе сопровождения системы оценки и контроля качества является методология определения эффективности функционирования как всей системы профессиональной подготовки, так и её отдельных модулей и элементов. Только на глубокой методологической основе можно создать тот уровень информации, который необходим для принятия педагогически осмысленных и экономически обоснованных решений.

Принцип информационной безопасности обеспечивает разграничение функциональных полномочий и доступа к информации в целях сохранения трех основных свойств защищаемой информации: конфиденциальности, целостности, доступность. Также этот принцип отвечает за защиту интеллектуальной собственности, за соблюдение авторских и имущественных прав, обеспечивает создание, хранение и использование учебно-методических и иных ресурсов, реализует документооборот.

4.2 Содержание профессионального обучения

Учебные программы профессиональных школ и высших профессиональных школ должны соответствовать следующим требованиям. Предлагаемые ими профессии должны быть включены в список профессионального образования, профессиональное обучение должно быть организовано в соответствии с требованиями Акта о профессиональном образовании, содержание программ профессионального образования должно соответствовать государственным образовательным требованиям для получения профессиональной квалификации.

В Болгарии большое внимание уделяется доступности технического и профессионального образования, а также усилению его прагматических аспектов, определяющих связь учебных заведений профессионального образования с миром труда. Учреждениям профессионального образования отводится огромная роль. Существуют колледжи общего и технологического профиля, многофункциональные учебные заведения профессионального образования.

В технических и профессиональных учебных заведениях изучаются общеобразовательные, специальные предметы и проводятся практические занятия. Профессиональную практику учащиеся проходят на предприятиях, которые получают от государства финансовую поддержку за обучение молодежи.

В основе процессуально-содержательного блока развития профессиональной направленности студента лежат теоретические и практические знания и умения.

Теоретические знания: общие знания в области направленности, знания в области будущей профессиональной деятельности, специальные знания в области развития профессиональной направленности. Практические знания и умения - методические и технологические связаны с анализом и корректировкой профессиональной направленности. Сюда относятся знания и умения анализа собственной профессиональной направленности, соотнесения ее особенностей с социальными и собственными потребностями, оценкой возможностей реализации собственных профессиональных целей, умениями планировать и осуществлять корректировку собственной профессиональной направленности.

Обязательное по выбору обучение в профессиональных и профессиональных высших школах состоит из обязательной профессиональной подготовки и обязательного по выбору общего и профессионального обучения.

В спортивных и художественных школах обязательное по выбору обучение используется для изучения специализированных предметов в соответствующей спортивной или художественной сфере.

Все программы профессионального обучения одобряются Министром образования и науки после того, как они были согласованы с различными соответствующими правительственными учреждениями.

4.3 Организационная структура учебного заведения

Процентное распределение учащихся профессиональных училищ по специальностям и уровням квалификации мы видим в Таблице 2:

В болгарской системе профессионального образования учащиеся еще до окончания обязательного образования (т.е., на VII ступени) распределяются по профессиональным училищам и определенным профессиональным сферам. В связи с такой ранней специализацией выпускникам, если они не находят работу, сложнее переориентироваться, чем их сверстникам, получившим общее образование, из-за слабой общеобразовательной подготовки. Кроме того, они часто сталкиваются с трудностями в получении доступа к высшему образованию и имеют меньше возможностей для непрерывного образования.

Набор учащихся в учреждения профессионального образования в последние несколько лет снижался. Тенденции изменения набора учащихся для обучения по программам показывают, что набор увеличивался, начиная с 2001 г., достиг своего максимума в 2003 г., затем начал снижаться и по сравнению с этим максимумом к2007 г. уменьшился на 5%. Однако в течение пятилетнего периода с 2002 по 2007 гг наблюдалось стабильное сокращение набора учащихся на 16%.

Различные объединения работодателей участвуют в разработке, координации и поддержании национальных требований к образованию в системе профессионального образования для присвоения профессиональных квалификаций. Они имеют своих представителей в руководящем органе НАОК и экспертных комиссиях и участвуют в приеме экзаменов на присвоение соответствующих профессиональных квалификаций.

Профсоюзы участвуют в разработке, координации и ведении перечня специальностей подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных учреждениях.

4.4 Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса

В процессе обучения применяются различные методы и техники обучения.

В сфере основного образования применяются как традиционные методы - рассказ, объяснение, демонстрация, взаимодействие и т.д., так и современные - исследование, диалог, участие учеников в создании презентаций, докладов, сочинений. Проводятся также семинарские занятия, где необходимо много думать, парные уроки и т.д. Работа в небольших группах организуется с акцентом на индивидуальное творчество, связанное с отдельными предметами (сочинения, проекты, модели и т.д.).

Начиная с 2002/2003 учебного года была введена новая учебная программа вместе с новыми учебниками. Они отбирались на конкурсной основе. Преподавателям было предложено несколько типов учебников на выбор. Сообщество преподавателей неоднозначно отреагировало на новые идеи. До сих пор продолжаются обсуждения с целью создать современные учебники с качественным дизайном для основного образования.

Если есть необходимое техническое оборудование, при обучении используются аудио и видео средства и наглядные материалы.

В 1999 начался полный пересмотр целей, содержания, методов и технологий обучения. Изменения имеют своей целью модернизировать систему образования, объединив традиционные методы с новейшими разработками. Современные методы обучения представляют собой новый педагогический подход, где ребенок должен принимать активное участие в процессе обучения, уметь применить изученные знания в реальной жизни, где он обучается мотивированно.

Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование.

Вопросы применения мультимедийных технологий в процессе обучения остаются открытыми. Ясно, что использование мультимедийных технологий подразумевает, что выпускники педагогических университетов должны иметь специальную информационную подготовку, в совершенстве владеть механизмами поиска, анализа и сбора информации, должны уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации.

Как видно из вышеизложенного проблема решения теоретических и методологических вопросов использования мультимедийных технологий важна с психологической, технической, педагогической точек зрения. Сейчас над этим вопросом работают и делают успехи болгарские педагоги и исследователи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К положительным сторонам данной системы профессионального образования можно отнести:

· доступность его широким слоям населения (профессионально-технические училища в каждом районе);

· высокий уровень практической подготовки рабочих и специалистов среднего технического звена;

· мобильность в организации подготовки кадров по самым различным направлениям социальной сферы и материального производства;

· достаточная обеспеченность учебными и методическими пособиями всех профессионально-образовательных программ.

Основными недостатками являются следующие:

· мономодель образования, когда его цель - подготовка специалистов для народного хозяйства - формировала сущность системы образования как среды, создаваемой государством для развития человеческих ресурсов, для реализации личностных запросов и потенциальных возможностей;

· слабая связь системы профессионального образования с мировым образовательным процессом (классификация образовательных программ и ступени профессионального образования не до конца соответствует общепринятым названиям и определениям, используемым ЮНЕСКО в области профессионального образования и подготовки кадров).

Я считаю, что все цели исследования, были достигнуты. Остается сделать выводы.

В данном исследовании удалось подробно описать систему образования Болгарии в целом и профессиональную часть в отдельности.

Думаю, удалось достаточно четко сформулировать основные результаты, полученные путем анализа системы подготовки квалифицированных рабочих в Болгарии.

Болгарская система подготовки квалифицированных рабочих достаточно эффективно работает, используются новейшие информационные технологии в обучении, что выгодно представляет ее в мире образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жукова, К.В. О совершенствовании профессиональной подготовки в высшей школе / К.В.Жукова // Сборник теоретико-методологических и научно-методических работ преподавателей вузов «Методология и методика вузовского образования (проблемы и поиски решений)» Ярославль 2004.

2. Полуянов В. Б. "Аутсорсинг: стратегия или средство развития профессионального образования?"

3. Ткаченко Е. В. "Кого и как готовить, или модернизация начального профессионального образования в современных условиях"

4. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. -- М, 1997.

5. Школьные реформы в развитых странах Запада. М., 1992.

6. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.: Сб. под ред. Полат Е.С.; Авт: Полат Е.С., Батюкова З.И. и др. - М.; НИИ СО и УК, 1991, 137с.

7. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.:1982г.

8. Стефановская Т.А. Педагогика и искусство.- М..1998.,с141.

9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.2002г.,с. 312-330.

10. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 423с., с. 199-224.

11. А.П.Беляева Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.,с.143-184

ЭЛЕКТРОННЫЕ ССЫЛКИ

1. Обучение за рубежом, образование за границей [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.study-abroad.kiev.ua/countries_edsys/bulgaria/ - свободный. - Загл. с экрана. - рус. яз.

2. Википедия - свободная энциклопедия [электронный ресурс] - режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/- свободный. - Загл. с экрана. - рус. яз.

3. Экономика Болгарии [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.paneuro.ru/main/bulgaria/economic/- свободный. - Загл. с экрана. - рус. яз.

4. Общество и профессиональное образование [электронный ресурс] - режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2005/0189/analit04.php - свободный. - Загл. с экрана. - рус. яз.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать